Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [43]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Проселочная дорога отъ с. Кичмы до села Токтай Беляка (окончание). Деревня Зарѣкская Шоя

Проселочная дорога отъ с. Кичмы до села Токтай Беляка (окончание)
Деревня Зарѣкская Шоя

Зарѣкская Шоя находится почти у самаго села Кичмы. Въ ней 3 скупщика хлѣба, закупающіе до 40000 пудовъ; хлѣбъ отправляется преимущественно въ Кукарку. По свѣдѣніямъ, полученнымъ въ Шоѣ, изъ Казани въ Кукарку и въ другія мѣстности, лежащія къ сѣверу отъ Кукарки, везутъ мануфактурные и бакалейные товары, крупчатку, пшено, рыбу, и проч. Обратно гречу, овесъ, куделю, деревянную посуду, мебель, мясо, кожу и т. п. Здѣсь 4 значительныхъ постоялыхъ двора, владѣльцы которыхъ являются, повидимому, профессіональными дворниками. Впрочемъ, возчики останавливаются и у другихъ домохозяевъ этой деревни. По словамъ дворниковъ, въ продолженіе года, среднимъ числомъ, какъ у нихъ, дворниковъ, такъ и у остальныхъ домохозяевъ, останавливается на кормежку или ночевку еженедѣльно не менѣе 300 подводъ во время зимняго пути; съ 20 августа и до первой зимней дороги по 200 подводъ, а въ остальное время года лишь по 50. Останавливаясь на этихъ данныхъ, можно опредѣлить, что общее количество подводъ, останавливающихся на постоялыхъ дворахъ, въ теченіе года достигаетъ 10000, а количество грузовъ 250000 пудовъ. Но въ эту массу не, включены грузы, привозимые тѣми возчиками, которые останавливаются для ночевокъ и кормежокъ въ с. Кичмѣ и другихъ попутныхъ селеніяхъ. По словамъ жителей той же деревни, количество подводъ, проходящихъ проселкомъ Кичма—Токтай Бѣлякъ черезъ деревню Шою, достигаетъ въ зимнее время до 1000 подводъ въ недѣлю по направленію къ Казани и столько же при обратномъ движеніи. Въ такомъ случаѣ, по самымъ скромнымъ расчетамъ, принявъ 15 недѣль зимней дороги съ 15 ноября по 15 марта, въ продолженіе которыхъ по преимуществу происходитъ движеніе (исключаются святки и масленица), количество подводъ и, слѣдовательно, грузовъ должно удвоиться по сравненію съ тѣмъ, которое выяснено выше, т. е. по даннымъ, полученнымъ на постоялыхъ дворахъ, или, говоря другими словами, общее количество грузовъ опредѣлится въ 750000 пудовъ, не считая получаемыхъ непосредственно въ с. Кичмѣ или отправляемыхъ язь нея.

Опредѣленіе грузовъ въ такомъ объемѣ нельзя не признать значительно преувеличеннымъ. Такъ, напримѣръ, въ дер. Черемисскихъ Кузнецахъ, Токтай Бѣлянской волости, количество грузовъ, направляющихся изъ Казани къ сѣверу, точно также опредѣлено въ 1000 подводъ въ зимнюю недѣлю, но въ обратномъ направленіи, въ Казань, вдвое меньше, т. е. по 500 подводъ; тогда транзитная грузонодъемность проселка опредѣлится въ 560000 пуд. Эта цифра будетъ ближе къ истинѣ и ее можно считать свободной отъ преувеличенія.

Дѣло въ томъ, что движеніе грузовъ по описываемому проселку далеко не ограничивается однимъ Уржумскимъ уѣздомъ, но распространяется и на прилегающія мѣстности Яранскаго и, такъ называемый, Кукарскій край; затѣмъ этотъ проселокъ обслуживаетъ и всѣ мѣстности, лежащія на сѣверномъ продолженіи этого проселка, въ уѣздахъ Нолинскомъ и частью Орловскомъ и Вятскомъ. Владѣльцы торговыхъ заведеній этихъ мѣстностей, также какъ въ Уржумскомъ и Яранскомъ уѣздахъ, во время зимы пополняютъ запасы, пріобрѣтенные въ Нижегородской ярмаркѣ, въ Казани. Изъ болѣе южныхъ мѣстностей торговое сообщеніе съ Казанью не прерывается и въ лѣтнее время. Въ этомъ смыслѣ Казань является главнымъ поставщикомъ привозныхъ товаровъ для обширнаго района Вятской губерніи, всей южной ея части; разсматриваемый проселокъ обслуживаетъ въ этомъ отношеніи обширную полосу, плотно населенную, въ составъ которой входятъ смежныя мѣстности Уржумскаго и Яранскаго уѣздовъ и, какъ сказано выше, многія мѣстности Нолинснаго, Орловскаго и Вятскаго, лежащія по линіи проселочныхъ дорогъ, составляющихъ какъ бы продолженіе Кичминско-Токтай Белякскаго.

Указаніе, полученное въ Черемисскихъ Кузнецахъ, на то, что количество грузовъ, экспортируемыхъ изъ вышеописанныхъ мѣстностей въ Казань, на половину меньше грузовъ обратнаго направленія, слѣдуетъ признать правдоподобнымъ еще потому, что доминирующее значеніе въ мѣстномъ экспортѣ имѣютъ хлѣбные грузы, между тѣмъ въ Казань изъ товаровъ этой категоріи отправляется только нѣкоторая часть овса и небольшое количество гречи; главная же масса хлѣбныхъ и льняныхъ грузовъ идетъ къ Кукарской пристани, затѣмъ, на Яранскъ и Царевосанчурскъ. Изъ послѣднихъ двухъ пунктовъ хлѣбъ—рожь и ржаная мука—отправляются въ восточные уѣзды Костромской губерніи и частью Нижегородской, гдѣ ощущается постоянный недостатокъ въ мѣстныхъ продовольственныхъ средствахъ, даже при урожаѣ выше средняго (помѣстной урожайности).

Вышеприведенная цифра въ 560 тыс. пудовъ, опредѣляющая общую грузоподъемность Кичминскаго проселка, для участка Новый Торьялъ—Кичма должна быть возвышена до 800 тыс. пудовъ, благодаря вступленію на проселокъ мѣстныхъ грузовъ. Для южнаго участка, Новый Торьялъ-Токтай-Белякъ, усиленіе общей грузоподъемности не превыситъ болѣе чѣмъ на 100 тыс., всего до 660 тыс. пудовъ.

Такимъ образомъ, грузоподъемность Кичминскаго проселка колеблется отъ 660 до 800 тыс. пудовъ или отъ 26400 до 32000 грузовыхъ подводъ. Какъ по грузоподъемности, такъ и по району, обслуживаемому имъ, Кичминскій проселокъ долженъ быть отнесенъ къ дорогамъ III разряда, по классификаціи, принятой на основаніи данныхъ экономическаго обслѣдованія.

==========

Въ заключеніе остается сказать нѣсколько словъ о тѣхъ измѣненіяхъ, которыя произойдутъ въ значеніи Кичминскаго проселка въ недалекомъ будущемъ.

Есть основаніе предполагать, что въ самомъ непродолжительномъ времени, именно, послѣ того, какъ установится правильное и постоянное торгово-пассажирское движеніе по Вятско-Петербургской желѣзной дорогѣ, въ значительной степени измѣнятся и существующія торговыя связи края. Весьма возможно, что Кукарка и прилегающій къ ней районъ завяжетъ болѣе или менѣе оживленныя экономическія сношенія чрезъ Котельничъ съ внутренними и столичными районами, представляющими больше выгоды и разнообразія при выборѣ привозныхъ товаровъ и явится болѣе обезпеченнымъ сбытъ предметовъ мѣстной производительности, особенно сырья, поступающаго въ обработку на фабрики и заводы. При томъ же Котельничъ отъ Кукарки находится не далѣе 100 верстъ гужеваго пути, тогда какъ Казань въ 240 верстахъ. Безпрепятственное пароходное сообщеніе обезпечивается только первыми весенними рейсами, но уже съ іюня сильно затруднено. Но для южной половины Уржумскаго уѣзда, также какъ и для Яранскаго, Казань и Волга и эксплуатаціи новой желѣзной дороги будутъ наиболѣе выгодными пунктами для торговопромышленныхъ сношеній, какъ ближе расположенныя по грунтовымъ путямъ сообщенія. Но если чрезъ Ярансвій и Уржумскій уѣзды не будетъ проведена желѣзная дорога изъ Казани на соединеніе съ Вятско-Петербургской у Котельнича, то въ интересахъ этихъ двухъ богатыхъ уѣздовъ необходимо скорѣйшее сооруженіе соединительной вѣтви отъ Котельнича на протяженіи отъ 100 до 120 верстъ, напримѣръ, Котельничъ-Яранскъ. Такая вѣтвь съ успѣхомъ будетъ обслуживать большую часть Яранскаго уѣзда или даже большую часть Яранскаго уѣзда и восточную половину Уржумскаго; почти весь этотъ районъ лишенъ пользованія судоходными сообщеніями. Съ теченіемъ времени вышеназванная желѣзнодорожная вѣтвь можетъ быть продолжена до Казани или примкнуть къ одному изъ магистральныхъ путей, имѣющихъ возникнуть гдѣ-либо вблизи.

Источник: ПРИЛОЖЕНИЕ КЪ ДОКЛАДУ объ зкономическомъ изслѣдованіи дорогъ, Вятскому губернскому земскому собранію экстренной сессіи 18 апрѣля 1906 г., с. 22-25.

в начало

Категория: Транспорт, дороги | Добавил: Георгич (15.04.2016)
Просмотров: 373 | Теги: Зарекская Шоя, Дороги, Уржум, Кичма, Вятская губерния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта