«Работаю в двух типажах — ретиарий и гапломах»
28 апреля в России отмечают День каскадеров, профессиональный праздник людей мужественной профессии, которые заставляют зрителей смотреть на экраны, затаив дыхание. Какое отношение имеем к этому празднику мы, уржумцы? Ведь ни в самом райцентре, ни в сельских поселениях каскадеров не наблюдается? Действительно, эта профессия на уржумском рынке труда не востребована, но всё же каскадер у нас в городе есть...
Олега Малкова в Уржуме знают многие. Как работника краеведческого музея, как музыканта, любителя рока и народной песни. И просто как веселого, общительного человека. Но думаю, для большинства будет новостью, что Олег — каскадер. Каскадер не в привычном для нас понимании слова. Олег не снимается в фильмах, он выполняет трюки в игровом шоу «Римская империя», где играет роль гладиатора.
Олег в краеведческом музее во время выступления
«Понравилась идея людей из повседневности вытащить»
Мы все родом из детства. И именно там закладываются наши привычки, симпатии и антипатии. Вот и Олег начал мечтать о работе каскадера в детстве и в зрелом возрасте смог воплотить свою мечту в жизнь.
- Родом я из Казани, - рассказывает Олег. - Мне было семь лет, когда родители переехали в Киров. Они родились в Кировской области в Даровском районе, и тяжело им было вдали от дома, от родственников. До тридцати лет, то есть 23 года, прожил в Кирове. В 2012 году переехал в Уржум. В свое время учился на программиста, но это надоело мне очень быстро. Потом приходилось разными делами заниматься, торговать, но торговля - это вообще не мое. Уже здесь, в Уржуме, стал заниматься народными промыслами, плел лапти, корзины, сдавал в магазин, был тогда такой на Советской. Плотничал, крыши ремонтировал.
- Но для большинства горожан Вы музыкант. Это увлечение тоже с детства?
- Да, но в музыкальной школе я не учился, самоучка. В Кирове уже успел «нашуметь»: занимался в основном рок-музыкой, играл на барабане, на гитаре, на бас-гитаре. Переехал сюда и решил с музыкой «завязать», потому что появился интерес к культуре. Но все равно без музыки не получалось. Купил балалайку, начал пробовать, что-то потихонечку играть. Потом познакомился с гармонистом Аркадием Яковлевичем Новоселовым. И мы с ним начали заниматься народной музыкой. Параллельно меня еще интересовала тема казачьего фольклора, песни о гражданской войне. А потом мне предложили присоединиться к ребятам из местной рок-группы. Мне понравилась идея показать людям и особенно детям, что музыку можно делать самому, людей заинтересовать и немножко из повседневности вытащить. Сейчас же все привыкли к тому, что набрал в телефоне название песни и слушаешь. А это, я считаю, музыка не живая...
На лето — в лагерь римского легиона
Музыка - это одно направление в жизни Олега. Второе — спорт. В спорте он с восьми лет. Причем, в большей степени занимался именно единоборствами. Ушу, каратэ, кикбоксинг, рукопашный бой, а также малоизвестные неспециалистам грэпплинг и кудо.
- Понятно, что занятия единоборствами — хорошая база для каскадера. Развивают все необходимые в этой профессии качества - силу, выносливость, умение владеть своим телом... Но, все-таки, почему именно каскадер, именно гладиаторские бои?
- Еще когда жил в Кирове, я занимался в одной из секций кикбоксинга. Тренер этой секции — мой друг. Я уехал в Уржум, он несколько лет продолжал свою тренерскую деятельность в Кирове, а потом вместе с семьей переехал в Новороссийск. В поисках работы оказался в Геленджике. И в 2018 году он мне оттуда позвонил и сказал: Олег, тут такое дело - нужны бойцы-каскадеры для постановочных боев. А поскольку я этим болею с детства, то, не долго думая, согласился и с тех пор каждое лето езжу туда.
Конечно, следовало отложить написание этой статьи до лета, съездить вместе с Олегом, пофотографировать и набраться впечатлений. Но это, понятно, из области фантастики — наше журналистское начальство долго бы смеялось, предложи я оплатить мне командировку в Геленджик... Что ж, воспользуемся фотографиями и впечатлениями коллег.
У Олега за годы работы в Геленджике накопился изрядный фотоархив, которым он охотно поделился с нами. Снимки, которые вы видите, как раз из этого архива. Но есть в архиве и видеоролики, сделанные местными тележурналистами. Посмотрев их, начинаешь немного понимать, в какую среду попал наш земляк.
В образе гладиатора-провокатора, первая роль, самая любимая
Если кратко, то в 12 км от Геленджика в сосновом лесу расположен интерактивный парк «Римская империя». Здесь несколько тематических площадок. Первая площадка — лагерь римского легиона. Здесь туристы знакомятся с образом жизни легионеров, наблюдают, а то и сами участвуют в тренировках. Следующая площадка — деревня варваров. Затем — школа гладиаторов. Ну и финал — гладиаторские бои на арене.
- Каждый артист играет в своей локации. То есть легионер, он всегда легионер, варвар всегда варвар, гладиатор всегда гладиатор. Бывают, конечно, моменты, когда кто-то заболел, тогда можно подмениться, сработать на две локации. Я работаю на арене, то есть я - бессменный гладиатор. Иногда получается поработать еще и ведущим.
- Гладиаторы различались по типу вооружения: мурмиллон, ретиарий... Ну вот, пожалуй, и все, что помню из книжек. А Вы кто?
- Я работаю в двух типажах — ретиарий и гапломах. Существует две вариации гапломаха. Первая - подробие мурмиллона (хорошо вооружённый гладиатор с коротким мечом и большим прямоугольным щитом) и вторая вариация - с малым круглым щитом, мечом и копьем. В этой вариации я и работаю. А ретиарий - это боец с сетью и трезубцем.
Ретиарий
Ретиарий и фракиец
Побежденный димахий
- Меч у вас необычный, с обратным изгибом.
- Да, это фальката. Использовали его фракийцы и гапломахи, как раз те, с малым щитом, мечом и копьем.
- Наверное, пришлось много читать по теме, изучать эту эпоху?
- Да, раньше тема интересовала, почитывал. Сейчас уже база есть, могу уже что-то рассказать. Но эпоха вторична, я к ней не привязан. Меня интересует именно сама инсценировка, сама хореография боя. То есть, не важно какое оружие, неважно какой страны воин, главное - «махач». И финансовая сторона вопроса тоже не так важна. На первом месте - детская мечта...
- Бой у вас — постановка или импровизация?
- Бой нужно воспринимать именно как театральную постановку, потому что там есть сюжет - завязка, развитие, интрига. Отрепетированный, обдуманный сюжет. А импровизация... Дело в том, что рано или поздно она добром не закончится. Ладно если бы это было сольное выступление. Тогда ты можешь что-то придумать, например, фланкировку показать. (Фланкировка - комплекс упражнений, нарабатывающих культуру и навык обращения с мечом). А когда работаешь в паре, твой партнер должен понимать, что ты делаешь. И как он отреагирует на твою задумку, если не знает, что ты намерен сделать. И это будет или просто выглядеть нелепо, или твой товарищ получит травму. Поэтому придумывается сценарий и отрабатывается каждый элемент боя, каждое движение.
Хотя на арене случается и форс-мажор, меч сломался, например. Вот тут импровизация включается. И в этом случае очень важно, чтобы твой товарищ хорошо тебя понимал. А это взаимопонимание достигается только долгими совместными тренировками. Вот поэтому самый первый сезон у меня был очень стрессовый. Еще ничего не отработано, пытаешься по ходу боя вспомнить, что должен делать, что-то не так пошло, и очень сильный стресс. Ну а по мере того как привыкаешь, уже проще, уже не думаешь, все на рефлексах. И появляется азарт, и ты работаешь на зрителя.
Рабочий день гладиатора
- Расскажите, как проходит рабочий день?
- В 10.30 начинается первая программа. Через каждый час запускают новую группу. То есть когда в первую локацию заходит новая группа, предыдущая как раз подтягивается на арену.
Получается, что каждый артист работает примерно полчаса, полчаса отдыхает.
- А зрители в основном дети?
- Не только. Есть и пожилые, целыми санаториями приезжают. Но дети, конечно, - самые азартные зрители.
- Как они, кстати, ведут себя там, на аренах. Как пальцы держат: вверх или вниз?
- По-разному. Есть кровожадные, бывают просто невоспитанные, даже неприятно бывает. Но это, к счастью, случается нечасто. В основном же публика воспитанная и бывает даже очень впечатлительная. Что дети, что взрослые. Ребенок может зареветь и все. Потому что он верит всему, что происходит.
- Сколько поединков у вас бывает в течение дня?
- У нас получается семь экскурсий в течение дня и на каждой экскурсии один из бойцов должен провести два-три боя.
- Под палящим солнцем...
- Да, особенно когда там под сорок, и песок... Если, не дай Бог, ты его не полил между представлениями - все, сгоришь на нем.
- А каковы бытовые условия? Обед, проживание...
- Есть кафе на входе для посетителей, в нем же и сотрудники питаются. Питание бесплатное. А вот общежитие - за деньги. Я там жил три сезона. Потом решил, зачем деньги платить, в парке жить буду. Пристроил себе бытовочку к арене...
- А после рабочего дня?
- Каждый отдыхает как хочет. Но, как правило, едешь в Геленджик в магазин, на пляж.
- Наверное, руки к концу дня побаливают?
- Чтобы не уставать на работе, нужно постоянно «тренить». Зимой я на тренировочки похаживаю. Здесь у нас есть секция тайского бокса, я туда хожу. С мечом фланкировка - это обычно весной, когда растает. Ухожу куда-нибудь в поле, там начинаю вертеть.
- Как долго длится сезон гладиатора?
- Сезон открывается в мае и заканчивается в конце сентября. В конце зимы уже начинаешь скучать, уже ностальгия. Потому что кроме самой работы и самореализации в плане постановки, придумывания, отработки боев, это еще и общение в коллективе. Артисты там кавээнщики, не те, конечно, которых мы по телевизору видим, но те, кто когда-то в школе, в студенческие годы играл в КВН. То есть ребята интересные, умеют веселиться, пошутить, в любой ситуации могут что-то обыграть.
Вот, например, такая ситуация была на сцене. Ведь в Риме гладиаторы могли получить свободу, либо победив на императорских гладиаторских боях, либо гладиатора мог освободить хозяин по каким-то личным причинам. И мы решили обыграть такое освобождение. Гладиатор желает получить меч свободы, а хозяин ему говорит: ты хороший боец, может быть, все же возьмешь деньги и останешься, ведь ты же ничего не умеешь, только сражаться на арене. Гладиатор в сомнениях обращается к публике, чтобы публика дала совет. Зрители еще сильнее вовлекаются, там начинаются дебаты. Свои доводы люди приводят, советуют. И кто-то крикнул: иди охранником в «Пятерочку»! Нормально! То есть из ничего получается шутка, которая потом может быть включена в программу. В общем, там все интересно, весело. Правда, в конце сезона - все надоело, скорее домой!
- Когда-то случится, что решите закончить с гладиаторскими боями?
- Когда-нибудь... Пока же есть возможность, надо свой интерес «изживать», доводить до логического завершения. А там появится новый интерес!
Беседовал
С. КОРОСТЕЛЁВ
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 18, 30 апреля 2022 г. |