 |
| Категории раздела
 | |
Агропром, сельское хозяйство
[110]
|
Археология
[14]
|
Великая Отечественная война
[119]
|
Военачальники, генералы
[36]
|
Военная служба
[14]
|
Военные истории
[14]
|
Возвращение имён
[25]
|
Генеалогия
[6]
|
Георгиевские кавалеры
[1]
|
Герои Советского Союза
[28]
|
Герои Социалистического Труда
[2]
|
Годы жизни Кировской искры
[28]
|
Годы революции и гражданской войны
[58]
|
Горячие точки
[18]
|
Госслужба
[37]
|
День в истории
[0]
|
Депутаты Государственной Думы
[5]
|
Дети войны
[38]
|
Иностранцы в Уржуме
[18]
|
Интересные люди, увлечения
[63]
|
Исторические, заповедные и памятные места
[0]
|
Исторические справки
[45]
|
История, легенды народов, вера
[20]
|
Комсомольская жизнь
[6]
|
Краеведение и краеведы
[30]
|
Культура и искусство
[282]
|
Лесное хозяйство
[23]
|
Медицина
[69]
|
Монастыри, церкви, часовни
[42]
|
Музеи
[35]
|
Некрополь, некрополистика
[5]
|
Образование
[176]
|
Правопорядок, спецслужбы
[75]
|
Православная страница
[121]
|
Политика
[10]
|
Политические лидеры
[229]
|
Почётные граждане Уржума
[37]
|
Почётные граждане Уржумского района
[12]
|
Почта, марки, открытки
[17]
|
Приют, Детские дома
[4]
|
Промыслы, ремёсла
[38]
|
Промышленность, производство, передовики
[79]
|
Революционеры
[19]
|
Реки, озёра, пруды и родники
[19]
|
Сельские поселения
[213]
|
Список лиц, погребенных при церкви
[32]
|
Спорт, туризм
[60]
|
Судьбы
[204]
|
Топонимика, ономастика
[8]
|
Торговля, ярмарки
[9]
|
Транспорт, дороги
[13]
|
Уржум в прошлом
[36]
|
Уржум в настоящем
[22]
|
Уржум - улицы и дома
[1]
|
Уржумские корни
[5]
|
Уржумский уезд
[42]
|
Учёные, инженеры, конструктора
[76]
|
Флора и фауна, природа
[10]
|
Разное
[0]
|
[0]
|
[0]
|
|
 |
 |
| Статистика
 | |

Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
 |
|
 | |  |
|
В категории материалов: 20 Показано материалов: 1-10
Значительное место в преданиях вотяков занимает борьба с марийским народом. В настоящее время в Яранском и Уржумском уездах совсем не осталось вотяков, между тем воспоминания о том, что вотяки здесь жили, сохранились самые живые. |
Вторая половина XIX в. характеризуется усилением миссионерской деятельности Русской православной церкви как внутри страны, так и за ее пределами. Активная проповедническая работа велась и среди неславянского населения Вятской губернии, в том числе и среди марийцев.
В рассматриваемый период у местных марийцев довольно сильны были языческие пережитки. Регулярно жрецы («карты») совершали в священных рощах моления с жертвоприношениями. Главными очагами язычества являлись Староторьяльский, Юледурский и Куракинский приходы. |
Очерк моего отца К.А. Четкарёва «Тюм-Тюм» связан с важным в его жизни событием. В то утро, в понедельник 20-го августа 1934 года, прежде чем с отрядом этнографов спуститься по Вятке к деревне Тюм-Тюм, 24-летний Ксенофонт успел забежать на почту. В Ленинград, в Академию Наук СССР от него из Уржума ушло заявление с просьбой о приёме в аспирантуру. Тема диссертации на тот момент – «Марийский песенный фольклор». |
На основе разнохарактерного материала исторических источников в статье рассматривается история городов юго-восточной части Вятской губернии: Елабуги, Сарапула, Малмыжа и Уржума. Исследуются причины их возникновения и последующая судьба до начала XX в. Автором обосновывается мысль о необходимости изучения этих городов как единого исторического, географического и экономического пространства в силу их специфического национального состава и месторасположения. Анализируются также процессы миграции татар с территории бывшего Казанского ханства в юго-восточные земли Вятского края, где они со временем превратились в оседлое население, в том числе городское. Предпринимается попытка определения численности мусульманского населения в Елабужском, Малмыжском, Уржумском, Сарапульском уездах и в административных центрах данных территориальных образований. |
Представленный доклад основан на полевых материалах 2015 года, собранных в Уржумском районе Кировской области. Задача экспедиции - изучение культурных особенностей местного марийского населения («уржумских марийцев») и проявлений их национальной идентичности в этноконтактном регионе. |
16 декабря 2018 года в КДЦ г. Уржума вновь звучала марийская музыка. Это был отчетный концерт творческих коллективов народа мари нашего Уржумского района «Ме ял гычын улына» - «Мы родом из деревни». |
Житель Лазарева Закий Касимов — имам, или глава местной мусульманской общины. Каждую пятницу в местной мечети он читает проповеди и учит людей молитвам. |
Проведен сравнительно-исторический анализ изменений в культурной жизни горожан Марийского края в середине XIX в., рассматривается сосуществование культурных и бытовых традиций и новаций по описаниям современников. |
Мамич-Бердей (Мамыш-Берди) марийский сотенный князь. Волости, которыми он распоряжался, находились, очевидно, в низовьях рек Большая и Малая Кокшаги вдоль левого берега Волги близ современного Кокшайска. Такое предположение высказывает Г.И. Перетяткович. Перечисление марийских волостей в Никоновской летописи также наводит на мысль о расположении Мамич-Бердеевых волостей вдоль Волги. |
Ох, как поздно спохватываемся мы, когда многое уже из тех россыпей, легенд и преданий утрачено! Записать бы в свое время все, что рассказывали старики, сохранить! Насколько бы обогатились наши культурные, исторические традиции! Да что поделаешь? |
| |
 | |  |
|
|