«Всю жизнь мечтал сделать самолёт»
Летним утром или вечером в небе над нашим районом можно было увидеть и услышать мотодельтаплан.
Значит, трактор полетит
- Я в Пустопольскую школу пошел с шести лет — вот захотелось учиться и все, - рассказал живущий в Уржуме Федор Павлович Решетников. - Мать попросила директора — тот ответил: ну, пусть походит, сразу в списки включать не будем, надоест - бросит. Немецкий начинали учить в пятом классе — я уже в четвертом по-немецки читал. Учился на отлично, читал очень много: школьную библиотеку прочитал полностью года за два, потом сельскую. В восьмом классе сделал сам аэросани. Потом два пускача тракторных спарил, сделал аэролодку, по снегу на ней катался. Потом всю жизнь мечтал сделать самолет. А все то денег нет, то некогда: в колхозе на «Кировце» работал — не до самолета. А уже 62 года мне было — вот захотел сделать самолет или мотодельтаплан и все. Поехал в Киров в аэроклуб, там говорят: ты опоздал, самое малое будешь его делать два года, а там уж и летать поздно. Какой будешь делать двигатель? Отвечаю: жигулевский. Говорят: это ж у тебя трактор получится! Я говорю: ну значит, трактор полетит.
Мотодельтаплан мастер сделал за одну зиму. Двигатель установил карбюраторный с ВАЗ-2108, амортизаторы — от мотоцикла «Урал», легкие колеса заказывал в Таганроге, а редуктор - в Смоленске. Крыло в сборе вместе с трубами купил в Кирове. На этом крыле до него уже трое человек научились летать, оно было «битым».
В отличие от него, кировские мотодельтапланеристы первоначально обычно устанавливали более легкие двигатели от снегоходов «Буран», весьма прожорливые. Взлетят с ними — через несколько минут надо уже садиться на дозаправку. (Позже стали переходить на японские двигатели). А «восьмерочного» движка хватало на много часов полета без опасений, что топливо кончится. Панель приборов Федор Павлович соорудил сам, разместив на ней обычные приборы с показаниями по двигателю. К ним добавил датчик скорости полета и довольно дорогой прибор (брал в Саратове за 30 тысяч рублей) с показаниями вертикальной скорости, высоты над уровнем моря и над местом взлета и т.д.
Мотодельтаплан легко перевозился на легковой машине — крыло в сложенном виде наверху на багажнике, а сам аппарат прицеплялся сзади. Но в процессе работы, как оказалось, была допущена серьезная ошибка. Уже во время тренировочных «подпрыгов» на несколько метров мотодельтаплан завернуло в прыжке вбок, и одна труба на крыле была сломана о столб. А потом был первый полет.
В первый раз Бог посадил
- Я взлетел в первый раз, когда жара была днем, а в такую пору не летают: потоки восходящие и нисходящие колбасят в воздухе будь здоров, - рассказывает он. - Перед этим думаю: неизвестно, как я там себя поведу, и для страховки поставил газ вручную. Взлетел — он у меня влево завалил крен, я еле выправил, держать тяжело, тянет очень сильно. Из крена выправился, а он все вверх лезет и лезет. В облака ушел, там дышать хорошо так стало. Думаю: куда ты меня понес? И потом только вспомнил, что газ надо вручную сбросить. Убрал газ — все, он управляться стал, из облаков вышел. Надо как-то садиться. Внизу были сын Костя и друг Николай Бушков. Ничего не могу понять, как все увязать, чтобы дельтаплан более-менее сносно прямо-то летел. Вытворял такой высший пилотаж! Потом уже в руках силы не осталось — устал, очень сильно тянет влево. Ну, думаю, если на этом круге не сяду, мне его уже не удержать. И короче, в первый раз меня Бог посадил, получилось вообще чисто. Бушков нагляделся на мои выкрутасы в небе, прибежал: я бы, говорит, Гагарина так из космоса не встречал!
Если бы не такой мощный двигатель, не выйти бы из пике. Но в целом все нормально, кроме того, что тянет в сторону. Понять ничего не могу, и кировские объяснить не могут. А потом приехал товарищ из Кильмези, сказал: собрать мой дельтаплан поможешь - полетаем. И когда я взлетел на его мотодельтаплане, до меня дошло, почему мой в сторону тянет. Сразу сел, приехал домой, повесил отвес — пилон, на который крепится крыло, у меня на 29 миллиметров ушел в сторону от оси винта и нижней балки. Пересверлил дыры под крепления - полетел нормально. Это был 2015 год. А потом поменял крыло — первое было сильно изношено, вдвоем летать рисково, заказал крыло «Атом» из Москвы. Оно самое комфортное, взлетный вес - 500 кг, хоть втроем летай.
Первоначально мечтой Федора Павловича при строительстве мотодельтаплана, как он говорит, были путешествия по области на большие расстояния. Но с этим не получилось: для полетов как минимум нужна тихая безветренная погода, а угадать с такой сразу на несколько дней весьма непросто. Поэтому летал он в основном, делая большой круг за сотню километров. Отправлялся к Пиляндышу, за Вяткой искал в лесах озеро Чваниху, летал в сторону Сернура, Лебяжья. Часто под крылом была одна тайга без всяких площадок для посадки.
- Один раз собрали мы с Николаем Бушковым дельтаплан на аэродроме за Уржумом, говорю ему: слетаю до Донаурова, пофотографирую там, - рассказывает дальше Федор Павлович. - Я уже Отрясы пролетел, назад-то глянул, а аэродром подковой тучи чернущие окружают. У меня так и сердце замерло, разворачиваюсь на посадку. С земли тучи не видно, Николай удивился: ты чего рано? Крыло только на землю с ним плюхнули, а чтобы снять мачту, один барашек не успели открутить - и как дунуло с градом сильным! Мы сели по концам крыла, придавили, и еле-еле нашего веса хватает, чтобы крыло удержать. Сбросило бы нас — унесло бы крыло неизвестно куда. Потом ливень пошел, ветер стал утихать, тогда уже тот барашек открутили, крыло сложили и в машину спрятались. Закоченели все. Еще бы тогда немного — и или сесть я не успел бы, или не успели бы мы снять крыло, тогда бы унесло и аппарат вместе с крылом.
Падали все
- Я на прогнозы погоды не очень смотрел: ветер успокоится — полетел, - рассказывает дальше Федор Павлович. - Над домом Аркадия Лебедева в Собакино всегда круг делал. Он раньше меня летать начал. У него полностью самодельный аппарат был, даже крыло он сам шил, потом уже ему привезли крыло «Атлас» на одного человека. Один раз, рассказывал, он упал так, что аккумулятор старый так по спине ударил, что след на спине отштамповало. Все падали. У него друг из Кирова с женой приезжал в Собакино вдвоем летать на своем аппарате. Они там однажды поперек пашни у Шевнина садились, переднее колесо сломало, вдвоем с женой кувыркнулись. Но уже скорость низкая была, просто синяками отделались.
Я как-то лечу у Богданова, как тряхнуло порывом - пятки в небо, чуть вертикально не встал. Смотрю вниз — деревья-то загибает, скорей домой. При посадке меня развернуло, и я ногу здорово ударил, не сломал, но ушиб был сильный.
Потом понравилось мне над полем летать - колесами колоски задевать. А ниже 15 метров вообще летать нельзя. Потому что на границе травы и пашни всегда просадка — разное движение воздуха, или вверх, или вниз бросит. 18-е число в тот день было, у меня все катаклизмы в жизни по 18-м числам. И утром ощущение нехорошее было. Но вчера вечером летал, и после дождя крыло сырое осталось. Ладно, думаю, круг сделаю, просушу, прежде чем сворачивать. Лечу по колоскам, а поле кончается, и на дороге полевой колеи глубокие. Над дорогой просадка — и колесо переднее воткнулось в колею. Скорость большая была — лечу по земле, кувыркаюсь, думаю, скорей бы уж остановиться. Изорвало мяса на мне много, а из переломов - только пятка раздроблена. Крови выбежало много, где-то далеко бы упал — истёк бы кровью точно.
Отправили меня в Киров, врач пятку мне сложил и сказал: костыли или палочка на весь остаток жизни у тебя. В каталке выписали меня домой, вся нога в железе была затянута. Подошло время его снимать, поехали в Киров, я весь день у кабинета просидел, чтоб аппарат Елизарова на ноге развинтили, а врачу все некогда, так мы и уехали домой. А холодно уже стало, от железа в ноге холод и боль. По дороге говорю: завтра я сам все выкручу, спицы достану. Приготовил йод, бинты, ключи, плоскогубцы... Спица одна была через фаланги вставлена, еле выдернул ее. Кровь бежит, забинтовали. К Новому году я ходил уже без всяких костылей и палочек.
Просто змей!
После этого происшествия Федор Павлович летал, сам управляя мотодельтапланом, еще одно лето. Летали и сразу на двух дельтапланах с другом, который приезжал для полетов в Уржум из Кирова.
Более молодой друг его, который летает уже лет 15, как говорит Федор Павлович, в полетах - «просто змей». Вот был случай. В Санчурске местный житель купил дельтаплан с «хондовским» двигателем и крылом «Синтез». Крыло самое скоростное — 190 км в час при полете, но и взлетная и посадочная скорость соответственно большие. Разместил этот житель Санчурска в интернете объявление: научите меня летать! Приехали к нему два человека из Удмуртии и из Кирова друг Федора Павловича. Первые двое поглядели и сказали: не полетим, конструктор этого крыла сам на нем разбился. Третий говорит: пробовать надо. Взлетел сам, научил того летать. А когда он еще учил и летели они вдвоем, в полете отвалилось заднее колесо от балки, остались только переднее колесо и одно заднее боковое. Как садиться? Пролетел над толпой, чтобы люди увидели, что у них колеса нет и что они грохнуться должны. Владелец дельтаплана сидел за спиной. Целый час он кружился, все не мог понять, как садиться. И посадил-таки на два колеса, ничего не сломал!
Фото с высоты
Но все-таки, как рассказал Федор Павлович, стали сказываться годы: «рефлексы для езды на машине сами работают, а тут не всегда можешь перестроиться: отвлечешься и на тормоза давишь там вверху». Товарищ подтвердил: да, замечаю, что ты при посадке иногда забываешь газ добавить. И пару лет назад Ф.П. Решетников продал свой мотодельтаплан за пределы Кировской области.
Летать, конечно, хочется и в 69 лет. И летал в это лето Федор Павлович пассажиром с другом, который приезжает в Уржум из Кирова. Бывает, рано утром на земле еще холодно и сыро, а взлетят метров на триста — тепло... С высоты земля наша необычайно красива, удивительны очертания озер и речек. Владельцу того дельтаплана родственник послал для полетов японский двигатель без инжектора - Федор Павлович установил на него и настроил вазовский инжектор. Полет длится обычно часа полтора, полетают — отдохнут тут же у взлетной полосы. За минувшее лето в небо над Уржумом они поднимались раз десять. Обычная высота полета — метров 500-700. Так и не холодно, и фотографировать хорошим фотоаппаратом с такой высоты удобно. Фотографией Федор Павлович увлекается все годы полетов, в ноутбуке собрано уже множество фото.
- Мы с ним один раз в конце уже лета полетаем-посидим, а вечером смотрим — все небо черное и только в одном месте среди туч солнце светит еще, - рассказывает Федор Павлович. - Он и говорит: ставь фотоаппарат на ночные съемки, полетим в это оконце и сверху облака сфотографируем. Взлетели, два слоя белых облаков прошли, высота уже 3700, холодно сильно, ноги замерзают. Фотоаппарат перестал работать на полутора тысячах метров. Летим, я капли на стекле пробую — лишь бы оледенение не началось. Так и не достигли верхних туч, сделали вниз с такой высоты горку. Фотоаппарат на полутора тысячах опять заработал.
А еще было однажды: летим мы по Вятке выше облаков и видим: справа от нас появилось пятно радужное а в центре темная точка. Пятно маленькое, как бы плоское, близко от нас — всего метров 50, и долго рядом с нами летело. Что это было?
Происшествие минувшим летом в полете было только одно. Полетали как-то уже больше часа, и датчик показал, что греется двигатель, чуть на газ надавишь — сразу температура растет. (Оказалось, из-за некачественного антифриза закрылся термостат). Приземлились в бурьян за огородами в Берсенихе. Число месяца было 18-е.
Записал
О. СУСЛОПАРОВ
На фото Ф. Решетникова: в полёте; уржумский аэропорт принимает борт; над Уржумкой
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 45, 5 ноября 2022 г. |