«Человек должен жить в красоте»
В починке Лебедевском Сергея Николаевича Семячкина знают все.
Да и не только в починке. О нем, как о хорошем резчике по дереву, настоящем мастере, знают и в Уржуме, и в районе, да и за его пределами.
Даже на интернет-сервисе YouTube выложен о нем ролик. Бывали и мы у него в гостях, писали о нем в нашей газете. Правда, уже давно... А нынче решили снова заглянуть. Ведь как говорит пословица, хорош гость, коли редко ходит.
Когда мы подъехали к дому, Сергей Николаевич занимался главным зимним занятием всех времен и народов — расчисткой территории от снега. Он человек веселый, гостеприимный, приглашает в дом, шутит, что были мы у него в прошлый раз тоже в год Тигра.
Кстати, сказать, возникает чувство, что в облике дома что-то изменилось. Все вроде бы на месте — наличники на окнах, ворота в резьбе и цветах, узорчатый козырек над калиткой, даже особым образом украшенный скворечник на шесте... Ах, да! Нет «почетного караула» из трех медведей, которые всегда встречали гостей у входа. Медведи, помнится, были с музыкальным уклоном, один с гармошкой, другой с балалайкой, третий с бубном. Куда исчезли, в спячку, что ли, залегли... Нет, оказалось, просто переехали под крышу и теперь встречают гостей на крыльце. К ним еще сова добавилась, лось и ежики с иголками из зубочисток. И лисичка-сестричка, почти натуральная — сама из дерева, хвост из бывшего воротника...
«Тянет меня к этому делу»
Дом у Сергея Николаевича и его супруги Надежды Александровны обычный, деревенский — комната-гостиная, спаленка, кухня и, конечно же, большая русская печь. Обычный, да не совсем, зайдешь — ахнешь. Здесь настоящая выставка деревянных резных изделий. Трельяж под зеркало, комод, стулья, кресло - все покрыто резьбой. Вся эта мебель знакома нам с прошлого раза, но выглядит как новая. Да и что ей будет, если делал ее настоящий мастер, делал с любовью.
На стенах полочки под цветы, тоже, понятное дело, резьбой покрыты. Часы настенные — в форме двуглавого орла. Даже комнатный термометр на резной подставке.
В общем, когда смотришь на все это великолепие, кажется, что попал в наше русское средневековье. Так, наверное, и выглядели тогда хоромы, таким и было их внутреннее убранство. Ведь и в те времена, и сейчас человек стремился украсить свое жилище доступными ему методами.
- Тянет меня к этому делу, - говорит Сергей Николаевич. - Летом, понятно, огород, пасека, да и других дел много. А зимой все дома, никуда не выйдешь. Скучно сидеть без дела. А так хоть потихоньку, помаленьку пойдешь в мастерскую, сделаешь что-то для дома. И дни пролетают незаметно. Обычно с утра ухожу и до обеда работаю. А если увлечет, то и до полночи засидишься. Жена смеется: ты приходи хоть меня проведать. Да она и сама такая же. Вяжет, вышивает, увлечется - не оттащишь...
Самородок
По словам Сергея Николаевича, специально резьбе по дереву он нигде не учился. Его дед был плотником, да и отец тоже плотничал, баню, например, срубить просили — не отказывал. А резьбой по дереву они не занимались, не до того было.
От них и научился Сергей Николаевич столярному и плотницкому делу. Был колхоз, работал там на пилораме. Потом — вахтовым методом. Ездил в Казань, другие города, там бригадой дома ставили, в общем, любые заказы по плотницкой части. Да и не только на выезде работал. Например, в Ивановском сеткой территорию огораживали, где потом олени и верблюды паслись. Беседки там - тоже его работа.
Делать мебель, украшать свой дом Сергей Николаевич начал сразу же после женитьбы. Тридцать пять лет живут вместе супруги Семячкины. Значит, тридцать пять лет у него творческого стажа.
Начал, как и положено, с простого — с табуреток и полочек под цветы. Сначала сделал простые, без украшений. Вроде бы хороши получились, но чего-то не хватает. Попробовал покрыть резьбой — вот то что надо! И с той поры пошло, затянуло...
Но на чем-то одном зацикливаться не хотелось, пробовал разное. Пробовал плести из лозы мебель. Вот, на кухне табуреты плетеные, много лет уже пользуются ими хозяева.
Да и любые подручные материалы пускает мастер в дело. Многие из пластиковых бутылок пальмы делают. Вот и у Семячкиных во дворе они тоже есть, стоят себе, создают настроение.
Кстати, во дворе тоже все продумано, и тоже все красиво. Качели, чтоб внуки, как в гости приедут, покачаться смогли, беседка, чтоб выйти летним вечером, посидеть, чаю попить. Беседка, конечно, тоже резьбой богато украшена.
Дальше дорожка расчищена к веранде соседнего дома. Как оказалось, этот дом тоже принадлежит Семячкиным, пустовал он, вот и прикупили по случаю. Сергей Николаевич пристроил веранду, и оборудовал в доме мастерскую.
«Пусть потомки знают...»
Кстати, мастерская у Сергея Николаевича не только мастерская. Она еще и небольшой краеведческий музей. Знаете, в школах иногда такие оборудуют. Выделят комнату, дети и родители натащат старых чугунков, корчаг, ухватов, в общем, утвари разной. Так вот, у Сергея Николаевича в музее экспонатов-то поболе будет. И редкие весьма. Например, действующий патефон. Такой, знаете, с ручкой, которую покрутить вначале надо.
Дом сам по себе музейная редкость, старой, не модной ныне, планировки. Из веранды вход в сени, справа клеть, неотапливаемое помещение, где хранили продукты, разное имущество зимой, а летом она использовалась как спальня. Слева — вход непосредственно в избу, в жилое помещение.
В сенях и начинается экспозиция. На стене еще один редкий экспонат - черная радиотарелка, когда-то по таким репродукторам люди узнали о начале войны. На потолке — керосиновые лампы, на веревке свисает детская люлька, на стене висит раритет — старинные, еще с позапрошлого века, железные весы, их ровесница — каска пожарного — занимает место на полке, а у стены обосновался ткацкий стан.
- Работал раньше на тракторе, - говорит Сергей Николаевич, - по деревням часто ездил. Увидишь что-нибудь, спросишь - отдадут. Вот, каска пожарная валялась, я прибрал, лежит сейчас здесь. Не на металлолом же сдавать, хоть память какая-то. Лампы керосиновые, я еще помню, как при них жили. У деда одного делал крышу, увидел, попросил. Он говорит — бери. Деньги предлагал, отказался. За ткацкий станок хочу деда с бабкой посадить, ну, куклы такие сделать. Бабка как бы ткет, дед рядом на гармошке играет, веселит. Наши же предки этим всем пользовались, пусть потомки знают, что и как было...
В клеть мы не пошли, а вот в избу, в саму мастерскую заглянули. Здесь экспонатов меньше. Пара керосиновых ламп, бочонок, в котором когда-то держали квас, медный блестящий самовар...
«Чтобы работать было приятно...»
Кстати сказать, свою мастерскую Сергей Николаевич тоже украсил, чтобы работать было приятно. Сделал на окна новые красивые наличники, веранду покрыл элементами домовой резьбы. Это снаружи.
Внутри тоже есть на что посмотреть. И посмотрев, сделать вывод, что красоту можно создавать буквально из всего.
Вот смотрите, простая березовая ветка, сантиметров пять в диаметре. Что можно из нее сделать? Да просто, не заморачиваясь, баню ими истопить. А можно напилить из нее кругляшков и выложить из них панно. А если они будут разного диаметра — вообще здорово. У Сергея Николаевича такое панно на стене над верстаком. А на нем уже развешан инструмент — стамески, ножи-резцы. Многие мастера вешают инструменты над своим рабочим местом, чтоб удобнее было — протянул руку, взял нужный инструмент. Только висят у них инструменты просто на стене. А здесь как бы являются частью панно, ведь хозяину просто удобства недостаточно, нужно, чтобы еще и красиво было. В этом же стиле украшены дверцы рабочего стола-верстака. И даже потолок, только здесь немного другая технология — элементами узора выступают не опилыши-кругляши, а 15-20 сантиметровые обрезки березовых нетолстых веток, расколотые вдоль. Вроде бы, все просто, незатейливо, но смотрится здорово. Может, не зря говорят, что все простое — гениально, а гениальное — просто...
- Человек должен жить в красоте, - говорит Сергей Николаевич.
И, как мы видим, не только говорит, но и делает для этого все.
Текст и фото
С. Коростелёва
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 4, 22 января 2022 г. |