Архитектура села Русский Турек
(окончание)
Каменная архитектура села
Пожар середины 19 века, поистине, самый опустошительный за всю историю села Русский Турек, отразился на изменении характера дальнейшей застройки и не только кардинально изменил план улицы, но и типы постройки домов. Пожар еще раз показал, что при застройке улицы необходимо более строго соблюдать правила пожарной безопасности. Улица Главная (Советская) начала застраиваться каменными одно - и двухэтажными домами, полукаменными двухэтажными с полуподвалами. Кроме того, при планировке и строительстве домов богатые хозяева обратились к профессиональным архитекторам. Примерно в это же время Уржумское земство издает указ о посадке деревьев в целях противопожарной безопасности с соблюдением между домами интервалов в 14 метров (20 саженей). Вдоль улицы насадили деревья, а саму ее вымостили камнем - дикарем, взятым с берега Вятки. Не забыли и об эстетической стороне дела - по всей улице от дома к дому протянулся декоративный деревянный забор, судя по фотографиям - двухрядный.
Дерево и камень, использовавшиеся исстари, привели к специфическому явлению: архитектурно-композиционные приёмы и формы, выработанные в одном строительном материале, оказывали влияние на формирование архитектурных образов, создавшихся из другого. Издавна почти всюду здания покрывались известковой штукатуркой. Легко исправляемая, она предохраняла кирпичную, а иногда и каменную кладку стен от выветривания. Оштукатуренные фасады издавна окрашивали устойчивыми красителями. Для этих построек типично было эффективное сочетание цвета с тектоническими членениями: карнизами, тягами, колоннами, наличниками. Самые богатые дома в селе были выкрашены в разный цвет. Дом Л.П. Пестова - белый, М.С. Бушкова - желтый, Г.Н. Бушкова - красный, Я.Н. Лохтина - бледно - розовый, В.Р. Шамова - голубой, у М.Д. Шамова - розовый, П.П. Корепина - белый, но ширинками, заполненными битым стеклом. Каждый вновь построенный дом имел свое лицо, и из-за этого улица всегда выглядела праздничной и нарядной.
Бушковы проложили водопровод, поставили электростанцию на речке Туреченке за домом Бушкова Г.Н., в 1910 году пригнали первую автомашину, до этого обзавелись велосипедами. Можно предположить, что и свои дома они построили, подражая кому-то.
Так, по архивным данным Бушков Никандр Минеевич построил дом в 1892 году (это третий корпус санатория, далее хозяином дома будет именоваться Григорий Никандрович, его сын), а Лохтин Яков Николаевич, опираясь на данные самого строения (современный второй корпус) - в 1897 году. Оба дома значительно отличаются от ранее описанных декором и архитектурными элементами. Разница во времени между домами - 20 лет.
Может быть примером для них стал дом в Вятке купца первой гильдии Я.А. Прозорова, построенный в 1871 году по проекту архитектора А.С. Андреева. Архитектор широко использовал резьбу по камню (опоке) для оформления фасада дома. “В огромном количестве использованы резные детали, выполненные в технике объёмной, почти скульптурной резьбы: сложные сандрики над оконными проёмами, крупные розетки - цветы на угловых лопатках. Использование резьбы по опоке вызвало волну подражательства“, - так пишет А.Г. Тинский в книге “Планирование и застройка в Вятке в 17-19 веках“.
Дом Бушкова Г.Н. отличается архитектурной планировкой. Основное здание - двухэтажное, с полуподвалом. Первый этаж значительно больше по размерам второго имеет форму буквы “П“. Крыша по этой причине разноуровневая и различается по форме. Второй этаж венчается вальмовой четырёхскатной крышей, а нижний имеет обособленную двухскатную с островерхим аттиком со стороны сада.
Со стороны двора через весь нижний этаж проходит галерея. В первом этаже всего 12 комнат, причём 7 из них расположены в боковом пристрое анфиладном. Судя по плану, стены здесь значительно тоньше, в комнатах нет ни печей, ни каминов. Можно предположить, что это летние комнаты. Все другие комнаты в доме отапливались и были жилые круглый год.
