 |
| Категории раздела
 | |
Агропром, сельское хозяйство
[119]
|
Археология
[20]
|
Великая Отечественная война
[143]
|
Военачальники, генералы
[38]
|
Военная служба
[17]
|
Военные истории
[16]
|
Возвращение имён
[29]
|
Генеалогия
[6]
|
Георгиевские кавалеры
[3]
|
Герои Советского Союза
[32]
|
Герои Социалистического Труда
[2]
|
Годы жизни Кировской искры
[34]
|
Годы революции и гражданской войны
[60]
|
Горячие точки
[22]
|
Госслужба
[46]
|
День в истории
[12]
|
Депутаты Государственной Думы
[5]
|
Дети войны
[49]
|
Иностранцы в Уржуме
[21]
|
Интересные люди, увлечения
[71]
|
Исторические, заповедные и памятные места
[0]
|
Исторические справки
[53]
|
История, легенды народов, вера
[26]
|
Комсомольская жизнь
[6]
|
Краеведение и краеведы
[42]
|
Культура и искусство
[319]
|
Лесное хозяйство
[25]
|
Медицина
[80]
|
Монастыри, церкви, часовни
[53]
|
Музеи
[48]
|
Некрополь, некрополистика
[5]
|
Образование
[213]
|
Правопорядок, спецслужбы
[133]
|
Православная страница
[128]
|
Политика
[10]
|
Политические лидеры
[234]
|
Почётные граждане Уржума
[44]
|
Почётные граждане Уржумского района
[17]
|
Почта, марки, открытки
[19]
|
Приют, Детские дома
[5]
|
Промыслы, ремёсла
[43]
|
Промышленность, производство, передовики
[91]
|
Революционеры
[22]
|
Реки, озёра, пруды и родники
[24]
|
Сельские поселения
[228]
|
Список лиц, погребенных при церкви
[32]
|
Спорт, туризм
[68]
|
Судьбы
[222]
|
Топонимика, ономастика
[9]
|
Торговля, ярмарки
[13]
|
Транспорт, дороги
[13]
|
Уржум в прошлом
[50]
|
Уржум в настоящем
[27]
|
Уржум - улицы и дома
[11]
|
Уржумские корни
[5]
|
Уржумский уезд
[45]
|
Учёные, инженеры, конструктора
[102]
|
Флора и фауна, природа
[12]
|
Разное
[0]
|
[0]
|
[0]
|
|
 |
 |
| Статистика
 | |
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
 |
|
 | |  |
|
В категории материалов: 26 Показано материалов: 1-10
22 января 2025 г. Ксенофонту Архиповичу Четкарёву, учёному-фольклористу, исполнилось бы 115 лет. |
Семён Демидович Акмазиков родился в 1899 г. в д. Акмазики, по-марийски называемой Шурмаре. Деревня расположена на правой стороне Шурминки, в 1,5 км от Шурмы. С.Д. Акмазиков с детства, с 6-10 лет, знал много легенд, песен и преданий. Их ему рассказывали родная мать, дед и старик Иван Яковлевич Еликов. Кроме легенд и преданий, он знал много сказок. |
Фольклором Шурминских мари в 1930-х гг., кроме К.А. Четкарёва, занимались братья Алексей Матвеевич и Василий Матвеевич Бердниковы, родом из д. Ешпаево. |
В музее д. Тюм-Тюм лежит журнал «У илыш» («Новая жизнь») за 1924 год на марийском языке. Этот журнал моего деда Ивана Романовича Петрушина (1891-1947), который он выписывал. В журнале есть статья «Уржум уйэз», где пишется о марийцах района. |
Уржумка-река стала поилицей и кормилицей для всех населявших край людей. Мари-Турекский муниципальный район расположен на восточной окраине Республики Марий Эл. Отсюда для марийцев начинается легендарная земля Онара, как называют Марийский край в народе. Откуда и как пошла эта раскинувшаяся на полсотни километров в истоках притока реки Вятки Уржумки сторона? |
Уржумский уезд Вятской губернии всегда отличался полиэтническим составом населения. Представители четырёх этносов: русские, марийцы, татары, удмурты – исторически проживали на его территории. Этническая принадлежность населения была тесно связана с конфессиональной. Миссионерская деятельность РПЦ среди язычников в Уржумском уезде, как и в целом в Российской империи, осуществлялась активно, хотя и не увенчалась абсолютным успехом. |
Значительное место в преданиях вотяков занимает борьба с марийским народом. В настоящее время в Яранском и Уржумском уездах совсем не осталось вотяков, между тем воспоминания о том, что вотяки здесь жили, сохранились самые живые. |
Вторая половина XIX в. характеризуется усилением миссионерской деятельности Русской православной церкви как внутри страны, так и за ее пределами. Активная проповедническая работа велась и среди неславянского населения Вятской губернии, в том числе и среди марийцев.
В рассматриваемый период у местных марийцев довольно сильны были языческие пережитки. Регулярно жрецы («карты») совершали в священных рощах моления с жертвоприношениями. Главными очагами язычества являлись Староторьяльский, Юледурский и Куракинский приходы. |
Очерк моего отца К.А. Четкарёва «Тюм-Тюм» связан с важным в его жизни событием. В то утро, в понедельник 20-го августа 1934 года, прежде чем с отрядом этнографов спуститься по Вятке к деревне Тюм-Тюм, 24-летний Ксенофонт успел забежать на почту. В Ленинград, в Академию Наук СССР от него из Уржума ушло заявление с просьбой о приёме в аспирантуру. Тема диссертации на тот момент – «Марийский песенный фольклор». |
На основе разнохарактерного материала исторических источников в статье рассматривается история городов юго-восточной части Вятской губернии: Елабуги, Сарапула, Малмыжа и Уржума. Исследуются причины их возникновения и последующая судьба до начала XX в. Автором обосновывается мысль о необходимости изучения этих городов как единого исторического, географического и экономического пространства в силу их специфического национального состава и месторасположения. Анализируются также процессы миграции татар с территории бывшего Казанского ханства в юго-восточные земли Вятского края, где они со временем превратились в оседлое население, в том числе городское. Предпринимается попытка определения численности мусульманского населения в Елабужском, Малмыжском, Уржумском, Сарапульском уездах и в административных центрах данных территориальных образований. |
| |
 | |  |
|
|