Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [138]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [2]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [33]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [45]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [47]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [23]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [41]
Культура и искусство [314]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [78]
Монастыри, церкви, часовни [52]
Музеи [46]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [205]
Правопорядок, спецслужбы [96]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [233]
Почётные граждане Уржума [43]
Почётные граждане Уржумского района [15]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [89]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [226]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [218]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [12]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [47]
Уржум в настоящем [24]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Как алтарник Никодим Вознесенский храм сохранил

Как алтарник Никодим Вознесенский храм сохранил

В древний Вознесенский храм села Рождественского, где я встретил уже шестую Пасху Христову, часто заезжают гости, пусть и на пару минут, и делятся воспоминаниями - как крестили их здесь (порой в давние - старо-давние времена, в годы гонений) и как радостно посетить столь памятное в биографии святое место, ныне благоукрашенное.


Вознесенский храм в с. Рождественском Уржумского района

А мне обидно - ведь погрузили меня в святую купель в конце 1961 года в Феодоровской церкви г. Кирова, а через год красавец Романовский храм, украшение Вятской набережной, превратился в руины. Пусть теперь на месте поругания вновь водружен алтарь, пусть служит здесь настоятелем о. Александр, которого я помню еще одетым в джинсовку студентом истфака, свой брат-историк - для меня это уже не тот святой престол, вокруг которого меня обносил отец Герман Дубовцев, тридцать лет спустя вновь водивший меня вокруг престола, но уже в кафедральном соборе, на хиротонии во священника.

Жаль, порой спешащим гостям уцелевшего сельского храма нет времени выслушать историю о человеке, спасшем его от участи многих вятских храмов в эпоху хрущевских гонений на церковь начала 60-х годов.

Тогда в Уржумском районе, кроме соборного городского храма, священники жили да служили еще в четырех селах - Байсе, Решетниках, Рождественском и Шурме. Увы, даже спустя четверть века после обретения церковной свободы в нашем районе всё ещё нет такой налаженной сельской приходской жизни.

Подгоняемые областным начальством, местные руководители приняли решение закрыть все сельские храмы нашей округи. В 1962 году осквернили и разорили церкви в Шурме и Решетниках, пришёл черед Байсы. Представители своей народной власти, словно иноземный карательный отряд, прибыли в православное село и тут впервые встретили славный отпор.

В храмовой сторожке жил алтарник Никодим Каменских, жил да сторожил храм Божий. Сейчас мы уже и не узнаем, кто извещал его о приближении разорителей - то ли юные партизаны, то ли старые подпольщицы, но к прибытию красного воинства запертый на засовы изнутри, с крепкими дверями да решетками, храм превратился в непреступную крепость.


Алтарник Никодим Каменских с настоятелем Васильевской церкви
с. Байса Уржумского района Петром Марамзиным
(впоследствии игумен Питирим).

Повторный набег тоже бесславно провалился, и давать регулярное сражение посреди мирного села на 45 году Советской власти гонители не решились. Они нашли иной выход - прислали Никодиму Каменских повестку и призвали его на срочную службу в армию, увезли в Котельнич на сборный пункт. Там ослеплённые бесовской яростью несчастные безбожники потребовали от Никодима снять нательный крест и тем самым отречься от Христа. Пораженные благодатным исповедничеством алтарника Никодима мучители вместо армейской службы бросили его в психиатрическую лечебницу, объявив сумасшедшим.

Так уже в наши дни в христианском подвиге ожили евангельские слова: если хочешь быть мудрым в веке сем, будь безумным в веке сем - в глазах строителей безбожного рая на земле.

А Байса теперь осталась беззащитной. В Советском Союзе было закрыто около 11 тысяч храмов, но лишь немногие пошли на исповеднический подвиг. Раздосадованный срывом утвержденного плана (а это ведь государственный документ) в Байсу прибыл сам уполномоченный областного совета И.Д. Ляпин, чтобы на месте властною рукой навести новый порядок.

Вот что писал о дальнейших событиях, ссылаясь на старшего друга и наставника алтарника Никодима, вятского исповедника Бориса Талантова, в своей книге «Святые русских катакомб» иеромонах Серафим Роуз: «25 июля 1963 года староста и сторож церкви сидели в церковной сторожке и пили спокойно чай. Вдруг в сторожку входят представители Уржумского райисполкома и несколько милиционеров. Они опрокинули стол со всеми чайными приборами на пол и бесцеремонно выгнали старосту и сторожа из церковной сторожки. Потом, выпив церковное вино, приступили к варварскому разрушению интерьера. Книги и иконы сожгли, а материальные ценности увезли».

А пока Байсинский храм держался, словно Брестская крепость, Борис Талантов сообщил всему миру о подвиге Никодима. О нём молились архипастыри Русской зарубежной церкви, даже христиане других конфессий слали протесты Советскому правительству.

Красная власть всегда вела себя как мелкий хулиган в подворотне и страшно боялась, что её тёмные делишки вылезут на свет Божий. Вот и пришлось им освободить Никодима и отменить планы по разрушению церкви в селе Рождественском. Правда, прописку в Уржуме и Нолинске алтарнику не давали. Многое было в жизни Никодима - и послушание в Грузии у святой жизни митрополита Зиновия, и краткая учёба в Одесской духовной семинарии, вновь гонения, арест КГБ, больное сердце.

А его учитель Борис Талантов был брошен в Кировскую тюрьму (совсем рядом с Феодоровским храмом) и отошел ко Господу, изнуренный допросами и мучениями, 4 января 1971 года. Мученик Борис был прославлен Собором Русской зарубежной церкви в сонме Новомучеников и Исповедников Российских в 1981 году. Его очень почитал митрополит Вятский и Слободской Хрисанф, заботился о больном сыне исповедника, мечтал о прославлении мученика Бориса и на вятской земле. Земная жизнь митрополита Хрисанфа завершилась тоже 4 января, в день памяти мученика Бориса Вятского.

Мы впервые публикуем письмо Бориса Талантова, направленное Никодиму Каменских из Кировских уз.

Находясь в Байсинской осаде, алтарник Никодим, изограф-самоучка, писал святые иконы. Одна из них - большой образ Спасителя простого деревенского письма - находится теперь в Никольском пределе спасенного им Рождественского храма.

Иерей Сергий Шуклин.

Источник: Уржумский епархиальный вестник, № 3 май 2013 г
Категория: Православная страница | Добавил: Георгич (09.02.2018)
Просмотров: 556 | Теги: храм, Байса, Рождественское | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта