Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [43]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

1812 г. «особое ополчение» уржумского духовенства – реальность или миф
А. А. Туранов
1812 г.: «особое ополчение» уржумского духовенства –
реальность или миф?

Первая попытка сбора сведений об участии Вятской губернии в Отечественной войне 1812 г. производилась в 1836 г., когда по Высочайшему поручению А. И. Михайловский-Данилевский составлял описание Отечественной войны 1812 г. В отношении к вятскому губернатору о предоставлении необходимой для этого информации Михайловский-Данилевский подчеркивал, что «...драгоценным для истории материалом будет всякое сведение, которое ему сообщится о том, что в Вятской губернии тогда происходило и как жители ея ознаменовали ревность свою к отечеству» [1]. Собранные в губернии материалы были отправлены по назначению в том же году; в числе прочего они содержали и сведения о подвижничестве вятского духовенства. О непосредственном участии в составлении «новых сил» здесь сообщалось лишь, что «поступило во внутреннее ополчение людей духовнаго звания 38 человек» [2].
Следующий период оживления интереса к теме войны 1812 г. наблюдался перед ее 100-летним юбилеем. К этому событию в Вятских епархиальных ведомостях была опубликована статья И. Осокина «Об участии Вятского духовенства в событиях Отечественной войны», в которой был представлен материал «извлеченный из дел Вятской Дух. Коне. 1812 г. к штоком консисторского архива <...> В. И. Шабалиным» [3]. В этой статье и пыла впервые поднята тема, о которой пойдет далее речь, а именно, утверждалось, что помимо различных пожертвований на нужды войны «...духовенство г. Уржума участвовало еще в составлении среди себя новаго ополчения на защиту отечества, которое в числе 29 человек по указу Дух. Консистории от 5 октября 1812 г. за № 130 при содействии прот. Iакова Караваева обмундировывалось и снабжалось провиантом в г. Уржуме на кошельковую церковную сумму, каковой, по силе того же указа, взято означенным благочинным взаимообразно от церквей Уржумского благочиния 2300 р., кои после пожертвований прочими церквами были возвращены, но не без пожертвования от сих» [4]. Приведенная цитата дала повод предполагать существование отряда ополчения, составленного из церковнослужителей г. Уржума; складывается впечатление об исключительно сильном (на фоне остальной части Вятской губернии) проявлении патриотических настроений среди духовенства этого города.
По-видимому, ссылка на авторитет В. И. Шабалина обеспечила такой мысли долгую жизнь, и в последующие 100 лет она воспринималась исследователями как достоверный исторический факт. Более того, к 200-летнему юбилею войны положение об «уржумском ополчении» заметно «уточнено» и дополнено подробностями. И сегодня оно выглядит уже так: «...после получения известий о занятии Москвы Наполеоном духовенство Уржума сформировало из своих рядов особое (sic!) ополчение из 29 человек, которое в случае приближения неприятеля к городу должно было дать ему отпор. По указу Вятской Духовной Консистории от 5-го октября 1812 г. это ополчение вооружалось (sic!), обмундировывалось и снабжалось провиантом в Уржуме на сумму 2300 руб., пожертвованную церквями Уржумского благочиния» [5].
Однако, если взгляд на фразу столетней давности заставляет задуматься о сомнительной точности ее формулировки и о возможности ее различного толкования, то современная версия об «особом ополчении» совершенно не выдерживает критики. Давайте вдумаемся в изложенные сведения, отметим противоречия и попробуем представить события и обстоятельства, которые действительно могли бы иметь место.
Во-первых, порядок и условия формирования ополчений были определены высочайшими указами и не предусматривали создания самостоятельных «местечковых» вооруженных отрядов для охраны отдельных населенных пунктов. Даже в районах, оказавшихся под оккупацией, где действовали стихийно возникшие партизанские отряды, после освобождения производилось их скорейшее разоружение и роспуск. В глубоком же тылу страны (каким и была Вятская губерния) подобные отряды не могли быть создаваемы в принципе. Всякие попытки создания таких отрядов не только не могли быть дозволены губернским начальством, но и наоборот, должны были строжайшим образом пресекаться. В то же время создание общего губернского ополчения было инициировано высшей властью, и вступление в него приветствовалось.
Во-вторых, к началу войны в г. Уржуме было три церкви, в которых насчитывалось по штату всего 15 мест служителей, вопрос: откуда взялись 29 ополченцев? Во всем уржумском благочинном округе состояло 11 церквей, в которых было 70 штатных мест [6], но если исключить из них священнические и диаконские [7], остается только 38. Теоретически, состоящие на этих 38 местах причетники могли бы вступить в ополчение, Однако следует принять во внимание значительную неукомплектованность принтов [8], а также ограничения для поступающих в ополчение по возрасту (17-45 лет) и состоянию здоровья, и тогда становится очевидным, что 29 ополченцев ни духовенство города Уржума, ни все уржумское благочиние выставить не могло.
В-третьих, если ополчение, как и все остальное местное население, остается ожидать приближения неприятеля в своих домах, и не предполагается его участие в военном походе, или даже просто переходе в Казань, какой смысл тратить значительные средства на его обмундирование и снабжение провиантом? Но так как затраты эти производятся, то это может указывать на подготовку к походу. А поскольку известно, что Уржум был определен одним из пунктов сбора ополчения Вятской губернии [9], то можно полагать, что речь идет о снаряжении ратников именно этого ополчения.
Отмеченные противоречия лежат на поверхности. Складывается впечатление, что прошедшие со времени опубликования материалов в Вятских Епархиальных ведомостях 100 лет не пошли на пользу делу: никто из исследователей вятской истории не взял на себя труд проверить достоверность приведенных сведений, докопаться до их первоисточника.
Но возможно ли это сделать сейчас? Оказывается, возможно...
Известно, что любое сколь-либо значимое действие по инициативе служителей церкви могло быть осуществлено лишь после получения разрешения на него со стороны вышестоящего духовного начальства. Очевидно, что и предполагаемое создание духовенством г. Уржума «особого ополчения» не могло быть осуществлено без одобрения Духовной консистории и разрешения Епархиального Архиерея. Все рассматриваемые консисторией вопросы, принимаемые по ним решения и указания по исполнению фиксировались в журналах заседаний консистории; рассылаемые же по назначению консисторские указы содержали выписки решений из этих журналов. К счастью, журналы заседаний Вятской духовной консистории за 1812 г. отлично сохранились в Государственном архиве Кировской области.
Изучение этих журналов позволяет полностью определить круг вопросов, решавшихся духовенством Вятской епархии, вызванных войной, и проследить ход их выполнения. В частности, в деталях можно восстановить и порядок, и сам процесс поступления в Вятское ополчение лиц духовного звания. Однако об «особом ополчении» духовенства г. Уржума в журналах нет ни слова!
И все же есть несколько документов, имеющих непосредственное отношение к теме настоящей статьи. Здесь приведем лишь фрагменты из них, наиболее важные для нас, проясняющие суть дела:
- 2 октября 1812 г. консисторией заслушано отношение Вятского губернатора о начале сбора ополчения и вопросах с ним связанных, которым в числе прочего определялось: «прием пожелавших во внутреннее нынешнее ополчение людей духовнаго ведомства с Вятскаго уезда, Слободскаго и Котельническаго здесь в городе Вятке сего октября 3го дня, а буде кои не успеют из них приняты быть в Вятке, те равно и других уездов в городе Уржуме с 8го числа сего ж октября» [10];
- тогда же, по рассмотрении вопроса об обеспечении ополченцев «за неимением по части духовной людей разумеющих обмундировку», консистория предложила, чтобы губернатор «обмундирование поручил командиру, в ведомство коего на первой раз те желающие воины поступать будут, или кто по Ево назначению другой, при депутатах с духовной стороны, коим и деньги от консистории как на обмундировку так и на провиант выданы быть имеют с надлежащим им о расходе предписанием, каковыми депутатами и назначить здесь в городе (Вятке. - А. Т.) всесвятскаго иерея Павла Бехтерева, а в Уржуме тамошняго протоиерея Иакова Короваева» [11];
- 5 октября консисторией заслушан утвердительный ответ губернатора, что «обмундирование пожелавших духовнаго звания людей в ополчение и прием от означенных депутатов провиантских денег, возложил он господин губернатор на городничих здесь в городе Вятке Штерха, а в Уржуме Красовицкаго» [12];
- после этого консистория приказала послать указ Всесвятскому иерею Павлу с надлежащим предписанием, выдать ему тетрадь для записи расходов и деньги «для обмундирования и снабжения провиантскими деньгами пожелавших в ополчение духовных людей принятых в городе Вятке», а также «...о каковой обмундировке и снабжении провиантскими деньгами пожелавших в ополчение и принимаемых в Уржуме, и к уржумскому протоиерею Иакову послать указ таковой же, а при нем шнурозапечатанную тетрадь, предписав оным от церквей ведомства его, от коих он за удобное признает, немедленно самому лично взять взаимообразно до двух тысяч трех сот рублей...» [13].
Приведенные выдержки показывают, что Уржум был определен местом сбора для ратников большинства уездов губернии; выясняется также, что для обеспечения именно этих ратников протоиерей Короваев осуществлял сбор средств в церквях своего благочиния. Последняя из приведенных цитат определяет и текст указа Духовной Консистории от 5 октября 1812 г., который упоминался в Вятских епархиальных ведомостях, в связи с составлением духовенством г. Уржума «среди себя новаго ополчения». Но как видим, в действительности речь в этом указе идет об обмундировании и снабжении провиантскими деньгами людей духовного звания, вступающих в ополчение из различных уездов губернии, которым местом явки назначен г. Уржум – ни на какое «особое ополчение» духовенства г. Уржума в этом указе нет и намека.
Так может быть, количество духовных, добровольно вступивших в ополчение из Уржумского благочиния, было настолько значительно, что дало повод как-то выделить его на фоне всей губернии? Но и на этот вопрос положительного ответа дать нельзя. Изучение персонального состава духовных, участвовавших в ополчении, не выявило ратников из Уржумского благочиния, да и из всего Уржумского уезда их единицы [14].
Таким образом, положение об «особом ополчении» духовенства г. Уржума в первоисточниках подтверждения не находит, а является продуктом некритической переработки некорректных формулировок публикации в Вятских Епархиальных Ведомостях. И на вопрос, вынесенный в заголовок настоящей статьи, можно дать однозначный ответ: «особое ополчение» духовенства г. Уржума - миф! Такой вывод нисколько не умаляет, однако, роли уржумского духовенства в оперативном сборе средств и скорейшего обеспечения всем необходимым ратников ополчения, принятых в этом городе [15].

Примечания
1. Осокин И. Об участии Вятского духовенства в событиях Отечественной войны // ВЕВ. 1912. № 33. Отд. неоф. С. 831-832.
2. Там же. С. 833.
3. Там же. С. 820.
4. Там же. С. 835-836.
5. Цеглеев Э. А. Участие православного духовенства Вятской губернии в Отечественной и освободительной войнах 1812-1814 гг. // Церковь и истории и культуре России: сб. материалов Междунар. науч. конф. Кирон (Вятка), 22-23 октября 2010 г. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. С. 209-210: Ополчение Вятской губернии в 1812-1814 гг. // Вопросы истории. 2010. № 6. С. 90.
6. Центральный Государственный архив Удмуртской Республики. Ф. 134. On. 1. Д. 1053. Л. 626-653.
7. Согласно указам священники и диаконы в ополчение не принимались.
8. Например, к 1810 г. в уржумском благочинии из 70 штатных мест наличных было только 54 священноцерковнослужителя (ЦГА УР. Ф. 134. On. 1. Д. 1053. Л. 626-653).
9. Материалы для истории Отечественной и освободительной войны 1812-1813-1814 гг. по Вятской губернии // Труды Вятской ученой Архивной комиссии. 1912 г. Вып. III. Вятка, 1912. С. 5 (Отд. II).
10. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. 237. On. 1. Д. 45. Л. 541.
11. Там же. Л. 541 об. -542.
12. Там же. Л. 556.
13. Там же. Л. 556-556 об.
14. Подробнее об этом см.: Туранов А. Об участии лиц духовного звания в народном ополчении войны 1812 г. (по архивным фондам Вятской епархии) //Иднакар. 2011. № 1(11). С. 53-88. URL: http://www.idnakar.ru
15. Деньги на ополчение от церквей со всей Вятской епархии удалось собрать лишь к концу 1813 г., только тогда они и были возвращены в церкви \ржумского благочиния (ГАКО. Ф. 237. On. 1. Д. 47. Л. 598-598 об.).

Источник: Вятская земля в прошлом и настоящем (к 100-летию Вятского государственного гуманитарного университета): сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Киров, 20-21 ноября 2013 г. : в 2 т. Т. 2. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014.-376 с.
Категория: Военные истории | Добавил: Георгич (02.03.2024)
Просмотров: 46 | Теги: Уржум, краеведение, особое ополчение, духовенство, исследование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта