Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [119]
Археология [20]
Великая Отечественная война [143]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [29]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [3]
Герои Советского Союза [32]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [34]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [46]
День в истории [12]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [49]
Иностранцы в Уржуме [21]
Интересные люди, увлечения [71]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [53]
История, легенды народов, вера [26]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [42]
Культура и искусство [319]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [80]
Монастыри, церкви, часовни [53]
Музеи [48]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [213]
Правопорядок, спецслужбы [133]
Православная страница [128]
Политика [10]
Политические лидеры [234]
Почётные граждане Уржума [44]
Почётные граждане Уржумского района [17]
Почта, марки, открытки [19]
Приют, Детские дома [5]
Промыслы, ремёсла [43]
Промышленность, производство, передовики [91]
Революционеры [22]
Реки, озёра, пруды и родники [24]
Сельские поселения [228]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [222]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [13]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [50]
Уржум в настоящем [27]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [102]
Флора и фауна, природа [12]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Хранитель марийских преданий
Хранитель марийских преданий

22 января 2025 г. Ксенофонту Архиповичу Четкарёву, учёному-фольклористу, исполнилось бы 115 лет.


В.К. Четкарёв на могиле отца в Йошкар-Оле

Несколько лет назад я о нём уже писал. Он родился в Байсе, в 3 года остался сиротой. Вот так писал Ксенофонт Архипович в своей автобиографии: «Летом 1913 года по настойчивой просьбе двоюродной сестры дедушка по матери Василий Иванович Четкарёв привёз меня, слепого и в нарывах, лечил в течение двух лет. Сам он жил очень бедно, на восемь едоков имел ½ души (душевого надела) земли. Хлеба хватало только до Рождества, а потому дедушка всё время ходил плотничал, а сыновья Андрей и Семён пастушили».
Сын Вячеслав Ксенофонтович уже много лет работает над архивами своего отца. Есть еще материалы, которые будут не безынтересны не только марийскому, но и русскому народу.
Вот, к примеру, дискуссия К.А. Четкарёва и Д.К. Зеленина.
Зеленин рассказывает о своих наблюдениях в конце XIX века. Как «русский вселяется в удмуртскую деревню правдами и неправдами в качестве новожила или припущенника. Потом с его помощью селится другой и третий. Мало-помалу, благодаря большей культурности и хитрости, русские новопоселенцы берут во всех отношениях перевес над старожилами».
К. Четкарёв: Дело в том, что к приходу русских у мари не было крупных деревень. Русские селились там, где было место, а потом их селения разрастались.
Зеленин несправедливо говорит, что в XVI веке русские нашли марийцев и вотяков на берегах реки Вятки, где у них были города Болвановск, Никулицкое и Кокшаров. «Теперь же (и уже давно) ни одного марийца или вотяка на берегах Вятки или хотя бы вблизи этой реки нет».
К. Четкарёв: Это чушь. А Тюм-Тюм, Кинерь и др.?
К.А. Четкарёв называет отдельные выводы статьи Д.К. Зеленина «несправедливыми» и даже «чушью», а главный его посыл о военной колонизации русскими восточно-финских земель вообще «от начала до конца реакционным».
Вот так он говорит о двоеверии мари в 1950-е гг.: «По существу, большинство марийцев бывали в церкви только три раза в жизни: когда крестились, когда венчались и когда их отпевали. Да ещё в день радуницы, когда они заходили в церковь, чтобы поп назвал их близких предков. Праздник радуницы (роднича) – обычай поминания умерших на могилах на послепасхальной неделе, сохранившийся у православных как пережиток древнего культа мёртвых. У мари он проводился так, что христианство соединялось с язычеством. Мне самому пришлось быть в детстве – это было в 1915 году – в радуницу в Кукнуре. Сперва все наши шли к церковной ограде и расставляли свои угощения – блины, рыбу, мёд и кумышку. Поминали, а затем шли на кладбище. Кладбище мари и русских одно. Получалась там довольно поразительная картина: марийцы, собравшись вместе с родными, устраивались на могиле старейшего родственника – пили кумышку, пиво, ели блины. Затем начиналась игра на гуслях и шубыре (волынка). В то время, когда русские женщины рыдали (выли), то марийцы плясали и пели весёлые песни».
В своей статье «Марийские предания об Акпарсе» Ксенофонт Архипович пишет, что присоединение мари к Русскому государству дало марийцам большой толчок вперёд во всех отношениях.
Затем, дав совершенно противоположную характеристику луговым марийцам, он продолжает: «Горные черемисы, напротив, все занимаются земледелием, живут сплочённо и в близких связях с русскими, живо усваивают себе разные рукоделия и ремесла (так что у них есть по деревням, например, свои кузницы, плотники, каменщики, столяры, даже мастера золотых и серебряных вещей). Наконец, заводят у себя школы для обучения детей. Грамотность развита между ними до такой степени, что в каждой черемисской деревне непременно найдется человек десять грамотных».
Далее в статье он рассказывает о первом марийском учителе Иване Яковлевиче Малярове, который после окончания школы был маляром и до 1870 года ходил по марийским деревням – работал и изучал свой народ. Затем учил детей в Кузнецовской школе, открытой в 1869 году братством святителя Гурия. Широко известны опубликованные Маляровым в 1873 году в трёх номерах Известий по Казанской епархии «Беседы к черемисам Кузнецовского прихода».
А вот два абзаца из статьи «Марийские родоплеменные богатыри»:
«Колхозник Еликов Семён Иванович из Шурминского района Кировской области в 1937 году рассказал нам, как, когда и под чьим руководством, по представлениям марийцев, происходило расселение народа. Он назвал имена трех родоначальников: Шуран-шур мари, Болтуша и Кугарка. Первый расселил свой род в Шурминском районе; второй в Малмыжском районе и третий в Советском районе Кировской области. Все эти три лица имеют, по преданиям, свою богатую биографию, на каждой из них следовало бы остановиться в отдельности».
Вот какой образ Шуран-тукан-шур мари даёт сказитель С.Д. Акмазиков. «Шуран (тукан) Шур мари был очень ловким и сильным. Зимой на охоту и рыбную ловлю ездил всегда на лыжах. Лыжи у него, так называемые Шукан-ваштар, т.е. «свистящий клён», были на обочине. На таких лыжах ездил настолько быстро, что во время его хода отстранялись не только сухие, но и живорастущие деревья. Когда он ездил за рыбой на реку Уржумку, то всегда приказывал жене кипятить воду для ухи. Жена даже не успевала вскипятить воду, как он уже приезжал с рыбой обратно, а расстояние до реки было 60 вёрст. Быстрая езда получалась у него потому, что он, как только вставал на лыжи, сразу стегал их трёхгодовалым прутом. Потому и отстранялись от него сухие и живые деревья».
Подготовил А. ПЕТРУШИН

Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 5. 1 февраля 2025 г.
Категория: История, легенды народов, вера | Добавил: Георгич (13.03.2025)
Просмотров: 35 | Теги: Тюм-Тюм, Уржум, культура, Мари, Четкарёв | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта