Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [138]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [2]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [33]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [45]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [47]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [23]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [41]
Культура и искусство [314]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [78]
Монастыри, церкви, часовни [52]
Музеи [46]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [205]
Правопорядок, спецслужбы [96]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [233]
Почётные граждане Уржума [43]
Почётные граждане Уржумского района [15]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [89]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [226]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [218]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [12]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [47]
Уржум в настоящем [24]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Уездные иконописцы
Уездные иконописцы

В конце XIX - начале ХХ столетия на территории Уржумского уезда жило немало иконописцев, чьи бессмертные творения до сих пор взирают на нас, многогрешных потомков, со стен поруганных храмов. Память же о людях, создававших когда-то эту рукотворную красоту, к сожалению, совсем забылась в людских душах, и скупые документальные факты могут нам немного поведать о жизни тех талантливых людей.
История иконописи на Уржумской земле ведет свою историю чуть ли не с основания Уржума. В документах XVII столетия среди жителей города упоминаются иконописец и продавец икон. В 1871 году на территории уезда жило 3 мастера-иконописца, занимавшихся, видимо, писанием икон. Возможно, одним из них был сам Виктор Михайлович Васнецов, побывавший в том 1871 году в с. Пустополье. В церкви долгое время хранились 2 иконы его руки – «Христос в терновом венце» и «Богоматерь с младенцем». А в церкви с. Буйского и по сей день сохранилась великолепная настенная репродукция его картины «Явление Христа народу». Правда неизвестно, творение ли это самого Васнецова или талантливая копия другого иконописца.
В 1900 году появляется иконописная мастерская Георгия Платунова в селе Русский Турек, в которой работало 40 человек – столяры, резчики, маляры, художники. Можно сказать, это было первое объединение иконописцев на Уржумской земле. Иконописцы работали не только в мастерской, но и за ее пределами, расписывали церкви иконостасы. Сам Егор Платунов слыл одаренным человеком, но художественного образования не имел, был талантливым самоучкой. Это не мешало ему иногда получать серьезнейшие заказы. В 1884 году он расписывал средний придел Уржумской Воскресенской церкви.
Мастерская Платунова работала до 1916 года. Впоследствии сын владельца мастерской стал профессиональным живописцем, заслуженным деятелем искусств РСФСР. Иначе и быть не могло, ведь, когда он появился на свет, отец твердо решил – быть ему художником. Так и вышло. Во время выполнения заказов, отец почти всегда брал с собой сына и тот, помогая отцу (например, чистил стены под роспись), постигал трудное ремесло иконописца.
Не известно, занимались ли первые иконописцы росписью храмов, но масштабные расписные работы были зафиксированы только в последней четверти ХIХ века. Свято-Троицкий собор г. Уржума расписывал прадед известной поэтессы Маргариты Чебышевой Михаил Криницын. В селе Байса долгое время ходила такая легенда. Богатейший купец Петр Окунев до смерти забил свою жену. Приехавший врач, видимо соблазненный большими деньгами, смерть признал естественной. Когда покойная лежала в гробу в церкви, купец заказал художнику художнику написать ее портрет на притворе церкви под видом Параскевы Пятницы, а себя велел намалевать на правом притворе алтаря под видом святого Петра. После этого в приходе появились слухи, что прихожане молятся Петру Окуневу с женой, и многие русские перестали ходить в церковь.
Некоторые иконописцы были и вовсе безбожниками. Свидетельством этому служила надпись печатными буквами на оборотной стене цветка, прибитого к иконостасу Христо-Рождественской церкви с. Шурмы «Долой самодержавие!» Находка была сделана при разборе имущества закрытой церкви в 1936 году. Местный старожил Мальвин объяснял это так: «Резчики иконостаса работали в нижнем этаже доходного дома Слесаревых, не отличающихся набожностью. Они по вечерам рассказывали анекдоты про попов и помещиков, читали запрещенную литературу, кому-то из них принадлежит эта надпись». Резчики, кстати, были не местными, а приглашенными из Казани. Стены и колонны церкви расписывали почему-то тоже не местные богомазы, а камские10.
На заре ХХ столетия в деревушке Лупанерь Кузнецовского прихода жил талантливый иконописец Матвей Иванович Москвин, который писал иконы для построенной в селе Кузнецово каменой церкви. Деревня Лупанерь была большая. Так, по переписи 1926 г. в ней находилось 56 хозяйств и проживал 291 житель. Это было больше чем в селе Кузнецово, в котором в 42 хозяйствах жило 210 человек. Большинство жителей деревни, располагавшейся в очень живописном месте (рядом находилось 5 прудов и речка) носило фамилию Москвины, так что Матвей Иванович был коренным жителем, и где он смог научиться иконописному мастерству, можно только догадываться. Да и сама красота местной природы располагала к таланту живописи. Иконопись на всю жизнь стала его «хлебом» - нетрудно догадаться, что деревенский художник писал иконы и на заказ, и на продажу, а возможно мог расписывать и стены Кузнецовской церкви – как знать…
После революции для иконописцев наступили тяжелые времена – писание икон стало неблагодарным делом, и многие из них были вынуждены «переквалифицироваться» в маляров. Стал маляром и Матвей Иванович Москвин, лишенный в 1930 г избирательного права, как «подрядчик по малярному делу и эксплуататор чужого труда в сельском хозяйстве», правда в том же году он был исключен из списков лишенцев, в которые был внесен якобы «неправильно». На самом деле мотивом для восстановления стало средняцкое хозяйство Москвиных и то, что сын их служил в Красной армии в должности дивизионного врача. Произошло это событие в весенний день 10 апреля 1930 г. Дальнейшая судьба лупанерского иконописца неизвестна. Можно предположить, что в числе многих других жителей деревни Лупанерь в 1948 г семья Матвея Ивановича покинула ее после опустошительного пожара, уничтожившего 33 дома в деревне.
В одно время с М.И. Москвиным на другом конце Лебяжского района, в д. Приверх прихода церкви с. Красноярского жил не менее талантливый иконописец Николай Осипович Локосов. Жительница п. Лебяжье учительница М.А. Третьякова писала об этом человеке на страницах районной газеты : « Жил в Приверхе талантливый художник Н.О. Локосов. Он принимал участие в оформлении церквей в Вятке и в других городах. Его картины по ценности равнялись Васнецовским. Но как это часто случается, художник ушел из жизни непризнанным, неоцененным…»
Непосредственно мне жители д. Приверх рассказывали, что Н.О. Локосов был самоучкой, рисовал вывески, картины и портреты на заказ; например, у одного из местных жителей в избе висел портрет Буденного, написанный Локосовым. Был он коренной житель, который прожил всю свою жизнь в родной деревне, работая в колхозе, и где он научился мастерству художника – загадка. Сам он М.А. Третьяковой рассказывал, что во время Русско-Японской войны расписывал армейскую церковь в Харбине. С того времени он и стал совершенствоваться как художник, но в суровые богоборческие времена не распространялся насчет того, что когда-то расписывал церкви, и жители Приверха, ничего не знавшие об этой стороне жизни своего непризнанного однодеревенца, в ответ на мои вопросы лишь пожимали плечами, говоря : «Враки это. Не расписывал он нигде церкви. Он и в Кирове-то наверно не был». И тут же замечали : «Но талант художника у него был».
Рассказывали, был Н.О. Локосов обычный деревенский мужик. Среднего роста, любил выпить по праздникам. И жена его Агафья и дочь Мария Николаевна проработали всю свою жизнь в колхозе. Скончался деревенский художник в 1980-х годах, унеся с собой тайну своей жизни и своего мастерства.

Источник: https://vk.com/wall-77057653
Категория: Православная страница | Добавил: Георгич (05.12.2022)
Просмотров: 145 | Теги: уезд, Иконопись, мастера, Уржум | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта