 |
| Категории раздела
 | |
Агропром, сельское хозяйство [122]
|
Археология [20]
|
Великая Отечественная война [146]
|
Военачальники, генералы [39]
|
Военная служба [18]
|
Военные истории [18]
|
Возвращение имён [29]
|
Генеалогия [6]
|
Георгиевские кавалеры [3]
|
Герои Советского Союза [32]
|
Герои Социалистического Труда [2]
|
Годы жизни Кировской искры [39]
|
Годы революции и гражданской войны [67]
|
Горячие точки [22]
|
Госслужба [46]
|
День в истории [12]
|
Депутаты Государственной Думы [5]
|
Дети войны [52]
|
Иностранцы в Уржуме [21]
|
Интересные люди, увлечения [72]
|
Исторические, заповедные и памятные места [0]
|
Исторические справки [53]
|
История, легенды народов, вера [26]
|
Комсомольская жизнь [7]
|
Краеведение и краеведы [42]
|
Культура и искусство [322]
|
Лесное хозяйство [26]
|
Медицина [84]
|
Монастыри, церкви, часовни [53]
|
Музеи [49]
|
Некрополь, некрополистика [5]
|
Образование [220]
|
Правопорядок, спецслужбы [135]
|
Православная страница [133]
|
Политика [10]
|
Политические лидеры [234]
|
Почётные граждане Уржума [44]
|
Почётные граждане Уржумского района [17]
|
Почта, марки, открытки [20]
|
Приют, Детские дома [8]
|
Промыслы, ремёсла [46]
|
Промышленность, производство, передовики [91]
|
Революционеры [22]
|
Реки, озёра, пруды и родники [24]
|
Сельские поселения [230]
|
Список лиц, погребенных при церкви [32]
|
Спорт, туризм [69]
|
Судьбы [227]
|
Топонимика, ономастика [9]
|
Торговля, ярмарки [13]
|
Транспорт, дороги [13]
|
Уржум в прошлом [53]
|
Уржум в настоящем [27]
|
Уржум - улицы и дома [12]
|
Уржумские корни [5]
|
Уржумский уезд [46]
|
Учёные, инженеры, конструктора [109]
|
Флора и фауна, природа [12]
|
Разное [0]
|
[0]
|
[0]
|
|
 |
 |
| Статистика
 | |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
 |
|
 | |  |
|
В категории материалов: 26 Показано материалов: 1-10
22 января 2025 г. Ксенофонту Архиповичу Четкарёву, учёному-фольклористу, исполнилось бы 115 лет.
|
Семён Демидович Акмазиков родился в 1899 г. в д. Акмазики, по-марийски называемой Шурмаре. Деревня расположена на правой стороне Шурминки, в 1,5 км от Шурмы. С.Д. Акмазиков с детства, с 6-10 лет, знал много легенд, песен и преданий. Их ему рассказывали родная мать, дед и старик Иван Яковлевич Еликов. Кроме легенд и преданий, он знал много сказок.
|
Фольклором Шурминских мари в 1930-х гг., кроме К.А. Четкарёва, занимались братья Алексей Матвеевич и Василий Матвеевич Бердниковы, родом из д. Ешпаево.
|
В музее д. Тюм-Тюм лежит журнал «У илыш» («Новая жизнь») за 1924 год на марийском языке. Этот журнал моего деда Ивана Романовича Петрушина (1891-1947), который он выписывал. В журнале есть статья «Уржум уйэз», где пишется о марийцах района.
|
Уржумка-река стала поилицей и кормилицей для всех населявших край людей. Мари-Турекский муниципальный район расположен на восточной окраине Республики Марий Эл. Отсюда для марийцев начинается легендарная земля Онара, как называют Марийский край в народе. Откуда и как пошла эта раскинувшаяся на полсотни километров в истоках притока реки Вятки Уржумки сторона?
|
Уржумский уезд Вятской губернии всегда отличался полиэтническим составом населения. Представители четырёх этносов: русские, марийцы, татары, удмурты – исторически проживали на его территории. Этническая принадлежность населения была тесно связана с конфессиональной. Миссионерская деятельность РПЦ среди язычников в Уржумском уезде, как и в целом в Российской империи, осуществлялась активно, хотя и не увенчалась абсолютным успехом.
|
Значительное место в преданиях вотяков занимает борьба с марийским народом. В настоящее время в Яранском и Уржумском уездах совсем не осталось вотяков, между тем воспоминания о том, что вотяки здесь жили, сохранились самые живые.
|
Вторая половина XIX в. характеризуется усилением миссионерской деятельности Русской православной церкви как внутри страны, так и за ее пределами. Активная проповедническая работа велась и среди неславянского населения Вятской губернии, в том числе и среди марийцев.
В рассматриваемый период у местных марийцев довольно сильны были языческие пережитки. Регулярно жрецы («карты») совершали в священных рощах моления с жертвоприношениями. Главными очагами язычества являлись Староторьяльский, Юледурский и Куракинский приходы.
|
Очерк моего отца К.А. Четкарёва «Тюм-Тюм» связан с важным в его жизни событием. В то утро, в понедельник 20-го августа 1934 года, прежде чем с отрядом этнографов спуститься по Вятке к деревне Тюм-Тюм, 24-летний Ксенофонт успел забежать на почту. В Ленинград, в Академию Наук СССР от него из Уржума ушло заявление с просьбой о приёме в аспирантуру. Тема диссертации на тот момент – «Марийский песенный фольклор».
|
На основе разнохарактерного материала исторических источников в статье рассматривается история городов юго-восточной части Вятской губернии: Елабуги, Сарапула, Малмыжа и Уржума. Исследуются причины их возникновения и последующая судьба до начала XX в. Автором обосновывается мысль о необходимости изучения этих городов как единого исторического, географического и экономического пространства в силу их специфического национального состава и месторасположения. Анализируются также процессы миграции татар с территории бывшего Казанского ханства в юго-восточные земли Вятского края, где они со временем превратились в оседлое население, в том числе городское. Предпринимается попытка определения численности мусульманского населения в Елабужском, Малмыжском, Уржумском, Сарапульском уездах и в административных центрах данных территориальных образований.
|
| |
 | |  |
|
|