Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [119]
Археология [20]
Великая Отечественная война [143]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [29]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [3]
Герои Советского Союза [32]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [34]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [46]
День в истории [12]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [49]
Иностранцы в Уржуме [21]
Интересные люди, увлечения [71]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [53]
История, легенды народов, вера [26]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [42]
Культура и искусство [319]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [80]
Монастыри, церкви, часовни [53]
Музеи [48]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [213]
Правопорядок, спецслужбы [133]
Православная страница [128]
Политика [10]
Политические лидеры [234]
Почётные граждане Уржума [44]
Почётные граждане Уржумского района [17]
Почта, марки, открытки [19]
Приют, Детские дома [5]
Промыслы, ремёсла [43]
Промышленность, производство, передовики [91]
Революционеры [22]
Реки, озёра, пруды и родники [24]
Сельские поселения [228]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [222]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [13]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [50]
Уржум в настоящем [27]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [102]
Флора и фауна, природа [12]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Фотографы дореволюционной Вятской губернии. Уржумский уезд
Фотографы дореволюционной Вятской губернии.
Уржумский уезд

Фотография была настолько популярна в 19 веке, что фотоателье плодились, как грибы после дождя. Прошения об открытии таких заведений поступали от врачей, мещан, чиновников и даже крестьян. Мир чёрно-белых отпечатков, способных остановить время, захватывал в свой плен все сословия и любые профессии.
Это занятие требовало вложений и технических знаний. Покупка помещения, оборудования, химикатов было делом не простым, их закупали за границей. Многие разорялись, уступив конкурентам, а кто-то и шел в гору, расширялся, богател.
Некоторые работы дореволюционных фотографов показывают особенный профессионализм и художественный вкус автора.
Фотографии были исключительно частные, но и этот малый бизнес без разрешения губернатора открыть было нельзя.
В Уржумском уезде было несколько дореволюционных фотографов:

Нелюбин Василий Егорович.


Крестьянин Сунской волости Нолинского уезда.
Один из первых переплётчиков Уржума. Мастерская у него была при доме Клевакиной А.М. (ул. Красная дом №19).
- 1892 год 8 июня. Оставил переплётное дело увлёкся фотографией. Открыл фотосалон.


- 1896 году Клевакина А.М., завещала свой дом Нелюбину В.Е.
- 1909 году вступает в наследство. Собственный дом (ул. Красная дом №19).
- 1911 году продал дом фельдшеру Козьминых И.Ф.
Переехал на улицу Воскресенскую (ул. Советская) в собственный дом.
- 1912-13 годах. Фотограф В.Е. Нелюбин известен как издатель фотооткрыток. Уржумский купец старовер Стяжкин Фёдор Минеевич, торговавший разным товаром, начиная от цемента и кончая книгами, издал за границей 25 видовых открыток Уржума. Фотографии для него сделал Нелюбин В.Е.
После смерти Нелюбина В.Е. фотоателье перешло Валентину Александровичу Усольцеву.

Ветлужский Егор Степанович крестьянин.
-1898 год 13 октября открыл в уезде первую фотографию в селе Буйском. Но дело на первый раз не пошло, и он делает вторую попытку.
- 1901 году 15 марта (по другим данным 13 декабря) открывается вновь.

Чернышев Николай Васильевич.
Почётный гражданин Уржума.
- 1902 году 15 марта открывает фотографию. Казанская улица у горы.
Николай Васильевич Чернышов, личный почетный гражданин, был в 1900 – 1910-е годы популярный в Уржуме фотограф (разрешение от губернатора на открытие фотографии было получено от 27 марта 1904 года). Дом его, полученный в наследство от отца-священнослужителя, был на Казанской улице (Красной) под горой, около Шинерки, павильон для съемок был в глубине участка, сейчас этот дом перестроен. Занимался Н.В. Чернышов, в основном, портретами, выполнял их даже художественно, и сейчас можно встретить в уржумских семьях фотографии с печатью на обороте «Фотография Н. Чернышва в Уржуме». Работал он и в начале 1920-х годов.

Кросский Елиазар Залманович.
Мещанин города Сарапула.
- 1902 году 7 июня получил временное разрешение на открытие фотографии в Уржуме.

Филин Александр Михайлович.
Крестьянин Талоключинской волости Нолинского уезда.
- 1902 году 12 июня открыл фотографию в селе Кичма.

Фёдор Иванович Смоленцев.
Крестьянин д. Большой Сабанер Уржумского уезда.
- 1902 году 17 июля открыл фотографию д. Большой Сабанер.

Фотографы Уржумского уезда дореволюционной Вятской губернии занимались фотографией и создавали снимки, которые могут быть интересны историкам и этнографам.

О знаменитостях, составивших честь русской фотографии, написаны монографии, изданы альбомы, снимки их стали хрестоматийными. Теперь из забытья пока ещё робкими шагами прокладывают путь к зрителю труды провинциальных светописцев, которые долгое время считались лишь фоном творчества известных мастеров.

Отъезды фотографов из уезда были неслучайны, они были неотъемлемой частью существования большинства провинциальных светописцев. Поиск клиентов составлял главную их заботу, заставлял часто передвигаться, менять места обитания. Поэтому мы многих и не знаем, Возможно у кого-то есть старые фото с неизвестными фотографами.

Одно интересно, а как фотосалоны появлялись?
 
"Закон о печати от 6 апреля 1865 года коснулся всех фотографических заведений России: «... объявить с подписками всем содержателям фотографических заведений, чтобы они, под опасением ответственности по закону, не выпускали бы из своих заведений произведений светописи без обозначения фирмы фотографии, и во-вторых, чтобы снимки с картин и эстампов печатали не иначе, как с цензурного дозволения». Для надзора в каждом фотоателье ввели альбомы или шнуровые книги. Профессиональный фотограф получал «шнуровую книгу», заверенную печатью губернского обер-полицмейстера «в которую вставляются по одному экземпляру всех исполняемых ими работ.». В этой книге, содержание и ведение которой регулярно проверялось полицией, фотограф обязан был фиксировать имя, звание (сословную принадлежность) и место жительства каждого заказчика фотографии.

До конца монархии сохранялась и обязательная проверка благонадежности претендентов на открытие фотобизнеса. Начиная с 1891 года циркуляром главы МВД за № 4910 подчеркивалось, что в первую очередь проверяется политическая благонадежность через губернские жандармские управления. Так что дореволюционные региональные архивы содержат немало отказов в выдаче дозволений фотографам.

В 1917 году грянула Октябрьская революция. Частные фотографии еще существовали некоторое время в годы НЭПа, а потом сменились государственными и стали безымянными. Затем пришла эра цифровой фотографии. Но работы фотографов нужны и сегодня – они хранят время.

Дореволюционные фотографии имели различные форматы. Самыми популярными были т. н. визитные фото, которые было принято дарить родственникам и друзьям. Фотографии формата визит-портрет размером 6 на 10 см чаще всего помещали в альбомы. Следующими по популярности были кабинетные фото (кабинет-портрет 10 на 15 см). Они были больше по размеру и дороже. «Кабинетные» фотографии обычно обрамляли в рамы и ставили на стол или располагали на стенах. «Визитные» портреты носили с собой, чтобы при знакомстве, свидании или просто на память при любом удобном случае подарить своему собеседнику, сопроводив её соответствующей дарственной надписью. Фотографии-визитки преподносились и вместо визитных карточек.
На фотографиях могло поместиться изображение студии, помещения, мебели, где проходила съемка. Фотозоны, как бы мы сейчас выразились, в то время весьма незамысловаты: витиеватые оградки, вазоны, скамейки, ясли с сеном, гардины с кистями, античные портики или деревенский плетень.

Большое значение имело оформление фотографий. Специальный фотографический бланк, на который наклеивалась фотография, назывался паспарту. Этот бланк был достаточно прочным, чтобы обеспечить длительное хранение и пользование фотографией, он изготавливался из многослойного картона. С 1860-х гг. паспарту стали делать из бумаги самых разных цветов, от светло-розового до черного, с отделкой под золото или серебро. Они не только защищают тонкий снимок, но и тешат художественный вкус фотографа и публики.

Так как практически все фотографии были вертикальными, то при наклейке внизу оставалось примерно 20 мм паспарту, на котором конгревным тиснением (на поверхности создаётся рельефно-выпуклое изображение) или просто краской наносилось название фотографии.

На лицевой стороне фото, внизу, указывалось название мастерской и, возможно, города, на обратной стороне указывают логотип фотомастерской – фамилия, адрес, а также могла стоять печать фотомастерской, рисунок, указывающий на творческую деятельность фотографа (кисти, краски т. п.), изображение медалей, которые, возможно, получал фотограф за свои работы на каких-либо выставках.

