А берёзы-то не екатерининские...
В этом году исполняется 240 лет указу Екатерины II о строительстве тракта из Вятки в Казань.
К сожалению, ведущие уржумские краеведы не уделили внимания дорожному строительству в своих работах. Об истории тракта есть только отрывки в статьях краеведов из соседних регионов.
Дорога из Хлынова на Казань уже в XVI веке шла через Суну, Кыpчаны и Уржум. По этой дороге располагались многочисленные и обширные вотчины вновь образованного в Хлынове игуменом Трифоном монастыря.
Основные пути из Москвы в Сибирь шли через Хлынов и через Казань. Соединяла их дорога из Уржума через Кукарку (Советск) на Котельнич. Она соединяла и пути в Сибирь с дорогой, ведущей в Бухару. Не часто, но всё же проходили через вятские деревни верблюжьи караваны из Средней Азии, что вызывало шумный переполох среди крестьян, которые убегали в страхе и прятались.
Но что это были за дороги? Стёжки среди полей и лесов, часто без мостов на реках (только броды и паромы)…
В 1782 году по повелению Екатерины II было приступлено к строительству почтовых дорог от города Вятки (название Хлынов царице не понравилось, и она переименовала город) к соседним губернским городам. Были спроектированы дороги от Вятки к уездным центрам. Составили карту станций на расстоянии от 15 до 20 вёрст друг от друга.
Отсыпали грунтовое полотно, построили деревянные мосты через малые реки, на болотах постелили бревенчатые гати, вкопали по обочинам верстовые столбы. Но до Екатерины II на Руси и того не было...
На строительство дорог было собрано много крепостных крестьян. Более 50 тысяч крестьян работало на дороге Вятка — Пермь (это участок Сибирского тракта). С раннего утра до поздней ночи примитивными орудиями труда – лопатой, кайлом, ломом, топором и тачкой работали крестьяне. Питание было плохое, вспыхивали эпидемии, врачей не было, дисциплина была палочная.
Бытовали легенды о том, что царица ездила по тракту, проверяя качество работы строителей, чепчик потеряла, в крестьянские избы заходила, берёзы вдоль тракта велела посадить.
На самом же деле Екатерина II на территории Вятского края не бывала и здесь не проезжала. Придорожное обустройство и насаждение деревьев происходили при Александре I. Народ приписывал тяготы дорожных работ в правление Александра I его высокопоставленному приближённому – графу А.А. Аракчееву.
Аракчеева добрым словом не поминали, приписывая ему одному строгости, жестокости и принуждение к непосильной работе. В песнях о нём пелось, что «каналья», «сукин сын» Аракчеев «всю Россию разорил», «дороженьки порыл», «часты столбы становил», «берёзками усадил», «дороженьки все мостами замостил», «всё камушками устилал, жёлтым песком усыпал».
Александр I в 1809 году учредил Департамент путей сообщения и Корпус инженеров путей сообщения, специально для строительства дорог. Граф Аракчеев никакого отношения к этому делу не имел. Там служили опытные инженеры — Деволант, Бетанкур, Толь и др. Они и разработали правила устройства почтовых трактов, утверждённые императором в 1817 году.
Под дорогу отводилась полоса шириной в 30 саженей (около 60 м). Из них под проезжую часть оставляли 8-10 саженей. По пять саженей по обе стороны проезжей части оставлялись для канав (кюветов) и придорожных берёзовых аллей. Берёзовые аллеи, состоящие из двух рядов посадки, ставились для защиты дорог от снежных заносов.
Движение по почтовым трактам было строго регламентировано. Ежегодно выпускались «Почтовые дорожники Российской Империи», где, помимо специальных сведений (указатели городов, сёл деревень, почтовых станций, расстояний между ними, характеристик дорог и т.п.), помещались «Правила для проезжающих на почтовых лошадях» и «Расписание в какое время, по сколько почтовых лошадей и в какие экипажи запрягать для проезжающих по обыкновенным дорогам».
Для проезда необходимо было получить специальный документ — подорожную. В ней указывались маршрут следования, имя проезжающего, количество подвод и лошадей, которые ему следовало поставить, порядок платы проезда и цели поездки.
Регламентировалась и скорость движения по тракту. Она устанавливалась в 12 вёрст в час по шоссе (гравийная или, реже, мощёная камнем дорога), а по обыкновенной дороге в летнее и зимнее время не менее 10 вёрст в час, осенью и весной 8 вёрст. Правила предписывали заведующим станциями немедленно исполнять все правильные требования проезжающего.
Проезжающий мог написать жалобу в жалобную книгу. Жалобная книга, припечатывалась к столу или стене в комнате для проезжающих, чтобы её можно было видеть и невозможно «было для утайки от проезжающих класть в ящик стола». На каждой станции проезжающие могли купить молоко, яиц, «простую горячую пищу», пользоваться самоваром по таксе.
Кто содержал дороги? По Указу Александра I на крестьян селений, расположенных у трактов, налагалась дорожная повинность: полотно дороги расширялось, срезались крутые изгибы, сносились бугры, засыпались болотины, сажались берёзы, рылись канавы, устраивались полосы для прогона скота, вырубался подступавший к дороге лес. Всё это требовалось делать летом, когда у крестьян в разгаре полевые работы.
По официальным данным, к 1901 г. протяжённость дорог «с каменною одеждой» в Вятской губернии составляла 174 версты, то есть 185 километров (сейчас протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием в области – чуть более 9 000 км). А в Пермской губернии шоссированных дорог не было вовсе.
Казанский тракт каменной одежды не имел. О нём проезжающие писали, что «дорога находится в самом первобытном состоянии». Были и объективные причины. Западная Европа — страна камня. В Италии дороги замостили ещё римские рабы, во Франции — каторжане в эпоху Людовика XIV. В европейской части России камня не было.
Реально за состоянием дорог следили губернаторы и городничие. По этой традиции, в довоенном СССР дорожное дело было в велении ОГПУ-НКВД, а работы исполняли крестьяне-единоличники и колхозы в порядке той же дорожной повинности.
Только в 1925 году в Вятке появились первые асфальтированные тротуары. Первоначально асфальт на тротуарах воспринимался городскими властями как непозволительная роскошь. В 1935 году в Кирове появился первый асфальтосмеситель и два дорожных катка. Заасфальтировали лишь центральные улицы.
В 1960-е годы началось беспрецедентное по прежним временам дорожное строительство и ремонты. Казанский тракт был тоже заасфальтирован. Задумка императрицы о пристойных дорогах в России была доведена до конца.
А берёзки-то вдоль дороги посадили всё же при Александре Павловиче...
Подготовил
А. ИКОННИКОВ
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 42, 15 октября 2022 г. |