Наши Герои несли фашистам «чёрную смерть»
12 августа 1912 г. была учреждена воздухоплавательная часть Главного управления Генштаба, в связи с чем в 2006 г. этот день отмечается как День ВВС.
Правда, в 1913 г. эту структуру упразднили, и авиация как род войск состоялась только в 1918 г. в РСФСР. С 1933 г. по решению Совнаркома СССР (его председателем тогда был нолинчанин В.М. Молотов) 18 августа, а с 1980 г. - в третье воскресенье августа отмечается День Воздушного Флота СССР и России.
Самые яркие страницы в истории наших ВВС - Великая Отечественная война. А самым страшным для немецкой пехоты и танков самолётом был советский штурмовик Ил-2. Немцы называли его «чёрной смертью». Эту смерть несли агрессорам и два уроженца Уржума - Герои Советского Союза Лев Васильевич Обелов (1923-87) и Николай Николаевич Стробыкин-Юхвит (1921-95).
Именем Л.В. Обелова названа одна из улиц Уржума. (На домах на ул. Советской, в которых родились Обелов и Стробыкин, сейчас есть мемориальные доски.) Но в 6 лет семья служащих Обеловых переехала в Москву. Он окончил школу, учился в речном техникуме, но небо звало его, как и многих комсомольцев 30-х годов, и он занимался в аэроклубе (совершенно бесплатно, между прочим). У-2 конструкции Н.Н. Поликарпова, новенький УТ-2 А.С. Яковлева были послушны юному пилоту.
В 1940 г. Лев был призван в РККА, учился в лётной школе, потом - в Балашовской и Краснодарской школе пилотов. Там он и стал осваивать Ил-2 и попал на фронт только в январе 1944 г. Всю войну прошёл в составе 566-го штурмового авиаполка на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах.
Летом стал командиром эскадрильи. Совершил за войну 150 боевых вылетов, из них 50 на разведку (его самолёт единственным в полку был оборудован фотоаппаратом АФА-3с). Сбил два немецких самолёта, сжёг 18 танков. Герой Советского Союза (19 апреля 1945 г.). Кроме ордена Ленина, имел 3 ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, 3 ордена Отечественной войны обоих степеней, орден Красной Звезды. Майор. С 1953 г. - в запасе, мастер на автобазе в Москве.
Николай Стробыкин имел похожую биографию. Тоже из семьи служащих, тоже в детстве был увезён из Уржума, но только в Вятку (Киров). Там и окончил школу и аэроклуб. Тоже в РККА с 1940 г., и тоже попал в лётное училище (в Херсоне). Но на фронт был направлен раньше Льва Обелова - в августе 1943 г. Служил в 190-м гвардейском штурмовом авиаполку. Воевал на 2-м Украинском фронте. Он жёг и «Тигры». Всего совершил 129 боевых вылетов. Герой Советского Союза (15 мая 1946 г.) «за талантливое вождение в бой» своей группы. Тоже орден Ленина, 3 ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды. Окончил Военную академию ВВС, в 1963 г. вышел в отставку в звании полковника и заведовал киносетью Херсонской области.
Ил-2. «Чёрная смерть». «Гром победы, раздавайся?» Да нет, это была, так сказать, неоднозначная машина, хотя и признанная во всём мире лучшим штурмовиком эпохи Второй мировой (после Ил-10, который появился только в 1944 г.).
Звено ИЛ-2
День ВВС и День Воздушного Флота - праздник не только лётчиков, но и конструкторов, и авиастроителей. На чьих же самолётах несли смерть фашистам наши Герои?
Конструктором самолёта был генерал-полковник-инженер Сергей Владимирович Ильюшин (1894-1977), единственный лауреат семи Сталинских премий (три из них за Ил-2 и Ил-10), трижды Герой Социалистического Труда, академик АН СССР, отец Героя Советского Союза лётчика-испытателя Владимира Ильюшина. В 1939 г. опытный образец самолёта поднял в воздух испытатель дважды Герой Советского Союза Владимир Константинович Коккинаки. С февраля 1941 г. Ил-2 пошёл в производство. Это был рекордсмен - выпустили 36183 штуки, больше, чем любого другого боевого самолёта (кроме У-2/По-2, но он был учебно-тренировочным). Из Ил-2 сформировали 356 авиаполков. Начали производство на заводе №18 в Воронеже, собирали Ил-2 и на ряде других заводов, но три четверти машин произвели на заводе №1 в Куйбышеве (ныне АО «Ракетно-космический центр «Прогресс»).
Самолёт был по-своему пионерным. Броня служила заодно каркасом и обшивкой передней части самолёта. Сбить его «в лоб» было сложно, немецкие лётчики-истребители прозвали Ил-2 «бетонным самолётом». Стекло кабины пилота было пуленепробиваемым. Живучесть Ил-2 была необыкновенной. Был случай, когда самолёт штатно вернулся на аэродром с 600 пробоинами от пуль и осколков. Бронированное «брюхо» и надёжные шасси позволяли подбитому штурмовику не капонируя (без опрокидывания и взрыва) садиться на любую площадку.
Но было немало минусов. Прежде всего, С.В. Ильюшин по своей инициативе, вопреки техзаданию наркомата обороны, переделал двухместный самолёт в одноместный, ради уменьшения массы и лучшей манёвренности. Пилот не мог защищаться сзади, да и брони сзади не было. К этому добавились тактические ошибки в боевом применении Ил-2 в начале войны. Летали без сопровождения истребителей, на малых высотах, поэтому были большие потери от зенитной артиллерии и севших на хвост «мессеров». За годы войны потеряли 23,6 тыс. штурмовиков, правда, половина была не боевыми потерями (списывали по износу, в среднем Ил-2 совершал 53 боевых вылета). К концу войны в ВВС РККА и ВМФ осталось всего 3075 самолёта Ил-2. Погибли 7837 лётчиков.
Но к тому моменту, когда Лев Обелов и Николай Стробыкин сели в кабины Ил-2, ошибки были исправлены. Восстановили кабину борт-стрелка, прикрывавшего штурмовик огнём зенитного пулемёта. Но стрелок не был прикрыт бронёй корпуса, и потери стрелков были большими. Штурмовку стали вести с высот 400-1000 метров в пологом пикировании, так что зениткам было трудно сбить самолёт. Основными целями стали колонны пехоты и техники, другие объекты не на передовой, а в ближнем немецком тылу, переправы, железнодорожные узлы. Без сопровождения истребителей обычно не вылетали (поэтому опытные пилоты снова стали обходиться без борт-стрелков).
На Ил-2 наряду с авиационными пушками появились 37-мм противотанковые орудия, ракетные снаряды. Противотанковые кумулятивные авиабомбы в кассете по 48 штук на Курской дуге давали поражение 6-8 немецких танков на одном заходе! «Чёрная смерть» превратилась в истребителя танков, а в ВВС ВМФ - и кораблей противника (только на Северном флоте потопили около 100 малых судов). Против морально устаревших к началу войны немецких бомбардировщиков Дорнье-217, Хейнкель-111, пикирующего «лаптёжника» Юнкерс-87 и даже неповоротливого Юнкерс-88 этот новаторский советский самолёт выступал и как истребитель.
В судьбе самолёта многое зависело от квалификации лётчика. Л.В. Обелов не был сбит ни разу, не был даже ранен. Если у других экипажей часто гибли борт-стрелки, то Лев Васильевич всю войну летал со старшиной Николаем Георгиевичем Касьяновым (1918-97), ставшим полным кавалером ордена Славы. Воевали в 566-м полку и женщины. Штурманом эскадрильи была комсомолка, выпускница Калининского аэроклуба Тамара Фёдоровна Константинова (1919-99), Герой Советского Союза (29.06.1945 г.).
Обелов Лев Васильевич
Н.Н. Стробыкин-Юхвит был тоже командиром эскадрильи. Его тоже не сбивали. Но он и летал, по его собственным воспоминаниям, в сопровождении истребителей Ла-7. А сверху штурмовики часто были прикрыты более высотными истребителями Як-3. Оба уржумских лётчика всю войну провоевали на Ил-2, так так в их полки Ил-10 не поступал.
Стробыкин-Юхвит Николай Николаевич
Ил-2 был на вооружении и после войны. В СССР полки с Ил-2 в 1946 г. были расформированы либо перешли на Ил-10. В Польше и Чехословакии Ил-2 стоял на вооружении до 1949 г., а в Болгарии, Монголии и Югославии - до 1954 г. Сейчас этот самолёт можно увидеть на постаментах памятников в Воронеже, Самаре, Новороссийске и др.
В 2011 г. один отреставрированный самолёт поднялся в воздух на Параде памяти в Самаре, но его купил американский коллекционер. В 2017 г. ещё один штурмовик отреставрировали в Новосибирске, и он даже летал во время авиасалона «МАКС-2017».
А. ИКОННИКОВ.
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 32, 11 августа 2018 г. |