Наш земляк на Халхин-Голе
16 сентября 1939 г., 85 лет назад, был подписан договор между СССР и Японией о прекращении огня.
Военный конфликт между советско-монгольскими войсками и вооруженными силами Японии на р. Халхин–Гол начался в мае и продолжался по август. Квантунская армия потерпела сокрушительное поражение.
Согласно советским данным, в ходе войны на реке Халхин-Гол потери японцев превысили 60 тысяч убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести. У Красной армии — около десяти тысяч убитых и пропавших без вести, 15 тысяч раненых.
Большое значение в этом конфликте сыграла авиация. С советско-монгольской стороны в боевых действиях участвовали в общем счёте свыше 900 самолётов, с японской - более 400.
В этом конфликте участвовал и наш земляк, проживающий тогда в д. Большие Вершинята, Григорий Петрович Вершинин (1900-1980), также участник Гражданской и Великой Отечественных войн. Работал он в то время в колхозе им. И.В. Сталина водителем на машине ГАЗ АА.
Вот как он вспоминал: (по рассказам внука Ф.М. Попова) «Вызвали меня в военкомат и сказали, что надо ехать на своей машине в Киров учиться. Когда я приехал туда, возле ворот завода им. 1 мая стояло около сотни машин. Вскоре на все машины погрузили ящики, затем машины отправили на вокзал, погрузили на платформы. Всех водителей поместили в один вагон, и поехал состав неизвестно куда. Приехали в Новосибирск, а оттуда своим ходом поехали на Халхин – Гол. Впоследствии, мы две недели возили туда авиационные бомбы. Площадь, примерно 2 га, вся была обставлена ящиками в несколько ярусов. Но через два дня она была уже пуста».
За время боев советская авиация сбросила на японцев 1298 тонн бомб, японцы – 970 тонн. (Кондрашов В. Халхин-Гол. Война в воздухе).
После возвращения из Халхин-Гола на своей же машине, Григорий Петрович в 1941 г. был призван на Отечественную войну. Был водителем. В 1943 г. с фронта он приезжает в отпуск. Вот как вспоминает внук Федор Михайлович: «В 1943 г. командир вызывает деда к себе и говорит: «На фронте сейчас тишина, съезди - ка ты домой в отпуск». Выписал ему командировочное, где было написано: «Направляется в Большие Вершинята за головкой блока для машины ГАЗ». Домой он приехал только на десятый день. Дома, осмотрев хозяйство, был удивлен. Те запасы муки, которой хватило бы до окончания войны, были съедены. Вместе с его родителями жила женщина, у которой было пятеро детей. После окончания командировки, взяв с собой головку блока, вес которого почти два пуда, уехал обратно. Приехав в часть, доложил командиру, положил перед ним деталь машины. Командир засмеялся и сказал: «Зачем ты это приволок, такие тут у нас валяются». Но дед был послушный».
После войны до пенсии Григорий Петрович продолжал работать водителем в МТС, затем в Уржуме. И иногда во время беседы с родными он сравнивал две войны – Халхин – Гол и Великую отечественную, говорил: «На Халхин - Голе было намного страшнее. Что там творилось!».
А. ПЕТРУШИН.
Г.П. Вершинин в годы Гражданской войны (сидит слева), Г.П. Вершинин стоит возле своей машины.1939 г.
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 42. 19 октября 2024 г. |