Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [43]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Георгич

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С. ГРОМОВА СРЕДИ УРЖУМСКИХ МАРИЙЦЕВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
А. А. МАШКОВЦЕВ (г. Киров)
МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С. ГРОМОВА СРЕДИ
УРЖУМСКИХ МАРИЙЦЕВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Вторая половина XIX в. характеризуется усилением миссионерской деятельности Русской православной церкви как внутри страны, так и за ее пределами. Активная проповедническая работа велась и среди неславянского населения Вятской губернии, в том числе и среди марийцев.
По переписи 1897 г., наибольший процент марийцы составляли в Уржумском уезде, где их насчитывалось 72092 чел. (при 200-тысячном русском населении), причем в 10 приходах (Сернурском, Юледурском, Куракинском и др.) они численно превалировали.
В рассматриваемый период у местных марийцев довольно сильны были языческие пережитки. Регулярно жрецы («карты») совершали в священных рощах моления с жертвоприношениями. Главными очагами язычества являлись Староторьяльский, Юледурский и Куракинский приходы.
Христианские идеи занимали лишь незначительное место в мировоззрении марийцев. Причиной тому была слабая проповедническая работа приходского духовенства, большая часть которого даже не знала языка своей паствы. Марийцы «не понимая того, что совершается в церкви на непонятном для них церковнославянском языке, редко посещали храм» (ГАКО. Ф. 811. Оп. 1. Д. 493. Л. 3).
Вследствие слабого усвоения норм христианской морали на низком уровне находилось нравственное состояние местных жителей. В 1893 г. по Уржумскому уезду было зафиксировано 305 случаев незаконных сожительств между марийцами, однако полиция для их пресечения практически никаких мер не принимала. Из отчетов священнослужителей видно, что «некоторые сотские иг десятские сами живут блудно, а увещания священников на них мало действуют» (ГАКО. Ф. 811. Оп. 1. Д. 382. Л. 1 об.).
Подобное положение сильно беспокоило епархиальное начальство. В уезд были направлены специально подготовленные миссионеры, среди которых можно особо выделить С. Громова. Его деятельность заключалась в систематическом объезде марийских селений и ведении душеполезных бесед и проповедей среди их жителей. Только в течение одного 1893 г. Громов посетил 63 населенных пункта в 16 приходах. Будучи сторонником системы Н. И. Ильминского, С. Громов каждую беседу начинал и оканчивал молитвой на марийском языке. Так, 22 мая 1893 г. на сходе крещеных марийцев у дер. Купсола Марисолинского прихода (присутствовало более 2000 чел.) по учебнику, изданному Казанской переводной комиссией, им был отслужен молебен на марийском языке. Песнопение также прошло на марийском, чем «все присутствовавшие остались весьма довольны» (ГАКО. Ф. 811. Оп. I. Д. 382. Л. 2 об.).
Однако сам С. Громов писал, что «очень немногие из черемис оставляют свои языческие обряды и суеверия, многие остаются па полпути». Причину этого он видел в том, что «миссионер, имея в своем распоряжении несколько сот деревень, не имеет возможности посещать их ежегодно. Послушав проповедь в продолжении двух часов, черемисы должны потом ждать миссионера 2—3
юда». Для выхода из создавшейся ситуации Громов считал необходимым увеличить число инородческих миссионеров, придать им помощников, а также открыть новые миссионерские школы. Сам он еще в 1893 г. создал у себя на квартире женскую школу, в которой в 1894 г. обучалось 23 девочки. По его инициативе были открыты Сардинская и Чаловенная школы (ГАКО. Ф. 811. Оп. I. Д. 426. Л. 9).
К сожалению, активная деятельность С. Громова проходила па фоне почти полного безразличия и равнодушия приходского духовенства. Позднее Громов напишет: «О деятельности духовенства в деле инородческой миссии могу сказать, что оно мало заботится о просвещении черемис; мне кажется, что нет у него любви к этому несчастному и бедному народу, а без искренней: любви не может быть энергии и охоты проповедывать Слово Божие»..
Тем не менее просветительская деятельность С. Громова и других миссионеров не была бесплодной. Результатом ее стало увеличение числа учебных заведений (как светских, так и духовных) в местах компактного проживания марийского населения, что вело к повышению их культурного уровня. Перевод богослужения на язык местных жителей, распространение переводной богословской литературы способствовали лучшему усвоению марийцами христианских канонов. Новое поколение марийцев, получившее начальное и среднее образование, знакомое с христианской догматикой, Священным Писанием, свободно владеющее русским языком, вступало в XX век с кардинальными изменениями в мировоззрении.
Источник: История и культура Волго-Вятского края (к 90-летию И90 Вятской ученой архивной комиссии). Тезисы докладов и сообщений к межрегиональной научной конференции. Киров; Волго-Вятское кн. изд-во, Кировское отд., — С. 192-193.
Категория: История, легенды народов, вера | Добавил: Георгич (26.10.2021)
Просмотров: 154 | Теги: Вятская губерния, Уржум, Миссионер, марийцы, язычество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта