Христиане староверцы собрались в Саратове...
О некоторых своеобразных сторонах жизни федосеевцев в первом десятилетии Советской власти рассказывает книга: Материалы к истории старообрядчества: документы из архива Л.А. Гребнева.- М., издательство МГУ им. М.В. Ломоносова, 2016 г. Её подарил краеведческому отделу районной библиотеки краевед В.А. Ветлужских.
Книга - сборник документов и материалов, собранных московскими археографами в экспедициях 2011-15 гг. по югу Кировской области. Они касаются в основном деятельности Луки Арефьевича Гребнева (1867-1932), уроженца д. Дергачи, основавшего в деревне в 1899 г. старообрядческую типографию. В 1905-08 гг. он работал в типографии в Москве. В 1908 г. он открыл типографию старообрядцев в Старой Тушке под Малмыжем. В 1918 г. типография закрылась. Л.А. Гребнев передал свои книги и остатки типографии краеведческому музею. В 1931 г. он был выслан в Северный край, умер в Котласе. А его архив московские учёные обнаружили в 2011 г. в Донаурове у местного старовера-филипповца, который и передал две объёмистые папки москвичам.
Здесь нет рукописей самого Л.А. Гребнева. В основном в папках - полемические письма Ф.В. Воробьёва, старообрядческого богослова, написанные в 1927-28 гг. Он был лидером федосеевцев в Саратове.
Дореволюционное письмо 1907 г. размножалось на гектографе с рукописных страниц (прямо как в баньке Костриковых). В 1927 г. Ф.В. Воробьёв писал от руки, но на именном (!) бланке, а также печатал письма на машинке. Он в полемике с другими старообрядцами пытается убедить их: «Нам нужно иметь основания не на мнения Тулупова, Покшина или Воробьёва, а на Евангелии и на оправданиях Церкви...» Он старается объединить единоверцев, цитируя Иоанна Златоуста: «Ведомо буди и сие, раздорник церковный подобен есть еретиком».
Поэтому Воробьёв оказался в числе инициаторов созыва 30 мая 1927 г. (лета 7435, как сказано в стенограмме) в Саратове, в храме Успения Пресвятой Богородицы, совещания отцов, клира и ревнителей федосеевского согласия. Речь шла о брачных обычаях старообрядцев и их соответствии с церковным правом. Эти вопросы не смог разрешить ко всеобщему согласию первый такой собор в Саратове в 1924 г.
Спор касался реалий тех лет. Часть федосеевцев считала, что без духовного бракосочетания, без венчания брак не действителен, это - блудодейство, и таких новожёнов нельзя допускать к исполнению обрядов со всеми и т.п. Ф.В. Воробьёв активно выступил в защиту новожёнов. Он ссылается на каноническое право. Папа римский Николай в 858 г. заявил, что несоблюдение брачных церемоний не есть грех, «по закону достаточно согласия тех, о ком идёт речь». Император Лев своим законом не требовал церковного венчания от крестьян и рабов, и лишь в конце 11 века император Алексей Комнин распространил право на венчания не несвободных. Все браки считались законными, независимо от факта венчания. Таинство венчания понималось по Иоанну Златоусту и Блаженному Августину, как сам супружеский союз, исполненный сверхъестественной любви, а не церковный обряд. «Брак есть мужа и жены союз общий на всю жизнь, общение божественного и человеческого права, заключается ли он посредством благословения или посредством венчания или посредством договора» (Синтагма Матвея Властаря).
Да и как иначе, как не признавать браки законными, если нет священника, или брачующиеся крайне бедны, или находятся на чужбине? - размышляет Воробьёв, вслед за авторитетами церкви. И вообще, «родительским соизволением блуд переходит в брак без священнословия». Кроме того, если иноверцы либо атеисты переходят в старообрядчество или из секты в секту, нельзя разрушать их браки как незаконные, не церковные. Воробьёв напоминает оппонентам-фанатикам историю раннего христианства, обычаи которого вошли в канон: браки, заключённые в иноверии, церковь всегда почитала законными, и супруги без развода допускались в общение (то есть были равноправными членами общины христиан). На этом же настаивает и Воробьёв.
14-17 сентября 1928 г. в Саратове прошло уже полномасштабное совещание христиан староверцев, своего рода поместный собор старообрядцев. Они решили созвать Всероссийский собор, создать духовные советы областей и округов. Вёл совещание и возглавил новоизбранный Саратовский областной духовный совет всё тот же Ф.В. Воробьёв. Он пытался примирить старообрядцев в непринципиальных вопросах культа и обихода, не раз подчёркивая в переписке (а письма старообрядческих отцов издавались как трактаты): «Христос учит, что не все в этом мире одни хорошие и праведные живут, но вместе с праведниками в мире живут и грешники, которых подразделять человекам не позволено». Исходя их 2-го послания апостола Тимофея, Воробьёв призывает федосеевцев: «Постараемся же, возлюбленные братья, и, сколько можем, позаботимся о том, чтобы нам быть сосудами золотыми и серебряными. Право сокрушать глиняные сосуды предоставлено одному Господу, которому дан жезл железный».
Всё тогда делалось открыто, вёлся протокол. Хотя преследований участников этих мероприятий, судя по их биографическим справкам в книге, не было, 3-й собор федосеевцев так и не состоялся. Они просто канули в безвестность, и документы об их деятельности и интеллектуальных исканиях обнаружились в Донаурове в архиве Луки Гребнева...
А. ИКОННИКОВ.
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 2, 14 января 2017 г. |