Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [119]
Археология [20]
Великая Отечественная война [143]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [29]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [3]
Герои Советского Союза [32]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [34]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [46]
День в истории [12]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [49]
Иностранцы в Уржуме [21]
Интересные люди, увлечения [71]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [53]
История, легенды народов, вера [26]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [42]
Культура и искусство [319]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [80]
Монастыри, церкви, часовни [53]
Музеи [48]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [213]
Правопорядок, спецслужбы [133]
Православная страница [128]
Политика [10]
Политические лидеры [234]
Почётные граждане Уржума [44]
Почётные граждане Уржумского района [17]
Почта, марки, открытки [19]
Приют, Детские дома [5]
Промыслы, ремёсла [43]
Промышленность, производство, передовики [91]
Революционеры [22]
Реки, озёра, пруды и родники [24]
Сельские поселения [228]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [222]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [13]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [50]
Уржум в настоящем [27]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [102]
Флора и фауна, природа [12]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Братья собирали преданья мари
Братья собирали преданья мари

Фольклором Шурминских мари в 1930-х гг., кроме К.А. Четкарёва, занимались братья Алексей Матвеевич и Василий Матвеевич Бердниковы, родом из д. Ешпаево.


Василий Матвеевич (1909-1943), участник войны, погиб в 1943 г. До войны в Шурминском районе от 9 человек он собрал 85 сказок. Больше всего сказок рассказал Яков Матвеевич Филиппов из колхоза «Красный воин» д. Никитино - 42 сказки. Кроме него, сказки рассказали жители Ешпаева, Никитина, Васькина, Акмазиков.
Алексей Матвеевич Бердников работал учителем Уржумской фельдшерской школы, а в 1939-1941 гг. был сотрудником сектора истории Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Он собирал материалы марийской истории, фольклора (легенды, предания, песни, загадки, поговорки) у привятских мари.
 

А.М. Бердников

В Шурминском районе в 1938 г. он собирал материал в деревнях: Ешпаево, Никитино, Васькино, Актыгашево, Мамашево, Акмазики, Ешполдино, Тюм-Тюм. Собрал 42 предания. Больше всего рассказали в Ешпаеве: от 13 человек собрал 21 предание, историю, песню. В 1940 г. от 23 человек он собрал 68 преданий, больше всего преданий опять же в Ешпаеве – 9 человек рассказали 110 преданий.
 



Сборники преданий А.М. Бердникова

Все эти предания совсем недавно я прочитал. О чем в них идет речь?
В десяти преданиях говорится о князьях Тюкан-Шуре и Акмазике. Эти имена сохранились в местных названиях: р. Шурминка, с. Шурма, Шурминский завод, д. Шурма-Никольский, д. Ешпаево по-марийски Шур-Мучаш, д. Акмазики по-марийски Шур-Мари.
Есть легенды, которые дают указание, что марийцы, живущие в настоящее время в Шурминском районе, в прежние времена проживали по Волге, под Казанью, около озера Кабана. Марийцы были вынуждены под натиском какой-то силы, по всей вероятности, монгольского нашествия, покинуть прадедовское место жительства. Отодвинувшись от Волги, марийцы стали жить «в горах и лесах».
В некоторых преданиях говорится о переселении мари из Шурминского и Уржумского районов на Восток (Урал, Башкирия, Сибирь). Причина переселения – политика самодержавия и христианизация мелких народностей.
Есть предания, рассказывающие, что на правом берегу Вятки когда-то жили удмурты, и марийцы вытеснили их на левый берег. Подтверждением этой версии служат народные названия бывших деревень Озинерь (Куртеево) и Одонер (Мишкино), что находились в Русско-Тимкинском и Деяновском с/с.
Легенды и предания говорят о феодальном строе у мари, об органах управления, об относительной независимости древних мари, как происходили междоусобицы и борьба отдельных племен.
Вот как о Шурминских марийцах писал А.М. Бердников в 1939 г.:
«Шурминские марийцы именуют себя «вюд тюр мари», что значит: мари у берега воды, или мари, живущие вблизи судоходной Вятки. А прочих мари (мари-турекских, косолаповских, сернурских) называют «шунго мари», что значит: мари сухие, безводные. Язык шурминских мари не отличается от лугового и восточного, но в наречиях и в говоре имеется разница. «Шунго» мари прибавляет к имени существительному во множественном числе окончание «шамыч», а в Шурме «лак». Местоимение «ты, я» произносят шурминцы «тинь, минь», а сернурские «тый, мый». Женщина «шунго» мари носит на голове «шымакш», а шурминские - «лапка калпак» - низкий колпак.
Кроме того, Шурминские марийцы и вообще «шурмаки» отличаются на лесосплаве ловкостью и подвижностью сравнительно с мари, живущими вдали от рек. Между прочим, шурминские лесосплавщики называют «шунго мари» неопытных людей, неповоротливых в процессе работы лесосплава, которые окунулись в воду.
Затем, шурминские марийцы отличаются от сернурских песнями, мотивом или мелодией. Мелодия песен здесь совершенно своеобразная.
До Великой Октябрьской социалистической революции население этих районов, имея небольшой участок земли, в большинстве эксплуатировались лесопромышленниками на лесозаготовках и лесосплаве, куда марийцы отправлялись целыми артелями. Они приезжали в свою деревню только на уборку урожая, но и то не все. В сельском хозяйстве приходилось работать старикам и женщинам.
Из собранного материала на долю Шурминского района падает приблизительно 80%, остальное - доля Уржумского района. Этот подсчёт показывает особенное богатство фольклора в Шурминском районе, особенно в деревне Тюм-Тюм».
Прочитав этот материал, многие вспомнят, я думаю, своих предков и пожалеют, что так мало знают о них, мало интересовались их прошлым.
На фото: А.М. Бердников; сборники преданий
А.М. Бердникова.
Легенды Шурмы
Вот что рассказал в 1938 году Василий Дмитриевич Петиганов из д. Мамашево:
Марийцы, проживающие около Шурмы, переселились из-под Казани. Передвигались водным путём. Во время переселения по аккомпанемент пузыря пели песню:
Чёрная стерлядь!
Ох, чёрная стерлядь!
Где ты пристанешь,
где отдохнёшь?
Где же твой омут
и где же твой берег?
Берег твой белый,
там отдохнёшь.
Слышал от деда, который прожил более 100 лет, что первыми поселенцами в нашей местности были прадеды Мамаш и Петиган. А за речкой Шурминкой поселились Акмазик, Елика, Ешполда (Товарна), Тюкан Шур – марий и др.
Прадеды Петиган и Мамаш занимались хлебопашеством, пчеловодством, охотой, держали скот. Хозяйство было богатое. Недаром они впоследствии свели дружбу с барином Мосоловым. В их хозяйстве первой появилась телега на железном ходу. Подружившись с богатым прадедом Ибраем, Петиган и Мамаш вместе с ним добывали железную руду. С приездом Мосолова, крепостника-помещика, разработку руды стали производить на его средства. В с. Шурма Мосолов основал чугунолитейный и железоделательный заводы. Мамаш и Петиган не были крепостными, а считались государственными крестьянами.


Впоследствии в нашу деревню приехали на житьё русские (новики) Рудомётов, Копылов и др. Стали жить вместе с марийцами. Дед говорил, что Тюкан Шур с Мамашем сроднились и в праздник Семик ходили друг к другу в гости. У Мамаша, прадеда, было ещё поле за д. Даровские и леса, где были борти (пчелиные) и покосы. Эту местность до самой революции называли «Поле Мамаша». Жители деревни раньше поклонялись Кереметю, Вюрзюм Пондаш Кугуза или Курурук Кугу енг (Кукарка), который проживал в г. Кукарка (ныне Советск).
Иван Дмитриевич Иванов из д. Акмазики рассказал другую легенду:
Во время крещения мари на том месте, где теперь д. Зайцево, жили марийцы. Их было 120 дворов. Не хотели они принимать христианскую веру. Сговорились меж собой и в одну ночь покинули свою деревню и ушли в Уфимскую сторону.
Сказочник из Петрушино
Исполнилось 140 лет со дня рождения сказочника Даниила Алексеевича Лебедева (1884-1929). Он родился в д. Петрушино. В 1914 г. Д.А. Лебедева призвали на Первую мировую войну, в 1915 г. он попал в плен. С военнопленными марийской национальности, находившимися в лагере около города Эстергон в Австро-Венгрии, пообщался ученый Эден Беке. Целью венгерского исследователя было изучить устное поэтическое творчество, мифологию, религию и язык мари. От 29 пленных марийцев Э. Беке удалось записать много легенд, поверий, молитв, языческих обрядов, обычаев, заклинаний и т.д.
Одной из работ Э. Беке стала книга «Черемисские сказки, легенды, рассказы», которую выпустило общество финно–угроведов в Хельсинки в 1938 году. В книге были и сказки, рассказанные жителем д. Петрушино Д.А. Лебедевым. Венгерскому ученому он тогда на марийском языке рассказал 78 сказок. Кроме сказок, Беке записал от Лебедева 33 песни, 196 пословиц, 119 загадок, 181 заклинание, около 30 рассказов об обычаях и быте мари. Это исключительный случай в литературе по фольклористике.
Вернувшись из плена, Даниил Алексеевич вместе с женой воспитал дочь Анну и сына Василия.
Гребень Овды
(Сказка)
Давно это было. Пошел я рыбу ловить. Иду около воды и вижу - сидит русалка, волосы свои расчесывает. Волосы у нее длинные, до земли достают. Я подошел тихонько, незаметно и сказал: «Бог в помощь!». Она испугалась, руку разжала, гребень уронила, а сама прыгнула в воду. Я взял гребень, принес домой, чтоб своим показать. Гребень весь из серебра сделан. А когда ночью лег спать, русалка всю ночь спать не давала, клянчила: «Гребень принеси да гребень принеси». Утром я гребень отнес на то место. Положил, а сам отошел в сторону. Потом пошел посмотреть – гребня не было. Забрала русалка обратно свой гребень.
Перевела с марийского Л. Тимкина, д. Зоткино, правнучка Д. Лебедева.
Подготовил А. ПЕТРУШИН

​​​​​​​

Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 1. 4 января 2025 г.
Категория: История, легенды народов, вера | Добавил: Георгич (12.01.2025)
Просмотров: 74 | Теги: Сказания, Уржум, народы, Петрушино, Мари, сказки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта