Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [195]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [64]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Солдат, архивариус, наставник: страницы жизни вятского архимандрита Максимилиана (Иконникова)

Е.В. Кустова

 

Солдат, архивариус, наставник: страницы жизни вятского архимандрита Максимилиана (Иконникова)


Иконников Михаил Прокопьевич (о. Максимилиан)
(1835-26.12.1912)

В статье на основе как опубликованных, так и архивных материалов рассматриваются основные вехи жизни архим. Максимилиана (Иконникова), который вошел в историю вятского монашества как деятельный наместник, сохранивший при этом высоту духовной жизни. Показаны его вклад в развитие монастырских архивов и его деятельность по развитию народного начального образования.

Необычной была судьба известного вятского игумена Максимилиана (Иконникова). «Старейший почетнейший и наиболее образованный из всех монашествующих в Вятской епархии... незабвенный труженик и добрейший человек», — писал о нем вятский историк прот. Иоанн Осокин 1.

Михаил Прокопьевич Иконников родился в 1834 г. в семье потомственного пономаря села Буйско-Архангельское уржумского уезда Вятской губернии Прокопия Васильевича Иконникова и его жены Олимпиады Яковлевны. Еще его дед, Василий Порфирьевич Иконников, был определен в это село для служения в 1780 г. казанским митрополитом в качестве дьячка 2.

Михаил по окончании Вятского духовного училища (1852), как и старшие братья Прокопий и Яков, поступил в Вятскую духовную семинарию, но, не окончив ее, уволился из среднего отделения. В феврале 1856 г., незадолго до окончания Крымской войны, он по собственному желанию поступил на военную службу. Три месяца служил солдатом, потом до 1859 г. был унтер-офицером

русской армии, имел бронзовую медаль на Владимирской ленте в память войны 1853–1856 гг. Болезни, приобретенные за годы службы, вынудили выйти в отставку.

25-летний отставной унтер-офицер решил вернуться на стезю духовного служения, но в качестве

не приходского священника, а монаха. На выбор монашеского пути, возможно, повлиял его дядя, Игнатий Васильевич Иконников, заштатный священник с. Сретенского, глубоко почитавший прп. Трифона и в 1848 г. поступивший послушником в Вятский Трифонов монастырь 3. В 1860 г. Михаил поступил в число братии Вятской Успенской обители. В августе 1864-го г. он был переведен в Слободской Крестовоздвиженский монастырь, также связанный с именем прп. Трифона, где в декабре 1866 г. принял монашество. На следующий год он стал иеродиаконом, а затем и иеромонахом 4.

Уже в первые годы духовного служения о. Максимилиан проявил себя как «ревностный и энергичный работник на пользу монастырских дел». В монастыре у него зародился интерес к архивному делу. Возможно, сыграла свою роль и любовь к порядку, выработанная у него в годы военной службы. В 1868 г. за составление описей монастыря, доброе и честное поведение он был награжден набедренником 5.

1869–1876 гг. он провел в монастырях Кишиневской, Черниговской и Оренбургской епархий. В 1871 г. «за отлично-ревностное и благоуспешное прохождение службы на пользу Святой Церкви

и примерно-назидательную жизнь» ему было объявлено благословение Св. Синода. Зная о его духовных качествах, настоятели Шабского и Нежинского монастырей определили его на должность благочинного. В Шабском монастыре проявились его способности и усердие к организации школьного обучения. В 1872 г. за пожертвование книг и вещей во вновь открытую монастырскую школу о. Максимилиан получил архипастырское благословение 6. Здесь он продолжил свою деятельность по приведению в порядок монастырских архивов. В частности, он создал описи архивов в Шабском Вознесенском и Оренбургском Богодуховском монастырях. Синод, отмечая его «отлично-ревностное и благоуспешное прохождение службы», объявил ему сначала свою благодарность, а затем наградил золотым наперсным крестом 7.

В 1877 г. о. Максимилиан вернулся в Вятскую епархию: в марте — в Слободской монастырь, а в августе — в Вятский Трифонов монастырь, где пробыл до 1886 г. Настоятель характеризовал его следующим образом: «Качеств отлично-хороших, честен и трезв, к отправлению богослужения весьма способен», также отмечал хорошее знание делопроизводства 8. В 1878 г. Максимилиан был определен казначеем, в 1884 г. — возведен в сан игумена, а спустя два года, 23 августа 1886 г., назначен наместником Слободского Крестовоздвиженского монастыря.

Исполнение письменных поручений и составление требуемых епархиальным начальством по монастырю бумаг делалось им с любовью и тщанием. Современник так писал об этом: «Все срочные работы о. Максимилиан исполнял необыкновенно точно, аккуратно, обстоятельно и вместе кратко <...> В келье его был всегда большой деловой беспорядок, свидетельствующий о постоянном труде хозяина: всюду, — на столах, на стульях, на окнах — книги, дела, планы, бланки, а сам хозяин — старец с качающейся головой, притворно сетуя на новое требование начальством сведений, с любовью и увлечением делает выписки из дел, подсчитывает цифры, сводит их в графы, отделы, подотделы... Одной из последних его интересных работ было описание кладбища при монастыре с перечислением надписей на могильных памятниках, — работа ценная для местного историка» 9.

