Витлинцы накрепко связаны с «большой землёй»
31 октября кировское ООО «СМП-43» должно закончить работы по строительству автодороги от Нусы до Витли.
- Мы справимся раньше, - убеждён прораб Валерий Александрович Овчинников. - Остались мелочи — тротуар по Нусе, канавы, дорожные знаки (их будет 44 штуки). Знаете, мы в мае, когда начинали работу, на нашем внедорожнике не могли проехать в Витлю. А теперь...
В.А. Овчинников
- А теперь — красота! - говорит глава Лопьяльской сельской администрации Алевтина Владимировна Комиссарова. - И до Нусы тяжёлые машины щебенку укатали, ехать стало гораздо лучше.
Дорога на Витлю
Как нам рассказали, дорожное покрытие устроено на манер слоёного пирога. Подняли дамбу, на неё — 20 сантиметров крупного щебня, потом — 10 сантиметров мелкого щебня, слой битумной эмульсии, сверху — ещё 10 сантиметров щебня и снова залили эмульсией. Залили за пару дней до нашего приезда, и дорога была чёрной, мелкий щебень налипал на колёса и брызгал в стороны. Пройдёт немного времени — и битум затвердеет, запылится, и серое полотно дороги будет гладким монолитом. Такая технология у нас в районе применяется впервые.
рас-
Битумная эмульсия даст эффект обеспыливания, - поясняет прораб. - Это покрытие износостойкое, и щебень у нас прочный, марка 800, он не будет крошиться. Дорога должна долго оставаться ровной, без выбоин.
Три с половиною километра новой дороги обошлись в 60 миллионов рублей. Строительство велось в осуществление программы «Развитие сельских территорий». Для чего эта дорога? Для кого? Прежде всего, в программу эта трасса попала благодаря производственной деятельности ООО «Витлинское». Где есть производство, пусть и небольшого объёма — там будут и дороги. Такова одна из целей указанной программы. А жители деревень получат возможность гарантированного прибытия в срок и «скорой», и пожарных, и вообще круглогодичной связи с «большой землёй». В центре Витли, у библиотеки, уже готов разворотный круг для автобусной остановки, осталось поставить павильон для пассажиров.
ООО «СМП-43» и А.В. Комиссарова быстро нашли общий язык. Представитель подрядчика Сергей Владимирович Захаров - частый гость в Лопьяле. Он убедился, что грузовики «раздавили» дорогу по ул. Школьной, отремонтированную в 2017 году на средства бюджета района. 7-9 октября кировчане завезли сюда 250 тонн щебня, провели ремонт. И ещё обещали завезти. Кое-где лишний съезд на улочки деревень благоустроили. Ну а ремонт разбитых участков дороги Лопьял — Уржум ляжет на плечи района. Там, где в своё время были положены защитные слои, например, по Ашлани, асфальт перегрузки «не заметил». А там, где с момента ввода трассы в эксплуатацию «каток не валялся», там асфальт исчез. И, по совести говоря, так ли уж виноваты в этом строители дороги на Витлю?
В свою очередь, сельская администрация помогла фирме с рабочими руками. Нашли двух рабочих — Николая Петровича Куропаткина из села и Михаила Петровича Данилова из Нусы. Они строят тротуары по Нусе (в Витле их по проекту не предусмотрели). Не только лопаты их орудие труда, но и виброплита. У нусинского магазина положили ровную отмостку, то же будет возле библиотеки в Витле.
Н.П. Куропаткин и М.П. Данилов за работой
Ремонт дорог в поселении ведут и своими силами. Летом отсыпали щебнем ул. Центральную в селе. Восстановили деревянный мост через Уржумку для проезда в обе Вичмари и в Толгозино. В сентябре отремонтировали 200 метров дороги в центре Толгозина. Инициативу проявили сами жители этой деревни, скинулись понемногу на щебень. Сельская администрация изыскала из экономии дорожного фонда — всего 150 тысяч рублей. В сентябре уржумский предприниматель О.Л. Борняков произвёл работы.
- Осталось три километра полевой дороги до границы с Марий Эл, до Мари-Ашлани, - говорит А.В. Комиссарова. - Может быть, со временем и здесь построят хорошую дорогу.
А. ИКОННИКОВ
Фото С. Коростелёва
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 42, 17 октября 2020 г. |