Головины (Ховрины) - русский дворянский и графский род, который происходит от князя Степана Васильевича Ховры, выехавшего из Крыма в Москву в 1393 году. Потомки его носили фамилию Ховриных, а правнук Иван Владимирович Голова-Ховрин, крестник великого князя московского Ивана III, был родоначальником Головиных. Род греко-крымского происхождения, в котором в XV—XVI веках передавалась по наследству должность казначея Московского государства. В допетровское время — одни из крупнейших землевладельцев России. Головины снабжали деньгами князей и бояр московских, отдавая деньги под проценты, строили каменные палаты и церкви в Москве (Иван Владимирович Голова-Ховрин в 1473 вместе с отцом Владимиром Григорьевичем Ховриным участвовал в строительстве Успенского собора). В начале правления Бориса Годунова Головины попали в опалу. Головины принадлежали к одной из партий приближённых людей при царе Феодоре Иоанновиче, противной Борису Годунову. В результате Годунов заточил Головиных по разным городам или отправил в ссылку. Впоследствии Головины возвратились ко двору при Лжедмитрии, но до Петра Великого не достигали на службе особенных высот. Из рода Головиных было 6 бояр и 8 окольничих в XVI и XVII веке.
Наиболее интересными для нас являются четыре представителя Головиных: Владимир Васильевич, Фёдор Васильевич, Василий Петрович и Пётр Петрович. Интерес к ним связан с волнениями луговых черемис в начале зимы на рубеже 1591–1592 гг. на территории нынешних Яранского, Санчурского, Уржумского районов. Это восстание было местным по масштабу и не могло сравниться с предыдущими тремя Черемисскими войнами. Марийцы подняли его, когда Россия вела боевые действия против Швеции и Крыма. В ту зиму, сказано в разрядной книге, «изменили государю казанские луговые черемисы 12 волостей» и они разорили 16 царевых волостей. В эти волости были посланы карательные отряды, подавившие выступления. Внешне пренебрежительное отношение к повстанцам не помешало Москве направить против них три полка, укомплектованных по преимуществу немецкими и польскими наемниками: «Тово же году зимою изменили государю казанские луговые люди черемиси (черемисина Э) 12 волостей; и государь за то послал на них воевод своих ис понизовых же (да Х) городов: в болшом полку: Володимер Васильевич Головин да голова Левонтей Давыдов сын Лодыженской; в передовом полку: Федор Васильевич Головин (Годунов Э) да голова Баим Васильев сын Воейков; в сторожовом полку: Петр Петрович Головин да голова». Первый («большой») воевода большого полка В.В. Головин являлся командующим войском. Лишь только стало известно о приближении войск, «мятежники сами разошлись и рассеялись». Тем не менее наемные войска жесточайшим образом расправились с мятежными волостями. Так в 1592 г. завершилась эпоха длительных черемисских войн. Но и в дальнейшем марийцы неоднократно доставляли Москве беспокойство вспышками антиколониального движения.
Соловьев Михаил Валерьевич, историк-генеалог, китаевед на основании исторических данных составил хронологические даты интересных нам Головиных:
Владимир Васильевич [?–18(28). 7.1597], окольничий (1584), воевода в Дедиове (1578–79), участник Ливонской войны 1558–83, 2-й казначей (весна 1584 – зима 1584/85), с зимы 1584/85 в ссылке, лишён чина окольничего, воевода в Чебоксарах (1585–87), в 1591/92 участник похода на «луговую черемису», воевода в Терках (1592–93, 1595–96), строитель крепости в Уржуме (1594–95), быть может, не самый яркий, но в чем-то весьма типичный представитель придворной элиты. Обычно царской казной владели два лица, контролировавшие друг друга. Петр Иванович Головин добился, чтобы вторым казначеем был назначен его двоюродный брат — Владимир Васильевич Головин. Казенный приказ стал «вотчиной» сторонников группировки князей И.Ф. Мстиславского и И.П. Шуйского, они стали распоряжаться казной совершенно бесконтрольно. Где он умер, доподлинно неизвестно, но хоронить его привозят в московский Симонов монастырь, в родовую усыпальницу клана Головиных. Владимир Головин упоминается во Вкладной книге Симонова монастыря исключительно под своим крестильным именем Елеазар: «августа в 1 день по Елеазаре Василиевиче Головине корм середней», «в 28 день по Елеазаре Васильевиче Головине корм середней».
Фёдор Васильевич [? – 16(26).4.1625], окольничий (1606), воевода в Новом Яренском городке (1599–1600), Лаишеве (1601), Уржуме (1602), Царёве городе, что на Кокшаньге (1603), Сургуте (1604), возвращён из Сибири Лжедмитрием I, в 1609 во время Троицкой обороны 1608–10 водил сторожевой полк к Троице-Сергиеву мон., в 1613 3-й посол в Кострому к М. Ф. Романову (будущему царю Михаилу Фёдоровичу). В 1622/23 попал в опалу и лишён чина окольничего, перед смертью принял постриг с именем Пафнутий. Фёдор Васильевич окольничий и полковой воевода во время Смутного времени. В течение трёх лет, когда ему довелось возглавлять приказ сыскных дел, Головин не раз обедал за царским столом и сопровождал молодого царя в поездке в Троице-Сергиев монастырь. В 1622 году Фёдора Васильевича назначили воеводой в пограничную Вязьму, но вскоре отозвали оттуда, как и его помощников. Ф.В. Головин по неясной причине вновь оказался в опале. Царь Михаил Фёдорович даже распорядился отобрать у него чин окольничего. 16 апреля 1625 года окольничий Фёдор Васильевич Головин скончался, приняв перед смертью схиму под именем Парфирия. Не оставил после себя потомства. Головин Федор Васильевич, в крещении Перфилий, в иночестве Пафнутий († 16 апреля 1625), воевода, окольничий. Погребен в Симоновом монастыре.
Василий Петрович [? – 10(20).1.1611], боярин (1606, 1608/09), стольник (с 1577), участник Ливонской войны 1558–83, 2-й воевода во Владимирце (1577–78), с 1584/85 в опале, воевода в Верхотурье (1599), Уржуме (1601–02), возвращён в Москву Лжедмитрием I, окольничий (1605/06), казначей (1605–1606, 1608–10), перед смертью принял постриг с именем Вассиан. Василий Петрович обладал большим опытом административной службы и городского строительства. Лишь в 1608/1609 гг. Шуйский пожаловал Головина в бояре, поставив его во главе центрального финансового учреждения в должности казначея. Умер в 1612 году в монашестве с именем Вассиана, оставив от брака с У.Б. Сабуровой 2 сыновей: Семена и Ивана Королька, а также дочь Анастасию, выданную за князя М.В. Скопина-Шуйского. При нем, очевидно, было завершена воздвижение кремля и острога, церкви, построены административные помещения города в Царев город на Кокшаге.
Таким образом нам известно, что в городе Уржуме в разные времена из рода Головиных были три воеводы. Согласно «Разрядной книге 1475-1605 гг.» нам известен только Василий Петрович Головин, который назначен воеводой Уржума (1601–02). Однако, Владимир Васильевич Головин упоминается ещё в другом документе «1649 г. Правая выпись Цѣпочкинскому монастырю на владѣнье Жеребцовымъ полемъ», в котором в ходе опроса записано: «Въ обыску жъ 56 чел. уржумской черемисы старожилцовъ и сосѣдей Чамскіе волости черемисы (сказали): то де они вѣдаютъ. а иные слышали отъ отцовъ своихъ и отъ Чамскіе черемисы: какъ де поставили городъ Уржумъ воевода Володимеръ Головинъ да Семенъ Яропкинъ, и деревни де Сарды у черемисы пахотные земли и сѣнные покосы отошли всѣ подъ городъ и подъ городовые поля въ пашню уржумскимъ дѣтямъ боярскимъ и стрѣлцовъ (стрѣлцамъ?), …» Действительно, за 1594 год в Разрядных книгах упоминается Семён Еропкин «В новом Уржюмском городе голова Семейка Еропкин». Таким образом до нас дошли имена основателей города – ими были воевода Владимир Головин и голова Семён Еропкин. Он же – Семейка Еропкин – указан и в записях 1595 и 1596 годов. Следовательно, в 1594 году Уржум уже был назван новым городом, но вероятно ещё не был крепостью и её необходимо было построить. Воевода и голова — исторические русские должности, которые относились к разным сферам. В середине XVI века воеводы возглавили городское управление. Голова — военно-административная должность в России XVI–XVII веков. Голова мог осуществлять обязанности воеводы в том случае, если последний временно отсутствовал.
В период «черемисских войн» на землях «луговой черемисы» стали возводить русские города-крепости и вокруг них вскоре выросли многочисленные поселения крестьян, принадлежавших помещикам, и крестьян, записывавшихся за царем (удельные). Волости с наибольшим количеством старинных поселений были расположены вокруг городов Яранска, Санчурска и Кукарки. Результатом зимней войны 1591–1592 гг., стало возведение в центре восставших волостей Яранской крепости. Теперь почти все черемисские районы были опутаны сетью русских военных крепостей, с помощью которых Москва старалась держать под контролем свои дерзкие восточные колонии. Борис Годунов возобновил строительство городов, что является одной из отличительных черт его политики укрепления государства. Было очевидно, что обширный край, каковым была Южная Вятка, удалённый от ближайших русских областей лесами и реками, требовал самостоятельной администрации. Все города были обнесены деревянными стенами с башнями, в которых имелись проезды с воротами. Рядом со стенами с наружной стороны имелись рвы, обычно наполненные водой. Города не только по своему внешнему облику, но и по своей роли были военными укреплениями. Эти города-крепости еще в течение продолжительного времени оставались в первую очередь лишь военно-административными центрами. И только впоследствии в них появилось посадское торговое и ремесленное население. К началу XVII века Русское государство сумело закрепить за собой бассейны рек Волги и Камы и так или иначе, в новое столетие Уржум уже входит как русский город с наличием в нём и воинской силы, как гарнизона для обеспечения порядка на окружающей его территории. Уржум был пограничным городом, что заставляло правительство держать в нём сравнительно крупный отряд войск. Со временем Уржум перестал быть пограничным городом и состояние крепости очень хорошо описано в документе «1761 г., марта 3. — Ответы Уржумской воеводской канцелярии на вопросы Анкеты Шляхетского корпуса»: На 1. Город Уржум был огражден стеною деревянною и вокруг того города со внешней стороны ров. Токмо ныне от множества лет город погнил, а ров осыпался и есть только один знак. А мерою кругом города 432 сажени.1 А в котором году и для чего построен, неизвестно. В нем мужеска полу 323 да в уезде 10486, итого 10809 душ.2 Гербу и о том происхождения не имеетца. Також и были ль оной от кого осажден, раззорен или мужественно оборонялся, неизвестно. На 2. Внутри того города кремль деревянной же. Но потому ж весь погнил и розвалился. А мерою кругом кремля 145 сажень. В том кремле Соборная церковь3 каменная. Да внутри города одного прихода две церкви деревянные обветшалые. Да еще вне города прихоцкая церковь каменная. И церкви построены ныне, тому Соборная 65, две приходские деревянные 67 лет, другая приходская каменная 3 года. А в городе и за городом как казенного, так и у обывателей4 каменного строения не имеетца.
Согласно русской летописи XVII века «Новый летописец», охватывающей события с 1584 по 1630 годы, в разделе «О покорении казанских людей царю Федору Ивановичу» было решено ставить по всей Черемисской земле города: «О покореніи Казанскихъ людей царю Ѳедору Ивановичю. Слышавъ же сіи поганіи Казанстіи людіе, что сяде на царство Московскій царь Ѳедоръ Ивановичъ, и Богъ приводя ихъ такихъ поганыхъ языковъ къ такому праведному государю, безъ войны и бес крови пріидоша вси покореніемъ и прошаху милости. Онъ же щедрый праведный государь прія ихъ покореніе, вины имъ отдалъ и пожаловалъ ихъ своимъ государевымъ жалованіемъ полнымъ и отпустилъ ихъ къ себѣ. Самъ же государь праведной и разсмотривъ, да и видя ихъ и чая отъ нихъ впредь измѣны, и посла воеводъ своихъ п повелѣ ставити во всей Черемиской землѣ городы, — и поставиша на Нагорной и на Луговой сторонѣ городъ Какшугу и городъ Цывилескъ и городъ Уржумъ и иніе многіе городы, насади ихъ Рускими людми и тѣмъ онъ государь укрѣпилъ все царство Казанское.» Следовательно, город Уржум уже планировался как крепость в 1584/85 годах, т. к. упоминался в начале летописи, а за ним по тексту шёл 1585 год.
Луговые и горные «черемисы» (марийцы) на карте Московии 1593 г.