Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [195]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [64]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [100]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Всю жизнь мечтал сделать самолёт
«Всю жизнь мечтал сделать самолёт»

Летним утром или вечером в небе над нашим районом можно было увидеть и услышать мотодельтаплан.


Значит, трактор полетит
- Я в Пустопольскую школу пошел с шести лет — вот захо­телось учиться и все, - расска­зал живущий в Уржуме Федор Павлович Решетников. - Мать попросила директора — тот от­ветил: ну, пусть походит, сразу в списки включать не будем, на­доест - бросит. Немецкий начи­нали учить в пятом классе — я уже в четвертом по-немецки чи­тал. Учился на отлично, читал очень много: школьную библи­отеку прочитал полностью года за два, потом сельскую. В вось­мом классе сделал сам аэроса­ни. Потом два пускача трактор­ных спарил, сделал аэролодку, по снегу на ней катался. Потом всю жизнь мечтал сделать само­лет. А все то денег нет, то неког­да: в колхозе на «Кировце» ра­ботал — не до самолета. А уже 62 года мне было — вот захотел сделать самолет или мотодельтаплан и все. Поехал в Киров в аэроклуб, там говорят: ты опо­здал, самое малое будешь его де­лать два года, а там уж и летать поздно. Какой будешь делать двигатель? Отвечаю: жигулевский. Говорят: это ж у тебя трак­тор получится! Я говорю: ну зна­чит, трактор полетит.
Мотодельтаплан мастер сделал за одну зиму. Двигатель установил карбюра­торный с ВАЗ-2108, амортиза­торы — от мотоцикла «Урал», легкие колеса заказывал в Таган­роге, а редуктор - в Смоленске. Крыло в сборе вместе с трубами купил в Кирове. На этом крыле до него уже трое человек научи­лись летать, оно было «битым».
В отличие от него, кировские мотодельтапланеристы первона­чально обычно устанавливали более легкие двигатели от снегоходов «Буран», весьма прожор­ливые. Взлетят с ними — через несколько минут надо уже са­диться на дозаправку. (Позже стали переходить на японские двигатели). А «восьмерочного» движка хватало на много часов полета без опасений, что топли­во кончится. Панель приборов Федор Павлович соорудил сам, разместив на ней обычные при­боры с показаниями по двигате­лю. К ним добавил датчик ско­рости полета и довольно доро­гой прибор (брал в Саратове за 30 тысяч рублей) с показаниями вертикальной скорости, высоты над уровнем моря и над местом взлета и т.д.
Мотодельтаплан легко пе­ревозился на легковой маши­не — крыло в сложенном виде наверху на багажнике, а сам ап­парат прицеплялся сзади. Но в процессе работы, как оказалось, была допущена серьезная ошиб­ка. Уже во время тренировочных «подпрыгов» на несколько ме­тров мотодельтаплан завернуло в прыжке вбок, и одна труба на крыле была сломана о столб. А потом был первый полет.
В первый раз Бог посадил
- Я взлетел в первый раз, ког­да жара была днем, а в такую пору не летают: потоки восхо­дящие и нисходящие колбасят в воздухе будь здоров, - расска­зывает он. - Перед этим думаю: неизвестно, как я там себя пове­ду, и для страховки поставил газ вручную. Взлетел — он у меня влево завалил крен, я еле вы­правил, держать тяжело, тянет очень сильно. Из крена выпра­вился, а он все вверх лезет и ле­зет. В облака ушел, там дышать хорошо так стало. Думаю: куда ты меня понес? И потом толь­ко вспомнил, что газ надо вруч­ную сбросить. Убрал газ — все, он управляться стал, из обла­ков вышел. Надо как-то садить­ся. Внизу были сын Костя и друг Николай Бушков. Ничего не могу понять, как все увязать, чтобы дельтаплан более-менее сносно прямо-то летел. Вытво­рял такой высший пилотаж! По­том уже в руках силы не оста­лось — устал, очень сильно тя­нет влево. Ну, думаю, если на этом круге не сяду, мне его уже не удержать. И короче, в пер­вый раз меня Бог посадил, по­лучилось вообще чисто. Буш­ков нагляделся на мои выкрута­сы в небе, прибежал: я бы, го­ворит, Гагарина так из космоса не встречал!
Если бы не такой мощный двигатель, не выйти бы из пике. Но в целом все нормально, кро­ме того, что тянет в сторону. По­нять ничего не могу, и кировские объяснить не могут. А потом приехал товарищ из Кильмези, сказал: собрать мой дельтаплан поможешь - полетаем. И когда я взлетел на его мотодельтапла­не, до меня дошло, почему мой в сторону тянет. Сразу сел, приехал домой, повесил отвес — пи­лон, на который крепится крыло, у меня на 29 миллиметров ушел в сторону от оси винта и нижней балки. Пересверлил дыры под крепления - полетел нормаль­но. Это был 2015 год. А потом поменял крыло — первое было сильно изношено, вдвоем летать рисково, заказал крыло «Атом» из Москвы. Оно самое комфорт­ное, взлетный вес - 500 кг, хоть втроем летай.
Первоначально мечтой Федора Павловича при строительстве мотодельтапла­на, как он говорит, были путе­шествия по области на большие расстояния. Но с этим не полу­чилось: для полетов как мини­мум нужна тихая безветренная погода, а угадать с такой сразу на несколько дней весьма непро­сто. Поэтому летал он в основ­ном, делая большой круг за сот­ню километров. Отправлялся к Пиляндышу, за Вяткой искал в лесах озеро Чваниху, летал в сторону Сернура, Лебяжья. Ча­сто под крылом была одна тай­га без всяких площадок для по­садки.
- Один раз собрали мы с Ни­колаем Бушковым дельтаплан на аэродроме за Уржумом, го­ворю ему: слетаю до Донауро­ва, пофотографирую там, - рас­сказывает дальше Федор Павло­вич. - Я уже Отрясы пролетел, назад-то глянул, а аэродром под­ковой тучи чернущие окружа­ют. У меня так и сердце замер­ло, разворачиваюсь на посадку. С земли тучи не видно, Николай удивился: ты чего рано? Крыло только на землю с ним плюхну­ли, а чтобы снять мачту, один ба­рашек не успели открутить - и как дунуло с градом сильным! Мы сели по концам крыла, при­давили, и еле-еле нашего веса хватает, чтобы крыло удержать. Сбросило бы нас — унесло бы крыло неизвестно куда. Потом ливень пошел, ветер стал ути­хать, тогда уже тот барашек от­крутили, крыло сложили и в ма­шину спрятались. Закоченели все. Еще бы тогда немного — и или сесть я не успел бы, или не успели бы мы снять крыло, тог­да бы унесло и аппарат вместе с крылом.
Падали все
- Я на прогнозы погоды не очень смотрел: ветер успоко­ится — полетел, - рассказывает дальше Федор Павлович. - Над домом Аркадия Лебедева в Со­бакино всегда круг делал. Он раньше меня летать начал. У него полностью самодельный аппарат был, даже крыло он сам шил, потом уже ему привезли крыло «Атлас» на одного чело­века. Один раз, рассказывал, он упал так, что аккумулятор ста­рый так по спине ударил, что след на спине отштамповало. Все падали. У него друг из Ки­рова с женой приезжал в Соба­кино вдвоем летать на своем ап­парате. Они там однажды поперек пашни у Шевнина садились, переднее колесо сломало, вдво­ем с женой кувыркнулись. Но уже скорость низкая была, про­сто синяками отделались.
Я как-то лечу у Богданова, как тряхнуло порывом - пятки в небо, чуть вертикально не встал. Смотрю вниз — деревья-то заги­бает, скорей домой. При посад­ке меня развернуло, и я ногу здорово ударил, не сломал, но ушиб был сильный.
Потом понравилось мне над полем летать - колесами колоски задевать. А ниже 15 метров во­обще летать нельзя. Потому что на границе травы и пашни всег­да просадка — разное движе­ние воздуха, или вверх, или вниз бросит. 18-е число в тот день было, у меня все катаклизмы в жизни по 18-м числам. И утром ощущение нехорошее было. Но вчера вечером летал, и после до­ждя крыло сырое осталось. Лад­но, думаю, круг сделаю, про­сушу, прежде чем сворачивать. Лечу по колоскам, а поле конча­ется, и на дороге полевой колеи глубокие. Над дорогой просад­ка — и колесо переднее воткну­лось в колею. Скорость большая была — лечу по земле, кувырка­юсь, думаю, скорей бы уж оста­новиться. Изорвало мяса на мне много, а из переломов - только пятка раздроблена. Крови вы­бежало много, где-то далеко бы упал — истёк бы кровью точно.
Отправили меня в Киров, врач пятку мне сложил и ска­зал: костыли или палочка на весь остаток жизни у тебя. В каталке выписали меня домой, вся нога в железе была затяну­та. Подошло время его снимать, поехали в Киров, я весь день у кабинета просидел, чтоб аппа­рат Елизарова на ноге развинти­ли, а врачу все некогда, так мы и уехали домой. А холодно уже стало, от железа в ноге холод и боль. По дороге говорю: завтра я сам все выкручу, спицы доста­ну. Приготовил йод, бинты, клю­чи, плоскогубцы... Спица одна была через фаланги вставлена, еле выдернул ее. Кровь бежит, забинтовали. К Новому году я ходил уже без всяких костылей и палочек.
Просто змей!
После этого происшествия Федор Павлович летал, сам управляя мотодельтапланом, еще одно лето. Летали и сразу на двух дельтапланах с другом, который приезжал для полетов в Уржум из Кирова.
Более молодой друг его, ко­торый летает уже лет 15, как го­ворит Федор Павлович, в поле­тах - «просто змей». Вот был случай. В Санчурске мест­ный житель купил дельтаплан с «хондовским» двигателем и крылом «Синтез». Крыло самое скоростное — 190 км в час при полете, но и взлетная и поса­дочная скорость соответственно большие. Разместил этот житель Санчурска в интернете объявле­ние: научите меня летать! Прие­хали к нему два человека из Уд­муртии и из Кирова друг Федо­ра Павловича. Первые двое по­глядели и сказали: не полетим, конструктор этого крыла сам на нем разбился. Третий говорит: пробовать надо. Взлетел сам, научил того летать. А когда он еще учил и летели они вдвоем, в полете отвалилось заднее ко­лесо от балки, остались только переднее колесо и одно заднее боковое. Как садиться? Проле­тел над толпой, чтобы люди уви­дели, что у них колеса нет и что они грохнуться должны. Владе­лец дельтаплана сидел за спи­ной. Целый час он кружился, все не мог понять, как садиться. И посадил-таки на два колеса, ни­чего не сломал!
Фото с высоты
Но все-таки, как рассказал Федор Павлович, стали сказы­ваться годы: «рефлексы для езды на машине сами работают, а тут не всегда можешь перестроить­ся: отвлечешься и на тормоза давишь там вверху». Товарищ подтвердил: да, замечаю, что ты при посадке иногда забываешь газ добавить. И пару лет назад Ф.П. Решетников продал свой мотодельтаплан за пределы Ки­ровской области.
Летать, конечно, хочется и в 69 лет. И летал в это лето Фе­дор Павлович пассажиром с другом, который приезжает в Уржум из Кирова. Бывает, рано утром на земле еще холодно и сыро, а взлетят метров на три­ста — тепло... С высоты земля наша необычайно красива, уди­вительны очертания озер и ре­чек. Владельцу того дельтапла­на родственник послал для поле­тов японский двигатель без ин­жектора - Федор Павлович уста­новил на него и настроил вазов­ский инжектор. Полет длится обычно часа полтора, полета­ют — отдохнут тут же у взлет­ной полосы. За минувшее лето в небо над Уржумом они поднима­лись раз десять. Обычная высо­та полета — метров 500-700. Так и не холодно, и фотографиро­вать хорошим фотоаппаратом с такой высоты удобно. Фотографией Федор Павлович увлекает­ся все годы полетов, в ноутбуке собрано уже множество фото.
 


 
- Мы с ним один раз в кон­це уже лета полетаем-посидим, а вечером смотрим — все небо черное и только в одном месте среди туч солнце светит еще, - рассказывает Федор Павлович. - Он и говорит: ставь фотоаппа­рат на ночные съемки, полетим в это оконце и сверху облака сфотографируем. Взлетели, два слоя белых облаков прошли, высота уже 3700, холодно сильно, ноги замерзают. Фотоаппарат пере­стал работать на полутора ты­сячах метров. Летим, я капли на стекле пробую — лишь бы оле­денение не началось. Так и не достигли верхних туч, сделали вниз с такой высоты горку. Фо­тоаппарат на полутора тысячах опять заработал.
А еще было однажды: летим мы по Вятке выше облаков и ви­дим: справа от нас появилось пятно радужное а в центре тем­ная точка. Пятно маленькое, как бы плоское, близко от нас — все­го метров 50, и долго рядом с нами летело. Что это было?
Происшествие минувшим летом в полете было только одно. Полетали как-то уже больше часа, и датчик по­казал, что греется двигатель, чуть на газ надавишь — сра­зу температура растет. (Оказалось, из-за некачественного ан­тифриза закрылся термостат). Приземлились в бурьян за огородами в Берсенихе. Число ме­сяца было 18-е.
Записал
О. СУСЛОПАРОВ
На фото Ф. Решетникова: в полёте; уржумский аэропорт принимает борт; над Уржумкой
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 45, 5 ноября 2022 г.
Категория: Интересные люди, увлечения | Добавил: Георгич (05.11.2022)
Просмотров: 102 | Теги: мотодельтаплан, Уржум, интересные люди, Увлечение, судьбы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта