Кукольных дел мастерица
В каждом селе, деревне найдется человек-мастер, человек-художник, который живет с потребностью делать что-то красивое. В Лазареве один из таких людей — Людмила Николаевна Перескокова.
Есть такая профессия — художник-кукольник. Имеется в виду не рабочий игрушечной фабрики, а мастер, создающий произведение искусства - игрушечную имитацию живого существа – человека, животного... Художественные куклы ручной работы редко попадают в руки детей. Их удел – украшать собою интерьеры, выставляться в галереях.
Людмила Николаевна не профессиональный художник-кукольник. Скорее — любитель. Куклы она делает для души, а не для наполнения кошелька. Как она сама говорит, делаю, если есть настроение.
Мастерская Людмилы Николаевны — маленькая комната дома. У одной стены рабочий стол, на котором главный инструмент — швейная машина. У другой — столик, на котором дружный, сплоченный коллектив кукол. Это так называемые текстильные куклы, то есть куклы ручной работы, выполненные из ткани. По другой классификации таких кукол называют интерьерными, то есть сделанные для украшения, а не для игры.
Куклы вообще могут многое. Помогать нам воспитывать детей, украшать, веселить, есть еще и чисто бытовые, хозяйственные работы — например, не дать остыть чаю.
Но самыми первыми куклами у людей были куклы-обереги... Они бывают самые разные, различаются по виду, по материалу. В нашем случае это кукла-травница. Она проста и незамысловата. Туловище - округлый мешочек из грубой ткани, наполненный сухой душистой травой. Сверху еще один мешочек поменьше - голова. Сбоку ручки-трубочки. Конечно же, платочек, сарафан - кукла готова. Именно с них и начала свою карьеру мастера-кукольника Людмила Николаевна.
- Вот моя первая кукла, - берет травницу с полки Людмила Николаевна. - Увидела у одной женщины такую вот куколку. И мне захотелось тоже научиться делать таких кукол. Посмотрела в интернете, и дело пошло. Это было лет семь назад.
За семь лет благодаря упорству, трудолюбию Людмила Николаевна вполне освоила это интересное ремесло. Без помощи интернета, конечно, не обошлось. Там сейчас вагон и маленькая тележка мастер-классов по изготовлению любых видов кукол.
В нем же можно с коллегами – такими же увлеченными рукоделием людьми - пообщаться, поучиться чему-либо, поделиться своим опытом. Или заказать что-нибудь.
Вот, например, нужны были ботиночки для очередной куклы, а где их взять? Помог интернет, списалась Людмила Николаевна с мастерицей из Набережных Челнов, та прислала как раз такие, какие нужно. В общем, хлопотное это занятие, но интересное. Ведь каждая кукла – индивидуальность. И к каждой мастерица относится как к человеку, а иначе и нельзя...
- А это моя самая любимая кукла, - показывает Людмила Николаевна куклу в синем форменном халате и такой же шапочке. - Мой коллега, химик. Я по специальности - химик по сырью. В 1979 году после окончания Сарапульского техникума пищевой промышленности по распределению приехала в Лазарево на спиртзавод и всю жизнь отработала здесь.
А вот кукла, которую я сделала совсем недавно. Это игрушка Тильда (популярный во всем мире вид игрушек, разработанный скандинавской рукодельницей Тони Финангер). Она у меня - хранительница ватных палочек, вот у нее в руках коробочка с ними. А внутри куклы упаковка ватных дисков. А вот еще кукла, ее можно надеть на чайник, чтоб не остывал...
Кстати, таких работ, на которые не только полюбоваться можно, но и как-то использовать в бытовом, практическом смысле, довольно много. Например, шкатулки, тоже, кстати, из обрезков ткани. Кто бы мог подумать, что шкатулки можно сшить? Однако – да. И причем довольно быстро. Берешь бобину от скотча, из картонки вырезаешь два круга – на крышку и на дно. Немного синтепона для придания объема, чехол из лоскута ткани. И шкатулка для всякой мелочи готова.
А еще у Людмилы Николаевны много картин. Но не живопись - не акварель, не масло. Это – пейчворк, искусство создания картин из лоскутков, своего рода мозаика из ткани. Картины висят на стенах комнаты, в основном – портреты. В центре большой семейный портрет – мастерица вдвоем с мужем...
Выйдя из мастерской художницы, поймал себя на том, что хотя куклы вообще рукоделие, в большей степени занятие женское, но осталось приятное чувство – как будто побывал в гостях и пообщался со старыми друзьями.
В этом, наверное, и есть основная задача и главная удача художника-кукольника – сделать куклу так, чтобы не только сам, но и другие увидели в ней живую душу.
С. КОРОСТЕЛЁВ
Фото автора
«КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 37, 16 сентября 2017 г. |