Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [82]
Археология [7]
Великая Отечественная война [76]
Военная служба [9]
Военные истории [12]
Возвращение имён [20]
Генеалогия [4]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [19]
Годы революции и гражданской войны [32]
Горячие точки [15]
Госслужба [8]
Депутаты Государственной Думы [5]
Иностранцы в Уржуме [14]
Интересные люди [31]
Исторические, заповедные и памятные места [2]
Исторические справки [21]
История, легенды народов, вера [16]
Комсомольская жизнь [5]
Краеведение и краеведы [23]
Культура и искусство [208]
Лесное хозяйство [18]
Люди науки [42]
Медицина [46]
Монастыри, церкви, часовни [29]
Музеи [16]
Некрополь, некрополистика [4]
Образование [105]
Правопорядок, спецслужбы [46]
Православная страница [91]
Политика [11]
Политические лидеры [82]
Почётные граждане Уржума [32]
Почётные граждане Уржумского района [12]
Почта, марки, открытки [8]
Промыслы, ремёсла [32]
Промышленность, производство, передовики [59]
Революционеры [11]
Реки, озёра, пруды и родники [12]
Сельские поселения [167]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [53]
Топонимика, ономастика [7]
Торговля, ярмарки [8]
Транспорт, дороги [9]
Удивительные судьбы [182]
Уржум в прошлом [26]
Уржум в настоящем [18]
Уржум - улицы и дома [1]
Уржумский уезд [36]
Флора и фауна, природа [7]
Разное [1]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Уржум в настоящем

Вокзал и НИИ гематологии в Уржуме не строились

Вокзал и НИИ гематологии в Уржуме не строились

Есть такой жанр фантастики - альтернативная история. Это «а что было бы, если бы». Например, если бы на месте Америки было море или если бы вторую мировую войну выиграли страны Антикоминтерновского пакта (Германия, Италия, Япония с Маньчжоу-Го, Венгрия, Испания, Финляндия, Румыния, Хорватия, Словакия, Болгария, Дания и Турция). На местах же иногда появляется альтернативное краеведение: «чего мы лишились».

Так, некоторые уржумцы уверяют, что здание школы №2 изначально предназначалось для Института переливания крови. Кто пустил эту утку в 1990-е годы, мне выяснить не удалось: «говорят», и всё.

На сайте школы совершенно правильно указано, что школа была открыта по распоряжению председателя исполкома Уржумского районного Совета депутатов трудящихся №359 от 19 июля 1953 г. Значит, начата строительством за несколько лет до того. Это, с точки зрения архитектурных решений, типовая по тем временам городская средняя школа.

Кировский НИИ гематологии и переливания крови первоначально был филиалом Ленинградского НИИ переливания крови. Он был открыт, по решению Совета Министров РСФСР, только 1 октября 1960 г. В 1940-е годы о нём и не помышляли. Да и кто бы из тех управленцев сталинской эпохи задумал открыть НИИ в маленьком райцентре, удалённом на 200 км от железной дороги и не имевшем даже надёжного автомобильно-гужевого сообщения с Кировом (мост через Вятку был построен в 80-е годы), не говоря уже о негодных социально-бытовых условиях для докторов и кандидатов наук и для их пациентов с тяжёлыми болезнями крови? Это ст. 128 УК РСФСР - бесхозяйственность (срок до 2 лет), а то и ст. 58-7 - сознательное вредительство (срок не менее 5 лет и вплоть расстрела).

Более правдоподобный и старинный местный миф - о том, что через Уржум планировали провести железную дорогу и уже построили вокзал. Одни считают, что вокзал переделали под реальное училище, другие - что его сделали ветстанцией.

Кто немного знаком с историей города, тот знает, что комплекс зданий из красного кирпича на ул. Гоголя изначально в 1909 г. проектировался как здание реального училища и дом для его преподавателей. Само училище открылось в 1907 г. в здании нынешнего краеведческого музея, на втором этаже (первый этаж занимало пожарное депо), и переехало в нынешний комплекс гимназии в 1912 г.

Здание ветлечебницы на ул. Октябрьской, 7 было построено как типовое по решению земства в 1912-13 гг., с манежем для приёма больных животных (а не с «залом ожидания») и, по санитарным правилам, за тогдашней чертой города. Здание ветлаборатории, на ул. Ёлкина, 63, как указывает краевед Н.Б. Пентина, было построено после 1911 г. как жилой дом. Здание архива (ул. Пирогова, 27) - тоже не вокзал, как некоторые думают. Это склады торговца А.П. Кошкина, построенные на рубеже ХХ века.


Здание ветстанции чуть-чуть похоже на вокзал

В Уржуме иногда рассказывают, что проект дороги Казань - Уржум - Екатеринбург составил знаменитый инженер-писатель Н.Г. Гарин-Михайловский. Построить линию помешала то ли первая мировая война, то ли революция.

Обратимся к фактам. Их приводят, опираясь не на местные легенды, а на архивные документы, два независимых источника. Это портал «Родная Вятка», в материале «Как Малмыж железной дороги лишили», и сотрудник Кукморского краеведческого музея Л. Галимуллина в статье к 100-летию железной дороги в этом посёлке (кукморская районная газета «Трудовая слава», 11 марта 2016 г.).

Николай Георгиевич Михайловский (псевдоним Н. Гарин) в 1892 г. вёл изыскания по строительству узкоколейки Казань - Малмыж длиною в 125 вёрст, минуя, однако, Уржум. Постройка узкоколейной дороги могла экономически помочь крестьянству Казанской и юга Вятской губерний, голодающему с 1890 г. Помимо голода страну охватила эпидемия холеры. Но в 1895 г. Вятское губернское собрание отклонило проект строительства этой дороги.

27 апреля 1912 г. Советом Министров России было решено строить дороги Казань - Малмыж - Екатеринбург и Нижний Новгород - Котельнич с веткой на Яранск. Одним из камней преткновения стало место строительства железнодорожного моста через Вятку. Мост должен был строиться в районе Малмыжа по направлению Малмыж - Можга. Этот вариант неоднократно обсуждался на заседаниях Малмыжского уездного и Вятского губернского земств. Было ещё два проекта по строительству на линии Старый Бурец - Копки - Можга и Кукмор - Вятские Поляны - Кизнер - Можга. В правлении Московско-Казанской железной дороги вокруг этих проектов разгорелась острая борьба между малмыжскими, кукморскими и вятскополянскими купцами. Руководитель группы изыскателей инженер Сахаров «пошёл на сделку» с кукморскими и вятскополянскими купцами Комаровым, Родыгиным, Зайцевым, Кощеевым и Шишкиным. Проще говоря, взятка перекроила сеть железных дорог страны вопреки решению царского правительства. И в Вятских Полянах началось строительство. Первый поезд через станцию Вятские Поляны прошёл 20 октября 1914 г., а в 1916 г. был сдан в эксплуатацию железнодорожный мост длиной 565,4 м через Вятку. Строили дорогу, кстати сказать, немецкие военнопленные.

О строительстве железной дороги через Уржум, таким образом, никем и никогда и речи не заводилось, так что мифический железнодорожный вокзал у нас - пример «альтернативного краеведения».

А. ИКОННИКОВ

Фото С. Коростелёва

Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 26, 30 июня 2018 г.

Категория: Уржум в настоящем | Добавил: Георгич (10.07.2018)
Просмотров: 239 | Теги: Уржум | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт Свято-Троицкого 
Собора