Хранитель марийских преданий
22 января 2025 г. Ксенофонту Архиповичу Четкарёву, учёному-фольклористу, исполнилось бы 115 лет.
В.К. Четкарёв на могиле отца в Йошкар-Оле
Несколько лет назад я о нём уже писал. Он родился в Байсе, в 3 года остался сиротой. Вот так писал Ксенофонт Архипович в своей автобиографии: «Летом 1913 года по настойчивой просьбе двоюродной сестры дедушка по матери Василий Иванович Четкарёв привёз меня, слепого и в нарывах, лечил в течение двух лет. Сам он жил очень бедно, на восемь едоков имел ½ души (душевого надела) земли. Хлеба хватало только до Рождества, а потому дедушка всё время ходил плотничал, а сыновья Андрей и Семён пастушили».
Сын Вячеслав Ксенофонтович уже много лет работает над архивами своего отца. Есть еще материалы, которые будут не безынтересны не только марийскому, но и русскому народу.
Вот, к примеру, дискуссия К.А. Четкарёва и Д.К. Зеленина.
Зеленин рассказывает о своих наблюдениях в конце XIX века. Как «русский вселяется в удмуртскую деревню правдами и неправдами в качестве новожила или припущенника. Потом с его помощью селится другой и третий. Мало-помалу, благодаря большей культурности и хитрости, русские новопоселенцы берут во всех отношениях перевес над старожилами».
К. Четкарёв: Дело в том, что к приходу русских у мари не было крупных деревень. Русские селились там, где было место, а потом их селения разрастались.
Зеленин несправедливо говорит, что в XVI веке русские нашли марийцев и вотяков на берегах реки Вятки, где у них были города Болвановск, Никулицкое и Кокшаров. «Теперь же (и уже давно) ни одного марийца или вотяка на берегах Вятки или хотя бы вблизи этой реки нет».
К. Четкарёв: Это чушь. А Тюм-Тюм, Кинерь и др.?
К.А. Четкарёв называет отдельные выводы статьи Д.К. Зеленина «несправедливыми» и даже «чушью», а главный его посыл о военной колонизации русскими восточно-финских земель вообще «от начала до конца реакционным».
Вот так он говорит о двоеверии мари в 1950-е гг.: «По существу, большинство марийцев бывали в церкви только три раза в жизни: когда крестились, когда венчались и когда их отпевали. Да ещё в день радуницы, когда они заходили в церковь, чтобы поп назвал их близких предков. Праздник радуницы (роднича) – обычай поминания умерших на могилах на послепасхальной неделе, сохранившийся у православных как пережиток древнего культа мёртвых. У мари он проводился так, что христианство соединялось с язычеством. Мне самому пришлось быть в детстве – это было в 1915 году – в радуницу в Кукнуре. Сперва все наши шли к церковной ограде и расставляли свои угощения – блины, рыбу, мёд и кумышку. Поминали, а затем шли на кладбище. Кладбище мари и русских одно. Получалась там довольно поразительная картина: марийцы, собравшись вместе с родными, устраивались на могиле старейшего родственника – пили кумышку, пиво, ели блины. Затем начиналась игра на гуслях и шубыре (волынка). В то время, когда русские женщины рыдали (выли), то марийцы плясали и пели весёлые песни».
В своей статье «Марийские предания об Акпарсе» Ксенофонт Архипович пишет, что присоединение мари к Русскому государству дало марийцам большой толчок вперёд во всех отношениях.
Затем, дав совершенно противоположную характеристику луговым марийцам, он продолжает: «Горные черемисы, напротив, все занимаются земледелием, живут сплочённо и в близких связях с русскими, живо усваивают себе разные рукоделия и ремесла (так что у них есть по деревням, например, свои кузницы, плотники, каменщики, столяры, даже мастера золотых и серебряных вещей). Наконец, заводят у себя школы для обучения детей. Грамотность развита между ними до такой степени, что в каждой черемисской деревне непременно найдется человек десять грамотных».
Далее в статье он рассказывает о первом марийском учителе Иване Яковлевиче Малярове, который после окончания школы был маляром и до 1870 года ходил по марийским деревням – работал и изучал свой народ. Затем учил детей в Кузнецовской школе, открытой в 1869 году братством святителя Гурия. Широко известны опубликованные Маляровым в 1873 году в трёх номерах Известий по Казанской епархии «Беседы к черемисам Кузнецовского прихода».
А вот два абзаца из статьи «Марийские родоплеменные богатыри»:
«Колхозник Еликов Семён Иванович из Шурминского района Кировской области в 1937 году рассказал нам, как, когда и под чьим руководством, по представлениям марийцев, происходило расселение народа. Он назвал имена трех родоначальников: Шуран-шур мари, Болтуша и Кугарка. Первый расселил свой род в Шурминском районе; второй в Малмыжском районе и третий в Советском районе Кировской области. Все эти три лица имеют, по преданиям, свою богатую биографию, на каждой из них следовало бы остановиться в отдельности».
Вот какой образ Шуран-тукан-шур мари даёт сказитель С.Д. Акмазиков. «Шуран (тукан) Шур мари был очень ловким и сильным. Зимой на охоту и рыбную ловлю ездил всегда на лыжах. Лыжи у него, так называемые Шукан-ваштар, т.е. «свистящий клён», были на обочине. На таких лыжах ездил настолько быстро, что во время его хода отстранялись не только сухие, но и живорастущие деревья. Когда он ездил за рыбой на реку Уржумку, то всегда приказывал жене кипятить воду для ухи. Жена даже не успевала вскипятить воду, как он уже приезжал с рыбой обратно, а расстояние до реки было 60 вёрст. Быстрая езда получалась у него потому, что он, как только вставал на лыжи, сразу стегал их трёхгодовалым прутом. Потому и отстранялись от него сухие и живые деревья».
Подготовил А. ПЕТРУШИН
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 5. 1 февраля 2025 г. |