Также с 1880-х гг. на обратной стороне фотографии стали помещать надпись негативы сохраняются. При повторном заказе печать с уже готовых исходников стоит дешевле. Это могло привлекать клиентов к заказам повторного отпечатывания, сделанного в прошлом фото.

Порой фотография наклеивалась на имевшееся в наличии на тот момент паспарту, а не на то, которое было на первоначальном снимке, поэтому абсолютно точно датировать фотографию, исходя из внешнего вида паспарту невозможно.

Эра паспарту закончилась уже середине XX века. Фотоаппараты появились во многих семьях и массовое производство любительских фотографий потребовало новых фотоальбомов повышенной вместительности, поэтому и отказались от толстого картона-паспарту. Так закончился «золотой век» бытовой фотографии, воспоминания о котором сохранили лишь старые семейные альбомы.

В поисках заработка фотографам приходилось заниматься и другими работами: выполнять заказы различных учреждений, обществ, участвовать в иллюстрировании изданий. Фотографы снимали виды города, его окрестностей, панорамы улиц, интерьеры храмов, праздники.

Перед революцией фотографии стали печатать на бланках почтовых карточек. Очень удобно: сфотографировался и отправил по нужному адресу.

Фотографический процесс получения снимков в ту пору был дорог и для фотографа, и для клиента.

Часто можно видеть на фотографии надписи:
«Cabinet Portrait» — кабинетный портрет, формат фотографии, ставший общепринятым в портретной фотографии с 1870 года. Такие портреты, как правило, запечатлевали помещение — кабинет или студию фотографа, откуда и пошло название формата. Снимались на фоне декораций с использованием мебели: кресла, столика, шкафа, портьеры.
«Visit PORTRAIT» — это обозначение размера фотовизитки, распространённого в конце XIX — начале XX веков. Такие визитки в среднем были размером 60–80 мм на 100–120 мм с чуть меньшим размером фотографий, как правило 60 на 90 мм.

По данным Фотографического календаря на 1891 г. к 1890 году использовались следующие форматы паспарту (бланков) для фотографий (через / указывается размер фотографии):
Миньон - 40 х78 / 36 х 70 мм.;
Визитный, или «Виктория» - 62х101 / 54 х 92 мм; 82х127 / 70 х105 мм.;
Стереоскопический - 88х178 / 75 х 80 мм; 88х180 / 75 х 80 мм.;
Кабинетный (Кабинет-портрет) - 108х166 /100х137 мм; 10х170 /100х137 мм.;
Променадный - 105х210 / 93 х200 мм.; Будуарный - 135х220 /123х189 мм.;
Империалъ - 175х250 /160х217 мм.;
Панель - 180х320 / 160х300 мм.
Самыми распространенными были форматы "Кабинетный" и "Визитный". Паспарту для них приобретались на фабриках фотографических бланков.

Фирменные бланки фотоателье В.Е. Нелюбина


Личное факсимиле фотографа В.Е. Нелюбина
 
   
Фотография В.Е. Нелюбина наклеивалась на имевшееся в наличии на тот момент паспарту
хозяйки фотографического заведения Зинаиды Львовны Метаниевой г. Пермь.
В.Е. Нелюбин удалял часть информации владельцев других фотографических заведений и ставил свой штамп.
 
   
Паспарту фотографического заведения Алексея Ильича Токменинова
в Самаре на ул. Панской использовано В.Е. Нелюбиным
 

Унтер-офицер 231-го Котельнического резервного батальона. Фот. В.Е. Нелюбина
г. Уржум, Вятской губ., 1900-1910
Александр Юрпалов
 



Нижние чины 193 пех. Свияжского полка. Фот. В.Е. Нелюбина
г. Уржуме, Вятской губ., 1910-1914
Александр Юрпалов
http://www.rusalbom.ru/photo/default/25959


Фирменный бланк фотоателье Ветлужского Е.С.
 



Фирменный бланк фотоателье Чернышева Н.В.
 

Личное факсимиле фотографа Чернышева Николай Васильевича




Фирменные бланки других фотоателье г. Уржума пока не найдены. Поиски ведутся.
 
Категория: Уржум в прошлом | Добавил: Георгич (27.03.2025) | Автор: Юрий Артепалихин
Просмотров: 65 | Теги: фотография, культура, Уржум | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта