Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [138]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [2]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [33]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [45]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [47]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [23]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [41]
Культура и искусство [314]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [78]
Монастыри, церкви, часовни [52]
Музеи [46]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [205]
Правопорядок, спецслужбы [96]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [233]
Почётные граждане Уржума [43]
Почётные граждане Уржумского района [15]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [89]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [226]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [218]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [12]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [47]
Уржум в настоящем [24]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

НА РОДИНЕ ВЕЛИКОГО ХУДОЖНИКА

НА РОДИНЕ ВЕЛИКОГО ХУДОЖНИКА

Троицкая церковь с. Лопьял

С детских лет многим знакомы сказочно-былинные картины «Три богатыря», «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Витязь на распутье» известного живописца Виктора Михайловича Васнецова, родившегося в 1848 году в селе Лопьял Уржумского уезда в семье священника Троицкой церкви Михаила Васильевича и его супруги Аполлинарии Ивановны, проживших здесь пять с половиной лет.

ИСТОРИЯ ТРОИЦКОГО ХРАМА

Первое упоминание о Лопьяле в письменных источниках относится к 1506 году. В 1740 году Казанской конторой новокрещёных дел марийская деревня Лопиал (с 1870 года — Лопьял) была преобразована в село. В 1741 году первая деревянная церковь была освящена в честь Богоявления Господня, поэтому село также называли Богоявленским. В связи с увеличением количества прихожан храм в 1787 году был существенно расширен. В 1791 году село Лопиал из ведения Казанской епархии перешло в состав Вятской епархии. По данным вятского краеведа О.Н. Виноградова, в Богоявленском приходе в 1798 году числилось 314 дворов.

В начале марта 1802 года священник Пётр Порфирьевич Буевский обращается к односельчанам с предложением построить вместо деревянной каменную церковь. 29 марта того же года Преосвященным Амвросием была дана храмозданная грамота, а в мае 1805 года начались строительные работы. В 1811-м тёплый придел был освящён во имя Богоявления Господня.

В 1816 году началось строительство холодного храма, которое вёл каменных дел мастер Фёдор Гаврилович Тюрин с бригадой из Нижегородской губернии. Работы шли на ежемесячные добровольные пожертвования крестьян с каждого двора. Новый придел был освящён 6 сентября 1819 года во имя Живоначальной Троицы, и с тех пор церковь стала именоваться Троицкой.

В марте 1822 года сельский сход решает вместо деревянной звонницы возвести каменную колокольню, начав для этого сбор необходимых средств, который продолжался одиннадцать лет. В 1830-м на пожертвования помещика Петра Исаевича Депрейса начато строительство левого тёплого придела, который на следующий год был освящён в честь пророка Исайи. Весной 1833 года было получено разрешение на возведение по образцу Царёво-Константиновской церкви г. Вятки каменной колокольни. Её высота — почти 47 метров. На ней было девять колоколов, самый большой (6389 кг) был отлит в г. Слободском. По сведениям заведующего Лопьяльским историко-краеведческим музеем В.А. Кожевникова, когда новый колокол везли в Лопьял, жители встретили его в Нолинске, примерно за 70 километров от села, распрягли лошадей и дальше из благоговения к святыне везли колокол сами.

Постепенно с увеличением населения прихода (в 25 его селениях на 1912 год проживало русских — 2095 мужчин и 2153 женщины, крещёных марийцев — 969 мужчин и 1059 женщин) помещение Троицкого храма стало тесным, поэтому лопьяльцы подают прошение об очередном расширении церкви. В значительно увеличенном храме 29 октября 1896 года был торжественно освящён в честь Богоявления Господня правый придел, а 1 декабря 1897 года — левый придел в честь пророка Исайи и святителя Николая.

Богослужения в Троицкой церкви совершались до 1939 года, хотя ещё в начале мая 1935 года с храма были сброшены колокола, а в сентябре 1937 года — и кресты. В разное время здесь размещались сельский клуб, зернохранилище, мастерские машинно-тракторной станции и местного колхоза. Постепенно здание пришло в полное запустение…

ВОЗРОЖДЕНИЕ СВЯТЫНИ

Художники из Вятки, других городов России и зарубежья, приезжая на Васнецовские пленэры, посещают и Лопьял, над которым возвышается Троицкая церковь, где крестили Виктора и его старшего брата Николая Васнецовых. Пишут храм по-разному: одни художники — во всей красе, с крестами и куполами, как это было давным-давно или как, дай Бог, будет в недалёком будущем после завершения реставрационных работ; другие изображают его во всей неприглядности действительности: без крестов, с облупившимися стенами, с тёмными провалами окон и с небом, просвечивающим сквозь обветшавшую обрешётку купола…

Хотя уже издалека видны некоторые перемены последнего времени, например, крест под золото на обновлённой маковке холодного придела, но объём необходимых работ настолько велик, что, кажется, даже «всем миром» не справиться с этой задачей. В этом большом некогда селе совсем немного прихожан: молодёжь из-за отсутствия работы уезжает в города, да и большая часть людей среднего и старшего возраста, воспитанная в духе атеизма, пока не прониклась верой. Остаётся уповать на всесильную помощь Божию.

Однако, как говорится, на Бога надейся, но и сам не плошай. Местный церковный актив, как это было в старину, собирает средства на восстановление церкви, просит помощи у благотворителей. Уже несколько лет уржумские священники периодически проводят богослужения. А началось всё в 2005 году с инициативы нынешнего старосты храма Натальи Анатольевны Поляковой, которая и сейчас, несмотря на огромный объём восстановительных работ, с оптимизмом смотрит в будущее. Двенадцать же лет назад в церкви не было ни дверей, ни окон, крыша пробегала… — одним словом, полное запустение! Но священник Андрей Лебедев, в то время благочинный Уржумского округа, ныне — руководитель Миссионерского отдела Вятской епархии, поддержал и благословил инициативу лопьяльцев начать возрождение храма.

Постепенно, шаг за шагом дело пошло на лад. Благое начинание нашло отклик в сердцах местных жителей, приезжали потрудиться и из Уржума.

Материально помогали, кто, сколько мог, и через пять лет в храме отслужили первую Литургию.

Сейчас в небольшом отапливаемом помещении под колокольней богослужения совершаются зимой, а летом — в приделе в честь пророка Исайи. Здесь настланы полы, установлен иконостас, изготовлены необходимый церковный инвентарь и мебель, приобретены стройматериалы для дальнейшего ремонта.

Наталья Анатольевна провела меня по храму. В бывшем тёплом приделе, где располагались мастерские, когда-то сгорел трактор, и жар пламени погубил росписи. Лишь в некоторых местах на своде просматриваются отмытые от многолетней грязи и копоти лики Христа, святых и Ангелов.

В центральном холодном приделе пока ничего не удалось сделать, и через дырявую крышу и пустые оконные проёмы гуляет ветер…

Стены храма сохранились достаточно хорошо: умели в те времена делать качественный кирпич и вести добротную кладку! Несколько хуже обстоит дело с колокольней, здесь разрушения, произведённые непогодой и временем, более ощутимы: выкрашивается кирпич, сгнили деревянные конструкции, а часть жестяной облицовки колонн давным-давно растащили неверующие местные жители. Также исчезли и металлические решётки с церковной ограды…

И всё-таки начало положено, и будем надеяться, что народная инициатива по восстановлению Троицкой церкви со временем будет поддержана властью и благотворителями. Пока же старосте храма Н.А. Поляковой помогают в благом деле супруг Иван Всеволодович, односельчане Галина Шульгина, Нина Филиппова, Дмитрий Мальцев, Нина Сбоева, Александр Лебедев, Нина, Александр, Надежда и Наталья Поляковы и другие. На помощь взрослым в деле восстановления святыни приходят дети и внуки. Жаль, что постепенно уменьшается население Лопьяла, пустеют окрестные деревни, разъезжается в поисках лучшей жизни молодёжь. Но село всё-таки живёт, работает школа, библиотека, магазины, действует историко-краеведческий музей имени В.М. Васнецова, и проходят службы в Троицкой церкви…


Староста храма Н. А. Полякова

ВЛАДИМИР Шеин

Источник: ВЯТСКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК, № 3 (353), 2017, с. 9.

Категория: Православная страница | Добавил: Георгич (08.10.2017)
Просмотров: 968 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта