Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [195]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [63]
Судьбы [214]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [99]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Александровская Нартасская низшая сельскохозяйственная школа 1-го разряда

Александровская Нартасская низшая сельскохозяйственная школа 1-го разряда
Уржумского уездного земства

Необходимость распространения сельскохозяйственных знаний среди крестьян Вятской губернии в начале ХХ в. была вызвана реальным состоянием дел (низкой урожайностью, использованием примитивной техники, невысоким процентом грамотных). Определенную роль в распространении агрономических знаний в Вятской губернии вначале ХХ в. играли начальные сельскохозяйственные школы. Они содержались на средства казны и местных земств. В 1900 г. их насчитывалось три: Глазовская, Нартасская, Савальская низшие школы. В это же время функционировало Суводское низшее лесное училище. Учащихся в учебных заведениях данного типа было 193 человека. В 1905 г. число таких школ увеличилось до пяти. Там обучалось уже 377 человек (кроме вышеперечисленных учебных заведений, еще в Парзинской женской сельскохозяйственной школе).

В 70-е гг. XIX века от земских учреждений стали поступать многочисленные ходатайства о разрешении открытия низших сельскохозяйственных школ. Идя навстречу этим ходатайствам, царское правительство приняло «Нормальное Положение о низших сельскохозяйственных школах», Высочайше утвержденное 27 Декабря 1883 года Государем Императором Александром ΙΙΙ. Согласно этому положению, сельскохозяйственные школы имеют целью «распространение в народе основных познаний по сельскому хозяйству и необходимым для него ремеслам, преимущественно путем практических занятий».

Школы делятся на два разряда: «От поступающих в школу первого разряда требуется знание общеобразовательных предметов в объеме курса двухклассных сельских училищ Министерства Народного Просвещения, а от поступающих в школу второго разряда – знание тех же предметов в объеме курса начальных народных училищ». На практике начальные знания, необходимые для поступления в школы двух разных разрядов, мало отличались по объему. Минимальным в обоих разрядах был трехлетний курс обучения, при этом мог быть установлен подготовительный учебный год.

Школы могут открываться частными лицами, обществами или земствами. Однако лишь земство становилось главным посредником в открытии данных школ.

В 1892 году уездное земство предполагало устроить в Уржумском уезде земскую ферму, где бы крестьянские мальчики практически обучались проёмам рационального хозяйства. На устройство фермы собранием было ассигновано 7000 руб. и, кроме того, 20000 руб. — на покупку для фермы соответствующего участка земли. В следующем, однако, году земство, взамен проектированной практической фермы, решило устроить сельскохозяйственную школу первого разряда. Мотивом для такого рушения послужили следующие соображения:

«Условия сельскохозяйственной действительности весьма разнообразны; нельзя дать в сельском хозяйстве на все готовые образцы и рецепты. Практическое обучение приемам рационального сельского хозяйства имеет, конечно, громадное значение и, составляя главную цель практической фермы, в такой же степени преследуется и сельскохозяйственной школой; но эта последняя, давая основательную систематически-теоретическую подготовку своим ученикам, развивает критическую силу их мысли, обогащая ее фактами. В процессе выработки новых хозяйственных форм существенная роль должна принадлежать творческой мысли самого народа. Задача сельскохозяйственной школы и состоит в развитии этой творческой критической мысли в области сельского хозяйства. Таким образом, задача практической фермы односторонняя, сельскохозяйственная же школа, исполняя задачи практической фермы, в то же время представляет все данные для распространения в народе основательных сельскохозяйственных знаний для развития его творческой мысли. Следовательно, устройство сельскохозяйственной школы при возможности всегда следует предпочесть устройству сельскохозяйственной фермы с практическим только обучением сельскому хозяйству».

В 1893 году для сельскохозяйственной школы управой было куплено за 14934 руб. Нартасское имение в 110 десятин, «въ томъ числѣ луговъ 48 десят., небольшая, но очень цѣнная сосновая роща, рѣка, мельница, масса построекъ, еще годныхъ на перестройку, и старый винокуренный заводъ со всѣми аппаратами и принадлежностями».

Вслед за приобретением имения управа приступила къ устройству школьных зданий. В докладе очередному собранию 1893 года управа сообщает, что все здания, как-то школа, общежитие, сыроварня, скотный двор и мастерская, быстро воздвигаются, мельница перестраивается с основания, квартиры ремонтируются; заведён необходимый инвентарь, машины и инструменты для мастерских, выписано при посредстве известного скотовода г. Верещагина стадо ярославского молочного скота, состоящее изъ 8 коров, 2 быков и 2 телят; приглашены управляющий школою, учителя, мастер-сыровар, — и с 1 октября школу предположено открыть.

Расходы по содержанию школы исчислены в 7500 руб., из которых 3000 р. отпускаются правительством и 4500 р. — земством.

2 ноября 1893 года по инициативе уездного земского управления с целью поднятия сельского хозяйства Уржумского уезда в Нартасе была открыта низшая сельскохозяйственная школа 1-го разряда. В честь царя Александра II школа была названа Александровской. Финансировалась она Вятским губернским земством и Министерством земледелия. Попечителем школы являлся председатель Уржумской земской управы В.А. Садовень.

Это учебное заведение расположилось в одном из живописных уголков уржумской земли, на берегу реки Ноля. В конце XIX века здесь находилось имение отставного полковника Сретенского, куда после его смерти переехала владелица пароходства в Казани и спиртзавода в Царевококшайске помещица Бочарова. На территории своих владений она разрешила предпринимателю Батурину построить спиртзавод, а вскоре продала свое имение департаменту земледелия Уржумского уездного земства.

В ревизских сказках 1877-1883 годов это место в 35 верстах от Уржума и в 5 верстах от Сенды значилось как дача Пустошь Ягодина, в скобках - "Нартасский завод". Поселение состояло из 18 дворов.

Цель школы была определена следующим образом: дать основные познания по сельскому хозяйству вообще, в частности – по полеводству, луговодству, огородничеству, садоводству, скотоводству и пчеловодству, а также по слесарному, кузнечному и столярному, чтобы эти знания распространить среди населения, подготовить и хозяина, и работника для сельского хозяйства из каждого выпускника школы.

Чиновники долго не могли разработать устав начальных школ, учреждаемых по «Положению о сельскохозяйственном образовании», утвержденному императором 26 мая 1904 г. Совещание, посвященное организации деятельности и разработке устава низших сельскохозяйственных школ, состоялось в 1912 г. при Департаменте земледелия.

В принятых документах говорилось о том, что школы данного типа призваны готовить учащихся к практической деятельности на территории, прилежащей к учебному заведению. Они открывались с разрешения Главноуправляющего землеустройством и земледелием. Наблюдение за школами возлагалось на местные управления земледелия и государственных имуществ, состоявших при них инспекторов сельского хозяйства, агрономов и других специалистов. Периодический осмотр школ проводился по поручению Главноуправляющего землеустройством и земледелием.

При низших сельскохозяйственных школах действовали наблюдательные комитеты. В них входили представитель губернского земства, депутат местного уездного земства и представитель Главного Управления землеустройства и земледелия по назначению Департамента. Состав наблюдательного комитета утверждался на три года.

48 выдержавших в школу приемные испытания учащихся из 70 подавших прошение, в основном крестьянские дети, приступили к занятиям по овладению агрикультурными знаниями. Принятые состояли на полном и частичном содержании земств, сельских обществ и отдельных лиц.

Многие учащиеся профессиональных учебных заведений нуждались в материальной поддержке. Поэтому при низших сельскохозяйственных школах предусматривалось наличие стипендиатов земства. Так, в Нартасской школе Уржумского уезда в начале ХХ в. выплачивалось 39 стипендий по 100 руб. каждая. Кроме того, на выдачу пособий бедным учащимся, не получавшим стипендий, уржумское уездное собрание в 1900 г. выделило 100 руб. (на одежду для 10 учеников и на полное содержание 8 детей).

Первым управляющим школой был назначен окончивший в 1891 году Петровскую сельскохозяйственную академию Владимир Федорович Баудер. Были подобраны преподаватели сельскохозяйственных и общеобразовательных предметов и преподаватель Закона Божьего. Большое значение в школе придавалось духовно-нравственному воспитанию. При школе имелась своя часовня.

В разработанном для школы положении определили ее предназначение: "...служить распространению в народе путем практических занятий основных познаний сельского хозяйства по полеводству, луговодству, огородничеству, садоводству, пчеловодству, а также ремеслам - слесарному, столярному, кузнечному, чтобы помочь крестьянам разыскать занятие в длинную вятскую зиму, чтобы выпускать из школы не только земледельцев, но и ремесленников".

В Нартасской сельскохозяйственной школе предусматривалось обучение протяженностью в три года. Дети изучали общеобразовательные предметы, естествоведение, специальные дисциплины. Ученики были заняты на сельскохозяйственных работах (от общего количества всех практических занятий они составляли 60,8%), в мастерских (27%), также занимались домоводством (12,2%). Всего в школе в 1900 г. было 80 учеников и 14 практикантов.

Учащиеся школы делились на две группы: казеннокоштные и своекоштные. Первые, как правило, дети обеспеченных родителей, носили форменную одежду, жили в общежитии и питались в столовой. Своекоштные питались и одевались за свой счет и ежегодно платили за учебу 20 пудов ржи и 8 пудов овса.

С открытием весны ученики занимались всеми работами, встречавшимися в хозяйстве опытного поля. Они пахали, бороновали, кормили скот и проч. При этомъ занятие учеников было организовано так, что каждый из них имел возможность увидеть какой-нибудь новый сельскохозяйственный приём. Обыденные сельскохозяйственные работы (пастьба скота, рубка деревьев, возка воды и проч.) выполнялись поочередно.

Наиболее интересные сельскохозяйственные приёмы, с которыми ученики ознакомились на деле, заключаются в следующем:
1) посев травяных растений;
2) освежение луга боронованием;
3) троение пара с запахиванием навоза;
4) вспашка полей крестьянскими плужками;
5) прикатывание посевов;
6) отборка семян на посев;
7) полка посевов, обкашивание меж;
8) полевая культура картофеля;
9) зимнее сохранение картофеля в особых ямах;
10) косьба травы литовками;
11) сушка клевера на сено;
12) машинная молотьба хлеба;
13) мочка льна;
14) правильный уход за рогатым скотом и лошадьми;
15) употребление в подстилку хвойной липки;
16) приготовление компостных куч;
17) собирание семян ели и пихты;
18) устройство древесного питомника и разведение леса посевом на месте (в борозду, в разброс), посев леса под озимь, пересадка березовых и еловых дичков;
19) способ разведения разных овощей;
20) уход за пчелами;
21) силосование корма.

Кроме того, каждому ученику вменялось в обязанность проследить, наряду со всеми прочими сельскохозяйственными мероприятиями, какое-либо одно, более подробно. Так, один следил специально за огородничеством, другой — за лесоводством, третий — за луговодством, четвертый — за культурами девятипольного севооборота и проч.

При исполнении учениками разных сельскохозяйственных работ, большое внимание обращалось на то, чтобы развить в учениках трудолюбие, чтобы не дать место праздности. С этой целью ученики приучались вставать рано и постоянно занимались какими-нибудь работами. Если в хозяйстве не было никаких спешных работ, то ученики рыли канавы, поправляли дорогу, помогали городить изгородь и проч., СЛОВОМ! были постоянно чем-нибудь заняты.

В свободное от работ время с учениками велись беседы сельскохозяйственного и отчасти естественно-исторического характера.

С июня 1897 года занятия по луговодству, огородничеству и садоводству стал вести выпускник Казанского земледельческого училища М.В. Шкунов. В этот же год было заложено школьное учебно-опытное поле, в котором выращивались овес в 10 сортах, ячмень в 16 сортах, пшеница яровая в 4 сортах, полба, горох ранний белый, кукуруза "конский зуб", гречиха, лен псковский, конопля в 2 сортах, картофель в 16 сортах, кормовая свекла и морковь, турнепс. Подобные опыты велись также в плодовом саду, питомнике и огородных участках с парниками и теплицей, где выращивались даже арбузы, дыни и томаты.

С 1894 года при школе действовала учебная пасека, предназначенная "для ознакомления учеников и посторонних лиц с практической стороной пчеловодства". Ее заведующим был назначен А.Е. Хобичев, который в своих ежегодных отчетах отмечал, что пасека привлекла к себе очень много пчеловодов, они составляли значительное число практикантов, обучавшихся в сельскохозяйственной школе. Пчеловодные курсы при Нартасской школе в 1897 году окончил крестьянин деревни Казанцево (Витля) Уржумского уезда Авраам Евлампиевич Титов, который впоследствии стал крупным специалистом, организатором пчеловодного дела в стране. До революции он издавал и редактировал журнал "Пчеловодный мир", после революции - журналы "Пчеловодное дело" и "Пчеловодная практика".

Выпускники Нартасской школы охотно принимались на работу в земские школы, на фермы.

В 1897 году сделан первый выпуск из сельхозшколы:
8 пчеловодов, 1 столяр, 5 слесарей, 11 агрономов. С 1897 года по 1928 год Нартасскую низшую сельскохозяйственную школу окончили 453 учащихся: 141 слесарь, 27 столяров, 19 пчеловодов, 24 садовода и 8 скотников. А с 1929 года по 1986 год окончили 1768 агрономов, 1731 зоотехник, 26 ветеринарных фельдшера и 293 механика. Эти цифры взяты из книги А. И. Романова «Был в Нартасе техникум» (1999).

В 1902 году ее окончил уроженец Сенды С.Л. Щеклеин, ставший впоследствии доктором наук, профессором. В 1904 году своекоштным учащимся школы стал сын крестьянина из села Мари-Турек Василий Петрович Мосолов, через два года он за отличную учебу был переведен на казенный кошт. Окончив в 1907 году школу, впоследствии он стал доктором наук, академиком, вице-президентом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (ВАСХНИЛ).

Причем, до Великой Октябрьской революции учились преимущественно дети зажиточных крестьян, чиновников, попов. После революции открылся свободный доступ широким массам крестьян, воспитанники сельхозшколы стали проводниками агрономической культуры, организаторами колхозного производства.

Сложной была проблема трудоустройства выпускников. В начале 1900 г. губернская управа рассмотрела предложение бывшего воспитанника Нартасской сельскохозяйственной школы Чиркова о возможности устройства на работу выпускников сельскохозяйственных школ при условии оказания помощи губернским земством. Собрание депутатов постановило предложение Чиркова отклонить.

Судьба учеников низших сельскохозяйственных школ вызывала серьезную тревогу у деятелей образования. Так, в 1900 г. на их съезде в докладах управляющих школами и учителей говорилось о том, что связь населения с такими учебными заведениями отсутствует. На хозяйства крестьян школы оказывали ничтожное влияние. Их выпускники почти никогда не оставались в деревне.

Старосты из крестьян довольствовались 10–15 руб. в месяц, были непривередливы в жилье и пище, не отлучались из имения помещика. У получивших образование в сельскохозяйственных школах уровень притязаний был гораздо выше. Выпускники не находили себе работу по специальности, уходили в города, служили учителями. Немногие оставались работать в земских агрономических организациях, что было для них наилучшим вариантом.

Средства на школу отпускались уржумским земством. К 1908 году материальные ресурсы были настолько незначительны, что земство поставило вопрос о закрытии школы. Учитывая значение школы, Министерство земледелия содержание школы взяло на себя.

По предложению Департамента земледелия Нартасская сельскохозяйственная школа в 1900 г. подготовила и отправила несколько экспонатов на Парижскую всемирную выставку. Экспонатами стали лучшие работы детей “Фотографии, 20 картограмм, диаграмм, данные по организации школы и планы, образцы ученических работ по слесарно-кузнечному ремеслу, по столярно-плотничному ремеслу (улей, сортировка, две точеные витрины с 20 подвижными рамами, коллекция слесарно-кузнечных изделий из 51 предмета)”.

Наличие большого количества учеников в сельскохозяйственных школах заставило гласных задуматься о необходимости учреждения должности воспитателя. В 1900 г. уржумское уездное собрание постановило ходатайствовать перед губернским земством об учреждении должности воспитателя в Нартасской сельскохозяйственной школе, если Министерство земледелия и государственных имуществ выделит деньги в половинном размере. Уржумское земство решило ассигновать на жалованье воспитателю по уездной смете 250 руб. в год. Губернское земство в 1900 г. поддержало просьбу уржумского самоуправления о возможности выделения казенных денег на содержание воспитателя Нартасской сельскохозяйственной школы и о предоставлении ему льгот чиновника государственной службы.

По вопросу об учреждении должности воспитателя уржумское земское собрание руководствовалось следующими мотивами, приведенными руководством Нартасской школы. Жизнь учеников была сложной и требовала постоянного надзора. Воспитатель должен был жить в одном доме с учениками, предотвращать курение, драки, ругань. Предполагалось, что воспитатель разъяснит непонятные места в учебниках, приучит учеников к чтению. Надзиратель был обязан посещать места работы детей и присутствовать там. Он должен был следить за аккуратным выполнением учениками своих обязанностей.

Губернская земская управа просила губернатора довести это обращение до сведения Министерства земледелия и государственных имуществ. Но вскоре оттуда пришел ответ, что должность воспитателя не предусмотрена утвержденным императором 27 декабря 1883 г. Положением, на основании которого была учреждена Нартасская сельскохозяйственная школа. Ходатайство вятского губернского земства было отклонено. Но чиновники обещали, что оно будет принято во внимание при разработке нового «Положения о сельскохозяйственном образовании».

В 1902 году в школу приехал Виктор Николаевич Веселовзоров работавший ранее в Окуневской сельскохозяйственной ферме губернского земства помощником заведующего Окуневской фермой Павла Ивановича Мещерякова.

В 1910 г. Нартасская школа стала низшим сельскохозяйственным училищем о чём было сообщено в Полном собрании законов Российской империи:

“33394. —Апрѣля 22. Высочайше утвержденный одобренный Государственнымъ Совѣтомъ и Государственною Думою законъ (Собр. Указ. 1910 г. Мая 4, отд. I, ст. 711). — О принятіи въ казну Александровской Нартасской сельскохозяйственной школы и о преобразованіи ея въ низшее сельскохозяйственное училище.
На подлинномъ Собственною Его Императорскаго Величества рукою написано:

«Быть по сему».

Въ гор. Царскомъ Селѣ.
22 Апрѣля 1910 года.
Скрѣпилъ: Государственный Секретарь Макаровъ.
I. Принять въ казну отъ Уржумскаго уѣзднаго земства учрежденную имъ близъ города Уржума, на основанїи Высочайше утвержденнаго, 27 Декабря 1883 года (1919), Нормальнаго Положенія, Александровскую Нартасскую сельскохозяйственную школу перваго разряда, съ принадлежащимъ ей земельнымъ участкомъ, со всѣми возведенными на сродства земства постройками и другимъ пріобрѣтеннымъ на земскій счетъ имуществомъ, всего на сумму до 47.000 рублей, на точномъ основаніи соглашеніи, послѣдовавшаго по сему предмету между Главнымъ Управленіемъ Землеустройства и Земледѣлія и Уржумскимъ уѣзднымъ земствомъ, и передать означенные школу и имущество въ вѣдѣніе Главнаго Управленія Землеустройства и Земледѣлія.

II. Прообразовать означенную въ отдѣлѣ I школу въ низшее сельскохозяйственное училище съ дополнительнымъ при немъ педагогическимъ классомъ, на ocнoваніи Высочайше утвержденныхъ, 26 Мая 1904 года (24628), Положенія о сельскохозяйственномъ образованіи и росписанія должностей въ среднихъ и низшихъ сельскохозяйственных учебныхъ заведеніяхъ.
III. Отпустить изъ средствъ государственнаго казначейства въ 1910 году на содержаніе Александровскаго Нартасскаго низшаго сельскохозяйственнаго училища десять тысячъ девятьсотъ рублей, а начиная съ 1911 года отпускать на тотъ же предметъ по двадцать одной тысячѣ восемьсотъ рублей въ годъ.
IV. Возложить на Вятское губернское и Уржумское уѣздное земства обязательство внести въ 1910 году въ пособіе казнѣ, на садержание указанного въ отдѣлѣ II училища, четыре тысячи девятьсотъ рублей, въ томъ числе 3.000 рублей отъ Вятскаго губернскаго земства и 1.900 рублей отъ Уржумского уѣзднаго земства, а начиная съ 1911 года вносить на тоть же предметъ по девять тысячъ восемьсотъ рублей въ годъ, въ томъ числѣ отъ Вятскаго губернскаго земства по 6.000 рублей и отъ Уржумскаго уѣзднаго земства по 3.800 рублей.
V. Зачислять въ спеціальныя средства училища остатки, могущіе образоваться отъ упомянутаго въ отдѣлѣ IV пособіи, а также отъ училищнаго хозяйства и принадлежащихъ училищу угодій и другихъ доходныхъ статей.”

При училище был организован педагогический класс, где желающие учились год. Туда принимали учеников, окончивших специальное агрономическое училище. Зимой проводились теоретические занятия. Школьники изучали Закон Божий, русский и древнеславянский языки, географию, педагогику, методику преподавания русского и древнеславянского языков, арифметику и основы алгебры, методику их преподавания, историю, школьную гигиену, методику преподавания природоведения и других специальных дисциплин, пение. Учебные занятия составляли 32 часа в неделю. 12 часов отводилось на практические занятия в начальных школах и участие в конференциях по разработке и обсуждению уроков. В летний период была предусмотрена самостоятельная работа учеников в хозяйствах народных школ, связанная с изготовлением наглядных пособий и коллекций.

Всем оканчивающим училище вручался аттестат.

Устав Александровского Нартасского низшего сельскохозяйственного училища, преобразованного из Низшей сельскохозяйственной школы 1-го разряда, учрежденной в 1893 году Уржумским Уездным Земством, Вятской губернии, утвержден 8 июля 1910 года.

Новым его управляющим стал ученый-агроном первого разряда Александр Александрович Праздников. Членом наблюдательного комитета Нартасского сельскохозяйственного училища был Алексей Фёдорович Казанцев.

Развернулось широкое строительство учебно-производственной базы, объектов социально-культурного назначения. Причем строилось все красиво, основательно, на совесть. Здания той поры и сегодня находятся в хорошем состоянии и при хозяйском к ним отношении еще долго могут служить людям. Было приобретено много книг, учебно-наглядных пособий, закуплен сельскохозяйственный инвентарь, существенно пополнился и улучшился состав преподавателей.

В 1908 году после окончания Харьковского земледельческого училища в Нартасское училище приехал Г.Н. Дракин. По его инициативе, по его проекту, под его руководством осуществлено озеленение поселка, превратившее Нартас в цветущий сад. Его стараниями в поселке поддерживался образцовый порядок. По его инициативе для улучшения положения учащихся было создано подсобное хозяйство. Он организовал художественную самодеятельность, создал духовой оркестр и руководил им, писал музыку. Силами учащихся и преподавателей он ставил спектакли по пьесам Гоголя, Толстого, Чехова. Для студентов и жителей окрестных деревень читал лекции о революции, социализме, коммунизме. Он смастерил первый в Нартасе детекторный радиоприемник. В 1929 году с его помощью в километре от Нартаса создана коммуна "Волгыдо" ("Свет"). Руководимое им хозяйство нового типа было одним из лучших. Умер Григорий Николаевич 1 января 1935 года. Своеобразной данью особого уважения к этому незаурядному человеку явилось то, что он по настоянию студентов был похоронен около своего дома, рядом с аллеей, посаженной под его руководством. И сегодня каждый выпускник техникума, приехавший в Нартас, считает своим святым долгом поклониться могиле учителя.

Коллектив училища, преподаватели и учащиеся с воодушевлением встретили события октября 1917 года. Благодаря связям с политическими ссыльными, отбывавшими наказание в Уржуме, революционные идеи, антиправительственные настроения имели здесь проявления еще с 1905 года. Осенью того года Александровская Нартасская сельскохозяйственная школа в целях предотвращения дальнейшего развития общешкольной смуты, связанной с распространением среди учащихся революционных идей, была даже закрыта на неопределенное время и возобновила занятия лишь весной 1906 года.

6 января 1922 года училище преобразовали в техникум над первой ступенью, а с 1923 года сельхозшкола преобразована в сельхозтехникум с 4-летним курсом обучения. К этому времени здесь был создан настоящий учебный городок. Сады, огороды техникума снабжали местных жителей саженцами, рассадой. Население окрестных деревень перенимало здесь передовые для того времени технологии выращивания полеводческих культур, содержания скота, приобретало сельскохозяйственную технику, инвентарь, изготавливавшиеся в мастерских техникума. Многие крестьяне прошли обучение на курсах, которые организовались при техникуме.

Позднее в Нартасский техникум были переведены Козьмодемьянская садово-овощная школа (1924 год), Оршанский льноводческий техникум и в Нартасский техникум начали принимать девушек.

В 1986 году техникум был ликвидирован, сюда переселилась Мари-Биляморская вспомогательная школа-интернат. Была поставлена точка в богатой, яркой, красивой истории одного из старейших учебных заведений. В 1986 году присоединен к Марийскому совхозу-техникуму (с 1999 – Марийский аграрный техникум).

Одними из первых, внесших огромный вклад в развитие сельского хозяйства, были:
В.Ф. Баудер (1893-1902 гг.), В.Н. Веселовзоров (1902 г.-?), А.Р. Прокудин, А.А. Праздников (1910-1917 гг.) и др.

Ю. Артепалихин

Преподаватели и ученики Александровской Нартасской низшей
сельскохозяйственной школы 
1-го разряда











Источники:
1. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье, Том XXX, Отделение I. От № 32883-34628 и Дополнения, Санктпетербургъ, 1913., с. 547-548.
2. Обзор земских мероприятий в области сельского хозяйства за 1892-1893 гг. / По поручению президента Имп. Моск. о-ва сел. хоз[-ва] сост. В.А. Крандиевский. - Москва: т-во скоропеч. А.А. Левенсон, 1894. - [4], IV, 253 с.; 24.
3. Всемирная выставка. Русский отдел (1900; Париж). Каталог Русского отдела на Всемирной Парижской выставке 1900 г. - Санкт-Петербург, [1900]. - [4], 485 с.; 23.
4. Першина Ю. В. Роль специальных учебных заведений и ферм в повышении культуры земледелия в Вятской губернии в начале ХХ века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 3 (март).– 0,7 п. л. – URL: http://e-koncept.ru

5. Отдел образования и по делам молодежи администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нартасская средняя общеобразовательная школа». Научно-практическая конференция «Шаг в будущее». Токпаев Александр, Александровская Нартасская низшая сельскохозяйственнай школа 1 разряда. Елымбаево, 2018.
6. http://www.12rus.ru
7. https://www.youtube.com

Категория: Образование | Добавил: Георгич (09.02.2019)
Просмотров: 1366 | Теги: Нартасская сельскохозяйственная шко, образование | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта