Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [138]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [2]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [33]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [45]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [47]
Иностранцы в Уржуме [21]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [23]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [41]
Культура и искусство [314]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [78]
Монастыри, церкви, часовни [52]
Музеи [46]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [205]
Правопорядок, спецслужбы [96]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [233]
Почётные граждане Уржума [43]
Почётные граждане Уржумского района [15]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [89]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [226]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [218]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [12]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [47]
Уржум в настоящем [24]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ПЕРВАЯ ИЗ ЖЕНЩИН
ПЕРВАЯ ИЗ ЖЕНЩИН


О.Н. Ямщикова, 1945 год

Почти сорок лет отдала небу лётчица и инженер О.Н. Ямщикова. За мужество и отвагу, проявленные во время Великой Отечественной войны, Ольга Николаевна была награждена орденами Красной звезды и Отечественной войны I степени, за вклад в развитие нашей авиации — орденом Трудового красного знамени.
Родилась Ольга Ямщикова 24 мая 1914 года в Вятке. Потом её семья жила в Белой Холунице, а затем мама Мария Павловна перевезла дочку в Шурму Уржумского уезда, где работала учительницей. Шла гражданская война, было очень трудно с продуктами, поэтому маленькую Олю отправили в деревню Дюково, что располагалась в нескольких километрах от Уржума, к дедушке и бабушке по линии отца Николая Ермолаевича, известного местного агронома-льновода. Именно там девчушка впервые увидела фотографии, который привёз в далёкую вятскую деревню с фронта Первой мировой войны её дядя. На снимках были аэропланы и авиаторы. С увлечением Оля слушала рассказы о первых русских лётчиках, среди которых были и женщины. Уже тогда она задавала себе вопрос: «А я смогу ли так, как они?».
Девочка ходила в школу в селе Цепочкино, постигала немудрёные науки. Но вскоре мать с дочкой перебрались в Вятку. Семье жилось нелегко, денег вечно не хватало, поэтому и пришлось четырнадцатилетней Ольге жить и трудиться самостоятельно. А поскольку мечты о самолётах не оставляли её, она, уехав в 1928 году в Ленинград, устроилась трактористом на аэродроме, где развозила горючее и выполняла другие работы. В 1931 году Ольга окончила курсы мотористов при аэроклубе, а на следующий год — лётное отделение и совершила первый самостоятельный полёт на самолёте У-1. Затем училась в Центральной лётной школе и Центральной парашютной школе в Москве. В 1933–1938 годах она, первая из женщин в нашей стране, являлась лётчиком-инструктором и парашютистом-инструктором Ленинградского аэроклуба. Здесь Ольга Ямщикова увлеклась планеризмом и в 1935 году с подругами Людмилой Чистяковой и Еленой Каратаевой участвовала в перелёте из Ленинграда в Коктебель и обратно, установив мировой рекорд дальности полёта на планере.
В 1938 году Ольга Николаевна поступила в Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского, где стала первой женщиной-курсантом. Осваивая сложный теоретический курс, она продолжала летать, что сыграло свою роль при распределении по окончании академии. В мае 1942 года, получив диплом инженера, Ольга Ямщикова была направлена на авиационный завод Новосибирска, где облётывала самолёты Як-7 и Як-9, предназначенные для действующей армии. Не один раз она обращалась с рапортами к начальству о направлении её на фронт. Лишь после гибели мужа, тоже лётчика, командование удовлетворило её просьбу. О.Н. Ямщикова сначала была назначена заместителем командира 586 женского истребительного авиационного полка, а затем стала его командиром. В этом полку она воевала почти до самой Победы, совершила 217 вылетов на ЯК-1, провела 93 воздушных боя, сбила три вражеских самолета, снова первой из женщин.
Лётчик Нина Словохотова, служившая с Ямщиковой, вспоминала: «Осенью 1943 года наш полк стоял на обороне Киева. Бои шли западнее города. Слышался гул артиллерийской канонады. По переправам через Днепр шло снабжение наступающих частей. К этим-то переправам и рвались фашистские бомбардировщики. Перед полком была поставлена задача прикрывать с воздуха Киев и переправы через Днепр.
Раннее утро. Ольга Ямщикова и её ведомая Саша Акимова сидели в самолётах в готовности номер один: «сорок секунд до взлёта», как говорили летчики-истребители. По земле от Днепра стелился густой туман. Не было видно ни ангаров, ни стоянок самолётов. Пронизывающая сырость вызывала дрожь. Скоро смена, и тогда можно будет погреться в землянке и немного подремать. Но вдруг в шлемофоне прозвучал взволнованный голос Наты Кульвиц, начальника связи полка: «Фашистские бомбардировщики на подходе! Приготовьтесь к вылету!». Тотчас в воздух взлетела красная ракета.
Ольга Ямщикова быстро запустила мотор и с места пошла на взлёт, ориентируясь только по приборам, почти как в ночном полёте. Следом за ней взлетела Акимова. На высоте ярко сияло солнце, а внизу весь город и река были затянуты белым плотным туманом. Только маковки церквей блестели в лучах солнца. Истребители пошли навстречу противнику. По радио было слышно, как взлетают одна за другой все лётчицы полка и истребители с соседних аэродромов Бровары и Жуляны.
На высоте четырёх тысяч метров Ямщикова увидела вдали большую группу немецких самолётов. Фашистские бомбардировщики шли к переправе. «Не пустить врага любой ценой!» — эта мысль заставила Ольгу стиснуть зубы и крепче сжать ручку управления. «Саша, атакуем!» — крикнула она Акимовой и перевела машину в пикирование. Два истребителя ворвались в строй ведущей группы бомбардировщиков. Один самолёт противника задымил и с резким снижением стал уходить на запад. Надо было остановить остальных, не дать им отбомбиться по переправе. Заходя для новой атаки, Ямщикова увидела, как небо потемнело от самолётов. Истребители атаковали фашистские бомбардировщики, разбивая их на мелкие группы. А выше шёл ожесточённый бой с немецкими истребителями прикрытия. В шлемофоне слышались крики ярости, команды ведущих, напутственные крепкие словечки падающим фашистским самолётам.
Немцы не выдержали напора наших истребителей и разрозненными группами стали уходить на запад. Преследуя врага, Ямщикова не заметила, как проскочила линию фронта. Только близкие разрывы вражеской зенитной артиллерии и вдруг умолкнувший пулемёт заставили её взглянуть на землю, а затем на бензиномер. Патроны кончились, горючее на исходе — надо возвращаться. Приземлялись с большой осторожностью: многие самолёты получили пробоины, а у Акимовой был отбит посадочный щиток. Но настроение было приподнятое: задача выполнена, переправа действовала бесперебойно. В этом бою противник потерял 17 самолётов, с нашей стороны потерь не было».
После тяжёлого ранения, полученного в одном из боёв, О.Н. Ямщикова в феврале 1945 года была откомандирована в Краснознамённый научно-испытательный институт Военно-воздушных сил, в котором прослужила до декабря 1950 года. Нелегко было осваивать тяжёлую профессию испытателя, но Ольга Николаевна не привыкла отступать перед трудностями. Она обкатывала новые истребители ЯК-9, ЯК-15, Ла-11, реактивный МиГ-9 и другие машины. Всего Ямщикова освоила около 40 типов самолётов, совершила свыше восьми тысяч полётов. И снова была первой из женщин.
 

Руководитель испытательных бригад полковник О.Н. Ямщикова (слева)

С годами стало сдавать здоровье, поэтому Ольга Николаевна прекратила полёты и с 1951 по 1968 год трудилась ведущим инженером в этом же научно-испытательном институте, провела в этом качестве государственные испытания реактивного разведчика ЯК-27Р и других самолётов. Затем её перевели на должность руководителя испытательных бригад. В сентябре 1968 года полковник О.Н. Ямщикова по состоянию здоровья вышла в отставку. Жила в Московской области на станции Чкаловская, вела большую общественную работу, в том числе по патриотическому воспитанию молодёжи, часто посещала школы, встречалась с журналистами, выступала на телевидении, рассказывая о воздушных боях Великой Отечественной войны. Скончалась Ольга Николаевна Ямщикова 31 июля 1982 года.
Владимир Шеин
Источник: ВЯТСКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК, № 01 (411) 2022
Категория: Великая Отечественная война | Добавил: Георгич (06.02.2022)
Просмотров: 142 | Теги: Великая Отечественая война, летчик, Уржум, Военная, Шурма | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта