Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [43]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Противостояние удмуртов и марийцев в средние века
Противостояние удмуртов и марийцев в средние века
 
Значительное место в преданиях вотяков занимает борьба с марийским народом. Мари пришли в Волжско-Камский край с юго-запада, из Приокского края. Под напором русской колонизации, с 9-10 века они стали постепенно передвигаться к востоку и расселяться по междуречью Волги и Вятки. Это переселение было настолько настойчивым и энергичным, что между 10 и 14 столетиями вотяки вынуждены были оставить свои городища на Пижме, Немде и отодвинуться на восток. В настоящее время в Яранском и Уржумском уездах совсем не осталось вотяков, между тем воспоминания о том, что вотяки здесь жили, сохранились самые живые. Названия всех крупных рек как в южных уездах Вятской губернии, так и в Марийской области – вотские: Кокшага, Рутка, Илеть, Пижма, Немда, Иж, Буя и т.д. Мари называют древние городища в этой местности «од-илем», т.е. вотское поселение.
В некоторых местностях сохранились названия «Вотский лес», «Вотская дорога», напоминающие о прежних насельниках Марийского края. Около Ернурского городища происходила особенно оживленная борьба между вотяками и мари. Вотяки оборонялись, мари вели нападение, наступая со стороны Волги. Героем вотяков здесь является «Одо». Мари никак не могли взять «Одо-илем» и захватили его, благодаря техническому усовершенствованию своего оружия (луков). Вотяки проиграли сражение и выселились из этой местности. Вотские луки, захваченные мари, как трофеи, до сих пор хранятся в некоторых марийских семьях. Один из них вместе с тупой стрелой был прислан в Вятский губернский статистический комитет в 1880-х годах и вполне похож на другой вотский лук, хранящийся в Вятском музее.
Мари прочно заняли Яранский, Уржумский и Кокшайский край, в Малмыжском уезде перешли на левый берег Вятки и стали двигаться далее на восток. Интересная картина смены вотских поселений марийскими наблюдается в этом районе. Целый ряд селений с вотскими названиями к середине 16 века оказался имеющим марийское население. Кокшар, Кукар, Уржум, Малмыж – все это вотские, а не марийским имена. В окрестностях Малмыжа названия селений сплошь вотские: Конба (Гоньба), Азэль (Азелино), Коса, Буртек, Аргыж, Аджим, Бур (Бурец), Мелеть, Тушка, Кильмезь, Порек и т.д., а между тем вотского населения в этих селениях не сохранилось. В Малмыжском уезде сохранилось много преданий о борьбе вотяков с мари. Героями этой борьбы считаются Бурсин, Селта, Тутой и Янтамыр. Предания о них записаны Б. Мункачи и Б.Г. Гавриловым. Легенда о состязании кочками передается и существует как у вотяков, так и у мари, причем толкуется каждым народом в свою пользу. Борьба с наступлением мари была для вотяков очень трудной и стоила им больших трудов. Отражение ее мы имеем в эпических сказаниях о героях.
Продолжительное наступление мари на восток было остановлено путем упорного напряжения вотских сил, объединившихся для этой борьбы. Когда мари дошли до истоков Кильмези и стали непосредственно угрожать вторжением в бассейн Чепцы, это заставило вотяков оказать им энергичное сопротивление и дать решительный отпор. Генеральное сражение произошло между р. Кильмезью и Увой, в окрестностях с. Селты, Мултан-Тукля и д. Ст.Монья. С.К. Кузнецовым записано следующее предание об этой битве: «Враждующиеся стороны сошлись в лесу, у поляны. Когда черемисы высыпали на открытое место, вотяки подались в лес, и в то время, как последние из них мужественно отражали натиск врагов, задние вотяки окружили поляну и навесной стрельбой из луков привели черемис в крайнее замешательство. Сыплющиеся сверху стрелы пригвождали обутые в лапти ноги черемис к земле или ранили в голову, шею и спину. Бросившиеся в бегство, черемисы были все перебиты».
В верховьях р. Кильмези, в окрестностях д. Каравай-Пудга, вотяками было взято марийское городище Пор кар, и мари были разбиты на урочище, получившем название «Пор бордон», т.е. «марийский плач». В 1860-х годах вотяки здесь ежегодно праздновали свою победу, собираясь на Пор кар для поминания павших героев и для радостного пира. Решительная победа над мари ежегодно поминается селтинскими, зятцинскими и мултан-туклинскими вотяками в ночь на страстной четверг, которая называется «пор кулон уй», т.е. ночь смерти мари.
После поражения, понесенного мари, они прекратили свое движение к востоку и отхлынули к низовьям Кильмези. Вотяки вновь вернули себе почти весь бассейн Кильмези и только левый берег Кильмези, от устья Валы до впадения в Вятку (Кильмезская и Порекская волости) остались в руках мари. Захваченные в плен мари были обращены в рабов, и у вотяков некоторых местностей Глазовского уезда сохранились воспоминания о том, что у их предков были рабыни-черемиски.

М.Г. Худяков. История вотского народа // История Камско-Вятского края – Ижевск 2008 г., с.171-173
Источник: ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ ...    https://vk.com/wall-77057653
Категория: История, легенды народов, вера | Добавил: Георгич (07.03.2023)
Просмотров: 83 | Теги: вотяки, Мари, борьба, Уржум | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта