«Лешачиха» обратила кладоискателей в бегство
И не выкатилась из горы бочка с серебром...
Клады искали не только на дальних островах. Их пытались отыскать и в уржумской глуши, откуда хоть два года до пиратских морей и египетских пирамид скачи — не доскачешь. А для того, что бы искать клады, нужно было сочинить легенду...
Обычно легенды сочинялись о лихих разбойниках. И обычно не имели никаких соответствий в следственных делах ни Разбойного приказа, ни Департамента полиции дореволюционного МВД.
- Нет, были, конечно, и реальные находки. Например, 15 сентября 1964 г. Н.Н. Арбузова в «Кировской искре» поведала следующее. Печник Уржумского прорабского строительного участка М.В. Лукоянов во время разборки печи в доме №7 по ул. Чернышевского обнаружил медные и серебряные монеты выпуска 1725-1915 годов.
Они были завёрнуты в номер газеты «Вятская мысль» от 6 декабря 1917 года. 27 серебряных монет сданы в отделение Госбанка.
Некоторое количество мелких монет переданы Кировской средней школе для будущего музея.
Вклад принадлежал, по-видимому, бывшему владельцу дома купцу П.Ф. Сочневу, на имя которого адресована газета «Вятская мысль”.
- В 1993 году в районе нашли 29 монет Золотой Орды XIV века и передали в Кировский краеведческий музей.
Но обычно просто ходят слухи о кладах.
- Так, «Вятская газета» 10 июля 1897 года рассказала о лопьяльском крестьянине И.А. Грудцыне. В овражке между селом и Пилёй он и на самом деле выкопал 3 старинных пояса, 8 тонких серебреных листьев, 48 тонких серебряных пластин с рисунком, две медные фигуры с конскими головами, 45 сережек и металлическую чашку. Все эти вещи были уложены в берестяной бурак, обернутый тонким листом железа. Найденные вещи Грудцын отправил в Императорское археологическое общество.
Разумеется, это был не клад разбойников, а ритуальные предметы марийских язычников. Тем не менее, легенду о житии разбойничьей шайки на «Разбойничьей гриве» возле Мормыжат крестьяне поддерживали, но копали — ничего не нашли.
- «Есть у лопьяльцев и свежее предание, - продолжает «Вятская газета». - Рассказывают они, как лопьяльский ворожец-раскопник изловчился и нашёл кладь в 400 руб. Дело было так. Один из пилинских мужичков в ночь на св. Пасху видел на горе мерцающий синий огонёк, рассказал об этом лопьяльскому ворожцу.
Стал тот ворожить – шептал, шептал, да и объявил, что там, где горит огонёк, имеется клад, положенный разбойниками – что надо вложить в горшок 400 серебреных рублёвиков; поставить это в ключ, что под горою, в ночь на Ивана Купала и ждать. Лишь только пойдет «деньга на деньгу», и тогда, несмотря ни на какую представляющуюся чертовщину, – стоит сказать три раза «аминь», и клад будет в руках. А серебра, дескать, тут целая бочка на железной цепи подвешена!
Поверил Лука на своё горе – да денег-то у него было мало: только 100 рублей. А надо! Вот он и подговорил ещё трёх соседей. Заманчиво! Решились старики – вложили в горшок по 100 рублей каждый, поставили горшок в ключ… А ворожец, прочитавший над горшком свои заговоры, отправился в гору ещё заклинать чертей, которые караулили клад. А в то время на горе был сплошной сосновый лес. Ушёл, а им велел отойти от ключа на 10 саженей, залечь в ольховые кусты и ждать, когда расцветёт папоротник. – «Как только расцветёт, так и выкатится вам из горы бочка с серебром!»
Поверили наши старики, ушли от своих денег и легли, как сказано было. А ворожец, не будь промах, надел на себя вывороченную шубу, подготовленную раньше, и вывел из лесу окутанную соседку, которая заранее у него была там спрятана. Вышли они оба и давай пугать стариков: сам ворожец ревел медведем, а соседка, размахивая белым пологом, взвизгивала «лешачихой».
Не выдержали такого страха пилинцы, подумали, что тут целый ад поднялся, и давай Бог ноги, - убежали от своих денег без памяти восвояси! А ворожцу того и нужно было. Взял денежки, да и был таков. Утром все жители узнали, что пилинцев на 400 руб. обделили. За это ворожеца до самой смерти звали «медведем», а помощницу его - «лешачихой».
- Здесь и до настоящего времени многие верят в «заворожённые клады», почему и имеются доморощенные знахари-ворожецы, например «Дворяниха» и самый закоренелый кладовщик-знахарь и ворожец на все руки - Ееим. Этот ворожец, как только услыхал о находках, пол-поля истыкал железным щупом и теперь все таскает с собою в узелки за пазухой «ладону», «богородский травки» и фунта в полтора кусок «магнита». - «Ночи, говорит, спать не могу… потому… тут есть клад!» (Текст взят с сайта sudba.ucoz.net). В общем, Буратино в Стране дураков или во вкладчиках МММ — реальные личности.
* * *
«И, словно мухи, тут и там ходят слухи по домам, а беззубые старухи их разносят по умам!», - певал известный бард. Ныне слухи перешли на иной, цифровой технический уровень. Так сказать, только погуглите, и узнаете, что...
- В роще у Чугуевского (в которой?) был зарыт клад (когда и кем?). Мужики (имён нет) говорили, что видели, как один из кустов в лесу периодически как-то желтеет, т.е. листья становятся жёлтыми в летнее время и они предположили, что там есть клад. Но «они уже не помнят это место». Речь шла о золотых церковных вещах.
- В деревне Сюба все местные жители знают, что в ночь на Ивана-купалу в одном огороде загорается свечка, на месте, где будто бы спрятан клад. В своё время один мужик пахал это поле, и лемех плуга зацепил крышку большого котла, при этом мужик выругался матом — и тут же что-то большое (видимо, сам котёл) ухнуло в глубину земли.
- Моя крёстная говорит, что её бабушка знает, что дед (муж бабушки) делал «схорон» на месте старого сарая. И на том месте видели быка с светящимися рогами двое человек, находили монеты в земле, а поднять не смогли.
- Около старинного села Вершинята … действовала ватага из местных мужиков, которые по бедности земли не нашли себе другого промысла, кроме как заниматься разбоем. По местным легендам, разбойники «дневали» каждый день по разным деревням и сёлам. Установленным образом, они передавали через посыльного весточку тому или иному хозяину. Тот готовил «гостям» еду и постель, а сам с семьёй уходил на целый день из своего дома. При этом никто не смел войти в эту избу.
Разбойники приходили в этот дом, ели, пили и отдыхали, а уходя, оставляли хозяину хорошую плату за постой. Все стороны были довольны, разбойники никогда своих не трогали, а местные крестьяне не выдавали «лихих людей», а порой даже предупреждали об опасности. (Это с сайта «Подслушано. Куженер»).
* * *
Историк — это криминалист. Нет соответствующего документа или археологической находки — не было и события. Так что 99% сведений о кладах — это фольклор. Собственно, в «Вечере накануне Ивана Купала» Н.В. Гоголя всё давно описано. И волшебный лес, и нечисть...
Разумного человека ничем не заманишь в этот проклятый тёмный лес, шумный, как прибой у таинственных скал, роковой, как зов Кхултху. Ему не приснятся по ночам ни светящиеся гнилушки в глазницах черепов на столбах, ни чёрные кошки с серебряными когтями, ни цветы папоротника в Иванову ночь, и он не вскочит с постели, когда ему почудится хриплый голос Лешего: «Пиастры! Пиастры! Пиастры!».
А. ИКОННИКОВ.
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 29, 22 июля 2023 г. |