Мои воспоминания. О ДОБРЫХ ЛЮДЯХ,
ЛЕТО 1990
Большую часть лета 1990-го мы с Ксеней провели в маленьком городке Уржуме на юге Кировской (Вятской) области. Нас пригласил погостить человек по имени Никодим, с которым Павел познакомился в одну из своих поездок по России в конце 80-х.
В советское время Никодим Каменских учился в Одесской духовной семинарии и был из нее исключен по требованию уполномоченного по делам религий за то, что подписал «Открытое письмо верующих Кировской епархии Патриарху Алексию» (1966), в котором шла речь о разрушении церквей и преследованиях верующих. Он был учеником и другом известного церковного диссидента и борца за права верующих кировчанина Бориса Талантова, автора вышеупомянутого письма, умершего в тюрьме в 1971 г. А в 90-м он был мирным семьянином, отцом троих детей, держал пасеку и подвизался в качестве иподиакона в местном уржумском храме.
Люди моего поколения , возможно, помнят название популярной детской книжки «Мальчик из Уржума», посвященной детству одного из советских вождей С.М. Кирова, в каком-то смысле соперника Сталина и впоследствии убитого по его приказу. Это все, что я знала об этом городе.
А городок оказался хотя и запущенным, но довольно милым, в котором сохранились старинные здания.
Так выглядела главная улица Уржума до революции
Так она выглядит сейчас.
А мы жили в домике примерно такого вида:
На фоне тихой, размеренной жизни у нас было несколько выдающихся событий.
В сарае жила коза с козлятами. Нам довелось присутствовать при рождении очередного козленка. Самое удивительное было то, что буквально через минуту после своего рождения козленочек встал на ножки и пошел!
Как-то раз мы ходили собирать полевую клубнику.
На этом фото представлено все семейство Никодима: два сына, жена, дочка и сестра:
Вот как описала это событие по горячим следам 6-летняя Ксения:
Из собранной клубники мы сварили варенье - оно оказалось очень вкусным. Мы привезли его в Электросталь.
Еще мы съездили на дальний (километрах в 20-30) святой источник на т.н. мотоблоке. Это тележка, прикрепленная к мотору, расположенному впереди. На "облучке" сидит водитель, а в телеге, дно которой выстлано сеном, - пассажиры. При этом трясет неимоверно - дорога не асфальтированная. У меня перед самым отъездом стало "стрелять" в голове - пульсирующая боль, трудно выносимая, и я боялась, что не выдержу этого путешествия. Но каким-то чудом мы все - семья Никодима и я с Ксеней - доехали. Источник бил из горы, причем вода, забранная в трубу, лилась в деревянное корыто, находившееся в маленьком деревянном домике-часовне. Как и все другие, я наконец решилась погрузиться в это корыто с ледяной водой и - как в сказке - вышла из него здоровой и невредимой. В голове перестало "стрелять".
У Никодима была очень благочестивая и милая младшая сестра Мария, к которой мы с Ксеней ходили на пельмени ее собственного приготовления (для меня это было внове). Я страдала, оттого что в Уржуме не было места, где можно было бы поплавать. Мария договорилась со своим знакомым молодым человеком, владельцем мотоцикла с коляской. чтобы тот отвез нас на место впадения р. Уржумки в р. Вятку, для того чтобы мы могли с ней там искупаться. Огромная песчаная коса, разделяющая русла двух рек, напомнила мне бесконечные киевские пляжи и мои любимые днепровские косы возле Канева, где я предавалась в свое время палеонтологическим изысканиям.
В другой раз Мария повела нас в гости к молодому священнику о. Александру, настоятелю Троицкого собора. Был какой-то праздник, возможно память первоверховных апостолов Петра и Павла. Ксене запомнилась утка в яблоках, которой нас там угощали. В домике священника-целибата жил еще его друг из Перми, дьякон, с женой и маленьким ребенком. Жена играла на гитаре и пела. Возвращались мы уже поздно вечером и стали читать по дороге вечернее молитвенное правило по памяти. Так я узнала, что 6-летняя Ксеня помнит все это правило наизусть - а оно довольно-таки длинное. (Я далеко не уверена, что она помнит его сейчас хотя бы наполовину.)
Потом мы еще несколько раз навещали о. Александра. Вообще, Ксеня маленькая питала слабость к священникам, и священники тоже испытывали к ней симпатию. Ну и в данном случае между о. Александром и Ксенией возникла взаимная симпатия. После нашего отъезда из Уржума они даже какое-то время (отчасти с моей помощью) переписывались.
Вот, например, одно из писем о. Александра (в сокращении):
"Божие благословение любимой нашей Ксеньюшке!.. Каждый день я вспоминаю о тебе и радуюсь, и очень хочу увидеть и поговорить. Мама пишет о том, как много ты занимаешься полезными науками, и я радуюсь этому и желаю помощи Божией в изучении Священного Писания, пении и рукоделии – тех как раз занятий, коими занималась Пресвятая Дева Мария в твоем возрасте. Ксеньюшка, когда ты будешь читать это письмо, я буду в Лавре и помолюсь о всей вашей семье. В сентябре я уже был в Лавре, жил у монастырского гостинника, ходил на службы и учился в семинарии. Приехав в Уржум, мне и всей нашей семье и даже школьникам пришлось сниматься в фильме о художниках и священниках Васнецовых… и он так и назывался «Древо Васнецовых». Я посылаю тебе несколько кадров из фильма. А еще по кировскому радио была передача со мною, а на телевидении показали собор и меня недостойного, Каждую неделю я занимаюсь со школьниками по 2-3 часа. К третьеклассникам добавились и шестиклассники. Дети сами заставляют учителей вести их в церковь! Они ставят свечи, причащаются, а потом мы читаем Писание, жития или так разговариваем и пьем чай. Среди них были некрещеные, а теперь окрестились. А еще я издаю газету и готовлю издание журнала с нового года, если получится, то пришлю вам…"
Это кадр из упомянутого в письме фильма:
Информация из Интернета: "В 1991-1992 гг. кировским режиссером Марией Дохматской было снято 2 фильма о Уржуме – «Древо Васнецовых» и «Возвращение», в центре которых – судьба священника Свято-Троицкой церкви Андрея Кононова и его жены матушки Людмилы. Первый фильм принял участие в кинофестивале « Живой мир» в Тольятти (1991) и имел большой успех. Вырученные от его сеансов 700 рублей поступили на счет реставрации собора города Уржума. Но священника Александра Зверева переводят восстанавливать комплекс Великорецкого монастыря, и работы почти прекращаются".
Вот вам и рифма судьбы, если вспомнить о нашем с Павлом паломничестве к Великорецким святыням в советское время (1980).
Так выглядел восстанавливаемый храм в Уржуме.
"Воздвижение" крестов на храм:
Обе эти фотографии, как и многие другие, дал мне о. Александр.
Справка из Интернета: Зверев Александр Петрович, священник. Родился 25 августа 1957 г. в г. Уржуме. Окончил Кирпед и 3 класса Московской духовной семинарии. Был известен антисоветской деятельностью, за что получал предупреждения от УКГБ. Работал художником-оформителем, изучал философию востока. В сане с 1988 г. С этого времени и по начало 90-х служил в Уржуме, был благочинным. Автор религиозно-философских публикаций в газете «Выбор и советская Россия», в разных других газетах. С 1992 –член совета духовенства предсоборного совещания. С 1993 – сотрудник информационно-исследовательской службы великого князя Тихона Николаевича Куликовского-Романова «Царское дело» (Москва). При нем началось восстановление собора в г Уржуме. В настоящее время служит в одном из храмов Вятской епархии.
И еще я узнала из Интернета печальную новость. Оказывается, Никодим умер в 2007 г. в сане диакона. Упокой, Господи, его душу.
Диакон Никодим Каменских
автор quidam
Источник: http://users.livejournal.com |