Уржум в летописи «Гази–Барадж тарихы» 1229 – 1246 годы
Уржум в летописи «Гази–Барадж тарихы» 1229 – 1246 годы
Предлагаем вашему вниманию еще одну версию о возрасте города Уржума.
У татарского народа сохранился уникальнейший в плане исторических данных свод летописей, именуемый "Джагфар тарихы" ("Джагфарова история" или "История Джагфара"), составной, если не главной частью которой является летопись "Гази-Барадж тарихы". Свой окончательный вид этот свод, как сказано, принял в 1680 г., когда некий Бахши Иман по приказу некоего Джагфара собрал воедино и переписал доступные ему булгарские летописи. Откуда и название "Джагфар тарихы".
Древнебулгарская летопись “История Гази-Бараджа” – фактически краткая энциклопедия по истории Волжской Булгарии с самых древних времен до распада, записанная со слов последнего правителя этого государства булгарского эмира Гази-Бараджа (1229-1246) его тебирем – Худжой Гази-Баба.
В летописи впервые упоминается Уржум (Урджум).
“А глава булгарских анчийцев мастер Караджар, который за уход в Булгар вместе с Алмышем получил от кана почетное прозвище Караджура и явился основателем булгарского дома Караджуров, всегда плавал вместе с Саином за лесом и другими нужными ему товарами. Только однажды, весной 922 года, Караджура не отправился вместе с Саином, и того коварно убили восставшие тогда мурдасы.”
“Дабы дом Караджуров не остался внакладе, Талиб передал ему взамен Балына часть земель по Кара-Идели и Нукрат-су. Сын Арчамыша Джураш по прозвищу Урджум основал поэтому аул Урджум на Нукрат-су... А сын Джураша Асладж, пожертвовавший немало средств на строительство Учеля и сам участвовавший в этом деле, погиб в нем во время набега галиджийцев в 1111 году в возрасте 41 года...”
Используя КРАТКИЙ СЛОВАРЬ СРЕДНЕВЕКОВЫХ БУЛГАРСКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ И ТЕРМИНОВ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В „ДЖАГФАР ТАРИХЫ“, составленный Ф. Г.-Х. Нурутдиновым, можно данный текст прочитать: “Дабы дом Караджуров не остался внакладе, Талиб передал ему взамен Балына часть земель по Кара-Идели (Волге от истока до устья Камы) и Нукрат-су (реке Вятке). Сын Арчамыша Джураш по прозвищу Урджум основал поэтому аул Урджум на Нукрат-су (реке Вятке)... А сын Джураша Асладж, пожертвовавший немало средств на строительство Учеля (Казани) и сам участвовавший в этом деле, погиб в нем во время набега галиджийцев в 1111 году в возрасте 41 года...”
Если верить этому документу, то Уржум был основан уже до 1111 г. Учитывая, что сыну Джураша Асладжу был 41 год в 1111 году и он мог родиться в ауле Урджум, то временем основания города Уржум можно считать 1070-1111 года.
Интерес при этом представляет и название аула Урджум. Учитывая, что Урджум это прозвище сына Арчамыша Джураша, то надо исходить из данной информации. В “Большом толковом словаре современного русского языка” Д.Н. Ушаков даёт следующее толкование: «прозвище - название, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-либо заметную черту характера, наружности, деятельности данного человека».
Используя КРАТКИЙ СЛОВАРЬ СРЕДНЕВЕКОВЫХ БУЛГАРСКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ И ТЕРМИНОВ мы знаем, что “Ур” – это лес, тайга. Возможно, что деятельность Джураша связана с его деятельностью, а именно лесом, т. к. мастер Караджар “всегда плавал вместе с Саином за лесом и другими нужными ему товарами”.Выделенные дому Караджуров земли были лесными. После передачи земель Джураш основал аул на возвышенности и на изгибе реки, откуда можно наблюдать в направлении верховья реки и в сторону Нукрат-су (реки Вятки). Вероятнее всего по реке шел сплав леса или наблюдение за рекой, а Джураш отвечал за это направление в доме Караджуров. Тем более что аул находился вдали от торговых путей по Нукрат-су (Вятке реке), но и достаточно близко для сплава леса.
Одновременно не совсем понятна фраза “Сын Арчамыша Джураш по прозвищу Урджум основал поэтому аул Урджум на Нукрат-су (реке Вятке)...”. Джураш получил прозвище до основания аула и вероятнее всего его деятельность уже была связана с рекой Урджум, а отсюда и прозвище Урджум и затем аул Урджум недалеко от Нукрат-су (реки Вятки).
Иван Степанович Галкин, марийский филолог и педагог, известный финно-угровед, считает, что слово Уржум домарийское, видимо, угорское. И означает оно “лесная речка”, то есть город назван по реке. Для Вятской земли объектами топонимических исследований являются в основном названия рек (гидронимы) и населенных пунктов (ойконимы). Поскольку считается, что территорию Кировской области заселяли финноугры, то практически все гидронимы уже пытались выводить из финно-угорских языков.
Когда разные топонимисты берутся за топонимы на основании сходства в словарях, то и получаются странные названия как Уржум – “увидел белку”. Если на данной территории до марийцев уже жили люди, то и названия рек они уже придумали, т. к. они общались между собой и реки были местами передвижения (ориентирами). Проще говоря – это адрес, куда надо идти, т. к. слово топонимика греческого происхождения: topos — место, onoma — имя.
Булгарские хроники «Гази-Барадж тарихы» медленно, но верно входят в сферу внимания историков. Процесс изучения этих летописей проистекает уже много лет, но споры об их подлинности и целесообразности включения в перечень надежных исторических источников не утихают. Основной проблемой изучения этих летописей является разница в использовании географических названий рек, областей и имен участников.
** P. S. Балын – 1) земля белорусов и великороссов; 2) Северо-Восточная Русь, Московская Русь (Московско-Русское государство); 3) город Суздаль, основанный на месте булгарского балика Балын. Казань – булгарский город, столица Булгарского государства эпохи III эмирата, официально называвшийся в 1103 – 1220 годах „Учель“ („Три Города“), в 1220 – 1361 годах – „Газан“ или „Казан“ („Казань“), в 1361 -1431 годах – „Болгар аль-Джадид“ („Новый Болгар“) и с 1431 года по нынешнее время – „Казан“ („Казань“). Луговые мари называли Казань „Комола“ (на языке луговых мари означает также „Три Города“), русские - „Три Города“, „Ошель“, „Очела“, „Ашла“, „Болгар“, „Казань“, чуваши – „Хузан“, тюрки Сибири – „Ала-Тура“, кыргызы – „Уч Тирмэ“ („Три Города“). Галиджийцы - 1) первоначально - одно из названий скандинавов; 2) новгородцы, которым в 1111 году удалось захватить у Булгарии Северный Шуд, расположенный между Белым озером и Сухоной.» [Гази Барадж Тарихы. Краткий словарь] Это представление есть уже определённая историческая трансформация того Галиджа, каковой был до новой эры.