В Слободском он продолжил свою работу архивариуса, составил опись имущества, архива и библиотеки Крестовоздвиженского мужского монастыря. Работа о. Максимилиана по описанию монастырского имущества, по разбору архивов и составлению описей требовала от него, помимо любви к делу, умения и большого терпения: редкие архивы имели в то время систематизацию дел, чаще всего представляя собой связки бумаг. Как писал о нем прот. Иоанн Осокин: «Нужно было каждую бумагу прочитать, рассортировать их по годам, по нарядам, подшить, сделать оглавление наряда, записать в опись, поставить номер на деле и дать ему место на полке. Не виден этот труд, но будущий историк и каждый настоятель при потребности в той или иной справке из дел монастырских с любовью вспомнит почившего труженика... О. Максимилиан не только описывал архив, но и изучал дела и делал справочники из них» 10.

Также он заботился о внешнем облике обители. В частности, постарался восстановить в первоначальном виде церковь Архангела Михаила, заложенную еще в начале XVII в. прп. Трифоном Вятским, покрыл ее тесом. В монастырском саду были посажены тополя, сосны, акации, сирень. Для духовно-нравственного воспитания братии по его инициативе выписывались духовные журналы. Для монахов также были созданы мастерские, где они могли обучаться разным ремеслам 11.

В Слободском монастыре он устроил одноклассную церковно-приходскую школу, которая в 1898 г. была преобразована в двухклассную. Начало церковно-приходской школе при монастыре положил еще преп. Стефан Филейский, принявший постриг в стенах Слободской обители. Но в 1875 г. он по разрешению архиерея ушел жить в свою пустыньку в Филейской слободе, и школа, носившая частный характер, закрылась. Лишь спустя 10 лет о. Максимилиан сумел ее возродить. Он выделил для нее монастырское деревянное здание в саду, закупил необходимое оборудование и книги, обеспечил содержание учителей. Обучались в основном крестьянские дети, реже — дети мещан, купцов и духовенства. Всего за период с 1887 по 1908 г. ее курс окончили 249 человек 12.

Заведуя школой, о. Максимилиан обращал внимание на основательность обучения, с учетом различия в уровне знаний учеников и новейших методик обучения. Но не меньшее внимание он уделял духовному воспитанию учеников. Проверяющие отмечали, что «дети вместе с обучением грамоте приучались к исполнению христианских обязанностей, вежливому обращению с другими, чистоте и опрятности, благоповедению и другим добрым навыкам, — причем особенное внимание обращалось на развитие в детях добрых сердечных привязанностей, склонностей и стремлений» 13. Подобная характеристика стала результатом особых методов духовного воспитания: совместного чтения утренних правил и иных молитв, участия в богослужениях, в таинствах Исповеди и Причастия, причем способные дети читали и пели на клиросе. Перед службой дети собирались в школе, где им объясняли Евангельский отрывок, который читался в этот день на службе, историю праздника или житие святого, чья память отмечалась в этот день 14. Отец Максимилиан очень опасался формализма при преподавании Закона Божия. Благодаря его наставлениям «главное внимание обращалось на то, чтобы ученики школы при благодатном воздействии священнодействий, церковных молитв и песнопений, воспринимали преподаваемые им уроки не умом только, но и сердцем, с любовию и благоговением...».

При этом «все другие предметы поставлены по возможности в тесную зависимость от Закона Божия и направлены к достижению той же цели, какая имелась в виду при преподавании Закона Божия» 15.

Наместник следил, чтобы «в обращении учителя с детьми господствовал дух любви и кротости, на исправление учащихся учитель действовал не гневом и жестокостию, а ласкою и кроткими внушениями... Против излишней резвости и лености детей употреблялись и дисциплинарные меры, как то: стояние на ногах, задержание в классе на короткое время после уроков для приготов

ления уроков и, в весьма редких случаях, удаление из школы» 16. Результатом стала большая популярность школы среди местных жителей, которые, относясь к школе «с полным доверием и большим сочувствием», стремились именно сюда, а не в земскую школу, отдать своих детей.

Отец Максимилиан много заботился и о хозяйстве своего монастыря и исходатайствовал для него у правительства 150 дес. леса, возвратил обители прежние сенные покосы, приобрел землю под монастырскую мельницу. В 1891 г. он был возведен в сан архимандрита «за отлично-усердную и ревностную службу и за особые труды по благоустройству обители и состоящей при ней церковно-

приходской школы». Он был награжден орденом св. Анны 2-й (1906) и 3-й степени (1901).

Заботы во благо обители соединялись у него с социальным служением. Он был избран почетным членом Слободского уездного отделения Епархиального училищного совета, имел серебряную медаль на Александровской ленте в память царствования Александра III и серебряную медаль в память 25-летия учреждения в России церковно-приходских школ. Вятский комитет Миссионерского общества за 8-летнее безвозмездное прохождение им должности казначея комитета в 1886 г. объявил ему свою благодарность 17.

Зная его ревностное отношение к Уставу и богослужению, епархиальное начальство назначило его благочинным монастырей по Вятской епархии. Он с вниманием следил за духовной жизнью каждой обители, глубоко переживая из-за всякого внутреннего нестроения. Так, в 1892 г., обозревая Филейский монастырь, он с горечью отмечал, что «церковное богослужение исправлялось благочинно, пение — сносно, но чтение — крайне неразборчиво от торопливости; более же всего прискорбно, что далеко не всеми, живущими в обители, посещается храм Божий». В то же время, в меру своих возможностей он стремился исправить негативные явления 18.

При всей внешней многозаботливости о делах, порой далеких от монашеского делания, он всегда оставлял место для духовной жизни. Он глубоко почитал прп. Трифона, составил церковные песнопения в честь вятского святого и новую редакцию акафиста ему.

За основу он взял краткий акафист, написанный еще его дядей, свящ. Игнатием Иконниковым. По словам прот. Иоанна Осокина, вариант о. Максимилиана отличался «полнотою, помазанностью и тем, что в нем содержатся указания на многочисленные факты из жития преподобного» 19. Свою редакцию службы и акафиста прп. Трифону о. Максимилиан в 1894 г. послал в Петербургский Цензурный комитет, но тот не дал разрешения на печать. В 1901 г. он повторил попытку, но вновь получил отказ. Равно не были одобрены и пять акафистов прп. Трифону других авторов. Причиной стало не содержание текстов, а указ Синода от 20 июня 1873 г., по которому печать служб и акафистов местночтимым святым для повсеместного распространения не допускалась 20. Будучи наместником Слободского монастыря, он построил часовню над могилой Досифея, ученика преп. Трифона, и часто служил там панихиды 21.

Прот. С. Попов вспоминал об о. Максимилиане как о человеке, любившем полноту и уставность церковного богослужения, добром и прямой души, всегда отзывчивом к горю и нуждам других, благотворителе, давшем не только среднее, но и высшее образование нескольким юношам, а также средства для выдачи бедных девиц в замужество 22.

Архимандрит тихо скончался 26 декабря 1912 г. Накануне, в праздник Рождества, он исповедовался и причастился Св. Таин, до последнего дня сохранив полную ясность сознания, твердую память и силу характера. Всегда помня о смертном часе, о. Максимилиан еще при жизни приготовил для себя простой гроб, покрашенный белой краской. 28 декабря после парастаса и литии было совершено погребение о. Максимилиана в присутствии Вятского владыки Филарета в ограде Слободского Крестовоздвиженского монастыря 23.

1 Осокин И. М., прот. Отец архимандрит Максимилиан (некролог) // Вятские епархиальные ведомости. 1913. № 3. Отд. неоф. С. 79, 84.
2 Казаков Д. В иноческом лике // Вятский епархиальный вестник. 2009. № 6. С. 10.
3 Государственный архив Кировской области (далее — ГАКО). Ф. 247. Оп. 1. Д. 77. Л. 28 об. – 29.
4 Там же. Л. 104 об. – 105.
5 ГАКО. Ф. 430. Оп. 1. Д. 190. Л. 28.
6 ГАКО. Ф. 247. Оп. 1. Д. 77. Л. 104 об. – 105.
7 Осокин И. М., прот. Отец архимандрит Максимилиан... С. 80.
8 ГАКО. Ф. 247. Оп. 1. Д. 182. Л. 178, 252.
9 Осокин И. М., прот. Отец архимандрит Максимилиан... С. 81–82.
10 Там же. С. 81.
11 ГАКО. Ф. 430. Оп. 1. Д. 190. Л. 28–29 об.
12 ГАКО. Ф. 430. Оп. 1. Д. 153. Л. 1, 2 об., 5, 5 об., 9.
13 Там же. Д. 43а. Л. 17, 27.
14 Там же. Л. 32.
15 Там же. Л. 66 об.
16 ГАКО. Ф. 430. Оп. 1. Д. 153. Л. 68 об.
17 Там же. Д. 169. Л. 286 об. – 288; Д. 204. Л. 219 об. – 225.
18 ГАКО. Ф. 1257. Оп. 1. Д. 46. Л. 1–1 об.
19 Осокин И. М., прот. Отец архимандрит Максимилиан... С. 82.
20 ГАКО. Ф. 237. Оп. 76. Д. 1366. Л. 19 об., 48 об. 49 об.
21 ГАКО. Ф. 430. Оп. 1. Д. 190. Л. 29.
22 Осокин И. М., прот. Отец архимандрит Максимилиан... С. 84.
23 Там же. С. 82–83.

Категория: Православная страница | Добавил: Георгич (03.12.2018)
Просмотров: 396 | Теги: монастыри, Вятская епархия, архимандрит Максимилиан (Иконников), монастырские архивы, церковно-приходские школы, Уржум | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта