Как алтарник Никодим Вознесенский храм сохранил
В древний Вознесенский храм села Рождественского, где я встретил уже шестую Пасху Христову, часто заезжают гости, пусть и на пару минут, и делятся воспоминаниями - как крестили их здесь (порой в давние - старо-давние времена, в годы гонений) и как радостно посетить столь памятное в биографии святое место, ныне благоукрашенное.
Вознесенский храм в с. Рождественском Уржумского района
А мне обидно - ведь погрузили меня в святую купель в конце 1961 года в Феодоровской церкви г. Кирова, а через год красавец Романовский храм, украшение Вятской набережной, превратился в руины. Пусть теперь на месте поругания вновь водружен алтарь, пусть служит здесь настоятелем о. Александр, которого я помню еще одетым в джинсовку студентом истфака, свой брат-историк - для меня это уже не тот святой престол, вокруг которого меня обносил отец Герман Дубовцев, тридцать лет спустя вновь водивший меня вокруг престола, но уже в кафедральном соборе, на хиротонии во священника.
Жаль, порой спешащим гостям уцелевшего сельского храма нет времени выслушать историю о человеке, спасшем его от участи многих вятских храмов в эпоху хрущевских гонений на церковь начала 60-х годов.
Тогда в Уржумском районе, кроме соборного городского храма, священники жили да служили еще в четырех селах - Байсе, Решетниках, Рождественском и Шурме. Увы, даже спустя четверть века после обретения церковной свободы в нашем районе всё ещё нет такой налаженной сельской приходской жизни.
Подгоняемые областным начальством, местные руководители приняли решение закрыть все сельские храмы нашей округи. В 1962 году осквернили и разорили церкви в Шурме и Решетниках, пришёл черед Байсы. Представители своей народной власти, словно иноземный карательный отряд, прибыли в православное село и тут впервые встретили славный отпор.
В храмовой сторожке жил алтарник Никодим Каменских, жил да сторожил храм Божий. Сейчас мы уже и не узнаем, кто извещал его о приближении разорителей - то ли юные партизаны, то ли старые подпольщицы, но к прибытию красного воинства запертый на засовы изнутри, с крепкими дверями да решетками, храм превратился в непреступную крепость.
Алтарник Никодим Каменских с настоятелем Васильевской церкви
с. Байса Уржумского района Петром Марамзиным
(впоследствии игумен Питирим).
Повторный набег тоже бесславно провалился, и давать регулярное сражение посреди мирного села на 45 году Советской власти гонители не решились. Они нашли иной выход - прислали Никодиму Каменских повестку и призвали его на срочную службу в армию, увезли в Котельнич на сборный пункт. Там ослеплённые бесовской яростью несчастные безбожники потребовали от Никодима снять нательный крест и тем самым отречься от Христа. Пораженные благодатным исповедничеством алтарника Никодима мучители вместо армейской службы бросили его в психиатрическую лечебницу, объявив сумасшедшим.
Так уже в наши дни в христианском подвиге ожили евангельские слова: если хочешь быть мудрым в веке сем, будь безумным в веке сем - в глазах строителей безбожного рая на земле.
А Байса теперь осталась беззащитной. В Советском Союзе было закрыто около 11 тысяч храмов, но лишь немногие пошли на исповеднический подвиг. Раздосадованный срывом утвержденного плана (а это ведь государственный документ) в Байсу прибыл сам уполномоченный областного совета И.Д. Ляпин, чтобы на месте властною рукой навести новый порядок.
Вот что писал о дальнейших событиях, ссылаясь на старшего друга и наставника алтарника Никодима, вятского исповедника Бориса Талантова, в своей книге «Святые русских катакомб» иеромонах Серафим Роуз: «25 июля 1963 года староста и сторож церкви сидели в церковной сторожке и пили спокойно чай. Вдруг в сторожку входят представители Уржумского райисполкома и несколько милиционеров. Они опрокинули стол со всеми чайными приборами на пол и бесцеремонно выгнали старосту и сторожа из церковной сторожки. Потом, выпив церковное вино, приступили к варварскому разрушению интерьера. Книги и иконы сожгли, а материальные ценности увезли».
А пока Байсинский храм держался, словно Брестская крепость, Борис Талантов сообщил всему миру о подвиге Никодима. О нём молились архипастыри Русской зарубежной церкви, даже христиане других конфессий слали протесты Советскому правительству.
Красная власть всегда вела себя как мелкий хулиган в подворотне и страшно боялась, что её тёмные делишки вылезут на свет Божий. Вот и пришлось им освободить Никодима и отменить планы по разрушению церкви в селе Рождественском. Правда, прописку в Уржуме и Нолинске алтарнику не давали. Многое было в жизни Никодима - и послушание в Грузии у святой жизни митрополита Зиновия, и краткая учёба в Одесской духовной семинарии, вновь гонения, арест КГБ, больное сердце.
А его учитель Борис Талантов был брошен в Кировскую тюрьму (совсем рядом с Феодоровским храмом) и отошел ко Господу, изнуренный допросами и мучениями, 4 января 1971 года. Мученик Борис был прославлен Собором Русской зарубежной церкви в сонме Новомучеников и Исповедников Российских в 1981 году. Его очень почитал митрополит Вятский и Слободской Хрисанф, заботился о больном сыне исповедника, мечтал о прославлении мученика Бориса и на вятской земле. Земная жизнь митрополита Хрисанфа завершилась тоже 4 января, в день памяти мученика Бориса Вятского.
Мы впервые публикуем письмо Бориса Талантова, направленное Никодиму Каменских из Кировских уз.
Находясь в Байсинской осаде, алтарник Никодим, изограф-самоучка, писал святые иконы. Одна из них - большой образ Спасителя простого деревенского письма - находится теперь в Никольском пределе спасенного им Рождественского храма.
Иерей Сергий Шуклин.
Источник: Уржумский епархиальный вестник, № 3 май 2013 г |