Священник Фёдор Яковлевич Шишов
(1883-1930)
Шишов Ф. Я.
В начале XX века жителям г. Уржума было хорошо известно имя священника Феодора Шишова. Батюшка, как и многие другие священнослужители, в лихую революционную годину испытал на себе всю тяжесть гонений за веру Христову.
Фёдор Яковлевич Шишов родился в 1883 году в крестьянской семье в д. Челны Новошешминского уезда Казанской губернии. О духовной стезе юноша сначала не помышлял и окончил курс в Елабужской двухклассной школе с получением свидетельства учителя народных школ. С 15 сентября 1900 года Ф.Я. Шишов трудился в Ново-Ключевской и Барклавь-Бадьинской школах грамоты Елабужского уезда, что, видимо, и определило его судьбу.
В то время преподавание в церковных школах могло заменить курс духовной семинарии, духовное начальство замечало способных учителей и давало им возможность стать священнослужителями. С 16 сентября 1904 года Фёдор Шишов — псаломщик сарапульской Крестовоздвиженской церкви архиерейского дома. В том же году он переводится в небольшое село Аджим Малмыжского уезда, где 27 ноября 1908 года был возведён в сан диакона. 15 февраля 1909 года отец Феодор был перемещён в село Рождественское Уржумского уезда, где и служил до революции. Вместе с ним на новое место служения приехала жена Евдокия Емельяновна и маленький сын Геннадий.
В 1917 году священника Феодора переводят в соседнее село Вершинята. Удалось найти две газетные публикации за 1923 год про отца Феодора. В апреле анонимный автор в заметке «Распространитель заразы» рассказывал на страницах уездной газеты «Красный пахарь»: «У мельника Чамской мельницы заболел тифом сын. Мельник бежит к вершинятскому «батюшке» Шишову, чтобы посоветоваться, вести сына в больницу или лечить дома. Отец духовный, выслушав мельника, посоветовал ему: «Ни в коем случае не возить сына в больницу, так как его там или заморят голодом, или заморозят». И этот совет даётся уже не в первый раз».
А вот публикация из той же газеты под заголовком «Сорвалось»: «Священник села Вершинята Шишов решил освободиться от внесения платы за учение своего дитяти, обучающегося в школе 2-й ступени имени Ленина. Шишов написал собственноручно удостоверение, что он значится крестьянином с. Вершинята и в то же время местным священником, имеет земельный надел, платит всевозможные налоги и принадлежит к трудовому населению! В сельском совете подписали это удостоверение. Шишов принёс бумагу для заверения в Петровский волостной исполком. Там заверили, что Шишов имеет земельный надел и платит налоги, но слова «принадлежит к трудовому населению» заключили в скобки и в конце сделали приписку: «В скобках не читать». И рассеялись мечты Шишова об освобождении от платности».
1 сентября 1923 года отец Феодор был назначен настоятелем Казанской церкви г. Уржума и служил здесь до 1930 года. Произошло это после того, как священник Казанского храма Георгий Чемоданов, поддерживающий обновленцев, «был уличён в неверии, признан коммунистом» и силой удалён прихожанами из церкви.
Казанский храм стал последним местом служения отца Феодора.
Сохранилось описание церкви за 1927 год: «Здание кирпичное на сплошном каменном фундаменте с колокольнею и тремя пристроями на колоннах, крытое железом, оштукатуренное с наружной стороны; с полом из сплошных плит и со сводчатым потолком; внутренние стены оштукатурены и выкрашены масляными красками с церковной живописью…»
Известно, что в марте 1928 года священник Феодор Шишов был избран заместителем благочинного церквей г. Уржума. Приход придерживался патриаршей ориентации, а затем (первое свидетельство об этом от 4 октября 1928 года) перешёл в викторианство и пребывал в нём примерно до 1932 года. При отце Феодоре весь Казанский храм принадлежал общине, и только после его гибели часть церкви была отобрана властями для обновленцев.
В 1920-х — судим два раза. 15 октября 1929 — арестован по групповому делу и заключен в Нолинский дом заключенных. 22 февраля 1930 года священник Феодор Шишов Особой тройкой при ПП ОГПУ Нижегородского края по ст. 58 п. 10 УК РСФСР был приговорён к расстрелу и в тот же день расстрелян в Нолинском округе Нижегородского края. Дата реабилитации: 28 июня 1990 г.
По некоторым данным, духовенство казнили в Солдатском лесу около Уржума, затем тела обливали бензином и сжигали. Очевидцы рассказывали, что видели, как душа убиенного пастыря поднялась на Небо…
1930 год примечателен восемью случаями применения высшей меры наказания, все они связаны с антиправительственной агитацией. К ней были присуждены: Рязанцев Василий Дементьевич, церковный староста церкви с. Красное (его деяния кратко изложены выше); Анисимов Леонид Семёнович, священник кладбищенской церкви с. Суна; Южаков Александр Иванович, священник церкви с. Верхосунье; Свечников Владимир Владимирович, священник с. Волково Слободского района; Шишов Федор Яковлевич, священник Казанской церкви г. Уржума; Рождественский Георгий Павлович, бывший монах, проживал в д. Овсянниково Уржумского района; Ляпидовский Вениамин Николаевич, священник с. Большой-Рой Уржумского района; Тарабыкин (Тарабукин) Егор Яковлевич, священник с. Русский-Турек Уржумского района. Последние четыре человека проходили по двум коллективным делам. Подробнее остановимся на них.
Первое следственное дело связано с деятельностью викторианской группы, организованной настоятелем Казанского собора г. Уржума Шишовым Федором Яковлевичем, который характеризовался следственными органами как «лидер крайне реакционного церковного течения «викторовцев» всего Нолинского округа Нижкрая, постоянный оппонент на диспутах, идеолог и вдохновитель реакционных настроений среди церковников и прихожан…». Его поддерживала «крепко спаянная общей целью и убеждениями ненависти к советской власти» группа, в которую входили: Рождественский Георгий Павлович, бывший монах, проживающий в д. Овсянниково Уржумского района; Новиков Роман Филлипович, бывший волостной старшина, проживающий в д. Н. Толмацкан Уржумского района; Култышев Борис Семёнович, кустарь-сапожник, проживающий в г. Уржуме.
В своих проповедях и частных разговорах Ф. Шишов заявлял: «Коммунисты – это антихристы, которых надо проклинать…» Также, осуждая декларацию митр. Сергия, говорил: «Сергиевцы и другие – это поддельные коммунисты, сейчас Викторовское течение самое правильное. Власть советская сейчас душит религию и духовенство. Всех, кто действительно верующий, власть ссылает, сажает в тюрьмы, облагает непосильными налогами».
В каждой проповеди Ф. Шишов акцентировал внимание прихожан на приближающийся апокалипсис: «Делать в сей момент ставку на что-нибудь человеческое – безумие. Расчёты на человеческое рушатся, банкротятся, ставка на многолетнюю мудрость и опытность, на учёность, даже на духовность, воспринятую человечески. И страшно, надеясь на это, брать на себя сан священника. Теперь, видимо, мирское мудрование терпит банкротство, носители его приходят к безверию, ставка на всё это бита. К чему же после этого воспитание, образование, какая сему цель – никакая. Идёт суд божий, отметается человеческое, даётся Божие». По мнению следствия, в каждой проповеди Ф. Шишов «стремился подорвать авторитет соввласти, проклиная её, сравнивая современность с варварством».
В отношении советской власти уржумский священник имел такие суждения: «Ап. Павел велит подчиняться власти для господа, то есть при условии подчинения власти самому господу».
Г.П. Рожественский говорил среди населения о том, что «власть нас притесняет, как же мы будем молиться за неё, везде духовенство ссылают в ссылку, в тюрьму, это власть беззакония, власть, которой действительно не надо подчиняться». Остальные, привлекаемые к ответственности соратники Ф. Шишова Р.Ф. Новиков и Б.С. Култышев распространяли аналогичную агитацию, причём, как указано в обвинительном заключении, активнее Г.П. Рождественского. Однако ВМН была применена к последнему, вероятно, как указано в деле, по причине дружеских отношений с Ф. Шишовым.
Рождественский Г. П.
Второе дело связано с деятельностью «антисоветской группы», в которую входили: Ляпидовский Вениамин Николаевич, священник с. Большой-Рой Уржумского района; Тарабыкин Егор Яковлевич, священник с. Русский-Турек Уржумского района; Глазырин Петр Михайлович, бывший стражник, проживал в д. Танабаево. Все они следственными органами были обвинены в том, что «распространяли контрреволюционную литературу среди населения, проводили нелегальные собрания, застращивали население пришествием антихриста, использовали бедноту и активистов для своей цели». Под контрреволюционной литературой подразумевалась привезённая неизвестной женщиной из Киево-Печерской лавры для Ляпидовского книга «Близь есть в преддвериях». В ней говорилось о тяжелых временах, переживаемых населением, и пришествии в 1933 г. Антихриста.
Источники:
1. Дмитрий Казаков. Священник Феодор Шишов. ВЯТСКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК, № 4 (342) 2016
2. БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Кировской обл.
3. http://www.ostrova.org
4. Деятельность государственных органов по ликвидации викторианского течения в Церкви/ |