Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [43]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

И мастерство, и вдохновенье
И мастерство, и вдохновенье
 

З.В. Пенкина.

Вятский край, Кировская область. У многих людей они ассоциируются с дымковской игрушкой, ставшей своеобразным символом нашего региона. А зародился этот промысел давным-давно в слободе Дымково, что близ Вятки. Откуда и пошло известное сейчас всему миру название простой глиняной расписной игрушки. Мы уже давно привыкли видеть её не только в экспозициях музеев и на страницах книг, но и на прилавках магазинов (и не только сувенирных) и даже на упаковках некоторых вятских товаров.

Кто они, те люди, которые с душой и большой любовью делают для нас, не убоюсь этого слова, подлинные произведения искусства? Как их назвать: скульпторы, художники или просто - мастера, искусники?

В одном из интервью в 2002 году кандидат исторических наук кировский священник Сергей Гамаюнов говорил, что его встреча с Дымкой произошла в начале 90-х годов прошлого века. «Здесь вот что замечательно - не мы нашли её как образ православной вятской земли, а она нас, - рассказывал он. - Этот образ начал проступать очень ярко, когда мы прикоснулись к летописям, устным преданиям, игрушкам... Что для нас Дымка? Вот эта глина, которую мы месим на улице, эта грязь под руками православного мастера вдруг преображается, обретает через себя и доносит до нас отблески небесной красоты.»

Дымка - издревле традиционно женское ремесло. А ведь в начале прошлого века оно чуть было не умерло, некому стало работать, глиняное рукотворное чудо вытеснила гипсовая штамповка! И только благодаря заботе и пропаганде произведений этого промысла вятского художника А.И. Деньшина и одной из последних мастериц А.А. Мезриной, изготовление игрушки возродилась.

Простота, выразительность, яркость - вот качества, свойственные ей.

Одна из прославленных вятских мастериц дымковской игрушки Зоя Васильевна Пенкина (Тихонина) родилась 25 февраля 1897 года в деревне Тихоны, что была в 16 верстах от уездного города Уржума. А как отец умер, мать уехала на заработки в Вятку. Сначала в няньках была, а потом на швейную фабрику пошла работать. Дочка воспитывалась у бабушки с дедушкой по материнской линии, жила в деревне Котелки, почти рядом с городом. В трехклассное женское училище ходила в Уржум. Оно на перекрёстке теперешних улиц Володарского и Красной находилось. А если на дворе было уж очень холодно, то оставалась ночевать там же, только в полуподвальном общежитии. После завершения обучения в этом училище Зоя, как успешная ученица, могла бы бесплатно продолжать учёбу в женской гимназии, но в 1913 году она перебралась к матери в Вятку. Устроилась тоже швеёй. Бойкая была, говорливая.

В 1918 году Зоя Васильевна, выйдя замуж за паровозного котельщика Василия Ивановича Пенкина, попала в семью потомственных мастериц-игрушечниц Евгении Викторовны и её дочери Елизаветы Ивановны Пенкиных. И на долгие годы поселилась в слободе Дымково.

Но к изготовлению Дымки она приступила не сразу. Лишь в 1934-1935 годах, когда начал возрождаться этот промысел, по совету Алексея Ивановича Деньшина стала обучаться у Елизаветы Ивановны, лепить и раскрашивать игрушки из глины. Можно сказать, что мастерство перешло ей по наследству и в дальнейшем стало их семейным ремеслом. Постепенно Зоя Васильевна научилась этому сложному делу и с 1936 года работала самостоятельно. Причём почти сразу стала проявлять большие способности. Уже через два года начинающая мастерица от Министерства просвещения получила премию за композицию «Охота на волков».

«В её игрушках сочетаются народность, экспрессия, мудрость сказочницы, искренность и непосредственность жизненных впечатлений», - так пишет о нашей землячке Н. Мечникова в биографическом словаре «Знатные люди» («Энциклопедия земли Вятской», т. 6), который вышел в 1996 году в Кирове.

В пятидесятых годах З.В. Пенкина переходит от простого творчества к более сложному. Из-под её рук выходят игрушки с многофигурными композициями, десятками глиняных расписных персонажей объединённых одной темой. Например, произведениями А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» (в ней 98 отдельных сцен и фигур!) или «Сказка о золотой рыбке», другими известными сказками «Рукавичка», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Жар-птица» и ещё многими, многими ...

Ах, ярмарка - праздник для души и глаза! Чудо-сказка. И какой же разумник выбрал за городом для торга это место красоты изумительной! Всё здесь можно было купить, чем славен да знаменит наш край. А для ребятни угощений разных полным-полно да одних только впечатлений на год вперёд, до следующей ярмарки. Это сказано о нашей, о традиционной Белорецкой ярмарке.

Что бы вылепить из глины?
Чью бы сказку рассказать?
Златокудрую дивчину
Или удалую рать?

Может, о царях, о войнах?
Может, о любви земной?
Нежной или беспокойной,
Чужеземной иль родной?

Нет, не то рождают руки!
Не придуманный сюжет...
Запекают в глину звуки,
Голубого неба свет.

