Архитектура села Русский Турек
“Архитектура - тоже летопись мира:
она говорит тогда, когда молчат и песни, и предания,
когда уже ничто не говорит о погибшем народе”
Н.В. Гоголь
В учебнике истории древнего мира мы видели архитектуру древних городов, поселений, жилища. Это было интересно, и только. В телепередачах “Клуб путешественников“, “Время“, в документальных фильмах, различных журналах и книгах я видел самые разнообразные; порой удивительные по архитектурному замыслу здания. Про них много говорили, ими восхищались, и они действительно были достойны такого отношения. И на фоне этого великолепия и разнообразия наши сельские домики выглядели серо, бесцветно и не представляли ни малейшего интереса, но задание районной игры - олимпиады “Взрослейте и умейте“ срубить русскую избу, узнать всё о ней и рассказать, используя специальные слова и выражения, заставили взглянуть на дома села по-другому. Всё, что я узнал, работая над этой темой, изменило мои представления об архитектуре и увлекло.
Действительно, архитектура — это явление очень сложное, оно связано с обществом, экономикой, развитием техники и культуры.
Постройка дома — это целая наука, но и искусство. Изучение архитектуры — это познавание многовекового опыта людей в постройке своих жилищ. Я подумал о том, что в таком старом селе, как Русский Турек, наверняка можно найти что-то интересное, изучая историю постройки домов, застройки улиц, развития села. Изучив этот материал, я бы обогатил фонды школьного музея по истории села. Поэтому я выбрал тему дипломной работы “Гражданская архитектура села Русский Турек”.
Цель моей работы: изучить историю архитектуры и в том числе моего села; добраться до истоков элементарного строительства; понять, как с годами совершенствовалась новая техника застройки; проследить гармоническую связь между каменными и деревянными сооружениями.
Своей работой я поднимаю толстый пласт народной архитектуры и хочу обнаружить что-то новое для тех, кто будет читать её.
Изучить в сравнении частную застройку и приоткрыть завесу времени над истоками зодчества — вот чего я попытаюсь добиться в этой работе.
Для раскрытия темы я воспользовался разными источниками: от рассказов и воспоминаний жителей села и фондов школьного музея до консультаций с архивными работниками и библиотекарями и работы с книжными источниками.
Беседуя с различными людьми, я узнал любопытные факты о прошлом некоторых домов, интересные данные по застройке улиц, услышал легенды о первых русских поселенцах, конкретно узнал о постройке деревянного дома. Воспользовавшись фондами школьного музея, я узнал, кто строил каменные дома в Туреке. Своеобразным и очень богатым оказался материал, собранный к районной игре - олимпиаде “Взрослейте и умейте“, давший основу моего рассказа о строительстве дома и оформлении наличников. В описании домов села мне помогли материалы экспедиции кафедры архитектуры инженерно-строительного факультета кафедры ВятГТУ от 1981 года под руководством Л.Б. Безверховой.
А что касается научной литературы, то большой вклад в изучение вятской архитектуры внёс А.Г. Тинский. Его труды помогли мне в понимании строительной техники. В работе профессора В.Д. Мачинского за 1924 год и в материалах экспедиции И.В. Маковецкового за 1962 год я нашёл обширный материал по типам строительства и истории деревянной архитектуры вообще. Из 5-го тома “Энциклопедии земли Вятской“ я узнал историю архитектурной моделированной резьбы, разобрался, что такое образец и чертёж и многое другое.
Методика моего исследования. Сначала я узнал о принадлежности каменных построек (хозяева, датировка). Потом исследовал типы застройки деревянных домов, узнал подробнее историю развития строительства деревянного дома, выяснил, какие дома и сколько их в селе Русский Турек, выделил типичные дома в разные периоды. Изучил словари архитектурных терминов, проработал книги, где характеризуются отдельные дома, зафотографировал наиболее интересные объекты исследования, приступил к описанию существующих в настоящее время построек.
История застройки села
По данным ЦГАДА города Москвы деревня Турек принадлежала в 1722 г. Сабинской волости Уржумского уезда и насчитывала 48 душ мужского пола и 263 года с момента основания. Опираясь на эти данные, можно предположить 1459 год годом основания населенного пункта, которому на сегодняшний день 540 лет.
Турек долго оставался деревней. Первые жители, по преданиям, - марийцы поставили несколько простейших деревянных, жилых домов на берегу речки Турек (современное название - Туреченка) недалеко от впадения ее в Вятку. Речку перегородили запрудой, мельницей. Кругом стоял нетронутый девственный лес с могучими деревьями, заросший кустарником. Дорог практически не было, да и с Вятки населенный пункт виден не был. Берега были болотистые, и добраться до деревни было трудно.
В семнадцатом веке гонимые страхом, преследуемые законом, в эти места бежали староверы. Трудно сказать, как они вышли на Турек, но первые русские жители — это староверы. Марийцы скоро ушли из деревни, а русские отстраивали улицу. Расположилась она по левому берегу речки Турек, повторяя ее изгибы. Дома ставились очень тесно один к другому. Первоначально староверы даже обнесли свое поселение забором, сделав четверо ворот. Очень долго жили обособленно. Но постепенно они включались в жизнь уезда, и ограду пришлось ликвидировать. Поставили еще одну мельницу, прорубили дорогу в д. Кизерь и на Казанский тракт.
Болотистая местность способствовала частым заболеваниям холерой и чумой. Поэтому в начале 18 века правление уезда приняло решение вырубить лес и осушить местность. С того времени началась ускоренная сплошная вырубка леса (работали татарские рабочие). В связи с этим русские начали активно ставить большие деревянные дома. Один из первых был поставлен в районе Моленного моста, на месте домов Овечкиной Нины Ивановны и Артемьева Алексея Агаповича. Другие захотели построиться ближе к Вятке, чтобы удобнее было жить. На месте современной улицы Кооперативной начали подъем: стали забивать сваи, между ними прокладывать сучья, возить землю, чтобы сделать место суше. Где становилось выше, там ставили дом, поэтому застройка улицы была не сплошной. Таким образом, к началу девятнадцатого столетия Турек имел две улицы.
Примерно в середине девятнадцатого века в деревне разыгрался страшный пожар. Он полностью уничтожил улицу, построенную по левому берегу Туреченки. Люди начали строиться заново, но теперь уже пригласили специалистов по планировке. И по их предложению строиться решено по бугру, сделав улицу прямой. Кроме того, между домами оставлялись приличные расстояния, которые должны были быть засажены деревьями из соображений противопожарной безопасности.
Понятно, что построить новый дом трудно, особенно, если сгорело все. А на вновь отстраиваемой улице стали ставить больше богатые дома. Люди победнее вынуждены были выехать за пределы деревни и строиться там. Так образовались выселки на тракту и починок, очень скоро получивший название Вшивый (современные улицы Мира и Красноармейская; Малый Турек, или улица Партизанская). Улицы по обеим сторонам речки Турек разрастались. Левобережную народ называл Главная (иногда - Миллионная, потому что жили богатые), а другую - Заречная (иногда просто “та улица”, “та сторона”).
После революции 1917 года село снова начало разрастаться, особенно в тридцатые годы. Так появился починок Жуковский, который дал начало улице Свободы. В пятидесятые годы начинает строиться улица Гвоздева, появляется улица Садовая, в семидесятые - улица Труда, в восьмидесятые - улицы Солнечная и Полевая. В девяностые годы - улица Новая. В 1998 году в селе Русский Турек четырнадцать улиц.
История трёхчастной планировки дома
Более пятисот лет прошло с той поры, когда первые жители поставили свои домики на месте современного села Русский Турек. Какими они были, эти жилища? Живых свидетелей нет. Постройки те тоже давно исчезли: дерево не может служить так долго. Правда, на сегодняшний день сохранилось несколько строений, которые жители села относят к первым домам. Одному из них сейчас 263 года. Если сравнить архитектуру более поздних построек с этими домами, то можно отметить очень много общего. Таким образом, можно заключить, что архитектура жилища совершенствовались веками, для каждого поколения изменяясь почти незаметно, и устойчиво сохраняла отобранные временем улучшения.
Какова же история развития жилища русского крестьянина? Ответ можно найти в Летописном своде, который издавался по замыслу Ивана Грозного и был богато иллюстрирован (16 век), и при внимательном изучении икон 16 - 17 веков.
Вариант 1 - деревянное отапливаемое жилое помещение - простейшая односрубная изба, ячейка всех будущих домов, курная изба. У нее нет дымовой трубы, а три окна на торцевой стене расположены на разных уровнях. То есть изба отапливается по-чёрному: верхнее окно служит для выпуска дыма. Такой тип избы - без потолка - сохранялся издревле; только при отсутствии потолка можно было третье окно расположить так высоко. Два других окна в торце - "волоковые", закрывающиеся волоком, задвижкой: они освещают помещение. Придет время, и их будут закрывать рамой с натянутым на нее паюсом крупных рыб, брюшиной или кожей, а в богатых домах закроют слюдяной окончиной. На рисунке дом не расчерчен бревнами, дверной проём не закрыт полотном, но это 16 век, дом на рисунке упрощен.
Вариант 2 - тоже однокамерный сруб, но холодный, не - отапливаемый. Это клеть. Она используется для хозяйственных нужд. Об этом говорит отсутствие верхнего окна: нет очага - не нужно и окно. Из этих двух помещений - избы да клети - и состоял в 16 веке двор крестьянина. Помещений для скота на древних миниатюрах нет, скот держали в загородках, под навесом, и только во время отела заводили в избу. В нашем селе и до сих пор практикуется способ защиты новорождённых животных от холода занесением их домой. Многие пожилые люди в сильные морозы могут и просто держать маленьких козлят, ягнят или поросят в доме, за загородкой.
В 17 веке жилище крестьянина усложняется: между теплой и холодной клетями появляется третья клеть - сени. Появляется устойчивый тип трехчастного жилища: изба - сени - клеть. Вот тогда дверь окончательно перемещается с торца избы в сени - холодное, поначалу даже без потолка помещение. В народе такая композиция, когда три клети вытянулись в одну линию и оказались под одной крышей, получила название "в одну связь» или «в одной стопе".
Что касается высших и средних классов, то, судя по летописным текстам, процесс замены клети избой завершился очень рано, оставаясь за пределами первых летописных известий. Изба и клеть как типы построек существовали по летописным данным уже в 11 веке, и, будучи связанными сенями, составляли трёхчастные звенья древнерусских хором. Конечно, эта трехчастная планировка не могла полностью соответствовать типу русского крестьянского жилища последующих веков, однако сложение ее основных признаков мы вправе отнести, как позволяет летопись, к древнейшему историческому периоду развития архитектуры нашего народа.
Передняя часть срубов, обыкновенно размером 8х8 аршин (6х6 метров) внутри и 9х9 аршин снаружи - составляет собственно жилую, зимнюю избу. Затем идут сени, примерно с половинным против предыдущего размером (4х8 аршин); они часто не имеют потолка, короткие стены их иногда забираются пластинами между двумя большим срубами, а в плане из них часто выделяют перегородками кладовки (чуланы). Наконец, идет задний сруб, называемый в разных местах горницей, боковушкой, задней избой, клетью, коморой. Эта часть постройки служит обычно летним помещением, куда переселяется семья крестьянина от духоты русской печи и от накопившейся за зиму всякой нечисти. Зимой же эта клеть служит кладовкой для сундуков, одежды и всяких запасов. Таким образом и сени, и горница не имеют отопления, на зиму семья замыкается в одном переднем срубе.
Этот основной способ планировки несколько видоизменяется в зависимости от местности и от состоятельности домохозяина.
В бедных хозяйствах задней избы нет совсем. Вместо этого, сени делаются немного большими, и в них складываются те запасы, которые обычно помещаются в горнице. Такое "двоечастное» жилье в некоторых районах преобразовано так, что отсутствует, собственно, не горница, а сени, так как обе оставшиеся комнаты отапливаются, и ход со двора ведет прямо в заднюю из них двух.
В других случаях бедная изба имеет заднюю клеть, но лишь в виде простой лёгкой пристройки - тесовой или вчерне рубленой из тонких бревен и пластин, без окон, иногда даже без потолка. В этих случаях задняя изба, исполняя роль зимней кладовой, не обитается летом: семья кое-как обходится одной зимней избой, ночуя в жаркое время в сенях, на сеновалах и проч.
Дальнейшим улучшением типа избы является тот план, когда задняя изба сделана капитально, подобно передней, с окнами, полами и потолками, но значительно меньше передней по размерам. Таковы обычные "горницы". Сужение горницы против остальной постройки дает возможность делать из сеней добавочный выход прямо в скотный двор.
Капитальное устройство горницы дает возможность обращать её в зимнее жильё при подходящих условиях, например, при увеличении семьи или достатка. Если горница необитаема зимой, то под ней обычно располагают погреб или овчарню; под жилой горницей встречаются только более чистые хранилища.
Наиболее обычным и типичным видом русской избы является тот, у которого задний сруб равен переднему или сходен с ним по размерам. Он господствует в южном строительстве и в средней земледельческой области; в северном строительстве горница большею частью или равна зимней избе, или близка к её размерам, при одинаковой длине (в так называемых “пятистенных” избах)
Наконец, наиболее правильным типом крестьянского бытового жилища является тот, в котором обе его главные части - изба и горница - имеют отопление и могут быть обитаемы зимой.
Если сравнить миниатюру 16 века с миниатюрами середины, а особенно конца 17 века, можно найти новую деталь: у многих односрубных жилищ над коньком крыши возвышается деревянная вытяжная труба - “дымник”. В старину мало считались с пожарной опасностью, поэтому всё устройство дымовой трубы выполнялось из дерева, оштукатуренного изнутри глиной. Это и давало возможность применять довольно сложные украшения в верхней части трубы - в дымаре. Там, где есть дымник, есть и потолок. Верхнее окно при дымнике уже не играет роль вытяжки, возможно, оно превращается в световое окно дополнительного чердачного помещения - светёлки.
Конечно, нельзя думать, что все дома были абсолютно одинаковы. Величина дома и усадьбы была разной, как и состав помещений, соответствовала имущественному положению владельцев. Исходя из вышесказанного, можно представить устройство простого дома: 1 - печь, 2 - изба, 3 - предъизбье (сени), 4 - клеть (могла делиться на чуланы). Сени и клеть строились из более тонкого материала, чем изба.
Такой тип дома - два сруба с сенями посередине - имеет название “связь”, ставится такой дом по традиции торцом на улицу.
Строительство дома в прошлом
Строительство дома начинали с выбора места. Оно должно удовлетворять нескольким условиям: источник воды должен быть неподалеку; поле, лес. На избранном месте должны чувствовать себя уютно домашние животные, например, лошади. Поэтому следили, где конь ляжет отдыхать - лучшее место для постройки дома. Потом определяли место будущего очага и обозначали передний угол. Очаг - открытая площадка для разведения и поддержания огня (позднее печь).
Диаметрально противоположный очагу угол будущей избы - передний угол, красный угол. Он освящался жертвоприношением петуха. Затем наступал следующий этап - построение плана клети, то есть четырехугольника, обрисовывавшего границы жилища. Отношение к углам было у славян особым всегда, поскольку углы определяют границы дома, будущего благополучия, достатка и так далее.
Данный четырёхугольник (квадрат - клеть - клетка) иногда делился на четыре части крестообразной фигурой; затем глава семьи мог удалиться “на все четыре стороны”, чтобы принести “с четырёх полей” четыре камня, которые были затем укладываемы в центре образовавшихся квадратов. Получалась фигура, изображённая на рисунке. Это идеограмма засеянного поля - знак плодородия. То есть это древнейший магический знак. Сам обряд создания этого знака можно определить как испрашивание “благодати со всех четырёх сторон” для будущего дома.
Закладка дома производилась обязательно в новолуние, то есть на растущий месяц. Дверь должна была быть защищена освящённым углом, а входящий должен прежде всего обращаться к почитаемому углу. Исходя из этого, схематический план клетки, отапливаемой клети, был таким, какой изображён на рисунке 8: 1, 2 - передние углы; 1 - красный (большой, княженецкий); 3, 4 - задние углы; 3 - очаг (печь); 4 - кут (куть); 5 - дверь.
Таким образом, отапливаемая клеть называлась избой. Изба - почему так? Можно разъяснить значение слова так: изба - от истба (“истопка”) от глагола “истопить” (“топить”). Впервые термин “истопка” применяется к постройке, близкой по своему назначению к бане. Причём в Хлебниковском списке слово “истопка” заменено словом “мовница”, представляющим собой точное наименование бани в древнерусском языке (в Троицкой летописи - “истопька”, в Радзивилловской - “истьба”).
Первоначально изба отапливалась по-чёрному. Дым выходил через специальное окно. Позднее, когда стали настилать потолок, стали ставить деревянную трубу для вытяжки дыма - “дымник”. В избе же настилали специальные длинные деревянные полки - “воронцы”, которые делались на том уровне, ниже которого обычно дым не опускался (рост человека). Они как бы отделяли верхнюю, закопчённую, часть избы от нижней, чистой. На воронцы крестьяне ставили разную домашнюю утварь, посуду, инструменты. Воронцы начинались от массивного припечного столба (они опирались на него) и тянулись от печи вдоль стен.
Поселения имели различные типы планировки:
рядовая (дома ставятся в ряд, с одинаковой ориентировкой вдоль берега реки, ручья или озера, позднее - вдоль дороги);
уличная (жилища ставятся в два ряда по сторонам дороги, причём обращены они друг ко другу фасадами);
кучевой (беспорядочный).
Наиболее древним типом является свободный (кучевой) принцип заселения. Деревни возникали без заранее составленного плана.
Типы крестьянских домов
Бытует несколько типов крестьянских домов. Самый распространенный — это “брус”. Называется он так потому, что в нем все помещения, жилые и хозяйственные, спланированы в один длинный, вытянутый прямоугольный сруб, перекрытый общей двускатной крышей; называется он так по сходству с бруском - бревном, обтесанным, или, как говорят, окантованным с двух, трех или четырёх сторон.
Обширные сени разделяют такую избу на две неравные части. Меньшая часть - жилая - выходит на главный фасад, а большую часть занимает крытый хозяйственный двор, уходящий на задворки.
Другой тип дома носит название “глаголь“ “глагол”) и имеет форму буквы “Г”. Здесь хозяйственные помещения расположены под прямым углом к жилым.
Строение “в кошель”. Все жилые и хозяйственно - бытовые помещения в таком доме сгруппированы и объединены в единый квадратный в плане сруб. Его огромный массив перекрыт общей двускатной крышей, причем вершина её проходит не над серединой всего здания, а по оси жилой части дома. Поэтому скаты кровли получаются разными: один - короткий и крутой, а другой - пологий и длинный. Дом и вправду становится похожим на кошель.
Можно отметить ещё один способ застройки — это постановка дома и хозяйственных построек в виде буквы “П” (“покой”). При такой планировке в центре появляется внутренний двор: с трёх сторон - стены, а с четвёртой - массивные ворота.
В деревнях средней России сараи, конюшни, хлевы и другие приусадебные постройки обычно стоят поодаль от жилья на открытом хозяйственном дворе. В настоящее время в современных крестьянских домах нет многих тех хозяйственных построек, что были прежде. Поэтому трудно судить, какой тип застройки преобладал в селе Русский Турек. Но сегодня можно встретить постройки, напоминающие все типы крестьянских домов. Хотя, кажется, преимущество можно отдать типу “брус”, “покой” и “глагол” в более богатых домах. Еще можно добавить, что подавляющее большинство деревянных домов в селе имеют трёхчастную планировку, но иногда, если изба имеет прируб, и четырёхчастную планировку (“связь”).
Рубка дома. Сруб. Стопа.
Избу срубить - не простое дело, это не только четыре угла да крыша. Русский крестьянин ставил дом прочно, основательно - на века. Инструменты нехитрые: топор, скобель, долото. Пилу применяли редко. Дома рубили из толстых брёвен. Первоначально избяной сруб ставили, как правило, на землю, иногда на низкий фундамент, сложенный из плоских камней. Позднее срубы стали ставить на подклетах (подъизбицах), используя их для различных хозяйственных нужд. Именно поэтому большинство старых домов в Туреке имеет полуподвальные первые этажи. Если нет полуподвала, то обязательно высокий фундамент.
А сам сруб — это высокое творение народного строительного искусства. Со стороны смотреть, так кажется, будто одно бревно сквозь другое пропущено (рис. 9). Не на самом конце бревна, но отступя, делается вырубка до середины бревна, круглая, как чашка. Поэтому и говорят: углы в простую чашу рублены.
А не простая — это когда ещё есть зуб (шип) снизу. На перекрестном бревне такая же вырубка (чаша) с пазом. Бревна ложатся вырубками, а концы их торчат наружу. Это называется рубить “в обло”, иначе говоря, “с остатком”.
Рубить “в обло” можно и чашей вверх. При такой рубке деревянные дома служат сотни лет, если есть хорошая крыша. В процессе рубки сруба “с остатком” бревна чередуют своими концами (на толстый конец кладут тонкий). Один ряд брёвен, связанный в углах врубками, называется “венцом“.
Техника рубки “в обло” чашкой вверх. Первый, или окладной (закладной), венец состоит из двух первых, или нижних, бревен и двух вторых, или верхних, бревен. Получается “венец” - один горизонтальный ряд бревен в срубе, связанный в углах врубками. Сначала укладывают на противоположных сторонах два первых бревна строго горизонтально и на одинаковом расстоянии друг от друга. Затем на них укладывают два вторых бревна строго под прямым углом. После этого приступают к выполнению угловых соединений “в чашу”. В первом, закладном, венце чашку делают не круглую, а прямоугольную и обычно все четыре бревна протесывают, делая их прямоугольными. Эта хитрость позволяет задать строгую прямоугольную форму срубу.
Прежде, чем вырубить чашу, её намечают. После вырубки делают необходимые исправления. Надо, чтобы бревно как можно плотнее прилегало ко всем сторонам чаши. Вторые бревна должны находиться выше первых на половину диаметра бревна. Потом вдоль бревна делают паз. Пазы бывают прямоугольной формы, треугольной и овальной. Для стен дома лучше овальные. Форма паза по отношению к бревну, на которое паз ляжет, должна быть одинаковой с ним.
Есть ещё способ рубки “в обло”, но его называют “в разнопаз”. При таком способе по одному бревну снимается два паза и рубится две чаши с двух противоположных сторон, а другое на него кладется совсем без пазов и чаш. Рубка стен “в лапу” сложнее, чем “в обло”. Угловые соединения требуют более тщательного выполнения, иначе углы могут получиться более холодными. “В лапу” - рубка без остатка.
Есть ещё способ рубки “в режь”. Это тип сруба, когда бревна уложены не плотно, а на некотором расстоянии одно от другого, редко, и связаны между собою только в углах. Для строительства дома не применяют.
Сложенные в стены бревна называют то срубом, то стопой. Есть ли отличие сруба от стопы? Есть, хотя в принципе оба слова обозначают одно и то же.
Сруб рубится из заранее приготовленных бревен. Обычно рубят в две стопы, деля задуманную высоту стен примерно пополам - для удобства работы. Когда вырубят необходимое количество рядов или венцов, тогда складывают всё это в одну стопу. Но эта стопа всё - таки еще сруб. В таком сложенном виде он стоит год: просыхает.
Через год стороны сруба нумеруют, старые люди говорят “пятнают”, раскатывают. Внутреннюю сторону бревна протесывают, обычно топором, чтобы стены в избе были прямые, ровные и более плоские. А лицевую сторону (если есть возможность, то все четыре) с улицы обрабатывают скобелем, чтобы она была белая.
После этого начинают вновь ставить, но уже на фундамент (в старину - на стойки “стулья” или угловые камни), отделяя каждый венец друг от друга слоем мха или пакли (кудели) для тепла, если это будущая изба. Такая работа носит название - “ставить на мох”. Клеть ставится без утепления.
Сложили бревна на место будущего дома, проложили их мхом (мох заготовляют ёлками), теперь это уже настоящая стопа, и никто её срубом не назовет.
Если дом ставился не на фундамент, а на угловые камни или стойки, сделанные из массивных бревен (в прошлом), то в оставшееся пространство между землей и первым бревном закладывали так называемые “подвальни”. Это бревна. Своё название получили потому, что их подкладывают (подваливают) позже, со стопой они не связаны. Потом эти бревна ещё и землей завалят: для тепла. Возможно, так появились “завалинки”.
Чтобы в избе красивым получился паз после конопатки, мох клали с тонким слоем пакли (кудели). При проконопачивании пазов шов получался ровный, красивый, упругий, не обсыпался.
О крыше и кровле
Поднялся сруб, выложены над его торцевыми стенами бревенчатые треугольные фронтоны - “щипцы”, на которые ляжет вся тяжесть подкровельных конструкций.
Теперь надо покрыть избу крышей. В стропила врублены продольные горизонтальные бревна - “слеги”. Поперёк них кладутся “кокоры” — это ствол молодой ели, срубленный с одним из ответвлений корня, который образует крюк. Укрепленная в слегах безгвоздевой тесовой кровли и несущая поток кокора называется “курицей”. Очертания “куриц” мощны, упруги, красивы и напоминают горделивую осанку птиц или головы зверей. “Курица” - дополнительный элемент, создающий ритм нижнего окаймления крыши и обогащающий тем самым фасад избы. Прямо в лоб, с фасада, “курицы” не смотрятся, а сбоку или чуть с угла они словно оживают, выступает вся их пластика, игра света и тени.
На свисающих концах куриц лежит длинное бревно с выдолбленным лотком - “поток”. Это водосток и в тоже время опора всей крыши. В него упираются нижние концы кровельных тесин, и таким образом они удерживаются на своих местах. Доски для крыши тоже не пилёные, а тёсаные топором. Их укладывают плотно, но так, чтобы в случае нужды можно было заменить прохудившуюся, не разбирая всей крыши.
Стык обоих скатов крыши закрывает выдолбленное снизу тяжёлое бревно, которое называют “охлупень“ (по-сибирски) или “шелом“. Эти слова связаны с понятием высоты, возвышения: хлуп, шелом - холм. По - другому его ещё называют “конь” (“конёк”). Укладка этого бревна означала окончание строительства. Далеко выступающие вперёд наружные концы коньков имеют плавный и как бы внутренне напряжённый изгиб. Иногда это чисто декоративная форма, а порой в ней легко угадываются очертания конской головы. Это образное завершение охлупня одновременно и древнейший символ, связанный со всей жизнью крестьянина. В настоящее время бревно заменяют досками.
“Коням“ придают вытянутые птичьи шеи, приделывают заячьи уши, а вместо головы часто делают простой завиток, прямоугольный выступ или гребень зубчатой формы. Фигура коня на самом видном месте избы, вырезанная мастером, для многих поколений стала символом благополучия и достатка. Так охлупень стал одним из первых конструктивных элементов, который украшали символической фигурой коня (резьбой украшались ещё и “курицы”). Лаконичная, скупая скульптурная фигура придавала особую выразительность рубленой крестьянской избе.
Часто на коньковом бревне, прикрывающем стык скатов, можно видеть торчащие концы, отдалённо напоминающие птиц, рассевшихся на крыше. Это “сороки”, или клинья - шпонки, крепящие шелом с коневой слегой. В нижней части клиньев имеется прорезь, в которую вставляется брусок - шпонка. “Сороки” оживляют монотонную горизонталь шелома, подчёркивая верхнее обрамление крыши крестьянской избы.
В северных избах кровля вынесена далеко вперёд, иногда метра на два, образуя нечто вроде досчатого навеса. Она поддерживается “помочами” - обычно разными выступами - выпусками верхних бревен продольных стен.
Торцы подкровельных слег прикрываются на фасадах наклонными досками - “причелинами”. Стык причелин под коньком отмечается вертикальной доской - “полотенцем”.
“Помочи” или “выпуски” - поддерживают свесы кровли, галереи, площадки висячих крылец.
Украшали резьбой только те детали избы “на самцах”, которые уже работали и находились к тому же на видных местах фасада. А поскоку фасад “очеловечивали”, то и украшенные резьбой детали получали соответственные названия. Треугольный фронтон избы занимал место чела (лба) - и доски, закрывавшие торцы слег, при челе, называли причелинами. Они украшались разнообразным орнаментом, в котором был магический смысл. Дело в том, что причелины изображали так называемые “хляби небесные”, или верхнее небо, полное небесной влаги, готовой пролиться на землю. Причелины имели и другое название - “крылья”.
Видное место на фасаде занимало центральное, самое большое окно; причелину и косяки окна начали украшать плоской резьбой, отчего и само окно получило название “красного” (красивого). Вскоре щель между косяками и срубом прикрыли наличниками, а доску над окном назвали “очельником” (очелье); позже её назовут “сандрик”. С появлением стропил стали лишними “самцы” на фронтоне, и его заменили (зашили) досками, щель между срубом и гладким фронтоном зашили доской, называемой “лобовой” или ещё “подзором”.
Можно предположить, что двухскатная (щипцовая) крыша более древняя. Крыша имеет форму треугольника. Именно такая форма как бы копирует дневное движение солнца по небосклону. Три угла треугольника отмечают три основные позиции солнца на небе: восход, полдень, закат; причем все это в равной степени можно отнести и к годовому движению солнца.
Крыши имеют разную форму - двускатные, на четыре ската, шатровые, палаткой, епанчой.
В настоящее время крыши делятся на плоские и скатные и определяются архитектурой дома. Плоские крыши применяются в хозяйственных постройках, как и односкатные. Односкатную крышу чаще всего применяют в нежилых помещениях. Скат опирается на наружные стены, находящиеся на разных уровнях).
Двускатная (щипцовая) крыша имеет две наклонные плоскости, опирающиеся на стены, расположенные на одном уровне, образующие вверху конек. Треугольную стенку над крышей называют “щипцом” или “фронтоном”.
Четырехскатная (шатровая) крыша имеет наклон на четыре стороны. С торцов дома треугольные стороны кровли образуют “вальмы”. Пересекаясь, скаты образуют наклонные линии - ребра. Когда при пересечении образуются впалые углы, их называют “разжелобками”, или “ендовами”.
Мансардные крыши увеличивают объем чердачного пространства для оборудования в нем жилья или различных хозяйственных помещений. Полувальмовая двускатная - имеет срезанные вершины над торцовыми стенами в виде треугольников (вальм). Скатные крыши бывают чердачные и бесчердачные. Чердак (подловка) необходим для размещения дымовых труб, наблюдения за состоянием кровли и стропил, для проветривания.
Крыша любого дома состоит из наружного покрытия - кровли и наклонных поддерживающих балок - стропил и слег, на стропила кладут обрешётку или настил.
Кровля из тёса при соответствующем уходе может служить довольно длительное время. На такую кровлю используют сухие доски толщиной от 19 до 45 мм, шириной до 200 мм (более широкие сильно коробятся и нарушают плотность покрытия). Раньше крыши устраивались из расколотых пополам бревен, а позже - из тесниц, укладываемых в один или два слоя; так появилось название “двоетёс”. Чтобы крыша из тесниц служила дольше и лучше, между слоями теса или поверх его укладывали слой бересты, которую называли тогда иначе - “скала”. Береста - прекрасный гидроизоляционный материал, её и доныне применяют для изоляции нижних венцов сруба или оконных колод. Подсечная система земледелия привела к уменьшению количества лесов, и тесовые кровли стали заменять кровлями из драницы - длинных и широких сосновых лучин; ширина драницы зависела от диаметра бревна и достигала 25 см.
При двухслойном покрытии доски для верхнего слоя строгали сверху и с боков, а для нижнего - только сверху; при однослойном - сверху и с боков.
Чтобы предохранить кровлю из теса от протекания, что чаще всего бывает при усыхании и растрескивании, доски нижнего ряда следует укладывать выпуклостью годовых колец (горбом) вниз, а лотком - вверх. Доски верхнего ряда укладывают горбом вверх, а лотком вниз.
Доски нижнего ряда крепят к обрешётке 70 миллиметровыми гвоздями, вбивая их на 50-70 мм от середины доски только по одному к каждой обрешётке. Верхние доски крепят двумя гвоздями длиной 100 мм, вбивая их по краям обязательно в каждую обрешётку.
Кровля с нащельниками. Кровлю кладут из досок в один ряд, вплотную друг к друг, желательно лотком вверх. Швы между гвоздями закрывают нащельниками - рейками шириной 100 мм с выбранными по их краям дорожками (желобками). Гвозди в доски забивают на расстоянии 30-40 мм от краев; также по краям забивают гвозди в нащельники, но только не в дорожки. Крепят доски и нащельники к каждой обрешетке. Это условие приходится соблюдать потому, что доски со временем рассыхаются и около каждого гвоздя образуется пространство, через которое возможно проникновение воды. Нащельники всё это закрывают и препятствуют попаданию воды в щели. Нащельники рекомендуется делать так, чтобы их выпуклости были вверху.
Кровля вразбежку — это однослойное покрытие, состоящее из нижнего и верхнего слоёв (рядов). Доски нижнего ряда укладывают на некотором расстоянии друг от друга, но так, чтобы доски верхнего ряда перекрывали их по кромкам не менее, чем на 50 мм. Доски верхнего ряда прибивают по кромкам с двух сторон в каждую обрешётку. Доски нижнего ряда должны укладываться лотком вверх, а верхнего (с выбранными дорожками) - лотком вниз. Дорожки можно устроить и в досках нижнего ряда так, чтобы они находились под кромками досок верхнего ряда.
Двухслойная крыша в качественном отношении считается самой надёжной. При двухслойном покрытии, учитывая коробление досок, нижний ряд укладывают лотком вверх, а верхний наоборот. Порядок работы следующий. Доски строгают, а по краям верхних обязательно выбирают дорожки; укладывают нижний ряд, прибивая первую доску двумя гвоздями, а каждую последующую - одним гвоздём. Доски должны плотно прилегать друг к другу. Второй ряд кладут так, чтобы каждая доска своей серединой перекрывала зазоры нижнего ряда. Крепят доски к каждой обрешётине, причём гвозди располагают по краям.
А сейчас кровля может быть из рулонного материала, из плоских асбестоцементных плиток, из волнистых асбестоцементных плиток (шифер), из стальных листов, из синтетических материалов (полиэфирный стеклопластик), из пластмасс на основе полиизобутилена (полиэтилен, поливинилхлорид, эпоксидных и фенольных смол).
В 16 - 17 веке крыши крыли тёсом топорной работы “со скалою” (берестой), иногда “в два тёса” (тогда “скала” укладывалась пластами между двумя слоями тёса). В настоящее время так и говорят - первый слой, второй слой тёса, а прежде верхний слой назывался “красный тёс”. Нижние, свисающие концы красного тёса часто обрабатывались в форме усечённой пики, что придавало всей кровле кружевную ажурность, выгодно контрастирующую с массивом бревенчатых стен.
|