«Нелегальный съезд»
В Государственном архиве социально-политической истории Кировской области хранится судебно-следственное дело 1926 года по обвинению группы уржумских священников в том, что ими «был организован нелегальный благочиннический съезд Уржумской епископии с целью организации нелегального епархиального управления».
Середина 1920-х годов была трудным временем для Русской Православной Церкви. Советской властью в 1922 году был инициирован раскол в Церкви: возникло обновленческое движение. Ситуация усугублялась нестабильностью в управлении епархиями из-за арестов иерархов. В этих непростых обстоятельствах надо было не только выжить, но и не отойти от служения Богу, сохранив в верности Христу свою паству.
Храмами Уржумского уезда в 1926 году формально управлял обновленческий епископ. Однако многие настоятели церквей и благочинные округов не признавали его. Они считали себя приверженцами Патриарха Тихона (Белавина) и хотели подчиняться только его последователям. В ноябре 1925 года «благочиннический совет уржумских градских православных церквей в заседании своём решил ходатайствовать перед Центром о разрешении созыва уездного собрания
духовенства и мирян для организации церковного уездного викариального совета староцерковников (так называли верных Патриарху Тихону чад Русской Церкви в противовес обновленческому движению), возбудить вновь ходатайство по сему делу перед прокурором республики».
По кандидатуре будущего Уржумского викарного епископа обратились к Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Петру (Крутицкому) с просьбой о переводе в Уржум епископа Малмыжского Георгия (Зернова), дававшему на это письменное согласие. Однако митрополит Пётр указал на епископа Уржумского Авраамия (Дернова), освобождённого из следственного изолятора без права выезда из Москвы, и подсказал, что надо просить гражданские власти разрешить ему выезд в Уржум. В Москву была послана телеграмма, где говорилось, что приходские советы церквей г. Уржума ручаются за политическую благонадёжность епископа Авраамия и просят разрешить ему выезд в Уржум.
Н.Г. Перевозчиков, председатель церковного совета Воскресенской церкви, в марте 1925 года был в Москве и по возвращению рассказал, что епископ Авраамий живёт в Москве на окраине города
на частной квартире у сапожника. В материальном положении живёт плохо, терпит нужду во всём. Было решено провести сбор пожертвований во всех храмах и послать денежный перевод епископу Авраамию в Москву.
Однако власти не пошли навстречу пожеланиям уржумцев, и епископ Авраамий был отправлен в ссылку в Коми.
О разрешении духовного управления староцерковников в Уржумском уезде написали официальные прошения уездным властям, в губисполком и во ВЦИК, но отовсюду получили отказ.
Между тем накопилось много церковных вопросов, которые надо было как-то решать: о назначении священников, об их поощрении, о расторжении церковных браков и так далее. Церковного руководства тихоновского направления ни в Уржуме, ни в Вятке в тот момент не было.
Настоятель Воскресенской церкви, благочинный городского Уржумского округа протоиерей Павел Сушков для разъяснения вопросов, связанных с деятельностью церквей, направил в Вятку и Глазов (в то время Вятская епархия была разделена на Слободскую и Вятско-Глазовскую) священника Воскресенской церкви Николая Арановича.
Вскоре после возвращения Арановича 27 января (по старому стилю) 1926 года на квартире у Сушкова состоялось собрание благочинных Уржумского уезда. На него приехали священник Митрофан Павлович Сырнев, благочинный из с. Пустополье; священник Матвей Данилович Сатаев, благочинный из с. Актыгашево; священник Василий Владимирович Фёдоров, благочинный из с. Косолапово. Присутствовали также священники Воскресенской церкви Уржума Николай Захарович Аранович и Алексей Михайлович Бенедиктов. Отец Матфей Сатаев позднее говорил, что их пригласили на совещание «по случаю ареста митрополита Петра Крутицкого». От отца Николая Арановича присутствовавшие узнали, что вятское духовенство и епископ Глазовский Симеон (Михайлов) главой Церкви признают митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского).
На собрании было принято решение избрать старшим для сношений духовенства уезда с высшими церковными властями отца Павла Сушкова, его заместителем стал священник Николай Аронович. Было решено, что уржумское духовенство признаёт главой Церкви митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского), заместителя Патриаршего Местоблюстителя.
Буквально через месяц после собрания органы ГПУ арестовали всех его участников. Им было предъявлено обвинение в антисоветской деятельности. Священники не скрывали своих взглядов,
признавали, что они принадлежат к староцерковникам, сторонникам Патриарха Тихона, и не признают обновленцев.
Вот что сказал арестованный протоиерей Павел Сушков: «Что касается Патриарха Тихона и митрополита Петра (Крутицкого), то я считаю их хранителями веры и Церкви Христовой в чистоте и неповреждённости, Церкви, ведущей своё начало не с 1922 года, как у обновленцев, а со времени Самого Христа Спасителя и святых апостолов... Никакой вины за собой я не знаю». Батюшка утверждал, что никакого собрания не было, так как не выбирали ни председателя, ни секретаря и не вели протокол. Была частная встреча священников для обсуждения насущных церковных вопросов. Собирались и деньги для пересылки писем митрополиту Сергию (Страгородскому), епископу Георгию (Зернову), в Москву с ходатайством об открытии в Уржуме духовного правления. С посланиями митрополита Петра (Крутицкого) и епископа Яранского Нектария (Трезвинского) отец Павел частным порядком знакомил только благочинных и священников г. Уржума, чтобы объяснить им «разницу с канонической точки зрения между староцерковничеством и обновленчеством».
14 мая 1926 года священники Н. Аранович, В. Фёдоров, А. Бенедиктов, а также Ф. Шишов, видимо, под принуждением написали абсолютно одинаковые заявления в Вятский губотдел ГПУ в которых
они «отмежёвывались от всякой церковной контрреволюции и лиц, причастных к ней», заявляли, что с уважением относятся к советской власти и её мероприятиям, обязывались проводить такие взгляды среди верующего населения.
25 мая 1926 года было составлено обвинительное заключение на арестованных уржумских священников. В нём говорилось: «... священник (благочинный) г. Уржума Сушков усиленно нелегально вёл работу по мобилизации мнения верующей публики и духовенства в пользу монархических вождей Церкви, уличённых советской властью в контрреволюционной деятельности. Поддерживал всецело их платформу, для упрочения таковой в Уржумском уезде он по своей инициативе созвал на 9 февраля (по новому стилю) сего года в своей квартире в г. Уржуме нелегальный благочиннический съезд Уржумской епископии с целью организации нелегального епархиального управления и связи последнего с Центром. С целью антисоветской деятельности по инициативе благочинного Сушкова организовывались принудительные сверхустановленные сборы с каждого церковного причта. В тех же целях распространялись среди верующего населения и духовенства антисоветские воззвания заключённого за контрреволюцию епископа Яранского Нектария (Трезвинского)».
Дело было передано на рассмотрение Особого Совещания при коллегии ОГПУ. 15 октября 1926 года последовало решение: «П.В. Сушкова, М.П. Сырнева, М.Д. Сатаева выслать в Среднюю Азию на три года; Н.З. Арановича, В.В. Фёдорова, А.М. Бенедиктова приговорить к лишению свободы сроком на 6 месяцев с зачётом предварительного заключения».
10 июня 1992 года все эти священники были реабилитированы по этому делу в соответствии с Законом РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года.
* * *
В документах архива имеются отдельные сведения о дальнейшей судьбе некоторых из названных священников.
О П.В. Сушкове имеется письмо Полномочного представительства ОГПУ в Средней Азии от 22 мая 1928 года о том, что «административно-ссыльный П.В. Сушков умер от острого психического расстройства».
Сушков Павел Васильевич
М.П. Сырнев после возвращения из ссылки в 1929 году снова был осуждён «за неуплату налога высылкой из Нижегородского края с конфискацией имущества». С 1933 года отец Митрофан жил в Уржуме, служил в Казанской церкви, был благочинным. 7 сентября 1937 года снова был арестован, обвинялся в контрреволюционной деятельности. 8 декабря того же года обвинение было снято. Батюшка продолжил своё служение в Казанской церкви до 7 апреля 1940 года.
Сырнев Митрофан Павлович
М.Д. Сатаев отбывал ссылку в г. Ходженте Узбекской ССР по 6 июля 1929 года. После ссылки отец Матфей служил в с. Троицкое Кильмезского района. Арестован 27 августа 1937 года, обвинялся в принадлежности к контрреволюционной церковно-монархической организации и антисоветской пропаганде. Решением Особой Тройки при УНКВД по Кировской области от 22 октября 1937 года приговорён к расстрелу. Расстрелян 1 ноября 1937 года в г. Кирове.
Сатаев Матвей Данилович
Отец Алексей Бенедиктов продолжал служить в Воскресенской церкви г. Уржума, был благочинным. Арестован 25 сентября 1929 года и 1 декабря 1929 года осуждён Особым Совещанием при коллегии ОГПУ на три года заключения в концлагерь за антисоветскую пропаганду. После этого две его дочери переехали в Ленинградскую область, и связь с ними потерялась…
Бенедиктов Алексей Михайлович
Аранович Николай Захарович (1876–1942) после освобождения уехал в Москву к сыну Петру Николаевичу (1902 г.р.), главному архитектору 2-го отдела Моспроекта, где жил до 1941 года. После начала Великой Отечественной войны он переехал в г. Киров к дочерям, где вскоре умер.
Аранович Николай Захарович
ВЛАДИМИР Жаравин
Источник: Вятский епархиальный вестник, № 10 (288) 2011 |