И зелёную лужайку,
Яркий ободок шатра,
Деда, бабу, попрошайку,
Ряды пёстрого добра.

Хлеб ржаной, румяный, ломкий,
Ткань красна, бела, желта,
И весёлые девчонки,
Их платочки что фата!

Карусель кружится шатко,
Эй, ребята, на коня!
Глина в пальцах мнётся гладко
Будто слушает меня...

Спой же, ласковая дымка,
Прочь тоску мою гоня,
Спой же, ласковая дымка,
Про себя как про меня!


Это стихи уроженки Уржума Марии Шуклиной, которой и куль тура, и искусство Вятского края не безразличны. Они и о мастерстве лепки из глины, и о той далёкой уже ярмарке... Написаны они в апреле 2012 года. Сейчас Мария, дочь клирика Уржумской епархии Сергия Шуклина, учится на драматургическом факультете Санкт-Петербургской Академии кино.

 

Белорецкая ярмарка.

С детских ещё лет в памяти Зои Васильевны сохранились события Троицкой ярмарки, что издавна проводилась в пригороде Уржума в начале лета. Полторы недели шумел, гудел, веселился народ, гулял, покупал и продавал. Вот эти сюжеты и соединили несколько групп и сцен игрушек в одну общую, названную «Уржумская ярмарка» (1973). Умение наблюдать, отсеивать всё лишнее, хранить в памяти и, пропуская через свои впечатления, превращать идею в быль, в запоминающиеся зрителям игрушки и образы - этим и привлекательно творчество З.В. Пенкиной.

А ещё, пожалуй, присутствует в этом процессе народное чутьё. Ведь игрушка вятская лепная, она народной считается. И Зоя Васильевна тоже из народа, из простой, скромной и работящей семьи. Старание в любой работе и выдумка у неё с детства. Да ещё, наверное, дар этот у неё был с рождения, от Бога, нужен был только толчок, опытный наставник, чтобы развить его.

«Дедушка, помню, половик брал. Усадит нас на половик, мы сидим и смотрим, как в такие вон балаганы - вон-вон с балкончиком-то - акробаты и рыжие клоуны зрителей зазывают», - вспоминая те годы, рассказывала Зоя Васильевна, одновременно показывая на дымковскую игрушку, вернее на ту большую композицию, которую привезла на персональную выставку в Государственный Русский музей. Вот тут-то действительно понимаешь, что это Игрушка. Можно передвигать и переставлять фигурки сколько захочется, выстраивать новые сюжеты, как в детстве, по очереди брать игрушку и представлять себя на время героем того повествования о Троицкой ярмарке, каким хочется быть. Одним словом - играть. Вместе с лоточником «проходить» мимо балагана или карусели, нахваливать свой товар крестьянкам по случаю праздника разодетым в пышные цветастые платья либо более степенным мужикам, которые или прицениваются, или так от нечего делать вещички разглядывают. А может вместе с веселыми черноволосыми цыганками из табора «пройтись» по кругу в зажигательном танце. Вот и те самые балаганы с балкончиком, откуда зазывалы приглашают на представление зрителей. Может быть, среди детишек, которые радуются выступлению клоунов или катанию на карусели, Зоя Васильевна изобразила и себя, какой она была лет шестьдесят назад. Кони с всадниками и пешие, торговцы с прилавками и покупатели с денежками, мужик с медведем и прогуливающиеся парочки - все фигурки разные. Большой выдумки и изобретательности, умения понадобилось мастерице не только вылепить, но и скомпоновать действующих лиц в одно большое шумное гуляние. А её дочери В.В. Киселёвой «одеть» всех от мала до велика героев ярмарки, расписать глиняные фигурки.

И традиции мастерицы соблюдают, и что-то новое, своё со временем вносят в уже сложившийся десятилетиями стиль. Искусница З.В. Пенкина первой обратилась к сложным многофигурным композициям. И благодаря опыту и смелости это у неё получилось, что признано десятками, сотнями восторженных записей в книгах отзывов о многочисленных экспонатах выставок.

Каждая игрушка не штамповка, вылеплена и расписана яркими красками вручную, индивидуально. С первого взгляда, вроде бы, они похожи друг на друга, но хоть маленькое отличие, да найдёшь. Или в форме, или в раскраске. Сколько бы лет не прошло, какая бы новая техника не была бы изобретена, производство, вернее даже сказать, деланье Дымки по-прежнему останется традиционным. В нём женские руки через кончики пальцев, которыми переминают и раскатывают глину, передают каждой фигурке тепло души и сердца мастерицы. Дабы потом как бы вдохнуть жизнь в своё творение, чтобы оно несло радость людям.

Нарядные барыни в платьях и юбках с пышными оборками. Это то крестьянка с вёдрами, то мамаша с детьми, то горожанка с зонтиком, а кавалеры их все удалые, глядят гордо, грудь колесом, усищи закручены. Всадники и гусары, рыболовы и охотники, различные бытовые сценки. Коровка-бурёнка или конь в яблоках. А сколько разных свистулек! И ещё всемирно известный вятский индюк с разноцветным большим хвостом-веером. Он напоминает нам какую- то райскую птицу или павлина, так он красив и замечателен. Невольно вспоминается любимая детская книга многих мальчишек и девчонок конца прошлого столетия «Олень - золотые рога». Автор её - кировский писатель Леонид Дьяконов. В ней одним из связующих звеньев повествования является образ-символ глиняной игрушки...

Роспись изделий из глины яркая, многокрасочная, с открытым белым фоном. Это не просто детская игрушка, а небольшая декоративная скульптура. Но у Зои Васильевны игрушки выглядят немного скромнее. Она чаще пользуется не десятью-одиннадцатью красками, а всего четырьмя: жёлтой, красной, малиновой и синей. Да ещё сам белый фон фигурок. А что бы приукрасить, сделать эти «статуэтки» веселее, добавляет в разных местах поверх всего немного сусального золота.

О работах З.В. Пенкиной в 1979 году рассказывала в книге «Дымковская расписная» член Союза писателей кировчанка Надежда Перминова:
«Игрушка её, наивная в своей простоте, завораживает, покоряет.

Творчество Пенкиной продолжает идти на подъём. Её «Многодетная мать» стала классическим образцом развития современной темы на традиционной дымковской основе. Она широко известна по репродукциям. Как же она родилась? «Мы всегда лепили нянь или барыню с ребёнком или двумя. А я решила современную мать вылепить, поставила к ней восемь детей. Михаил Михайлович Кошкин увидел и говорит: «Ну, Зоя Васильевна, ещё бы двух, и будет героиня». - «Что ж, говорю, и это можно. И дала ей в руки двойняшек». Вот так, вроде бы просто родилась новая композиция, секрет которой приоткрывает читателям мастер.

 

Многодетная мать

Лепная «Многодетная мать» (1961) продолжается и в других работах З.В. Пенкиной. Прошли годы, «подросло» и глиняное семейство. Вот они детки, кто с чем: младшие ещё с игрушками, кто постарше - с книжками, другие уже в школьной, морской и военной форме, а позади гордо, любуясь ребятками, стоят родители. Чем-то это новое творение мастера «Большая семья» (1972) напоминает нам старинное фото, где все, чтобы войти в кадр, тесно прижимаются друг к другу.
 

Большая семья.

В 1958 году Зое Васильевне вместе с другими мастерицами предложили учить новичков. Следующий большой набор был уже в 1966 году. А через несколько лет ученицы уже сами передавали опыт молодым, лепили или, как у них принято говорить, работали игрушку.
Но не все игрушечницы выдерживали трудный, напряжённый рабочий день. Иногда и зарплата была не высокой. «В нашем деле не только умение и фантазия нужны. Надо, чтобы в руках успешь была. Ведь работа сдельная, сколько заработаешь, столько и получишь. Вот, к примеру, у меня обе внучки лепили, одна мастером стала, а другая ушла», - рассуждала З.В. Пенкина.

Да, сначала терпение, кропотливая работа, и к кому через год, а кому и позже приходит мастерство и вдохновение, игрушка как бы открывается с новой ещё не известной стороны. Вот только тогда и начинается настоящее творчество, настоящая любовь к Дымке, которая становится родной на долгое время. Ещё через многие годы приходят признание и слава, победы на выставках и почётные звания. Но всё это достигается большим упорным трудом, настойчивостью и целеустремлённостью.

Зоя Васильевна Пенкина участник областных, региональных, республиканских, всесоюзных и международных (Монреаль - Канада, Осака - Япония) выставок. За создание образцов дымковской игрушки, развивающих традиции русского народного творчества, в 1967 году она была удостоена высокого звания лауреата Государственной премии России имени И.Е. Репина. В том же году её, семидесятилетнюю мастерицу, принимают в члены Союза художников СССР. А в 1975 году труд ветерана отмечен серебряной медалью ВДНХ. Работы мастерицы хранятся в Государственном историческом музее в Москве, в музее Международной Академии керамики в Женеве, во многих других музеях страны и мира.

У Пенкиных сложилась династия, дело Зои Васильевны, а лепила она игрушки, даже и когда ей было уже за восемьдесят, продолжали дочь Вера Васильевна Киселёва, внучка Римма Пенкина.

Ученицы и преемники дела З.В. Пенкиной не посрамили свою наставницу. Многие из них участвовали не только в региональных и всесоюзных выставках, но и во многих зарубежных и даже во всемирных. Игрушки мастериц с большой охотой покупали в США и Японии, Австралии и Венгрии, Испании и Венесуэле, в других странах. А это значит, что о Вятском крае знают почти во всём мире. Есть в этом и заслуга нашей землячки Зои Васильевны Пенкиной.

Скончалась З.В. Пенкина 14 сентября 1988 года.

Владимир Шеин.
г. Уржум.
Источник: Уржумский епархиальный вестник, № 9 ноябрь 2013 года
Категория: Интересные люди, увлечения | Добавил: Георгич (30.11.2017)
Просмотров: 691 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта