Празднование в 1814 г. в Вятской губернии «Дня Победы»
над наполеоновской Францией
(Уржумский уезд)
Символическим актом, ознаменовавшим собой окончание Отечественной войны 1812 г. и Освободительного похода 1813-1814 гг., стало повсеместное проведение в России в апреле – июне 1814 г. праздничных мероприятий по случаю взятия Парижа. Праздник – своеобразное зеркало эпохи, в котором отражаются идеи, интересы и устремления его организаторов и участников. Особым колоритом обладали торжества в провинции. Они собирали в административные центры наиболее яркие образцы локальной, в том числе этнической культуры. В Вятской губернии проведение торжеств в честь военных побед или окончания войны было традицией.
С широким размахом прошло многодневное празднование взятия Парижа в Уржумском уезде. В рапорте от 6 июня 1814 г. уржумский земский исправник подробно сообщил вятскому губернатору о подготовке к празднику после получения известия о взятии Парижа и его проведении:
«В день получения сих известиев был праздник и по окончании божественной литургии многие чиновники и некоторые из духовенства и купечества собрались случайно в один дом чиновника и все с восторгом, желая ознаменовать день сей и в маленьком нашем городе Уржуме, сделали добровольную подписку кто и что на сие может подписать по состоянию своему, и с небольшим в два дни, чиновники, живущие в городе и округе, дворянство, духовенство, купечество, а также и женский благородный, священнический и купеческий пол с большим восторгом все вообще подписали на предложенное торжество до семисот рублей. По неимению же при городе удобного для сего места все общество просило меня, чтоб сделать торжество сие на земле принадлежащей уезду, управлению моему вверенному, и прикосновенной к самой реке Уржумке, граничущей город с уездом. Я с удовольствием согласясь на то, принял даже на себя вспомоществование к лучшему устройству предназначенного торжества и с согласия всех подписавшихся выписана из города Казани прозрачная картина шириною три, а длиною – четыре аршина, на коей изображен торжественный въезд в Париж в Триумфальные ворота Всеавгустейшего Монарха нашего верхом, представленного в большом виде, подле него в миниатюре прусский король и генералитет, а потом – гвардия, над Императором нашим несящейся гений, в одной руке держал над главою его корону с лаврами, а в другой – подушку, на которой лежали корона и скипетр и маслична ветвь, а народ французский – одне с коленопреклонением, а другие – с воздетыми вверх руками изливали чувства радости и благодарили небо за избавление от ига тиранского, вдали представлены в миниатюре выходящие в беспорядке в другие ворота, спасающиеся бегством Иосиф Бонапарте и прочее. Над Государем, выше, в кругу, составленном из лавровых и масличных ветвей, изображено вензелем Его Императорского Величества Имя, а по сторонам его в подобных же кругах вензловые имена австрийского императора и прусского короля с коронами же и все сии соединены из роз сплетённой гирляндою, кою держит в средине с распростёртыми крыльями в когтях орел, а конец оной в верху картины парящие в воздухе два гения, держащие вместе с гирляндою в одной руке – один лавровую, а другой масличную ветви, а другими держали свиток с надписью: «Да здравствует Александр, да здравствует Отечество, да здравствует Европа».
Когда же предположено было сделать такой праздник, не за лишнее почёл я для образования народа, поселян, чтоб и оне могли лучше увериться и собратии своей пересказать, что Государь Император наш с войсками уже вошёл в столицу Франции Париж и что во всей Европе война прекратилась, обвестил я Уржумского уезда поселян, из коих немалое число в назначенный день 25 мая, в который день положено было собраться, пополудни, в шесть часов прибыли в город на приготовленное для празднества место и, чтоб всяк знал, когда ж настанет назначенное время был сделан выстрел из пушки, и по собрании всех пошли к сделанной нарочно для того галерее, где музыка помещика господина Мосолова заиграла «Славься сим Александр и Елисавета», по окончании оного несколько раз выстрелено было из пушек и тогда бывшие тут же простолюдины, как-то: русские, татары, черемисы и вотяки беспрестанно кричали «Ура», на лицах коих написана необыкновенная радость. Когда же всё это утихло, дамы сели по местам и были угощаемы кавалерами чаем и кофеем, потом конфетами и прочим, и всё это кончилось, открылся бал тем же польским, в продолжении коего опять дано было несколько выстрелов из пушек, простолюдинам выставлено было несколько вёдер пива и вина и закуски, а почётные из них угощаемы были пуншем, и оне беспрестанно повторяли: «Да здравствует наш батюшка Государь». Когда же совершенно смерклось и большая, вышеизъяснённая картина прозрачная и при ней три маленькие – 1 и 2-ая выбитые с изображением медали, приготовляемой на случай прибытия Государя Императора в Санкт-Петербург, 3-я – известная России, ознаменовавшая следствие войны Франции против России – были освещены и дан сигнал шестью ракетами, то после сего сожжён был фейерверк, состоящий из марсова огня, несколько колес фонтанов, бураков и жаворонков, в продолжении сожжения фейерверка пускаемы были ракеты. По окончании сего простолюдины толпами побежали к картинам и по приближении к оным, видя на одной изображенного Государя Императора, некоторые поклонялись, а другие даже молились, приговаривая: «Дай Бог, нашему батюшке Белому Царю много лет здравствовать», и беспрестанно было повторяемо: «Ура». В два часа по полуночи поставлены были для ужина кушанья на столе, за которым сели дамы, чиновники, духовенство и купечество: при питье за здоровье Государя Императора повторялось беспрестанно «Ура» и прочие приличные слова и выстрелы из пушек. По окончании ужина, когда дамы разъехались по домам, тогда за тот же стол были посажены мещане и поселяне и последние от большой радости, что Государь Император столь много прославил Россию и восстановил всеобщий мир, в знак той благодарности, что были угощаемы, на другой день избрали из себя трех человек, коим поручили всех бывших в прошедший день на празднестве просить к себе на таковое же празднество, на котором были почти все приглашенные благородные, духовенство и купечество обоего полу, и были угощаемы чаем и пуншем, а дессерт был из разных орехов, фиников, винных ягод и изюму, поставленных на деревянных тарелках. В который день играла также музыка господина Мосолова, и бал был открыт крестьянами разными русскими плясками. В третий же день были предъявлены от меня к пожертвованию подписки. Одна на разорённых от нашествия в 1812 году неприятеля, а другая – на раненных и увечных, бывших в сражении при взятии Парижа, и инвалидов. И после время пожертвовано, как-то: чиновниками, дворянами, духовенством, купечеством и крестьянами на первый предмет серебром – 9 рублей 65 копеек, ассигнациями и медными – 301 рубль; а на второй – серебром – 7 рублей, ассигнациями и медными – 289 рублей 50 копеек. Всего серебром – 16 рублей 65 копеек, ассигнациями и медными – 590 рублей 50 копеек, которые к Вашему превосходительству честь имею представить лично, а теперь долгом поставляю о сём происшествии почётнейше донести».
Особое внимание в этом сообщении привлекает то, с каким достоинством вело себя во время празднований в Уржумском уезде вятское крестьянство. Будучи приглашённым на праздник благородными сословиями Уржума, крестьянство сделало ответное приглашение. Дворянство, духовенство и купечество приняли его. Причём крестьяне приготовили развлекательную программу, изысканные по тем временам кушанья. Благородные сословия проявили демократичность, а народ – благородство.
Празднование победы над наполеоновской Францией было ознаменовано причудливым и в то же время органичным сочетанием официальных торжественных мероприятий и всесословных, всенародных гуляний. Участие вятчан в событиях наполеоновских войн 1812 – 1814 гг. носило широкий, разнообразный характер. Столь же широким и всенародным стало празднование победы. Торжества 1814 г. в России вообще и в Вятской губернии в частности представляли собой не просто празднования по случаю победы в войне. В массовом сознании они символизировали окончание «эпохи 1812 года» и начало новой, мирной жизни. Они были многогранны в своём проявлении. В них проявились и официальные установки из центра, и колорит местной специфики, и общероссийские культурные нормы, и региональные особенности.
Цеглеев Э. А.
Источник: http://web.snauka.ru/ |