Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [126]
Археология [31]
Архитектура [19]
Великая Отечественная война [148]
Военачальники, генералы [39]
Военная служба [18]
Военные истории [18]
Возвращение имён [29]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [3]
Герои Советского Союза [32]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [39]
Годы революции и гражданской войны [68]
Горячие точки [23]
Госслужба [46]
День в истории [12]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [52]
Иностранцы в Уржуме [21]
Интересные люди, увлечения [74]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [54]
История, легенды народов, вера [26]
Комсомольская жизнь [7]
Краеведение и краеведы [42]
Культура и искусство [315]
Лесное хозяйство [26]
Медицина [84]
Монастыри, церкви, часовни [51]
Музеи [50]
Некрополь, некрополистика [4]
Образование [223]
Правопорядок, спецслужбы [136]
Православная страница [133]
Политика [10]
Политические лидеры [234]
Почётные граждане Уржума [44]
Почётные граждане Уржумского района [17]
Почта, марки, открытки [21]
Приют, Детские дома [9]
Промыслы, ремёсла [45]
Промышленность, производство, передовики [91]
Революционеры [22]
Реки, озёра, пруды и родники [24]
Сельские поселения [236]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [69]
Судьбы [227]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [14]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [57]
Уржум в настоящем [27]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [47]
Учёные, инженеры, конструктора [109]
Флора и фауна, природа [12]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архитектура села Русский Турек ​​​​​​​(продолжение)
 
Архитектура села Русский Турек
(продолжение)

 

Пол. Потолок

Пол чаще всего делался двойной, то есть из двух настилов - чистого и чёрного. Чёрный пол — это доски толщиной в 5-6 сантиметров, которые не прибивают к балкам, а укладывают в выбранные в балке шпунты или на черепные бруски.
Сначала стлался чёрный пол. Его смазывали глиной, просушивали, засыпали сухим песком на половину высоты балки. Песок заливали сантиметровым слоем жидкого известкового раствора, хорошо просушивали и только после этого настилали доски чистого пола, обязательно устраивая по углам вентиляционные отверстия и закрывая их решётками. В небольших комнатах отверстия должны быть в двух углах по диагонали, а в больших - в каждом углу. Чистый пол настилали обычным порядком, укладывая его на балки, у стен закрепляли плинтусами. Можно класть плотно одну доску к другой со шкантами и без них; можно укладывать доски, выбирая четверть, чтобы доски ложились ещё плотнее.
Часто в качестве пола использовали брёвна, распиленные вдоль. Такой пол назывался “однорез“ и при хорошем подполье совсем не нуждался в слое чёрного пола. Для устройства пола бревно с помощью топора и клиньев раскалывалось вдоль на две половины, а затем плоскости отёсывались. Слово “половица” давно потеряла своё первоначальное значение (“половина”), но до сих пор так называем мы половую доску, хотя она и не изготовляется из половины бревна. Чтобы получить какой-нибудь гладкий элемент конструкции избы, половину бревна надо было отесать с двух сторон топором или теслом; появилось название “тёс”.
Двойной пол - удовольствие дорогое. В былые времена позволить себе это могли только богатые люди. В бедных домах пол зачастую был просто земляной.
В избах, отапливаемых по-чёрному, особое устройство имел и потолок. Отапливаемые по-чёрному избы иначе ещё назывались - рудные избы. Дым в них не расходится по всему помещению и не опускается ниже нужного уровня. Граница между дымным и чистым занимает по не более 3 - 4 венцов.
Высота избы внутри принимается такой, чтобы нижняя граница дыма проходила значительно выше человеческого роста и была примерно на том же уровне, на каком делаются потолки в избах с белой печью. Соответственно этому и потолок чёрной избы поднимается до такой высоты, насколько это необходимо для того, чтобы удерживать дым на заданном уровне. Таким образом, старинная рудная изба обычно бывает на 3-4 венца выше белой избы, и эта разница всегда приходится на самую верхнюю часть сруба. Высокий “лоб” рудной избы - характерный признак. Другой её характерный признак - трапециевидный потолок: его средняя часть - горизонтальная, а боковые - наклонные с повышением к середине. Такая форма придана потолку для того, чтобы направлять дым поближе к вытяжному оконцу.
Всё, о чём говорилось выше, складываясь в процессе исторического развития, органично вписалось в современные деревянные дома.
В результате анализа жилых строений в селе Русский Турек я выяснил, что подавляющее большинство домов построено, иногда с небольшими вариациями, по типу трёхчастного деления. Стоят они в основном торцом к улице, но некоторые, очень редкие, расположены и вдоль неё.
Большая часть жилых домов рублена в “обло“, чашей вверх. Совсем немногие дома рубились “в лапу”. Это, как правило, новые постройки 80 - 90 годов из бруса.
Крыши в основном двухскатные, щипцовые. Но очень много четырехскатных вальмовых, и так же часто встречаются трёхскатные, где вальма только с лицевой стороны, а сзади - щипцовая, с фронтоном. Крыши крыты тесом, рубероидом, шифером (в том числе и резиновым), железом.
Чем старее дом, тем выше расположены окна избы, так как есть или полуподвальное помещение, или высокое подполье. Более современные дома стоят на фундаменте, зачастую довольно высоком (60 -70 см).
Во многих домах не одна, а две избы, отсюда и две печи. Сейчас даже в частных деревянных домах печное отопление заменяют водяным, поэтому рядом с домом появляется ещё одна труба - от кочегарки.

Фасады домов

Окно - выход в другой мир “глазок в белый свет”. Но с такой же степенью справедливости - и наоборот: окно же скрывает доступ снаружи в дом недоброму глазу, нечистой силе. От лукавого взгляда человек стремился себя оградить. Поэтому и появилась на окнах система защиты, призванная оберегать оконные проемы от проникновения всего недоброго, злого в дом - наличники, то есть декоративное обрамление оконных проемов.
Пройдя сквозь века, утвердился в русской архитектуре крестьянских изб оригинальный декор. Он являет собой не что иное, как обобщенную графику давно забытых древних оберёгов землевладельцев и скотоводов.
Солярный - солнечный знак - один из самых древних знаков. Солнце можно увидеть в виде круга, разделенного на четыре части, розетки, веера и так далее. Оно могло быть изображено как на рисунке 36. Солнечные знаки всегда помещались вместе со знаками земли, засеянного поля.
С конца 17 - начала 18 века в домовой архитектуре используется треугольник. Треугольник - символ вечности. Треугольник обозначает жилище, семейный очаг.  Обозначает: В - верхняя точка - активное начало - дарует жизнь — это космос. А и С - пассивное начало - охраняет жизнь — это Земля.  Треугольники можно варьировать
Круг - символ огня, солнца.
Часто на “подзорах” наличников можно видеть изображения “небесной хляби” в виде разных орнаментов.
Наиболее древним видом архитектурной резьбы по дереву была так называемая “плоская” резьба. Образцы её были обнаружены при раскопках новгородских дворов в слоях одиннадцатого века. Она отличалась тем, что её рисунок составляли сделанные в плоскости дерева углубления. Техника такой резьбы была примитивна, инструмент прост: нож, линейка, циркуль из гвоздя и верёвочки, иногда долото, коловорот. Она имела распространение до 19 века, когда была вытеснена другими видами резьбы и сохранилась только в резьбе бытового характера, резьбе предметов домашнего обихода: мебели, ткацких станков, прялок и донец, печатных досок для изготовления пряников, пасхальных форм. Плоской резьбой на досках “топорной работы” украшали причелины, колоды “косящатых” окон, ставни, вереи и перекладины ворот и калиток. В Кировской области плоская домовая резьба сохранилась только в образцах девятнадцатого века.
В двадцатых годах 19 века в соседней Нижегородской губернии появилась и к середине века получила распространение в поволжских селениях “глухая” домовая резьба. Рисунок её выпуклый. Выпуклость создавалась после нанесения рисунка за счет срезания фона на половину толщины доски. После этого рисунок моделировался - закруглялись грани рельефа, фигурам придавалась нужная форма. Еще первые исследователи глухой резьбы, в том числе известный этнограф и диалектолог Владимир Даль, обратил внимание на то, что глухая резьба тесно связана с постройкой волжских судов (поэтому глухую резьбу часто называли “корабельной” или “судовой”).
Появившаяся в нижегородском Поволжье глухая резьба не могла обойти и Вятскую губернию. На Вятке, однако, распространение глухой домовой резьбы пошло по иному пути. Во-первых, она была трудоемка, дорога. Была и вторая причина: на Вятке раньше, чем у соседей, появились и размножились лесопилки - “пильные мельницы”. При топорном изготовлении теса из одного бревна получали только две тесины. Продольная распиловка позволяла из бревна получить 5-7 и более досок. Уже в конце 18 века прибрежные районы были полностью обеспечены “пильным” тесом. Относительно тонкий, он не годился для глухой резьбы. Вот почему на Вятке уже тогда появились новые виды резьбы по дереву - пропильная, сквозная прорезь. Образцы сквозной прорези той поры не сохранились. Рельефная же резьба сохранялась дольше, но до нас дошла только на менее подверженных разрушению массивных конструкциях - на вереях и ригелях ворот и калиток.
Длительное время рельефная резьба уживалась с соседством резьбы выпиловочной. Приходилось мириться с меньшей пластичностью резьбы. Меньшая стоимость, простота технологии, доступность для всех социальных групп населения, и наконец, сбережение лесов - способствовали быстрому распространению пропиловочной резьбы. Меньшая пластичность пропиленного узора не оставалась, конечно, незамеченной, и резчики обратились к моделированию - стали закруглять, “заоваливать” грани узора. В некоторой степени им удалось избавиться от “сухости” пропиловки, возвратить узору мягкость и живописность. Моделированная пропиловочная резьба нашла свою нишу в деревянном зодчестве. Однако прочность и долговечность резьбы упали еще ниже.
Ажурная, легкая, работающая на просвет резьба перестала удовлетворять застройщика. И тогда практика массового строительства на рубеже 20 века ответила сразу двумя “усовершенствованиями” - набором декора из отдельно вырезанных элементов и появлением пропиловки, наложенной на плоскость стены и потому сразу избавившейся от основного недостатка - ломкости. Потом стали делать основу - раму. Так возникла и накладная прорезь. Орнамент “прорези” состоит из растительных и геометрических мотивов и может быть очень разнообразен. Основы растительного орнамента - стелющаяся ветвь. Геометрический орнамент - сочетание треугольников, ромбов, кругов, полукружий, фигур, напоминающих лист.
 

Основу наличника составляет рама из доски толщиной 30-40 мм, внутренняя ширина которой позволяет окнам, если они открываются наружу, распахиваться на 900.    Раму соединяют на шипах или в полдерева. Верхний угол, если не хватает ширины доски, наращивают, ставя его на деревянных шипах и клею. Нижние окончания рамы - “полотенчики” - делаются резными. На раму и кокошник набивают подзоры. Их рисунок чаще всего совпадает с рисунком “полотенчиков” внизу рамы. Иногда верхних “подзоров” бывает 2-3 ряда различной конфигурации. Сверху все это прикрывается крышей, которая соединяется в ус, если есть “кокошник”, или же делается прямой или типа арки, по форме наличника. Кокошник может быть в форме полукруга.
Здесь он увенчан розетками, символизирующими солнце. Наличник символизирует плодородие растений земли под лучами солнца. Торцы подкровельных слег прикрываются на фасадах наклонными досками - “причелинами” (треугольный фронтон занимал место чела (лба), отсюда и название); они украшались разнообразным орнаментом, в котором был магический смысл. Причелины изображали так называемые “хляби небесные”, или верхнее небо, полное небесной влаги, готовой пролиться на землю. Причелины имели и другое название - “крылья”. Стык причелин под коньком отмечается вертикальной доской - “полотенцем”. Причелины и косяки фасадного окна стали украшать плоской резьбой. Окно получило название “красного” (красивого окна).
Вскоре щель между косяками и срубом прикрыли наличниками, а доску над окном назвали “очельником“, позже её назовут “сандрик” (в каменном доме). Щель между гладким фронтоном зашили доской, называемой “лобовой“ или ещё “подзором“.

Описание   типичных   наличников

В настоящее время в Туреке широко распространены наличники с накладной резьбой по типу “прорезь”, но встречаются и с элементами плоскорельефной резьбы по типу “глухой”. Один наличник на всё село имеет рисунок, углубленный в дерево, по типу “плоской резьбы”.
Часто наличники имеют “акант”, говоря по - иному “репей”, «босогон».
 
 
Акант может быть сплошным, со всех четырех сторон; может быть снизу и сверху, по боковым сторонам, не доходя до середины. Акант обоих наличников - растительный орнамент, представляющий собой распустившиеся цветы, бутоны, сплетающиеся ветви в сочетании со знаками земли. Наличники символизируют счастье и плодородие земли, радость, оберегаемую землей. И все это будет вечно.
Есть наличники, где украшением является плоскорельефная резьба. Как, например, на фото. Рисунок крайне прост. Вверху - веер, символизирующий солнце с лучами. Внизу - два ромба — это символ земли. Таким образом, можно сказать, что рисунок наличника символизирует выход солнца над землей.
Имеются в Туреке и наличники с плоскорельефной резьбой по верхней доске. Круги — это символ счастья. Три фигурки похожи на колокольчики, которые всех должны оповещать об обретенном в доме счастье.
Можно встретить наличники с тёсанными и точёными деталями, чаще тёсанные детали — это накладные колонки, которые расположены между верхней и нижней планками. Тесать колонку начинают снизу, осторожно, каждый раз снимая толстую щепу и проверяя разметку. Криволинейные запилы делают лобзиком или клюкарзой. После топора равняют рубанком и крупнозернистой наждачной бумагой. Точёная колонна делается на токарном станке. Когда она готова, её надо распилить вдоль пополам. Делают это в специальном приспособлении - стусле. Это два полукороба, скрепленные между поперечными рейками так, чтобы между ними был зазор для ножовки. Колонну закрепляют в стусле шурупами и распиливают. К наличнику крепят шурупами и клеем.
Смысл этого комбинированного рисунка можно понять так: на всём пространстве от неба до земли, пока существуют жизнь и труд, семейный очаг этого жилища будет существовать.
Единственные наличники в селе, которые украшают фигурки берегинь, расположены на улице Кооперативной. Дом строил Солоницин Савватий Кузьмич - доверенное лицо Бушковых. После революции некоторое время заведовал соляными складами в Туреке. Все три берегини расположены на крыше наличника: две по бокам, одна - на вершине “кокошника”. Они приветливо раскинули руки, оберегая счастье и семейное благополучие, освещаемое лучами солнца. (Круги на “подзорах” и верхней планке - символ семейного счастья и благополучия; круг в виде цветка на верхней доске - символ солнца).
На очень многих наличниках можно видеть подобный рисунок. Он обозначает землю, что символизирует плодородие. Рисунок этого наличника можно понять так: счастье состоит в даровании жизни земле, то есть большому плодородию. И на каждом углу наличника прилипли “репьи“ - аканты. Если внимательно посмотреть, то можно увидеть головы сказочных зверей, которые сохраняют это счастье.
На фото   тоже символ земли, акант - цветы и ветви: полотенце венчается кругом - символом солнца. Подзор нижней доски - символ солнца и вечности, дарующей жизнь. Наличник - символ плодородия всего живого под солнцем, оберегаемого самим небом (космосом). Нередко украшаются и чердачные окна.

Архитектура   деревянных   домов

Я думаю, что самый старый деревянный дом в нашем селе принадлежит двум семьям, хозяйкой одной из них является Серебрякова Александра Александровна.
 

Дом стоит на ответвлении улицы Кооперативной, расположен вдоль неё, по типу застройки трёхчастной. Судя по дате, врубленной на стропилах, поставлен он в 1735 году, то есть зданию 264 года. Но сохранился он хорошо. Может быть потому, что строился во времена, когда вырубали вековой лес. Тогда далеко за строительным материалом ходить было не надо: свалят дерево, ошкурят, опилят по задуманной длине, чашу вырубят - и готово. Для дома брали только лиственницу, выбирали потолще да поядрёней, посмолистей. А ставили жильё как всё в то время - на стулья. По фасаду      6 окон: три в жилой части, одно в сенях, два последних прорублены позже, когда из клети жилую делали. Видимо, клеть сразу клалась на мох. С восточного торца одно окно, с западного - три. С запада и брёвна более толстые (до 40 см): ветры с этой стороны чаще и холоднее.
Интересно, что самые толстые брёвна не самые нижние, то есть закладные, как это мы сейчас делаем, а верхние, те, на которые крыша опирается. Возможно, это сделано для “усадки “ стопы, но нигде нет такой особенности. Всего 9 венцов. Стопу за многие годы не подводили. Перекладывали печи, меняли подушки (но всё равно укладывали на бересту). Крыша щипцовая, двухскатная. На фронтоне небольшое слуховое оконце. Дом совсем лишён украшений, наличники самые простые. Здание никогда не обшивалось. Это трёхчастное строение, как уже было сказано, наиболее типичное для села. Со стороны избы (западная часть) расположены деревянные ворота.
Типичный по форме крыши, рубленый “в обло“, стоит дом на улице Красноармейской. Ещё он примечателен как представитель целого ряда подобных строений: в нём видно сочленение сеней и кладовки в одну клеть. То есть это яркий пример двухчастной застройки.
А вот в другом случае типичность дома несколько нарушается в одном, зато проявляется в другом.
Это казна малой моленной, расположена вдоль улицы, типичен по типу - двухчастный. По форме крыши его можно отнести к строениям второй половины 19 века. Крыша четырёхскатная, вальмовая, со слуховым окном. Нет украшений наличники - простые доски.
Следующий дом интересен, во-первых, тем, что это подарок. Его построили Бушковы для своего кучера, когда он состарился и стало негде жить. Дом 7х7 метров. Построен в начале нашего века. Рублен “в обло“, не обшит. Вальмовая крыша говорит о типичности подобных крыш в это время. На улицу 5 окон, причём 2 из них чуть меньших размеров. Сени рубленые, проходят через весь дом сзади. Здание на фундаменте.
Поскольку двухэтажные здания были типичны во второй половине 19 века, то в пример можно привести целый ряд зданий по улице Советской и Кооперативной.
Есть в селе дом - яркий представитель раннего двухэтажного строительства. Всего в доме 23 венца, поставлен на фундамент. Рассчитан на двух хозяев, так как строили два брата. На каждый этаж свой вход и с разных сторон дома. Верхние наличники очень нарядные, - изготовлены по типу накладной резьбы; нижние - более скромные. Дом имеет четырёхскатную вальмовую крышу.
Не такой высокий, но тоже громоздкий, с полуподвалом, дом Бушковых, где жила дочь Минея Степановича - Александра. Дом богато украшен резьбой: наличники, подзоры под карнизом; углы. Углы украшены накладной резьбой. Дом обшит. Высокое крыльцо справа - вход в жилую часть. Рядом вход в полуподвал. С левой стороны дома - веранда (крытая галерея) - её недавно разобрали.     Крыша четырёхскатная вальмовая, крытая железом. Это говорит о том, что крышу не перекрывали за годы существования дома, ведь все другие крыши в селе под шифером. Я считаю, что это строение появилось ранее, чем каменные дома, и могу предположить, что архитектурная планировка этого дома повлияла на каменные, особенно Бушкова М.С. (1 корпус санатория): у него есть галерея; в его доме рядом два входа - в полуподвал  и дом, ровно как и в доме его брата Бушкова Н.С. (3 корпус санатория).
Близок только что описанному дому другой - в нём сейчас живёт Бушков Иван Миронович. Окна первого этажа высоко, так как есть жилой полуподвал, но он расположен только под одной половиной дома. Форма всего строения - квадрат. Дом пятистенный, два входа, сени сзади дома из однореза. Дом обшит, украшен угловой резьбой, наличниками над которыми появилась бровь. Окна не пропорциональны высоте дома, то есть в доме высокие потолки.
В конце 19 века Солоницын Савватей Кузьмич, доверенное лицо Бушковых, поставил дом для своего сына Фёдора. Семья занималась заготовкой и продажей соли.
Дом двухэтажный, нижний этаж разделён капитальной стеной пополам. Вход на верхний этаж находится сзади дома. Веранда рублена из однореза, поделена на чуланы и клеть. Дом обшит. Кроме наличников, украшений нет. Крыша тоже вальмовая. Этот дом - типичный представитель деревянного строительства своего времени. В нём просматривается влияние строгой лаконичности каменных зданий на оформлении фасада.
Более интересным является дом, расположенный по улице Кооперативной. Уникальность его в том, что около него сохранились хозяйственные постройки. Расположены они сзади дома и представляют интерес для исследования.
Сохранилась веранда слева от здания. Её оформление (арка, увенчанная гирькой) очень напоминает оформление галереи дома Шамова, которая старше деревянной примерно на 16 лет. Дом построен в 1913 году, но сильно пострадал от пожара и заселён в 1914 году. Очень богатый внешний декор и большие размеры дома говорят о состоятельности хозяев.
У этого дома единственная в своём роде уникальные решётчатые ворота, может быть, они более позднего происхождения, но в селе вторых подобных нет.
Последний дом рассматриваемого периода - двухэтажный дом по улице Советской братьев Бушковых - Григория и Аркадия Никитовичей. Дом полукаменный. Здание украшено наличниками и обшивкой вверху, сандриком в нижнем этаже.
Построен он в 1917 году. Братья в нём почти не жили. Были в нём квартиры, сберкассы, школа. Сейчас - детские ясли.
Таким образом, из приведённых примеров видно, какие традиции сложились в деревянной архитектуре села. После революции, потом с образованием колхоза, частное строительство практически остановилось. Потом, в 60-80 годы, строили одинаковые брусковые или бревенчатые, чаще двухквартирные одноэтажные дома (так называемое “колхозное строительство”).
Жители, въезжая в подобные “серые“ дома, сами для своей радости старались их украсить: обшивали дощечкой, выкладывая её своеобразным рисунком; навешивали пышные наличники, иногда раскрашивали их и, выделяя существенные на их взгляд детали, отгораживали палисадники декоративным забором, украшая и его масляной краской, ставили ворота по стилю, подходящим к дому. Яркие и высокие цветы в палисаднике дополняли оформление дома. Может быть, поэтому в селе много палисадников с разноцветными растениями.
С конца 80-х годов началось оживление строительства частных домов. Хозяева стали ставить их, подчиняясь своему вкусу и желанию, ориентируясь на свои силы и экономические возможности. Стали появляться различные по типу застройки дома и дворы. В пример можно привести дом Полякова Валерия Петровича на улице Красноармейской.
Пришедший из глубоких веков архитектурный элемент - ворота - по-прежнему в чести у русско-турекских жителей.
Категория: Архитектура | Добавил: Георгич (05.11.2025)
Просмотров: 29 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта