Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [138]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [2]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [33]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [45]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [47]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [23]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [41]
Культура и искусство [314]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [78]
Монастыри, церкви, часовни [52]
Музеи [46]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [205]
Правопорядок, спецслужбы [96]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [233]
Почётные граждане Уржума [43]
Почётные граждане Уржумского района [15]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [89]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [226]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [218]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [12]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [47]
Уржум в настоящем [24]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

ШЕЛ В АТАКУ С КИНОКАМЕРОЙ В РУКАХ
ШЕЛ В АТАКУ С КИНОКАМЕРОЙ В РУКАХ
 
Президентом России В.В. Путиным 2016 год объявлен Годом кино. Посвящён он и тем, кто почти всегда остаётся за кадром – операторам фильмов. Есть в этой плеяде признанных мастеров искусства и наш земляк – Аркадий Александрович Климов.
В экспозиции Уржумского краеведческого музея кинооператору, участнику Великой Отечественной войны А. А. Климову уделён уголок в небольшой витрине, где помещён портрет нашего земляка и два кадра из снятого им художественного научно-фантастического фильма «Планета бурь». И ещё в экспозиции представлен его фотоаппарат, подаренный музею сыном.
Родился А. А. Климов в городе Яранске, детство, отрочество и юность его прошли в Уржуме. Под руководством учителя рисования Фёдора Логиновича Ларионова занимался рисунком дополнительно. В связи с тяжёлым материальным положением в семье с 12 лет он уже начал самостоятельно зарабатывать деньги. Трудился рекламным художником в городском кинотеатре, затем был учеником киномеханика и последние два года перед завершением обучения в школе работал киномехаником уже самостоятельно. Это дало юноше возможность просмотреть множество художественных и документальных фильмов и киножурналов, ознакомиться с техникой кинематографии.  Это и повлияло на его выбор профессии.
После окончания в 1932 году девяти классов школы № 1 имени В. И. Ленина, юноша продолжил обучение на операторском отделении в Московском всесоюзном государственном институте кинематографии. Нелегко было пареньку из вятской глубинки осваивать специальность, жить в большом незнакомом городе и снова подрабатывать, чтобы купить продукты или одежду. Ведь из дома, кроме писем с рассказом об уржумской жизни, ему ничего не приходило. Через пять лет, получив диплом с отличием, Аркадий Александрович начал свой творческий путь на Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов, куда попал по распределению. Городу на Неве он посвятил почти все последующие годы жизни и талант кинооператора.
До начала Великой Отечественной войны А. А. Климов снял более десяти фильмов, получивших высокую оценку заказчика и зрителя. Главные из них «Новости стеклотехники», «Шёлк», «Детская инфекционная клиника», «Малярия», «Корь».
Проверкой на зрелость и мужество стали для А. А. Климова годы Великой Отечественной войны. С первых её дней он работал кинооператором на фронте. Аркадий Александрович много раз участвовал в боевых операциях армии и флота и шёл в атаку с кинокамерой в руках. Благодаря этому, ему удалось запечатлеть на киноплёнке неповторимые события войны, впоследствии ставшие документами исторической важности. 
В суровом 1942 году Аркадий Климов, продолжая оставаться в блокадном городе, как кинооператор-документалист участвует в создании фильмов «Лётчики-гвардейцы», «Ладога» и «Ленинград в борьбе». Это – уникальные фильмы, посвящённые городу на Неве и его героическим защитникам.
Работа над картиной «Ленинград в борьбе» (режиссёр Роман Кармен) велась в самый трудный и страшный период блокады зимой 1941–1942 годов. В голодном, вымирающем городе операторы продолжали снимать то, что происходило на улицах, понимая, какое значение эти кадры будут иметь для истории. Семьдесят минут этой документальной киноленты запечатлели хронику событий. Благодаря его съёмкам мы видим, как под ударами вражеской авиации и дальнобойных орудий рушатся здания, умирают дети и женщины, как их окоченевшие трупы складывают штабелями у зданий. На других кадрах наши бойцы идут в атаку, сражаются с врагом и партизаны, по льду Ладожского озера работает «дорога жизни». Везде успевают кинодокументалисты, рискуя порой не меньше солдат и офицеров, непосредственно участвовавших в боях с фашистами... Не случайно эта лента демонстрировалась в качестве обвинительных доказательств на Нюрнбергском процессе в 1945 году. В 2010 году этот документальный фильм был показан в ретроспективных кинолентах Санкт-Петербургского международного кинофестиваля, чтобы и поколения наших дней знали, что пришлось испытать их предкам.
Правительство Советского Союза высоко оценило заслуги кинооператора перед Родиной. Он был награждён орденами Красной Звезды (дважды: 1944 и 1945) и Отечественной войны II степени, восемью медалями СССР, в том числе «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией» и другими.
Вот выписка из одного из наградных листов:
«Техник-лейтенант Климов Аркадий Александрович вступил в ряды флота в июле 1942 года и с этого времени выполняет обязанности военного кинооператора киногруппы КБФ. Будучи квалифицированным кинооператором, честным и смелым воином, тов. Климов, как правило, находится на ответственных боевых съёмках... Так, например, в 1942 году тов. Климов был направлен для съёмок проводки первого каравана ЛВФ с продовольствием и боезапасом. Тяжёлые условия этого похода, налёты вражеской авиации не помешали тов. Климову выполнить возложенные на него задания.
В июне 1943 года тов. Климов участвовал в боевой операции над гор. Нарва на самолёте СБ с экипажем гвардии капитана Победкина.
В июне 1944 года тов. Климов принимает участие в походе МБК-505 к острову Бьерке в разведке боем огневых точек противника. На этом же катере принимает участие в высадке десанта на остров Пейсаари. Затем снимает боевую операцию по высадке десантной группы на остров Тейкасаари...»
Многие эпизоды из съёмок кинооператора нашли место в документальном фильме «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944). За 45 минут, именно столько длится этот фильм, творческая группа его создателей полностью отразила тему непростых советско-финских отношений конца тридцатых – начала сороковых годов прошлого века и наступление Красной Армии на Карельском перешейке. Там наши войска с трудом преодолевая четыре многокилометровые укреплённые полосы обороны противника, в том числе и знаменитую, считавшуюся финнами неприступной, линию Маннергейма, с боями дошли до города Выборга, который взяли штурмом. Панорамные и близкие съёмки производились с самолётов и танков, с бронекатеров и из цепей наступающей пехоты, с позиций артиллеристов и миномётчиков. 
Из другого наградного листа:
«Проявляя исключительную храбрость и мужество, Климов А. А. снимал десантные операции на Ладожском и Чудском озёрах, на острове Бьорке и Тайкасаари, операции армии и флота по разгрому немцев на полуострове Саарема, штурм и взятие крепости Пиллау, десантную операцию на косу Фришгоф, боевые действия авиации КБФ, тральные операции флота...»
В 1945 году А. А. Климов на Дальнем Востоке вёл съёмки сражений Тихоокеанского флота во время войны с Японией. Более часа длится документальный фильм «Разгром Японии», который вышел на экраны советских кинотеатров в конце 1945 года. Показан в фильме и переход частей Красной Армии через перевал Хинган, где наши войска ощутили перебои с доставкой продовольствия и питьевой воды. 300 километров – такова длина этого перехода, и вместе с бойцами где пешком, где на попутной полуторке или броне танка продвигался вперёд военный кинооператор Климов. В кадрах киноленты наши войска с боем берут город, кинооператор показывает очередную атаку, кругом дым и пожарища, продолжающиеся стычки за каждый дом, в окнах первого этажа оборудованы бойницы для пулемётов, а на чердаках – снайперы, но наши солдаты одерживают верх. Вот в объективах кинокамер появляются пленные японцы. В заключении фильма представители союзных государств и японское правительство подписывают акт о капитуляции Японии.
Также А. А. Климов обеспечивал киноматериалом союзную кинохронику, и снятые им сюжеты боевых действий смотрели зрители по всему миру.
В 1946 году Аркадий Александрович возвращается на Ленинградскую киностудию научно-популярных фильмов. Здесь почти за четверть века он снял более пятидесяти различных фильмов. Многие из них посвящены искусству, например, полнометражные «А. М. Горький», «Выставка Дрезденской картинной галереи», «Приглашение к танцу», короткометражные «Золотые руки», «Кружевницы», «Искусство резьбы по кости», «Ансамбли России», «Петродворец», «Живопись Федотова», «Советская батальная живопись», «Сикстинская мадонна», «Скульптор Шубин», «Античное искусство», «Боевой карандаш», «Художник неизвестен», «Гусли звончатые». А ещё были киноленты «Смольный», «Ленинградский порт», «Вблизи России» и многие другие. Из научно-фантастических фильмов зрителям наиболее запомнились «Луна», «Марс» и особенно приключенческий «Планета бурь». Последний был снят в 1961 году по повести А. Казанцева в жанре космической одиссеи.
Мечтой Аркадия Александровича было снять фильм о земляке – Сергее Мироновиче Кирове. Климов надеялся, что именно ему, уржумцу по юности и ленинградцу по зрелому возрасту, доверят возглавить эту творческую работу. Но мечта, к сожалению, так и осталась неосуществлённой.
Посещая город детства, Аркадий Александрович живо интересовался, как живут его земляки, искренне радовался новостройкам Уржума, встречам с немногочисленными старыми друзьями. Свои приезды сюда заслуженный деятель искусств старался приурочить к традиционной августовской встрече выпускников в школе имени В. И. Ленина. Выступая в 1967 году перед уржумцами по местному радио, Александр Аркадьевич говорил о том, что где бы он ни был, всегда рад навестить Уржум. «Дорогие земляки, – писал А. А. Климов, обращаясь к уржумцам, – я люблю свою специальность и горд тем, что работаю в такой области искусства, которая является самым важным, самым массовым из всех искусств».
Пятидесяти шести лет А. Климов, кинооператор высшей категории, дважды лауреат Государственной премии СССР, скоропостижно скончался в Ленинграде от инфаркта миокарда. На простом памятнике на кладбище лаконичная надпись: «Кинооператор Аркадий Климов».
В. Шеин, член Союза журналистов России.
Источник: "Кировская искра", №2 от 09 января 2016
Категория: Великая Отечественная война | Добавил: Георгич (14.01.2016)
Просмотров: 487 | Теги: Кино, Аркадий Александрович Климов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта