Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [44]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Старообрядческая моленная в городе Уржуме
Старообрядческая моленная в городе Уржуме
 


Старообрядческая моленная. Уржум
Бывшая старообрядческая моленная Древлеправославной Поморской Церкви,
современное официальное название крупнейшей религиозной организации
староверов поморского согласия.

Староверы поморского согласия не имеют священников, в их храмах литургии не служатся, алтарей в них нет, поэтому эти храмы именуют моленными. Весь круг жизни старовера — от купели до погоста — так или иначе, связан с моленной.

Изгнанные после начала никоновских церковных реформ из древних, намоленных их благочестивыми предками храмов, староверы вынуждены были тайно собираться на общую молитву у кого-либо из своих единоверцев в доме.

До манифеста Императора Николая II 17(30) октября 1905 г. о даровании гражданских свобод староверам запрещали строить молитвенные дома с «внешним оказательством» и использовать колокола. Колокольный звон заменяла подвешенная железная доска (или рельс), используемая для созыва на богослужение. Звук извлекался посредством удара молотка или деревянной палки.

17(30) апреля 1905 года высочайшим повелением императора был опубликован манифест «Об укреплении начал веротерпимости». В предотвращение социальных нестроений, сохранение общественного порядка, обеспечение прав и свобод царём Николаем II был издан указ, запрещающий отныне преследование, дискриминацию и ограничение в гражданских правах по религиозному признаку.

Этот закон был крайне важен для религиозной свободы старообрядцев, ибо именно в нём старообрядцы официально стали называться не раскольниками, а именно старообрядцами. В данном законе прописано разделение между религиозными группами — старообрядческими согласиями и сектантами. Кроме того, старообрядцам была объявлена свобода в деле отправления богослужений, строительства храмов, основания монастырей, беспрепятственной проповеди своей веры.

В Уржуме наиболее богатыми были купцы-староверы Шамовы, Бушковы, Максимовы, Стяжкины и др. Но нас интересует род Шамовых, т. к. с ним и связан интересующий нас моленный дом в Уржуме. Шамовы – старообрядцы-поморцы. Появились в Вятской губернии в Уржумском уезде в начале XVII века. В починке Паутово Сердежской волости Уржумского уезда  Шамовы жили поколениями.

Все события жизни Уржума конца XIX — начала XX веков связаны так или иначе с купцами-староверами Шамовыми. Интересной и внушительной фигурой среди уржумского купечества был старообрядец Савва Дмитриевич Шамов. Будучи человеком религиозным, С.Д. Шамов содержал на свои средства старообрядческую молельню, разрешенную правительством, в деревне Комарово Сердежской волости. Для старообрядцев его слово было непререкаемой истиной, он вершил «суд и правду», приглашал из других губерний наставников (Пичугина, Чернышова, Володина и др.) и с их помощью проводил старообрядческие соборы. Один из них состоялся в деревне Комарово в 1904 г. Молельня в этом населенном пункте служила местом сбора всех даниловцев по реке Байсе.

Савва Шамов занимался также и распространением среди крестьян книг и брошюр в защиту беспоповщины, устраивал религиозные собеседования в своем доме, стараясь всеми силами поддержать «древнее благочестие». О негативных последствиях подобных его действий сообщали священнослужители Русской православной церкви в своих донесениях: «Начавшееся в означенной местности движение раскольников в православие приостановилось».
 

Старообрядческая церковь в бывшей деревне Комарово,
построенная на средства С.Д. Шамова и его земляков.
Автор фотографии: Дмитрий Лоптев, 2017 г.

Староверы Уржумского уезда – приверженцы даниловского согласия – посещали еще две домашние, не разрешенные правительством молельни, расположенные в Уржуме и в деревне Ганиной. Уржумская молельня находилась в отдельном здании купца Петра Шамова (деревянный дом по улице Полстоваловской (Свободы), ныне ул. Кирова, №76). Он, побуждаемый своим дядей Саввой Шамовым, выступил уполномоченным от староверов Уржума, деревни Ганиной и Кабановщины и в 1902 г. ходатайствовал перед правительством об официальном разрешении открыть в принадлежавшем ему доме общественную молельню. Однако его начинание не увенчалось успехом. Принимая во внимание факт наличия трех молелен недалеко от Уржума, а также опасаясь усиления влияния староверов на адептов Русской православной церкви, вятский губернатор не позволил устроить общественную молельню в доме Шамова [ГАКО. Ф. 582. Оп. 143. Д. 215].

Когда старообрядцам разрешили строить храмы, в Уржуме на средства уржумских купцов-старообрядцев поморского согласия Фёдора Минеевича Стяжкина (издателя открыток г. Уржума) и Петра Никитича Шамова был построен второй моленный дом №78 по улице Полстоваловской (Свободы), ныне ул. Кирова. Дом №80 по этой же улице принадлежал Савве Дмитриевичу и тоже использовался как моленная.

Дом №76 был деревянный, а дом №78 кирпичный. Деревянное здание на каменном фундаменте для «раскольничьей моленной» было построено в 1901 г., большое каменное – в 1904-1907 гг. и достраивалось уже после смерти П.Н. Шамова его сыновьями. Кирпичная моленная - прямоугольное здание с декором в псевдорусском стиле, он открывает поиск национального в отечественной архитектуре. Храмы староверов отличались добротностью и хорошим вкусом.
 



Старообрядческая моленная в Уржуме. Начало разрушения.

После Указа 1905 года о веротерпимости в г. Уржуме достаточно либеральные поморцы -"брачники" богослужения вели легально, функционировали моленные дома, приезжали на служения и из деревень уезда.

Октябрьский переворот в 1917 году коренным образом изменил ход российской истории.
Религиозная сфера жизни общества была одним из главных камней преткновения в деле установления революционного порядка.

В январе 1918 года вышел «Декрет Совета народных комиссаров об отделении церкви от государства и школы от церкви», который ставил в одинаково бесправное положение все религиозные объединения на территории страны. С 1918 года началась реализация политики советской власти в отношении верующих – закрытие храмов, монастырей, изъятие церковных ценностей, репрессии в отношении духовенства. Аналогичная политика велась и в отношении старообрядцев.

В приказном порядке, несмотря на протесты верующих, закрывались церкви, моленные дома, мечети, кирки, костелы. Докатилась эта волна и до Уржума. Признаки надвигающейся беды для старообрядческой моленной появились ещё в 1927 году, когда был заключён договор между горсоветом и группой верующих Поморского толка о принятии от горсовета в пользование моленную, помещающуюся тогда в деревянном доме по улице Полстоваловской (Свободы), ныне ул. Кирова, дома №76, с обязательством «беречь и хранить» народное достояние, с перечислением имущества, находящегося в здании этой общины.

Кирпичная моленная в доме №78 к 1930 году была уже отобрана. В 1920-е годы это здание использовалось как спортзал, позднее там были мастерские, кузница, клуб СПТУ № 8, производственные помещения похоронной службы «Ритуал», склады. После пожара осенью 1998 года здание пустует и разрушается.
 





Руины старообрядческой моленной, ул. Кирова, 78

Хотя официально молельный дом в Уржуме был закрыт и передан под хозяйственные нужды советских органов, староверы стали бороться за возвращение храма; эта борьба длилась почти два года. В апреле 1919 года на имя В.И. Ленина была отправлена телеграмма, в которой говорилось: "Старообрядческая община просит Вас защитить от посягательств и аннулировать постановление уисполкома об отобрании единственного храма, который был построен на средства общины и для религиозных нужд, а не для других каких-либо... Община крайне возмущена действиями местной власти, ибо это есть издевательство над религией и храмом".

На заседаниях Уржумского уездного исполкома на протяжении всего 1919 года продолжались споры по поводу судьбы молельного дома. Так, например, верующая Е. Стяжкина утверждала, что молельня выстроена в память объявленной свободы вероисповедания в 1905 году, и следует ли нарушать эту свободу в 1919 году, а также просила вернуть моленную. Вероятнее всего здесь идет речь о моленной в доме №77, напротив моленных Шамова, в которой предположительно тоже собирались староверы.

Победа в этом споре была одержана советской властью и принято окончательное решение: «В моленной было найдено имущество белогвардейцев, национализировать и использовать для общегосударственных целей».

Находились любые поводы для закрытия старообрядческих храмов, чаще всего обвинения были связаны с хранением оружия и поддержкой Белого движения.

В июне 1932 г. в Уржумский райисполком пришло письмо от Нижегородского крайисполкома (Уржум в те годы входил в Нижегородский край), в котором предлагалось выслать во ВЦИК, в Москву, дело о закрытии в Уржуме старообрядческой моленной. Так ВЦИК в 1930-е годы проводил кампанию борьбы с религией, распространив её по всему Союзу.

После получения этого письма из Нижнего Новгорода, ещё год тянулось дело о закрытии, группа верующих протестовала, но в августе 1933 г. Президиум Нижегородского крайисполкома постановил ликвидировать моленную и передать здание №76 в ведение Уржумского горсовета.

Деревянное здание моленной дом №76 в 1938 г. заняла музыкальная школа, которая здесь была до 1960 г., а потом оно было отдано детскому саду № 6. В начале 1990-х годов оно освободилось и было передано горожанам.
 

Детская музыкальная школа (1930-50-е годы), ул. Кирова, 76

После того, как моленные дома были уже отобраны, имуществу их, убранству и инвентарю была сделана опись. Огромные ценности были сосредоточены в моленных домах старообрядцев. Были рукописные и старопечатные книги, богослужебные книги – 36 книг, древние иконы 17 и 18 веков, больших, средних и малых размеров, общим числом 131 икона. Были складни, было паникадило, кресты напрестольные и медные, киоты, аналои, подсвечники, лампады и  т.д.  – всего 277 предметов. Всё это какое-то время хранилось в складе на ул. Никитина, а потом большая часть была утрачена или уничтожена.

В нашем случае показателен один эпизод из истории староверческой моленной, расположенной на территории Уржумского района, служившей духовным центром местных староверов.

Источники:
1. Пентина Н.Б. Как застраивался город Уржум. Герценка : Вятские записки: [научно-популярный альманах]. Вып. 11 / Киров. гос. универс. обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена ; [редкол.: Н. П. Гурьянова и др.] – Киров, 2007. – 239 с. : ил.
2. Н. Пентина. Забытые страницы (из истории старообрядчества), Кировская искра. – 1994. – 26 июля (№ 86). – С. 3.
3. Людмила Геннадьевна Сахарова. Взаимоотношения старообрядцев Уржумского уезда Вятской губернии и советской власти в 1917–1930 годах. https://sudba.ucoz.net/
4. Машковцев А. А. СТАРООБРЯДЦЫ И ЗАПАДНЫЕ ХРИСТИАНЕ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ НА РУБЕЖЕ XIX–ХХ вв.: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА, Вестник Вятского государственного университета, 2017, № 10.
5. Фото из открытых источников интернета.
Категория: Православная страница | Добавил: Георгич (06.12.2023) | Автор: Юрий Артепалихин
Просмотров: 89 | Теги: Верующие, староверы, Уржум, даниловцы, купцы Шамовы, история, моленные | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта