Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [43]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

В ИСТОКАХ РЕКИ УРЖУМКИ
В ИСТОКАХ РЕКИ УРЖУМКИ

Мари-Турекский муниципальный район расположен на восточной окраине Республики Марий Эл. Отсюда для марийцев начинается легендарная земля Онара, как называют Марийский край в народе. Откуда и как пошла эта раскинувшаяся на полсотни километров в истоках притока реки Вятки Уржумки сторона?
Около XXII тыс. лет назад, когда древнейшие люди еще только начали осваивать Среднюю Волгу, территория сегодняшнего Мари-Турекского муниципального района, входящая в составе Республики Марий Эл в Ветлужско-Волго-Вятское междуречье, представляла собой тундру.
Здесь, в прохладной приледниковой полосе со скудной растительностью, обитали только мамонты, шерстистые носороги, большеногие северные олени-ямалы, лоси, медведи и дикие лошади. Лишь после спада ледниковых вод, с наступлением среднего каменного века (мезолита), около XII–X тыс. лет назад, места эти стали покрываться лесной растительностью – елью, сосной и березой. На смену крупным пришли средние и мелкие животные.
В VIII–VII тыс. до н. э. в Ветлужско-Волго-Вятском междуречье, по археологическим данным, появляются объединенные в родовые общины первобытные люди, жившие в перекрытых жердями землянках, занимающиеся охотой, рыболовством и собиранием дикорастущих растений. На обнаруженной археологом В. В. Никитиным их стоянке на берегу реки Уржумки у деревень Сенда, Александровка и Кумер Мари-Турекского района были найдены кремневые пластины, наконечники стрел, долото и другие каменные орудия.
На территории от Волги до Камы в VI–III тыс. до н. э., в эпоху новокаменного века – неолита, формируются племена волго-камской культуры с гребенчатой керамикой, к которым, как считает ряд ученых, восходят древнейшие корни финно-угорской общности. Племена волго-камской культуры приняли участие в сложении перешедшей к использованию меди волосовской культуры, получившей такое название по найденной стоянке около села Волосово под Муромом.
Во II–I тыс. до н. э. Ветлужско-Волго-Вятское междуречье заселяется потомками волосовского населения – племенами приказанской культуры. Впервые их поселения были обнаружены в окрестностях Казани, у сел Займище, Балым, Карташиха, Атабаево. Приказанское население сеяло просо, пшеницу, ячмень, разводило лошадей, коров, овец, коз, свиней. Одна из стоянок этой культуры, относимой большинством исследователей к финно-уграм, была открыта В. В. Никитиным в 1985 г. в бассейне реки Уржумки около деревни Уржум-Ноля Мари-Турекского района. При зачистке культурного слоя здесь были найдены кремневый скребок и фрагменты лепной глиняной посуды с украшеной горизонтальными зигзагами и однорядными ямочными вдавлениями шейкой. В это же время в этих местах впервые появляются пришлые лесостепные и степные племена скотоводов и земледельцев: индоевропейцев-балановцев с Запада и Юго-Запада и индоиранцев абашевской и срубной культур с Подонья.
Абашевцы были названы так археологами по открытому их могильнику эпохи бронзы у села Абашево под Чебоксарами в Чувашии, а название срубняков связано с тем, что они хоронили умерших в деревянных срубах. Курганы абашевской культуры встречаются в центральной и западной части Республики Марий Эл. Один из них, датирующийся последней четвертью II-го тыс., марийские археологи под руководством Г. А. Архипова в 1962 г. обнаружили возле деревни Шукшиер Сернурского района.
Основная масса абашевцев, ведущих кочевой образ жизни, ушла впоследствии в Южное Приуралье, а балановцы смешались с местными племенами, что привело к формированию нового культурного образования – чирковской культуры.
В IX–V вв. до н. э. на обширном пространстве от Камы до Карелии на основе позднеприказанских племен складывается ананьинская общность, названная так по найденному в 1858 г. их могильнику около деревни Ананьино под городом Елабугой Вятской губернии. Эти племена первыми в крае вступили в железный век. Их основным занятием становятся земледелие и скотоводство. Ананьинцы сеяли яровые хлеба, зерно растирали зернотерками из камней.
Охотились они с помощью лука и стрел с костяными наконечниками на зверей и птиц. Широко распространено было у них также собирание меда диких пчел. Ананьинцы начали возводить первые военные укрепленииия и крепости в крае. Являясь современниками полководца древности Александра Македонского, создавшего первую мировую империю на Востоке, ананьинцы поддерживали оживленные торговые связи со скифами. Через них об ананьинцах узнал живший в V в. до н. э. «отец истории» древнегреческий ученый Геродот и прозвал их «тиссагетами». Ананьинские племена сыграли важную роль в формировании праудмуртов и прамарийцев. Прямыми потомками ананьинцев стали пьяноборские племена, проживавшие в III–II вв. до н. э. в прилегающих к рекам Белой и Каме территориях и названные так по найденному их могильнику близ села Пьный Бор в Прикамье.
В III–VII вв. н. э. на основе пьяноборской культуры в Волго-Вятском междуречье и прилегающих к Волге и Каме землях складывается азелинская культура, получившая такое название по обнаруженному их могильнику у села Азелино близ города Малмыжа Кировской области.
Расселившееся в бассейне реки Уржумки и Волго-Вятском междуречье азелинское население, судя по обнаруженным марийскими исследователями Г. А. Архиповым, В. В. Никитиным и Т. Б. Никитиной на правом берегу реки Уржумки на Кушко-Биляморском городище археологическим материалам, было знакомо с пашенным земледелием, занималось скотоводством, охотой, рыбной ловлей и собирательством.
С V в. начинается постепенное оттеснение азелинских племен в северные лесные районы появившимся в регионе населением именьковской культуры. Так азелинцы выходят с Вятки к Илети, Большой и Малой Кокшаге. Осваивая левобережье Волги и Поветлужье, здесь оказываются, как считает известный марийский финно-угровед, профессор археологии В. С. Патрушев, также ахмыловские племена, сформировавшиеся на основе волжско-финской общности в правобережье Волги и Волго-Окском междуречье и составившие впоследствии этнические корни предков марийцев. Эти перемещения происходили на фоне Великого переселения народов в Евразии, начавшегося в IV в. от тюркоязычных кочевых племен гуннов из центральной Монголии и Северного Китая, сыгравшего огромную роль в их исторических судьбах. Вместе с гуннами в восточноевропейские земли пришли болгары, хазары, савиры, барсилы и другие тюркские племена.
Позднеазелинские племена, как полагает большинство ученых, участвовали в формировании в V–VII вв. древних удмуртов. Видные археологи, зачинатели Марийских археологических экспедиций А. Х. Халиков и Г. А. Архипов считали, что в результате ассимиляции азелинцев и родственных городецких племен сформировались предки марийцев. Правда, в последнее время признание среди специалистов получила версия московского ученого А. П. Смирнова, развитая марийским археологом Т. Б. Никитиной, о формировании древних марийцев на родственной основе городецких племён.
В первое время расселение марийских и удмуртских племен в Ветлужско-Волго-Вятском междуречье еще не было постоянным. Однако усиливающиеся продвижения кочевников с Урала, Центральной и Средней Азии, Северо-Восточного Кавказа вынуждают их обосновываться на еще недоступных для тех землях, выбирая для проживания возвышенные места. Определение мест проживания между удмуртами и марийцами не всегда проходило мирно. Так археолог и историк А. А. Спицын в своем «Каталоге древностей Вятского края», помещенном в Памятной книжке Вятской губернии на 1882 г., приводит удмуртскую легенду об устроенном марийцами побоище удмуртскому князю Ядыгару в районе урочища «Вотский лес», пограничного с нынешними сернурскими землями.
Чтобы уберечь насиженные места от внезапных нападений друг друга, и удмурты, и марийцы стали укреплять их оборонительными линиями из глубоких рвов и засек, возводить земляные валы и особые укрепления – «оры» и «кирмены».
К IX в. правобережье Вятки оказалось освоенным в основном марийскими племенами, а удмурты заняли ее левобережье. Неслучайно марийцы эту реку по сих пор называют «Виче», а «вис» с удмуртского переводится как «граница», «земельная межа». «Тӱр мланде» – «предельная», то есть «находящаяся на окраине земля» – так была прозвана марийцами правобережная вятская земля. Левобережье же стало обозначаться удмуртами как «дур», что значит «сторонка», или «окраина».
В этих прибрежных землях возникло пашенное земледелие. Под пашни шли поймы рек, лесные поляны, расчищенные лесные участки. Деревья срубались или сжигались на корню. Еще в теплую золу засевали семена, и урожай вырастал необычайно высоким – в 40–60 раз превосходивший количество высеянного зерна. В последующие годы поджигалась стерня, и посевы вновь производились в теплую почву. А после истощения земля забрасывалась под перелог, и земледелие переходило на новые подсечные участки. На подсеках выращивались рожь, овес, пшеница, полба, просо, лен, конопля, репа. Урожай убирался серпами и косами-горбушами. Зерно размалывалось на ручных каменных жерновах.
Значительным подспорьем в хозяйстве были охота и рыболовство, бортничество и собирательство. Рядом с подсеками обязательно устанавливались «бобровые гоны», «канежники и колодники, путики» – разнообразные охотничьи приспособления. Рыболовные крючки и железные остроги позволяли ловить разнообразную речную рыбу. Добываемая пушнина и мед поставлялись марийцами и удмуртами в соседние земли – булгар и восточных славян.
А взамен от них в край попадали заморские раковины-каури для женских нарядов, серебряные украшения, среднеазиатский шёлк. Особенно тесные связи устанавливаются с булгарскими племенами, образовавшими на рубеже IX–Х вв. одно из первых в Северо-Восточной Европе государств – Волжско-Камскую Булгарию.
В 961 г. марийцы как «ц-р-мисы» впервые упоминаются среди платящих дань народов хазарскому кагану Иосифу бен Аарону в его письме еврейскому сановнику халифа Кордовы Хасадаю ибн-Шафруту. Почему же они были прозваны так, сейчас можно только строить догадки. Произошло это не без посредства тюркоязычных народов Волжско-Камской Булгарии. Их этнических потомков – казанских татар марийцы издревле называют тюркским словом «суас», т. е. «людьми воды», имея в виду их появление на местных землях водным путем и устройство теми на крупных водных артериях пристаней, перевозов, торговых складов, таможенных застав и факторий. Неслучайно река Волга стала именоваться ими по-тюркски «Юл», что значит «путь», тем более, что в те времена роль дорог выполняли реки, по берегам которых и располагалось большинство марийских поселений. Их население представлялось своим соседям как живущие по речным берегам и оврагам «местные люди», ведь слова «сер», «чар» и «сирмы» переводятся с древнетюркского и марийского как «местность», «земля, берег» и «овраг». Так за марийцами закрепились прозвища «сярмыс», «чирмыш» и «черемиса» со смыслом «местный люд», «люди земли» и «живущие по лесным оврагам люди», перешедшие потом в другие восточные и европейские языки. Окончательно они утвердились во времена Золотой Орды и Казанского ханства, когда так стали называть ратников и ополченцев из подвластных народов, причем не только марийцев, но и удмуртов, чувашей и мордву. Сами же марийцы издавна, еще с добулгарских времен включавшей в свою орбиту вятские и пермские земли легендарной Великой Биармии, поддерживавшей отношения с иранскими народами, называли себя на их лад «мари» или «мары», что означало «мужчина», «муж», «человек земли».
Из сочинений побывавшего в Волжско-Камской Булгарии в 1135–1136 гг. арабского купца и миссионера Абу Хамида ал-Гарнати явствует, что оказавшиеся во власти булгарского царя южные удмурты платили ему подушную подать с немусульман – джизью. В подобной зависимости от булгар находились и марийцы Вятско-Ветлужского междуречья. Именно от них шло главное богатство Булгарии – пушнина, служившая денежной единицей в торговле с другими странами.
«Чрезвычайно хорошие шкуры бобров», «превосходных белок», восхитившие ал-Гарнати, добывались марийскими и удмуртскими охотниками, проживающими, как ему сказали, в областях Арв и Вису.
Основным местом сосредоточения марийцев Ветлужско-Вятского междуречья в ту пору был район современного вятского городка Котельнича, на месте которого некогда стоял марийский городок Кокшаров. Но появившиеся в верховьях Вятки новгородские отряды речных пиратов-ушкуйников в 1181 г. овладели им, вынудив прежних жителей спуститься вниз по Вятке в район рек Пижма, Уржумка и Шошма. Здесь ими возводятся укрепленные городища, из которых выделятся Кукарка и Малмыж, объединившие вокруг себя большинство новых марийских илемов. К этим временам профессор И. Н. Смирнов в своей книге «Черемисы: историко-этнографический очерк», изданной в 1889 г. в Казани, относил и появление «резиденции» марийских князьков на Уржум-реке, образование ими здесь княжества, о чем «у вятских черемис сохранились предания».
На новых местах были расчищены большие участки лесов под хлеба. От тех озимых ржаных полей и получит свое название река и местность вокруг нее, ведь «уржа» в переводе с марийского означает «рожь». Потом начатое от окраины Уржум-реки освоение территории продолжится до самой ее верховины, охватив по пути приток Нолю.
В 1236 г. Волжско-Камская Булгария оказалась завоеванной нахлынувшими с востока несметными войсками монгольского хана Батыя. Они стёрли с лица многие поселения, истребили значительную часть населения. В положении порабощенных народов очутились удмурты и марийцы. Население Волжско-Вятского междуречья было вынуждено покинуть насиженные места, скрываться в глухих малодоступных лесных дебрях, перейдя к новой, так называемой илемной, системе расселения небольшими поселениями в несколько дворов.
На охвативших почти половину Азии и Европы покоренных землях прозванные «татарами» монголы основали государство Золотая Орда. Его границей на востоке стал Иртыш, на западе – Днестр и Дунай, на юге – Арал, Каспий, Азовское и Черное моря. На севере простирались русские, булгарские, мордовские, марийские и удмуртские земли с обращенным в данников золотоордынских ханов населением.
Итальянский миссионер Плано Карпини, посетивший булгар вскоре после их окончательного присоединения в 1243 г. к Золотой Орде, свидетельствовал, что золотоордынцы требовали от покоренных, «чтобы они давали им десятую часть всего, как от людей, так и от имущества».
Для управления покоренными народами назначались монгольские наместники-баскаки, даручи, тумены, тысячники, а из местной знати подбирались тарханы, сотники и десятники. Покоренное население обязано было платить ежегодный ясак – десятую часть имущества, нести ямскую службу, строить дороги, мосты, крепости, служить в ханском войске. Любое неповиновение вызывало жестокую кару. «И если люди какого-нибудь города или земли не делают того, что они хотят, то эти баскаки, – отмечал Плано Карпини, – разрушают их город или землю, а людей, которые в них находятся, убивают при помощи сильного отряда татар, которые приходят без ведома жителей по приказу того правителя, которому повинуется упомянутая земля, и внезапно бросаются на них».
Особенно сильно марийские и удмуртские земли на Вятке пострадали в 1391 г. от карательного отряда Бектута, направленного сюда ордынским ханом Токтамышем для наложения на их жителей пушной дани. Главной целью набега Бектута был русский город Вятка, основанный как Хлынов в XII в. и ставший вотчиной суздальско-нижегородских князей.
«Татарский хан Токтамыш послал царевича Бектуту на Вятку ратию, он же шед взял Вятку и людей посече, а иных в полон поведе, а ину на откуп отдавал», – говорится об этом в русских летописях. Чтобы укрепиться в крае, Токтамыш специально переселил на Вятку булгарских феодалов вместе с подвластным населением Арской земли.
В ту пору и начинается прокладка сюда в дополнение к водному пути по Вятке конной Алатской дороги, сыгравшей значительную роль в освоении марийских и удмуртских земель. Алатской дороге суждено было стать одной из пяти даруг-наместнических округов Казанского ханства, образованного в 1438–1445 гг. в результате распада Золотой Орды золотоордынским ханычем Улуг-Мухаммедом и его сыном Махмутеком. На территории Золотой Орды появились также Крымское, Астраханское и Сибирское татарские ханства, Ногайская и Большая Орда.
Марийские земли на Вятке отошли к Казанскому ханству и были включены в качестве улусов в основном в три образованные в нем наместнические округа (даруги): Арскую, Алатскую и Галицкую. В даруги входили прежде всего улусы во главе с биками и мурзами, затем волости-виласта, объединяющие группу из нескольких селений, и уделы-бейлики из дарованных ханами феодалам-сойюргалодержателям наделов с правом сбора с их населения в налоговой ренты – сойюргала в свою пользу.
Ясачное население должно было платить сельский, подземельный, подымный, подворный и другие налоги, общее число которых достигало до двадцати. Основной из них – ясак – брался пушниной, хлебом, медом, скотом.
Наиболее крупным марийским улусом по Арской дороге стало Малмыжское княжество, превратившееся во владение марийских князей. Оно, как писал историк М. Г. Худяков в своей
работе «Из истории взаимоотношений татарских и марийских феодалов в XVI в.», «занимало обширную территорию», гранича на западе «с землями татарских помещиков Арской дороги», переходя на востоке «на левую сторону реки Вятки»; простираясь на севере до реки Аджимки, а на юге – «вплоть до Зюрейской дороги». Причем, как он полагал, малмыжский князь «входил в систему администрации Казанского ханства в качестве тысячника (минг бик) Арской дороги» и «ему подчинялся целый ряд более мелких местных князьков» или сотенных голов «юз баши». Так, по его мнению, малмыжские князья, «владея устьем реки Шошмы», «держали в своих руках весь бассейн этой реки, с многочисленными селениями по ее притокам Кугуборке и Арборке». Часть из них перешла татарским мурзам как их особые владения. Здесь возникли Балтасинское, Янгуловское, Арборское и Сизнерское поместья-улусы.
Земли по Уржуму-реке были отнесены к Арской и Алатской дорогам, поделившим ее как бы пополам. Возникшая еще в XV в. на окраине лесных болот у Вятки ясашная община Тӱрек получила приписку к Арской. Ее основание со слов старожилов переписчики проводившихся в 1718–1722 гг. по царскому указу Петра I первой ревизии-переписи населения отнесли примерно к 1459 г. Свое название, переводящееся с марийского как «окраинное», поселение получило от своего расположения на окраине впадающей в Вятку лесной речушки, где обосновались первые насельники. По преданию, их покровителем стал старейшина рода Тӱрек суртан кугыза.
В соседстве с Тӱреком по реке Вятке появился илем Шурма, занявший очищенную от непроходимого леса «шӱрго» землю и отразивший это в своем названии. Местность вокруг Шурмы, по легендам, относилась к родовым владениям лесного охотника Тӱкан Шурмо кугыза, прозванного так по носимому им на шапке лосиному рогу и из-за своих рысьих глаз. А прославился он волшебными лыжами-скороходами (шӱшкан ече), доставлявшими своего владельца со свистом ветра в любое место, куда тот пожелает. Не раз с их помощью зоркий рыскун наведывался в илемы служилых сородичей на дарованных им казанским ханом земельных наделах-биляках. Один из них, расположившееся в устье реки Ноли поселение Пыламарий, судя по «Книге переписной 1722 г. населения Уржума и уезда, положенного в подушной оклад по первой ревизии», было поставлено в 1521 г. и записано как Билямор, получив свое название от татарского слова. В его окрестностях, на участке местного жителя Якова Мамаева, археолог-любитель А. Рязанцев летом 1879 г. раскопал древний марийский могильник, отнесённый им к XVI–XVIII вв. В нём «на глубине 3/4 аршина от поверхности» им был найден «костяк, обложенный с боков круглым деревом и снизу деревянной доской».
«Слева в области груди погребенного оказался железный нож, в области живота – две серебряные монеты», – говорилось об этой находке в направленном им письменном научном сообщении «О старинном кладбище близ села Биляморского Уржумского уезда Вятской губернии и произведенных там раскопках» в Общество археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете.
Этому открытию было суждено стать первым археологическим памятником на территории будущего Мари-Турекского муниципального района.
Во времена владычества казанских ханов произошло широкое освоение территории по реке Уржум марийцами, в которых стали выделять нагорных, живших в гористом правобережье Волги и Поветлужье, и луговых, обживших территории по левому берегу. Земли по Уржуму населялись в основном марийцами с левобережья Вятки.
Уржумка-река стала поилицей и кормилицей для всех населявших край людей. За местными марийцами, как справедливо заметил И. Н. Смирнов, «подобно тому, как славяне южной Руси назывались по рекам», закрепилось именование уржумских.

Источник: Рассвет земли Онара: историко-краеведческие очерки / Р. А. Бушков; под ред. А. А. Бурханова и В. С. Соловьева. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. – 464 с.
Категория: История, легенды народов, вера | Добавил: Георгич (03.03.2024)
Просмотров: 39 | Теги: краеведение, Уржум, история, Мари, археология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта