Протоиерей Валериан Бобровский
(21.11./3.12.1867–…)
Валериан Дмитриевич Боровский родился 21 ноября/3 декабря 1867 года в городе Слободском Вятской губернии в семье священника Димитрия Бобровского. 23 июня 1889 года он окончил по второму разряду Вятскую Духовную семинарию, 17 сентября того же года был определен псаломщиком к Троицкому собору города Кукарка Яранского уезда. 1 марта 1891 года В.Д. Бобровский был переведен на псаломщическую вакансию к Преображенскому собору города Глазова, 1 октября 1894-го рукоположен во священника к церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Тойкино. Во время служения на данном приходе отец Валериан нес послушание законоучителя земского училища в деревне Пичуги (с 7.09.1896), заведующего и законоучителя Косотурской и Кокушкинской школ грамоты (1.01.1895–1897).
28 марта 1897 года иерей Валериан Бобровский был перемещен к Космодамианскому храму села Космодамианское, состоял законоучителем в местном земском училище (1897—1905). 11 марта 1905 года батюшка был направлен на служение к Вознесенской церкви села Чутырь Сарапульского уезда, 25 августа 1914-го — к Троицкому храму села Русские Краи Яранского уезда, 22 января 1917-го — к Введенской церкви села Кичма Уржумского уезда, 7 марта 1915-го был награжден набедренником.
В села Кичма отец Валериан служил до марта 1919 года, а затем был переведен к церкви Казанской иконы Божией Матери села Салтак-Ял Уржумского уезда Вятской губернии, где подвизался до 1930 года. Первое следственное дело на батюшку было заведено практически сразу после революции. 8 марта 1920 года в Салтак-Ял приехал уполномоченный для организации сельскохозяйственной коммуны. В связи с этим среди верующих распространилось мнение, что при этом будут отобраны и церковные дома, в которых проживал причт. 15 марта 1920 года после богослужения состоялось приходское собрание, на котором было решено обратиться в токтай-белякский исполком с просьбой оставить дома в ведении прихода.
27 марта 1920 года в ЧК был получен сигнал, что священник Бобровский ведет антисоветскую агитацию, называя коммунистов последователями антихриста и гонителями Православной веры, что якобы проявилось и в ходе собрания 15 марта. Но большинство допрошенных по делу свидетелей показаний против священника не дали. Да и отец Валериан на допросах 24 мая и 6 июня своей вины не признал, показав, что против власти ничего не говорил, в собрании не участвовал, находился в это время в алтаре. В ходе следствия с батюшки была взята подписка о невыезде до суда.
8 февраля 1921 года на заседании Вятского губернского революционного трибунала было принято решение о прекращении следствия в отношении батюшки на основании закона ВЦИК от 7 ноября 1920 года об амнистии. Несмотря на прекращение дела, притеснения продолжались и в дальнейшем. В январе 1930 года отец Валериан был лишен избирательных прав и раскулачен, так как имел корову и лошадь. В следственном деле 1930 года приводится несколько других случаев недоброжелательности в отношении священника. 15 декабря 1929 года в лавке общества потребителей ему отказали в покупке керосина на том основании, что он не является членом потребкооперации, 8 марта 1930-го в доме одного из колхозников — в предоставлении ранее обещанного плуга с предложением обратиться за разрешением к председателю колхоза. Таких примеров в жизни батюшки было, конечно же, больше.
В марте 1930 года священник Валериан Бобровский был арестован и ложно обвинялся в агитации против мероприятий советской власти в деревне. 20 марта состоялся единственный допрос, на котором батюшка отверг все обвинения. 1 апреля 1930 года было вынесено постановление о том, что «произведенным следствием по данному делу недостаточно собрано доказательств, наличие коих дало бы основание для привлечения к ответственности», после чего священник Валериан Бобровский был освобожден.
О последующих трудах батюшки известно немного. Весной 1934 года он совершал богослужения в церкви святителя Алексия, митрополита Московского села Алексеевское Мари-Турекского района МАО, в том же году был возведен в сан протоиерея. К июлю 1936-го батюшка служил в Иоанно-Богословской церкви села Масканур, данный приход входил в состав Марийского викариатства Нижегородской епархии и находился под омофором епископа Марийского Варлаама (Козули). Дальнейшая судьба протоиерея Валериана Бобровского в настоящее время не известна.
Ю. Ерошкин
Использованы материалы, предоставленные Л.М. Свинцовой.
Источник: http://ortho-hist-12.ru |