Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [138]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [2]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [33]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [45]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [47]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [23]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [41]
Культура и искусство [314]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [78]
Монастыри, церкви, часовни [52]
Музеи [46]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [205]
Правопорядок, спецслужбы [96]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [233]
Почётные граждане Уржума [43]
Почётные граждане Уржумского района [15]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [89]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [226]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [218]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [12]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [47]
Уржум в настоящем [24]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

А берёзы-то не екатерининские...
А берёзы-то не екатерининские...

В этом году исполняется 240 лет указу Екатерины II о строительстве тракта из Вятки в Казань.


К сожалению, ведущие уржумские краеведы не удели­ли внимания дорожному стро­ительству в своих работах. Об истории тракта есть только от­рывки в статьях краеведов из со­седних регионов.
Дорога из Хлынова на Ка­зань уже в XVI веке шла через Суну, Кыpчаны и Уржум. По этой дороге располагались многочисленные и обширные вотчины вновь образованного в Хлынове игуменом Трифоном монастыря.
Основные пути из Москвы в Сибирь шли через Хлынов и че­рез Казань. Соединяла их доро­га из Уржума через Кукарку (Со­ветск) на Котельнич. Она соеди­няла и пути в Сибирь с дорогой, ведущей в Бухару. Не часто, но всё же проходили через вятские деревни верблюжьи караваны из Средней Азии, что вызывало шумный переполох среди кре­стьян, которые убегали в стра­хе и прятались.
Но что это были за дороги? Стёжки среди полей и лесов, ча­сто без мостов на реках (только броды и паромы)…
В 1782 году по повелению Екатерины II было при­ступлено к строительству почто­вых дорог от города Вятки (на­звание Хлынов царице не понра­вилось, и она переименовала го­род) к соседним губернским го­родам. Были спроектированы дороги от Вятки к уездным цен­трам. Составили карту станций на расстоянии от 15 до 20 вёрст друг от друга.
Отсыпали грунтовое полот­но, построили деревянные мо­сты через малые реки, на боло­тах постелили бревенчатые гати, вкопали по обочинам верстовые столбы. Но до Екатерины II на Руси и того не было...
На строительство дорог было собрано много крепостных крестьян. Более 50 тысяч крестьян работало на дороге Вятка — Пермь (это участок Си­бирского тракта). С раннего утра до поздней ночи примитивными орудиями труда – лопатой, кай­лом, ломом, топором и тачкой работали крестьяне. Питание было плохое, вспыхивали эпи­демии, врачей не было, дисци­плина была палочная.
Бытовали легенды о том, что царица ездила по тракту, проверяя качество ра­боты строителей, чепчик поте­ряла, в крестьянские избы захо­дила, берёзы вдоль тракта веле­ла посадить.
На самом же деле Екатерина II на территории Вятского края не бывала и здесь не проезжа­ла. Придорожное обустройство и насаждение деревьев проис­ходили при Александре I. На­род приписывал тяготы дорож­ных работ в правление Алексан­дра I его высокопоставленному приближённому – графу А.А. Аракчееву.
Аракчеева добрым словом не поминали, приписывая ему одному строгости, жестокости и принуждение к непосильной ра­боте. В песнях о нём пелось, что «каналья», «сукин сын» Аракче­ев «всю Россию разорил», «до­роженьки порыл», «часты стол­бы становил», «берёзками уса­дил», «дороженьки все моста­ми замостил», «всё камушками устилал, жёлтым песком усы­пал».
Александр I в 1809 году учредил Департамент путей сообщения и Корпус ин­женеров путей сообщения, спе­циально для строительства до­рог. Граф Аракчеев никакого от­ношения к этому делу не имел. Там служили опытные инжене­ры — Деволант, Бетанкур, Толь и др. Они и разработали прави­ла устройства почтовых трак­тов, утверждённые императором в 1817 году.
Под дорогу отводилась поло­са шириной в 30 саженей (око­ло 60 м). Из них под проезжую часть оставляли 8-10 саженей. По пять саженей по обе сторо­ны проезжей части оставлялись для канав (кюветов) и придорож­ных берёзовых аллей. Берёзовые аллеи, состоящие из двух рядов посадки, ставились для защиты дорог от снежных заносов.
Движение по почтовым трак­там было строго регламентиро­вано. Ежегодно выпускались «Почтовые дорожники Россий­ской Империи», где, помимо специальных сведений (указате­ли городов, сёл деревень, почто­вых станций, расстояний меж­ду ними, характеристик дорог и т.п.), помещались «Правила для проезжающих на почтовых ло­шадях» и «Расписание в какое время, по сколько почтовых ло­шадей и в какие экипажи запря­гать для проезжающих по обык­новенным дорогам».
Для проезда необходимо было получить специальный до­кумент — подорожную. В ней указывались маршрут следова­ния, имя проезжающего, коли­чество подвод и лошадей, кото­рые ему следовало поставить, порядок платы проезда и цели поездки.
Регламентировалась и ско­рость движения по трак­ту. Она устанавливалась в 12 вёрст в час по шоссе (гравийная или, реже, мощёная камнем до­рога), а по обыкновенной дороге в летнее и зимнее время не менее 10 вёрст в час, осенью и весной 8 вёрст. Правила предписывали заведующим станциями немед­ленно исполнять все правиль­ные требования проезжающего.
Проезжающий мог написать жалобу в жалобную книгу. Жа­лобная книга, припечатывалась к столу или стене в комнате для проезжающих, чтобы её мож­но было видеть и невозможно «было для утайки от проезжа­ющих класть в ящик стола». На каждой станции проезжающие могли купить молоко, яиц, «про­стую горячую пищу», пользо­ваться самоваром по таксе.
Кто содержал дороги? По Указу Александра I на крестьян селений, расположен­ных у трактов, налагалась до­рожная повинность: полотно дороги расширялось, срезались крутые изгибы, сносились бу­гры, засыпались болотины, са­жались берёзы, рылись канавы, устраивались полосы для прого­на скота, вырубался подступав­ший к дороге лес. Всё это требо­валось делать летом, когда у кре­стьян в разгаре полевые работы.
По официальным данным, к 1901 г. протяжённость дорог «с каменною одеждой» в Вятской губернии составляла 174 версты, то есть 185 километров (сейчас протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием в области – чуть более 9 000 км). А в Пермской губернии шоссированных дорог не было вовсе.
Казанский тракт каменной одежды не имел. О нём проез­жающие писали, что «дорога находится в самом первобыт­ном состоянии». Были и объек­тивные причины. Западная Ев­ропа — страна камня. В Ита­лии дороги замостили ещё рим­ские рабы, во Франции — катор­жане в эпоху Людовика XIV. В европейской части России кам­ня не было.
Реально за состоянием дорог следили губернаторы и город­ничие. По этой традиции, в до­военном СССР дорожное дело было в велении ОГПУ-НКВД, а работы исполняли крестьяне-единоличники и колхозы в по­рядке той же дорожной повин­ности.
Только в 1925 году в Вятке появились первые асфальтиро­ванные тротуары. Первоначаль­но асфальт на тротуарах воспри­нимался городскими властями как непозволительная роскошь. В 1935 году в Кирове появился первый асфальтосмеситель и два дорожных катка. Заасфальтиро­вали лишь центральные улицы.
В 1960-е годы началось беспрецедентное по прежним временам дорожное строительство и ремонты. Ка­занский тракт был тоже заас­фальтирован. Задумка импера­трицы о пристойных дорогах в России была доведена до конца.
А берёзки-то вдоль дороги посадили всё же при Алексан­дре Павловиче...
Подготовил
А. ИКОННИКОВ
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 42, 15 октября 2022 г.
Категория: Транспорт, дороги | Добавил: Георгич (15.10.2022)
Просмотров: 345 | Теги: почтовый тракт, сибирский тракт, казанский тракт, Дороги, Уржум | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта