Есть в ГАКО такое интересное и толстое дело - "О крестном ходе по Вятской губернии со святыми иконами из Спасского собора"( 1924 г.). Интересность заключается в том, что ход этот был... обновленческий. Правда, он не был нововведением обновленцев. Это был древний Понизовый крестный ход, издревле шествовавший по большинству приходов центральных уездов епархии. Известно, что Великорецкий крестный ход также стал обновленческим. Получив в свои руки главные святыни епархии, обновленцы в своих лучших традициях "модернизировали" крестные хода. Например, Понизовый крестный ход стал заходить еще в большее число приходов, в том числе и в тихоновские. В 1924 г. крестный ход посетил 130 приходов, из которых 77 были тихоновскими и в 53 поддерживали обновленцев.
Как видно по отчету, большинство православных прихожан приняли обновленцев насторожено и не доверенно, но в глубинке даже приходские священники не понимали особой разницы между обновленцами и сторонниками Патриарха Тихона, поэтому обновленцы пошли на хитрость, получив к себе одобрение в большинстве своих приходов - они не демонстрировали свои нововведения, понимая, что это оттолкнет верующих, а службу делали по старому, мол мы же свои, православные! Народу старались объяснить, что вся разница не в обрядах, а в управлении. С приходским духовенством велась своя тонкая игра. Например, показывали обновленческие газеты с публикациями о том, что Вселенский собор признал не Патриарха Тихона и даже осудил его, а обновленческий синод. Здесь многие пастыри были введены в заблуждение.
Вот несколько примечательных выдержек из этого отчета, когда он шел по Уржумскому уезду: С. Ветошкино. Настоятель священник о. Василий Спасский арестован и осужден на год в тюрьму за сокрытие креста по проискам своего бывшего сослуживца о. Абашева. 2й священник. о. Аркадий Домрачев тихоновец по требованию народа, в душе синодал. После встречи святых икон около 1 ч. ночи священник Домрачев с псаломщиком приходили на квартиру о. диакона Ильинского, где отведена для нас была квартира, побеседовали с нами. Когда я им прочитал из № 1 Епархиальных известий о том, что вселенские патриархи признают св. синод, а Тихона не считают Патриархом, на того и другого это произвело сильное впечатление. «Что говорят теперь станем мы делать?» спросил псаломщик священника. «Ждать собора вселенского» ответил тот с. Мелянда. В Мелянду пришли иконы в 8 вечера. Настоятель церкви этого села Алексей Емельянов живет на хуторе за 4 версты от села. Встречи икон не было. Не было в день праздника и службы. Церковный староста распорядился, чтобы не было службы. Народ остался очень недоволен последним обстоятельством и всю вину слагает на старосту, которого и хотели убрать в первое же воскресенье незадолго пред приходом святых икон. Староста, у которого сын коммунист служит председателем исполкома, ездил в Уржум к о. Половникову. Последний наговорил ему, что у них церковь безблагодатная, надо ее освятить и т.п. И вот он всеми силами старается теперь убрать о. Емельянова за то, что он не поминает Тихона. Пред частным молебном, когда собралось много народу, я говорил обычную проповедь, убеждая народ не слушать советов старосты и быть верными своему пастырю. Тут мне дали слово, что не дадут в обиду своего батюшку. 2 мужичка приходили ко мне в алтарь, просили у меня прощения, что у них вышло так, и не вычеркивать их из маршрута. С.Лебяжье – синодальное. Настоятель священник о. Петр Мальгинов борется с тихоновщиной и заслуживает со стороны епархиального начальства поощрения в виде награды камилавкой. За обедом церковный староста и председатель приходского совета благодарили меня за проповедь, в кот я разъяснял народу, что разницы в службе у синодалов и тихоновцев никакой нет. А разница только в управлении. Через Вятку были устроены торжественные проводы св. икон на пароме. С.Петровское – синодальное, но в приходе сильное брожение к Тихону. С.Кичма. В этом селе святые иконы находились дня 2. Народ прихода Кичминского отнесся к приходу св. икон с должным вниманием и благоговением, сопровождали иконы из деревни в деревню сотнями. Такого отношения к св. иконам не было замечено ни в 1 приходе. Храм был переполнен молящимися. За литургией с разрешения о. настоятеля Николая Селивановского мною было сказано поучение о нерукотворном Образе Спасителя, изложена была история появления чудесного образа Спасителя в г. Вятке, по какому случаю установлен крестный ход по городам, селам и деревням Вятской епархии и о том тяжком времени, каковое переживаем мы в последнее время. Проповедь эта видимо произвела впечатление на слушателей. Изумленные мужички в деревне, где ожидали св. иконы, заявили: « Вот если бы почаще такие проповеди говорили батюшки, давно бы и тихоновцев не было».
В Кичме получено извещение из Маробласти о не разрешении крестного хода по Марийской области. Сократили его на 16 дней.
Из Буйского завода вышли в 1 час дня и пришли в Буйско-Архангельское в 9 ч. вечера, служили молебны в 4 деревнях – все тихоновские. Пред молебном говорил краткое поучение о тихоновщине, молитву: «Спаси Господи» пели все, а после молебна во время прикладывания ко кресту общее пение «Верую», «Отче наш» и другие молитвы. Все это очень понравилось молящимся. И почти в каждой деревне приходили получать благодарность за это в некоторых деревнях «тихоновские» мужички за то, что им давал объяснение о «тихоновщине». «Наши батюшки говорят нам не разъясняли это». Общение пение молитв особенно вечером или ночью видимо производило сильное впечатление. В 1 деревне мужичок обратился ко мне и сказал: «25 лет у нас не бывало таких священников». Я спросил его, что значит такое замечание. Он мне ответил только «так ничего». Я переспросил его и просил указать, если что не так пели мы, то скажи. Тогда он ответил: «нет, батюшка, очень хорошо вы отслужили молебен, 25 лет вот мы принимаем св. иконы и ни разу так нам не служили, как вы: разборчиво, не торопились». Подхватили его слова и другие и поблагодарили нас, что особенно приятно было слышать это от тихоновцев. В Буйско-Архангельском квартиру нам отвели у крестьянина в селе. Вечером приходят к нам церковный староста и член приходского совета учетчик и заявляют нам: «молебны в церкви вам не служить. Будет служить наш батюшка, все деньги поступают в его пользу, приклад весь поступает в нашу церковь». Пришлось с ними долго беседовать по этому поводу и указать, что такого нахальства еще мы ни в 1 селене видали и таких требований нам не предъявляли.
Результат беседы все таки оказался благоприятным для нас. Утром настроение у них переменилось и решили все сделать мирно – по хорошему. Между утреней и литургией служили мы молебен в селе. Народу было очень много. Т.к. в церкви (тихоновской) я не имел возможность говорить, в поле подробно познакомил молящихся с «тихоновщиной». После общего молебна, когда настоятель из вотяков о. Сергий Иванов прикладывал ко кресту, я подошел к нему и спросил : «вы батюшка разрешите мне отслужить молебны?» Он ответил: «надо спросить народ». Тогда я обратился к народу. 1 из присутствующих закричал: «пусть служат наши православные!» А когда я спросил его, «а разве мы не православные?» Он ответил, что вы обновленцы и сам спрятался. Тогда другие закричали: « служите сначала вы, а потом будем служить мы, в суд за это не подадите?» Пришлось ему ответить, что такими делами мы не занимаемся. Больше половины нам отдали пометки и когда мы отслужили молебны, женщины тут же заявили : «никакой разницы нет в службе».
… В Уржуме все 3 дня св. иконы стояли в соборе. Из Воскресенской и Казанской церквей приходили церковные старосты, просили отпустить им иконы, но без священников обновленцев. Получили от меня конечно отказ. Но этим они не смутились. Как в той, так и в другой церкви устроены были торжественные службы, как значилось в объявлении, вывешенном на дверях храмов, пред выставленными иконами на средину храма и поставлены были свои агенты на перекрестках, которые говорили, что в соборе служат обновленцы, не ходите туда. Несмотря на такие нечистоплотные меры, публика посещала собор, хотя конечно и не в таком количестве, как бы следовало.