Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [82]
Археология [7]
Великая Отечественная война [77]
Военная служба [11]
Военные истории [12]
Возвращение имён [20]
Генеалогия [4]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [19]
Годы революции и гражданской войны [32]
Горячие точки [15]
Госслужба [8]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [14]
Иностранцы в Уржуме [14]
Интересные люди [32]
Исторические, заповедные и памятные места [2]
Исторические справки [21]
История, легенды народов, вера [16]
Комсомольская жизнь [5]
Краеведение и краеведы [23]
Культура и искусство [208]
Лесное хозяйство [18]
Люди науки [43]
Медицина [46]
Монастыри, церкви, часовни [29]
Музеи [16]
Некрополь, некрополистика [4]
Образование [108]
Правопорядок, спецслужбы [46]
Православная страница [91]
Политика [11]
Политические лидеры [82]
Почётные граждане Уржума [32]
Почётные граждане Уржумского района [12]
Почта, марки, открытки [8]
Промыслы, ремёсла [32]
Промышленность, производство, передовики [59]
Революционеры [11]
Реки, озёра, пруды и родники [12]
Сельские поселения [171]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [53]
Топонимика, ономастика [7]
Торговля, ярмарки [8]
Транспорт, дороги [9]
Удивительные судьбы [175]
Уржум в прошлом [26]
Уржум в настоящем [18]
Уржум - улицы и дома [1]
Уржумский уезд [36]
Флора и фауна, природа [7]
Разное [1]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Православная страница

Левашев Павел Никанорович, протоиерей
ЛЕВАШЕВ ПАВЕЛ НИКАНОРОВИЧ
(1866 - 1937)

 
Павел Никанорович Левашев (1866 - 1937), протоиерей
Родился 17 декабря 1866 года в городе Уржум Вятской губернии в семье псаломщика Троицкого собора города Котельнич Вятской губернии.
Обучался в Нолинском духовном училище и Вятской духовной семинарии.
В 1890 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия за диссертацию на тему "История праздника Пасхи (преимущественно со стороны Литургической)".
В 1890 - 1891 годах преподавал арифметику в Вятском епархиальном училище, в 1891 - 1893 годах - догматическое богословие в Вятской духовной семинарии.
В 1893 году переехал в Санкт-Петербург, до 1895 года занимал должность эконома в духовной академии.
С 1894 года - преподаватель географии в Исидоровском епархиальном женском училище (упоминается в этой должности и в 1899 году) [1].
В 1895 - 1902 годах законоучитель и священник домовой церкви равноап. Марии Магдалины Училища лекарских помощниц и фельдшериц, в 1901 году организовал при церкви и барачном лазарете Братство Святого Креста.
С 4 октября 1902 года - священник церкви Великомученика и Победоносца Георгия при Генеральном и Главном Штабе. Активно занимался проповеднической и миссионерской деятельностью.
С 1903 года состоял членом старейшей патриотической организации - Русского Собрания, активно участвовал в деятельности организации, был в числе делегатов Первого Всероссийского Съезда Русских Людей в Петербурге 8-12 февраля 1906 года (1-й Съезд), который изначально планировался как Всероссийский Съезд Русского Собрания. Закономерно, что именно о. Павел был назначен первым законоучителем гимназии Русского Собрания: преподавал Закон Божий в гимназии в 1907 - 1910 годах и с 1913 года. Зимой 1910 года он вел специальные религиозно-нравственные чтения в Русском Собрании.
Был участником Четвертого Всероссийского Съезда Объединенного Русского Народа в Москве 26 апреля-1 мая 1907 года; выступал на 1-м Всероссийском съезде представителей правой русской печати, который проходил 29 апреля 1907 года в рамках 4-го Съезда. По окончании Съезда под псевдонимом Г.П. выпустил брошюру "Под впечатлением Московского съезда "Объединенного Русского Народа", в которой содержится много интересных наблюдений и впечатлений очевидца монархического форума. Есть в брошюре и глубокие размышления о переживаемых страною событиях. Автор приходит к неожиданному выводу, что "только истинное и святое народничество выведет Россию из нынешнего тяжкого ее положения" [2]. Однако, речь у него идет не о примитивном удовлетворении земельных требований крестьянства. Автор подчеркивает, что главная проблема не в малоземельи: "Вот уж сколько лет мы слышим у себя в России один и тот же припев: "мало земли!"... Мало земли?! Это в стране, что занимает одну шестую часть всей мировой суши? Помилуйте! Не земли у нас мало, а неба мало, вот чего у нас мало! Это верно. Мало у нас стало правды небесной, оскудела Русь святая воздухом вечной любви, забыла наша бедная родина о просторе духа... Вопрос о малоземельи у нас решится только тогда, когда предварительно будут возвращены права неба на землю" [3]. Автор проводил мысль о том, что Черная Сотня является наследницей идей славянофилов: "Известно, что наши знаменитые славянофилы - братья Киреевские, Хомяков, Аксаков, Достоевский - как бы в каком-то молитвенном экстазе нередко предсказывали, что близко время, когда наша Святая Русь скажет миру свое великое слово, и мир пойдет за ней или погибнет. Мы чувствуем, мы верим, мы видим, что этот момент близок к нам, вот он уже наступает. И Русь Святая, наша, родная скажет свое слово, скажет устами Объединенного Русского Народа. Скажет, должна сказать, - теперь или никогда!" [4].
С 1909 года - член Общества в память о. Иоанна Кронштадтского, в котором с 1911 года был товарищем председателя и пожизненным членом. С 1912 года был почетным членом Братства Св. Иоасафа Белгородского.

 

Иоанн Кронштадтский

С 1910 года состоял членом епархиального миссионерского совета, членом Училищного совета при Св. Синоде, с 1913 года членом учебного комитета при Св. Синоде.
Принимал участие в славянском движении, состоя с 1915 года членом Петроградского Славянского благотворительного общества.
В семье священника и его супруги Анны Васильевны было пятеро детей:
- сын Трифон (1895),
- дочери Юлия (1898), Варвара (1902), Александра (1907) и Елизавета (1912).
После революции 1917 года служил в Москве в церкви свмч. Власия бывшего Никитского монастыря.
С 1937 года служил в храме Вознесения Господня ("Малое Вознесение"), что на Большой Никитской.
Сохранилось небольшое воспоминание о последних днях его жизни:
"Время было тревожное. Пошли аресты священников, так что в некоторых храмах не было кому служить. В Маловознесенском храме после службы молебен Божией Матери вел отец Павел, он был духовное чадо старца Алексия Зосимовского. Сама икона была небольшой, вокруг неё были клейма. Он молился Пречистой с удивительной силой, со слезами на глазах, вставая на колени. А на следующий день мне сказали, что его арестовали" [5].
Арестован 10 декабря 1937 года. 20 декабря этого же года тройкой УНКВД по Московской области осужден по обвинению в "руководстве контрреволюционной фашистской группой церковников" приговорен к расстрелу.
Расстрелян 22 декабря 1937 года на Бутовском полигоне, где и захоронен.

Награды
Ордена св. Анны II степени, св. Владимира IV степени, а также др. награды.

Сочинения
- Вера во Христа Иисуса, как сила побеждающая мир. - СПб, 1895.
- Краткое историко-географическое описание местности, занимаемой ныне Санкт-Петербургом. - СПб., 1903.
- Семья и школа по А.С. Хомякову. Речь. - СПб., 1904.
- Под впечатлением московского Съезда Объединенного Русского Народа. СПб., 1907.
- Прот. Иоанн Ильич Сергеев (Кронштадтский) как пастырь по завету Христа. - СПб., 1908.
- Благодатная сила молитвы о. Иоанна и вселенское значение его молитвенного подвига. (Читано в РС 2 февр. 1909 г.). - СПб., 1909.
- Замечательный случай Божьего милосердия по молитвам о. Иоанна Кронштадтского в наши лукавые дни. (Исцеление Павла Афанасьевича Ильинова, 16-летнего мальчика при гробнице о. И.И. Сергеева). - М., 1910.
- Памяти доброго русского пастыря, прот. Иоанна Ильича Сергеева. - СПб., 1911.
- Зачем так много у нас обрядов. По мыслям лучших русских людей. - СПб., 1915; М., 1997.

С 1906 года издавал по благословению о. Иоанна Кронштадтского народно-просветительские Листки для народа и войск под названием "Правда и знание".
В 1906 - 1911 годах был издателем и редактором еженедельного журнала "Доброе слово", сотрудничал в "Новом времени", "Церковных ведомостях", "Церковном вестнике", "Русском паломнике", "Душеполезном чтении", "Колокол", "Вестнике Русского Собрания" и др. органах печати.

 

Литература
- Памятная книжка XLVII курса СПбДА. Сост. свящ. П.Н. Левашев. - СПб., 1896.
- XLVII курс Петроградской Духовной Академии. Биографический словарь. - Пг., 1916.
Использованные материалы
- Степанов А.Д. "Левашев, о. Павел Никанорович" // Большая энциклопедия русского народа, сайт Института Русской Цивилизации:
http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=635&tm=9
- БД ПСТГУ "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв.":
http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/ans...tk*

[1] Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии. - СПб., 1899, с.12.
[2] Под впечатлением московского Съезда Объединенного Русского Народа. СПб., 1907, с.97.
[3] Под впечатлением московского Съезда Объединенного Русского Народа. СПб., 1907, с.46.
[4] Под впечатлением московского Съезда Объединенного Русского Народа. СПб., 1907, с.109.
[5] Архив Бутово.
Источник: https://drevo-info.ru
Категория: Православная страница | Добавил: Георгич (29.09.2018)
Просмотров: 207 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт Свято-Троицкого 
Собора