В дом можно войти со стороны сада, куда выходит каменное крыльцо со ступенями. Прямо над крыльцом в размер его вынесен большой балкон, выполняющий ещё функцию крыши и запасного выхода в случае пожара, так как с балкона есть железная лестница. По которой можно спустится в сад.
Основной, главный, вход сделан со стороны двора. Это высокое крыльцо чугунного литья с такими же ступенями, весьма своеобразного рисунка по полу и боковым сторонам. Над крыльцом крыша двухскатная, украшенная по фронтоны и карнизу фигурным литьём, поддерживается треугольными упорами, очень лёгкими на вид, но прочными, выполненные способом ковки, упоры напоминают вьющееся растение. Балясины литые, замысловатые по рисунку. На крыльцо выходит двухстворчатая дверь.
Слева от главного входа - вход в полуподвал, расположенный почти под всем зданием. В него можно попасть ещё и из дома. Размеры нижнего этажа 35,3х29,4 метра. Ширина пристроя вместе с галереей -12 метров. Размеры второго этажа -17,3х15,5 метров. По фасаду 7 окон. В верхнем этаже по боковым сторонам тоже по 7 окон. Таким образом основное здание дома имеет почти квадрат в основании. Высота потолков в доме и галерее - 3 метра. Сложен дом из красного кирпича. Крыша венчается угловыми парапетами, которые оканчиваются разными вазами. По центру парапеты соединены балюстрадой. Под карнизами - поясок, символизирующий хляби небесные. Горизонтальный пояс, рельефно разделящий этажи, украшаются лепными розетками и ромбиками.
Если смотреть на современную фотографию, то не возникает мысли, что около дома были ещё строения. Но, по воспоминаниям старожилов, по фотографии 1910 года, дом не был обособлен. На месте современного административного корпуса санатория стоял двухэтажный флигель. От него отходили хозяйственный постройки. Всё это было из красного кирпича, крытого железом. По фасаду флигель и дом соединялись кирпичной стеной с массивными воротами. К сожалению, до нашего времени это уже не сохранилось.
А вот дом Лохтина Я.Н. сохранился. И дом этот, на мой взгляд, представляет большую ценность. В нём сразу бросается в глаза большое количество разнообразных украшений. Этим строение отличается от всех остальных, да и поставлен он несколько дальше, чем вышеописанные дома. Причина одна - она легко объясняется, если посмотреть на фотографию 1910 года - там стоит небольшой деревянный домик, который позднее, в начале 20-го века Бушковы уберут и используют освободившуюся землю под сад. Но для этого, может быть, было даже удобнее, так как напротив его дома через речку Туреченку, на другом её берегу, стоял другой дом Лохтина - заезжий.
Дом этот был деревянный, но очень большой, с большими сараями и сеновалами: отдыхали люди и лошади. То есть, наличие заезжего дома у Лохтина тоже могло служить причиной выбора места постройки его жилого дома. Как описывался его дом, мы уже прочитали. Но я ещё добавлю.

Дом построен из красного кирпича, покрытого бледно-розовой глазурью, предохраняющей кирпич от разрешения. Здание двухэтажное. С западной стороны к каждому этажу примыкает деревянная галерея размером 6,7х12,2 метра. С каждого этажа на неё есть выход, по четыре окна из комнат смотрят на свет через пространство галереи, которая внизу имеет выход в сад.
Размеры дома составляют 23,5х31,7 метра по нижнему этажу. В нём 35 окон. 7 из них - с фасада. На первом этаже 14 комнат. Второй этаж меньше: 24,1х19,4 метра. Уже 24 окна и 8 комнат.
Тоже есть полуподвал, имеющий два выхода. В нём 9 окон; с фасада расположены 4 из них, они попарно в угловых комнатах, 5 окон выходит во двор. В полуподвале 9 комнат.
Снаружи дом выглядит богато и очень роскошно. Горизонтальная тяга рельефно разделяет этажи, которые декорированы по-разному. Верхний этаж поделён на три части парными полуколоннами. Две боковые секции включают в себя по два окна, средняя - три. В средней части каждое окно обособлено вертикальными лопатками. Капители полуколонн покрыты лепным орнаментом в виде цветов и лепестков. Квадрат базы тоже украшен опочной лепниной, похожей на буквы.
Каждое окно имеет окант, оканчивающийся в нижней части лепными украшениями, напоминающими хлебный колос. Сандрик под окном имеет ширину проёма окна, но не выступает за окант. Он соединён с окном филёнкой, украшенной лепниной в виде вьющегося растения. Сандрик вместе с филёнкой символизирует замковый камень. Под самым верхним карнизом расположен поясок, включающий в себя филёнки над каждым окном и плетёнки.
Снизу под окнами расположены своего рода полотенца, заимствованные из наличников деревянной архитектуры. Верхние окна больше по размерам и роскошнее нижних, и этаж сам по себе выглядит значительно выше.
Парные полуколонны значительно удлиняются за счёт украшений, расположенных на крыше прямо под каждой парой, и представляют собой подобие широкой квадратной базы, украшенной лепниной. На крыше над лопатками, зрительно их удлиняющий, находится парапет. В середине его - слуховое окно. Стена украшена орнаментом - “хлебным колосом“, по бокам которого можно прочесть дату 1897. Можно предположить, что это год постройки здания. Три окна, расположенных в середине второго этажа, имеют украшения, отличные от других окон, и представляют собой окант в верхней трети окна, оканчивающейся кистями и лепное украшение, символизирующее замковый камень, расположенный в специфической форме углублениях над окном.
По нижнему этажу - двойные полуколонны продолжаются лепными украшениями, расположенных в квадратах, составляющих сплошную лепную пилястру до самого низа. Они также делят этаж на три части. В крайних - одинаковые украшения, в средней - иное. В первом случае — это полукруглая бровь с полотенцами на верхнюю треть окна; украшены лепниной - “растительная ветвь“. Три средних украшены простым акантом и не прерываются в межколонном простенке и представляют собой сплошную ломанную линию.
Рядом расположен флигель, украшенный значительно проще, но по стилю близкий к основному зданию. Их соединяют ворота, представляющие собой одну широкую высокую арку, увенчанную вазой, и две узких, пониже - для пешеходов, причём одни пешеходные ворота выложены в стене флигеля, поэтому зрительно кажется, что ворота очень большие и абсолютно симметричные, хотя собственно воротами являются только две части их. Ворота украшены опочной лепниной, как и весь дом.
Таким образом, Лохтин Я.Н. построил дом, в котором наблюдается смешение различных стилей - эклектика. Этим дом и замечателен. Он один в своём роде. Все другие, расположенные на современных улицах Советской и Кооперативной, далеки от таких масштабов и такого декора. Поскольку внешний декор домов Бушкова Г.Н. и Лохтина Я. Н. весьма отличается от других домов, можно предположить, что украшения хозяева позаимствовали. Откуда? Может быть, примером для них стал дом в Вятке купца первой гильдии Я.А. Прозорова, построенный в 1871 году по проекту архитектора А.С. Андреева. Архитектор широко использовал резьбу по камню (опоке) для оформления фасада дома. В огромном количестве использованы разные детали, выполненные в технике объемной, почти скульптурной резьбы: сложные сандрики над оконными проемами, крупные розетки - цветы на угловых лопатках. Использование резьбы по опоке вызвало волну подражательства. Другой вариант заимствования - низовья Вятки, Кама. Бушковы и Лохтин часто бывали там, занимаясь торговыми делами. Наверняка, видели дома богатых людей, например, в Сарапуле.
Несколько ближе по стилю был дом Никиты Дмитриевича Шамова, имевшего очень богатый внешний вид. Но об этом доме можно судить только по фотографии 1910 года, так как он не сохранился; его без всякой на то причины разобрали в конце 30-х годов на кирпич для строительства и увезли в посёлок Аркуль.
Дом был одноэтажный, с полуподвалом, к улице располагался торцом, по фасаду имел 7 окон. Крыша вальмовая, четырёхскатная, с мезонином. На крыше - угловые парапеты, по центру - полуглавие. Соединены они красивыми перилами - балюстрадой. Дом сложен был из красивого кирпича, розового цвета. Имел двои ворот. Одни деревянные в заборе: сюда проезжали к хозяйственным постройкам; другие - каменные.
Дом являлся украшением села. Судя по элементам архитектуры, он ровесник домов Бушкова Г.Н. и Лохтина и построен в конце 80-х - начале 90-х годов 19-го века.
А вот дом В.Р. Шамова, в котором сейчас располагается психоневрологический дом-интернат, построен чуть позже, вероятно, в самом начале 20 века, точная дата пока не установлена.
Дом кирпичный, двухэтажный. Крыша вальмовая, четырёхскатная, крыта железом. Между первым и вторым этажами пропущен пояс из горизонтальных тяг с прямоугольными ширинками. По фасаду 6 окон прямоугольной формы. Сандрики на верхнем этаже прямые. Дом практически лишён какого-либо декора. Строгие формы, обнажённые стены (нет даже штукатурки, хотя стены были покрашены в голубой цвет). Это указывает на то, что в конце 19 - начале 20 века в строительстве каменных домов присутствует классицизм, может быть, даже склонность к его последнему этапу - стилю“ ампир “. Единственным, по-настоящему декорированным, пышным, а потому абсолютно не вяжущимся к дому является украшение фасада галереи второго этажа со стороны двора. Галерея эта не сохранилась, время её утраты неизвестно. Но такой же формы, правда менее украшенный, фасад деревянной веранды сохранился в деревянном доме по улице Кооперативной, построенном в 1914 году.
На фотографии 1910 года ворота уже есть, а флигеля пока нет, хотя часть стены просматривается (фото 58). Можно считать это каменным забором, а можно предположить, что флигель находится в стадии строительства, так как до настоящего времени он сохранился.
На улице Советской есть ещё целый ряд каменных домов: Петра Петровича Корепина (сейчас пустует); Матвея Лазаревича Бушкова (сейчас пустует, куплен Уржумским отделением здравоохранения) (фото 69); Бушкова Галактиона, первого Русско-Турекского волостного старосты (сейчас жилой дом, двухквартирный; Леонтия Петровича Пестова (контора колхоза “Ударник”); Германа Яковлевича Бушкова (жилой дом). Каждый из них представляет интерес с исторической и архитектурной точки зрения.
Наиболее любопытен в этом плане дом П.П. Корепина. Дом каменный, построен в конце 19-го века, оштукатуренный, одноэтажный, с подвалом, на высоком фундаменте. По фасаду 6 окон. Со двора дом поделён на две части ризалитом, где расположено крыльцо и главный вход в дом. В ризалите - жилая комната с выходом на балкон. Дом имеет оригинальное украшение, не встречавшееся нигде более в селе Русский-Турек. Угловые пилястры составлены из чередующихся прямоугольников и квадратов. Квадраты заштукатурены, а прямоугольники — это ширинки, их по три с каждой стороны угла. Изначально в них были вделаны стеклянные осколки разного цвета. Подобные ширинки, только круглые, диаметром до 40 см, расположены на поясе под окнами. Поскольку дом поставлен так, что на каждом углу солнышко останавливало свои лучи в течение всего дня, то дом сверкал в солнечные дни с утра до позднего вечера. Под карнизом проходит поясок, изображающий “хляби небесные“.
Дугообразный проём окна подчёркнут акантом. Над окном - прямой сандрик. Крыша вальмовая, сложной формы, крыта железом.
От угла дома идёт каменная стена с воротами. Флигеля не было. Каменные хозяйственные постройки начинались сразу от ризалита. Потом к ним примыкали деревянные. Дом с постройками очень напоминал тип деревянной застройки “брус“. До настоящего времени кирпичные хозяйственные постройки не сохранились, хотя были очень большие. По воспоминаниям старожилов в 30-е годы в них хотели делать клуб и театр, но передумали, разобрали на кирпич. Деревянные службы целы, в них располагаются склады средней школы.
Хозяин дома был человеком ищущим, претендующим на необычность. Это единственный (после домов Бушковых) дом, имевший большой сад с целой системой фонтанов, собственным автономным водоводом от личного артезианского колодца. Кроме того, в1910 году в доме Корепина П.П. открылась библиотека. Книги закуплены на деньги хозяина так же, как выписаны газеты и журналы. Жалованье двум библиотекарям в течение первого года выплачивалось из его личных средств. Библиотека была так богата, что привлекала читателей даже из Уржума.
Моложе и значительно скромнее выглядит дом Г.Я. Бушкова, сложенный из красного кирпича, одноэтажный, с 4 окнами по фасаду. Украшен поясом под карнизом. Рельефная средняя линия разделяет этаж и полуподвал. На углах выделяются пилястры, украшенные выступающим геометрическим орнаментом. Крыша четырёхскатная, вальмовая, крыта железом. Дом имеет два входа, оба из двора. Один идёт в полуподвал, другой - на первый этаж, состоящий из трёх комнат. Внизу - кухни и кладовые. Вверху до сих пор сохранён камин, лестница, между этажами. Этот дом построили Бушковы - лесопромышленники для деда и бабушки Германа Яковлевича. Этот дом построили Бушковы - лесопромышленники для Бушковых Петра Семёновича и Анны Дмитриевны, деда и бабушки Г.Я. Бушкова, в 1914 году, потому что их прежний дом мешал Бушковым разбить сад по задуманному плану. Богачи предложили помочь в постройке нового дома и переселили семью на улицу Главную (Советскую).
Ещё представляет интерес дом на улице Советской (ныне - контора колхоза “Ударник“). Здание поставлено примерно в 1860-70 годах. Таким образом, это практически самое старое каменное здание в селе. Его первый владелец - Леонтий Петрович Пестов. 5 окон по фасаду украшены акантом и сандриком; имеется цокольный этаж. Со стороны двора была веранда по всей длине дома. С задней стороны располагались многочисленные службы. Вместо флигеля стоял небольшой магазинчик, имевший склад и торговый зал. Они соединены воротами. К настоящему времени не сохранилось здание магазина. На его фундаменте уже в советское время было поставлено новое здание, в нём - колхозный клуб. Крыша четырёхскатная вальмовая, крытая железом.
Любой из описанных каменных жилых домов на улице Советской действительно выглядит богато, можно сказать, что владельцы не жалели денег при строительстве. Подобные богатые дома есть и на улице Кооперативной. Например, современный сельский совет расположен в доме Трифона Корнеевича Бушкова, владельца хлебных складов, на базе которых организовано хлебоприёмное предприятие. Здание двухэтажное из красного кирпича, имеет огромные кирпичные ворота.
Или другой дом - Бушкова Ивана Григорьевича. Ещё недавно в нём была контора сельпо, в настоящее время дом жилой. Здание двухэтажное, 4 окна по фасаду, с деревянной верандой второго этажа. Но пристрой зашит досками от крыши до земли, так что под верандой много места, где можно разместить какую-либо хозяйственную службу. Жилое помещение и веранда под одной крышей, вальмовой, четырёхскатной, крытой железом. Дом построен в начале 20-го века, так как старожилы вспоминают, что в начале революции И.Г. Бушков бросил почти новый дом и уехал в 1918 году. Около него были большие дворы, огород, но за годы советской власти всё изменилось: дом остался один, стоит сейчас особняком от окружающих построек.
Дом имеет своеобразное оформление. Углы выделены пилястрами. Сплошные горизонтальные тяги, разделяющие этажи, проходят по всему периметру. По каждой стене от одной угловой пилястры проходит своеобразный акант, который выделяет каждое окно. Вверху над слегка закруглённым проёмом окна акант утолщается до прямоугольного сандрика с опущенными на 1/3 окна полотенцами. Снизу под окном своеобразный геометрический рисунок. Такое оформление окон зрительно их увеличивает и придаёт всему дому стройность. Во втором этаже окна значительно меньше, практически без украшений. По верху, под карнизом, пропущен поясок из чередующихся торцов кирпича.
Дальше по улице можно увидеть большой каменный дом в пять окон по фасаду на высоком фундаменте. Он сложен из красного кирпича, не имеет украшений.
Ближе к концу улицы можно видеть ещё несколько каменных домов. Два из них стоят друг против друга. Хозяева, строившие их, неизвестны, но можно предположить, что они не принадлежали к самым богатым жителям села, даже, может быть, не были ничьими доверенными лицами, но все они имели доходное дело, например содержали торговые лавки. Поэтому имели достаточно капитала для постройки каменного дома. Между домами есть разница во времени постройки, так как они по-разному декорированы. Дом из красного кирпича, претендует на некую пышность. Вероятно, он моложе, и время его постройки, может быть, - конец 80 - начало 90 годов 19 века.
И ещё одно здание из красного кирпича, одноэтажное, три окна по фасаду, находится на починке (улица Красноармейская). Дом поставили Бушковы в начале 10-х годов нашего века для Бусыгина Мартемьяна, которого они ещё ребёнком взяли на воспитание после смерти родителей. Бушковы не только построили дом, но и дали своему воспитаннику образование: он ремонтировал часы и делал ювелирные украшения. Верхний этаж представлял собой жилые помещения, внизу - мастерская, где Мартемьян работал. В декоративном отношении дом совершенно прост. Можно выделить лишь угловые пилястры и двухрядные сандрики. Крыша вальмовая, трёхскатная. Подобная форма крыши в селе типична для деревянных построек 20-60 годов нашего века. Сени рублены из однореза, под одной крышей с домом. Хозяйственные постройки расположены с западной стороны.
Исходя из всего написанного, можно сделать некоторые выводы относительно каменного строительства в селе Русский Турек.
Кирпич - материал более прочный и стойкий, но и более дорогой. Поэтому дома из него начали появляться значительно позже деревянных. Все они построены в период с 60 годов 19 века по первое десятилетие 20 века. Такие небольшие временные рамки (35-40 лет) не дают возможности полного анализа по периодам, временным рамкам. Хотя даже в этих условиях можно выделить 70-е годы, конец 19 века и первое десятилетие 20 века. Попробую на основе всего увиденного и понятого сформулировать общее и разное между строениями.
Все постройки 19 века двухэтажные или с полуподвалами, 20 века - одноэтажные. Тип крыши сохраняется, хотя намечаются изменения (крыша Бусыгина уже трёхскатная). Здания 70 годов проще по оформлению, штукатурены. У них отличная от других форма окна: арочная. Все остальные штукатурки не имеют, проёмы окон в верхней части слегка закруглены или совсем прямые.
Типичным для богатых домов конца века является наличие галереи или большого балкона. В начале века галерея заменяется на крытую веранду.
Во всех строениях 19 века обязателен флигель, схожий по архитектурному стилю с основным зданием, но в 20 веке флигель отсутствует совсем. В постройках 19 века флигель и дом соединяются массивными каменными воротами, выполненными в том же стиле, что и дом. В поздних постройках ворота уже деревянные и не из трёх частей, а только из двух. Трёхчастные деревянные ворота - строгая симметрия - следствие влияния классического стиля, симметрия не нарушается даже в тех случаях, когда один из боковых проходов сквозным сделать невозможно. В этом случае на рядом стоящем строении рельефно выделяется столбик в стене, выкладывается ниша, символизирующая третью часть ворот. Так поступили Я.Н. Лохтин, П.П. Корепин, М.С. Бушков.
Сзади ставились все хозяйственные службы и дворы. Объединяя одной крышей флигель и дом, строители достигали создания внутреннего двора довольно внушительных размеров.
Такие дворы особенно выделялись у Бушковых и Лохтина, чьи дома отвели под санаторий уже в конце 20 - начале 30 годов. Правда, это был санаторий для руководящего состава района и области. Но объединённые таким архитектурным замыслом эти четыре дома составили законченный ансамбль, включающий в себя большой парк с системой фонтанов, беседок, прогулочных дорожек среди хвойных и лиственных деревьев.
Есть ещё нечто общее, о чём не упоминалось. Это подземные ходы. Все дома современного санатория имели подземные сообщения между собой. Такие ходы были и у Корепина П.П.
Ещё можно отметить, что более ранние строения сильнее тяготеют к классическому стилю, потом идёт в строительстве смешение разных стилей. Но в чистом классическом или другом стиле нет ни одного здания, вероятно то той причине, что застройки эти сельские, село находится далеко от больших городов, каменное строительство началось поздно. В связи с тем, что на берегу реки Туреченки за улицей Мира имеются разработанные ямы в глиняном берегу, откуда по сей день берётся глина для нужд жителей села, и есть большие похожие ямы в деревне Дергачи, а также ориентируясь на воспоминания старожилов об изготовлении красного кирпича из местной глины можно предположить, что для строительства домов в селе использовалась местная глина.
Современная застройка
За годы советской власти с 1918 по 1991 год как частники, так и государство каменных жилых зданий в селе не строили. В последние пять-семь лет появились новые кирпичные дома. По своей архитектуре и типу застройки они очень различны.
Например, на улице Труда одноэтажный из силикатного кирпича каменный дом Окунева Н.Л., построен по типу “кошель“. В отличие всех других современных каменных домов, этот украшен орнаментом из красного кирпича и рельефным орнаментом из того же белого, что и дом. Здание привлекает к себе внимание необычностью планировки и наружного оформления. Подобных строений в селе нет. Проще по внешнему оформлению, но такой же по форме строится дом на починке. Хозяин Зыков В.А.
Сельский совет и колхоз в 80 годы начал интенсивно строить дома не только из бруса, но и пеноблока. Размеры всех домов 14х7 метров. Все они имеют стандартную планировку (3 комнаты и кухня) и рассчитаны на две семьи. С торцов домов - веранды. Эти дома не отличаются индивидуальностью и долговечностью. В пример можно привести дом из пеноблока. Он абсолютно ничем не украшен, не штукатурен, не покрашен. Не притягивает взгляда и не радует душу своей пустотой.
В 1996 году заселён первый частный двухэтажный кирпичный дом, хозяин которого Батин Михаил Алексеевич. Изнутри помещение штукатурено имеет все признаки городской квартиры: отопление, горячая - холодная вода, ванная комната, тёплый туалет, канализация. Строительство обошлось очень дорого. Дом строился около пяти лет.
Но вот снаружи пусто, хотя двухскатная разноуровневая крыша и придаёт внешнему виду строение некоторую оригинальность.
Сравнивая старые каменные дома с современными хочется отметить, что долгое время строители не обращали внимания на оформление фасадов и оформление вообще. Вели упрощённую планировку. В настоящее время наметились изменения в лучшую сторону.
О лесопромышленниках села
Миней Степанович Бушков - старший брат этой семьи. Он построил дом из кирпича, оштукатурил его, красил в желтый цвет. Нынче это корпус №1 детского санатория “Русский Турек”.
Его дети оставили о себе добрую память в селе, как и отец. Дочери. Евдокия и Александра, будучи уже замужем, имея свою семью, занимались презрением малолетних, оставшихся без родителей. По воспоминаниям старожилов, они воспитали и вывели в люди несколько человек, потомки которых и по сей день живут в селе. Вениамин, войдя в возраст, уехал в Тушку. До конца дней своих жил там.
Ипполит интересовался театром. Собрал вокруг себя турекскую молодежь, увлек их. Они ставили спектакли; брали даже серьезные пьесы. Сам Ипполит в них тоже играл. Есть фотографии, удостоверяющие этот факт, но нет архивных доказательств пока.
Более всего помнят в селе Григория Минеевича. Он сбежал с семёновцами во время белогвардейского мятежа. Больше о нем ничего неизвестно.
А вот его сын, Вениамин Григорьевич, уехал в Казань; получил там высшее образование, стал профессором Казанского университета на факультете ветеринарии. Прошел всю Великую Отечественную войну. В 1995 году он скончался. В Казани остались дочь его и жена.
После того, как дом опустел, его сразу же занял штабной состав красной дружины под командованием Быкова З.Г. В 1931 году в дом перевели народный дом, который расположился на первом этаже. Здесь же были мастерские и сырзавод, потом пекарня.
В 1935-36 годах — это здание отдали колхозу. В числе прочих колхозных служб в нем располагалась и контора колхоза. Позже в нем расположили санаторный корпус.
Бушков Никандр Минеевич построил свой дом наискосок от брата, но оставил ему цвет кирпича и украсил декоративными дополнениями. До настоящего времени от дома Бушкова Г.Н. осталось только основное здание. Совсем снесены ворота, большие, в несколько воротных ниш, на месте двухэтажного флигеля стоит низенькое одноэтажное здание. Нет и хозяйственных построек. В них в 1935 году располагалась колхозная свиноферма. Сам дом горел. После пожара в нем некоторое время располагалась школа. Это была довольно значительная и заметная фигура в Уржумском уезде и даже за его пределами. Он скончался внезапно на 54 году жизни. В городе Казани, когда возвращался из Москвы. Его сын, Григорий Никандрович, явился прямым наследником дома. Он и его жена, Палагея Васильевна, хозяйство вели с великим талантом, постоянно его преумножая. Они имели большой конный завод с двумя беговыми дорожками, размеченными по длине.
Сын Григория Никандровича, Вадим, уехал в Вятку. Женился. Долгое время работал в Вятке (потом уже в Кирове) в палате мер и весов.
Сам Григорий Никандрович против Советской власти не выступал. Некоторое время еще жил в селе, но потом, по инициативе особо бдительных граждан его раскулачили и сослали на Игарку. Но он был прекрасным мастером, разбирался в лесе. Поэтому на Игарке Григорий Никандрович работал техническим директором по сплаву леса.
Григория Никандровича и Григория Минеевича помнят в селе больше других, потому что они выделялись из общего числа богатых и сильных жителей села.
Уже в 1910 году пригнали первый автомобиль и наделали шума, а до этого ездили на велосипедах. В 1912 году с ключа провели водопровод (до 1999 года находится в рабочем состоянии без капитального ремонта), а в 1914 году, уже по статистическим данным, у них своя электрическая станция, протянуто до 60 метров электрической воздушной линии. Они построили моленный дом для староверов (в нем долгое время был детский сад, с осени 1998 года отдали под квартиры), построили несколько домов своим односельчанам. Дома стоят и по сей день. Кроме того, помогали зерном, продуктами питания. Занимались они заготовкой и продажей леса. Деньги имели большие, хотя в социальном звании - крестьяне.
Кроме домов в Туреке, у Бушковых были и другие строения в частном владении.
Так в городе Уржуме за Бушковыми значилось 5 домов, которые сохранились до сего дня. Это дома по улице Советской 28 и 26 (отделения районной больницы и городская детская библиотека), №11 и 9 (личные магазины и современное здание военкомата г. Уржума). Стояли богатые деревянные дачи на озере Шайтан. Они были деревянные. Разграбили их окончательно уже в 70-е годы.
Кроме того, по воспоминаниям жителей, раз они занимались сплавом леса до Астрахани, то они имели свои дома в Казани, Царицыне. Но эти данные архивными материалами пока не подтверждены, так как никто этим не занимался.
Никандр Степанович, Миней Степанович, Екатерина Степановна - староверы. Похоронены на староверском кладбище с. Русский Турек. Могилы братьев сохранились, хотя потеряли свой первоначальный вид.
Современный корпус №2 детского санатория “Русский Турек” принадлежал Лохтину Якову Николаевичу. У него еще в Туреке был заезжий дом, у д. Нолишки была дача, у деревни Русское Тимкино стоял завод, в г. Уржуме был дом. Но сведения пока разрозненные и отрывистые. Его в селе знали мало, он рано уехал, продав свои дома, так как он уже из крестьян перешел на следующую социальную ступеньку - купцов. Его дом - самый красивый, оформлен наиболее замысловато. Но и он никогда не оберегался и не хранился.
Сразу же после революции в доме сделали народный дом до 1931 года. С 1931 года по распределению 1 секретаря РК партии Марченко дом отдали под партийный дом отдыха. Таковым он и был до 91 года.
Четвертый дом принадлежал Бушкову Федору Ивановичу (это современный корпус № 4). Про него нет сведений, кроме того, что он имел дом в г. Уржуме, построил его в 1869-70 годах. Дом сохранился до настоящего времени. В доме Федора Ивановича в Русском Туреке долгое время располагалась семилетняя школа.
Между всеми домами существовали подземные переходы, часть из них замуровали, когда сделали детский санаторий, а часть используют под современные коммуникации различного характера.
|