Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [43]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ИЗ ЛЕТОПИСИ ЦЕРКОВНОГО ПРИХОДА с. ЛОПЬЯЛ

ИЗ ЛЕТОПИСИ ЦЕРКОВНОГО ПРИХОДА с. ЛОПЬЯЛ[1]

Село Лопьял основано в 1740 году Казанской конторой новокрещеных дел. По указу этой конторы была построена первая деревянная церковь и в 1741 году освящена во имя Богоявления Господня. Вновь организованное село по церковному учету стало называться Богоявленским, а по земскому учету называлось селом Лопиал[2].

Богоявленский приход по составу населения состоял в основном из старокрещеных и новокрещеных марийцев.

В эти годы шла усиленная христианизация марийского населения, поэтому и открывались в марийских селениях новые христианские приходы. Марийцев, принявших христианство, не брали в солдаты, полностью освобождали на определенный срок от налогов, выделяли увеличенные наделы пахотной земли и сенокосных угодий и т.д. Поэтому православные приходы в марийских селениях быстро росли.

В 1787 году деревянная Богоявленская церковь была расширена, капитально отремонтирована и вновь освящена в то же проименование.

По указу Святого Синода от 19 февраля 1791 года за № 175 село Лопиал передано из Казанской епархии в Вятскую, в связи с организацией Вятской губернии.

В 1798 году в Богоявленском приходе села Лопиала было 314 дворов с той же деревянной церковью, а в 1800 году в приходе числится 337 дворов.

22 сентября 1800 года служители и церковный староста обращаются в Вятскую Консисторию с прошением о строительстве новой деревянной церкви в то же проименование.

28 сентября 1800 года губернский архитектор Росляков выдал план и фасад новой деревянной церкви на каменном фундаменте для строительства в селе Лопиал.

В этот же день вятский архиерей Амвросий Яковлев-Орлин благословил построение новой деревянной Богоявленской церкви вместо ветхой деревянной.

Храмозданную грамоту от 28 сентября 1800 года № 1999, а также план и фасад новой деревянной церкви получил лопиальский священник Петр Порфириев сын Буевский.

Всю осень и зиму местные крестьяне вели заготовку материалов на строительство новой церкви, но 16 апреля 1801 года из Вятской Консистории последовал указ о запрещении строительства деревянной церкви за подписью епископа Амвросия,

В клировой ведомости за 1801 год в селе Лопиал значится ветхая деревянная церковь, а в приходе 338 дворов.

В селе служит энергичный священник Петр Буевский 41 года, в семействе у него жена Екатерина Иванова дочь 37 лет, сын Лев 16 лет служит у отца в церкви, во дьячка Лев произведен 31 декабря 1796 года, кроме Льва еще дети - Феодора 13 лет, Дарья 7 лет, Анна 5 лет и Феодосия 3 лет.

В начале марта 1802 года Петр Буевский проводит деревенский сход, на котором решено просить о построении в селе каменной церкви, 27 марта 1802 года прошение лопиальских прихожан рассмотрело в Консистории и решено положительно.

29 марта 1802 года за № 583 дана храмозданная грамота на построение каменного храма взамен разрешенной деревянной церкви.

На другой день храмозданную грамоту, план и фасад каменной церкви получил второй лопиальский священник Федор Игумнов.

15 сентября 1802 года епископом Амвросием дано благословение о постройке в приходе села Лопиальского православной часовни, которая была закончена строительством и освящена 19 августа 1804 года.

В 1802 году в июне, июле и октябре в деревнях прихода было несколько пожаров, выгорело 19 дворов и на конец года в приходе числилось 319 дворов.

13 сентября 1804 года прихожанам выданы три шнуроза-печатные сборные книги для сбора денег на строительство каменной церкви, начался ежемесячный интенсивный сбор денег.

В мае 1805 года началось строительство каменной церкви.

19 августа 1805 года на общем сельском сходе принято решение на содержание священнослужителей платить ругу по одному пуду ржи, овса, ячменя и по одной копне сена с каждого венца, т.е. с каждой супружеской пары.

За этот год есть полные данные о семье Петра Буевского: "Церковь в селе деревянная ветхая во имя Богоявления господня, Священник Петр Порфириев сын Буевский 45 лет, произведен в попа в 1793 году ноября 2 дня, в штрафах и подозрениях не бывал, поведения добропорядочного, дьячок Лев Петров Буевский 20 лет сын родной. Жена Екатерина Иванова дочь 41 году, дети их - Яков 15 лет и Савва 13 лет - оба обучаются в Вятской семинарии на содержании отца, Феодора 17 лет, Дарья 11 лет, Анна 8 лет, Феодосия 6 лет, Иван 3 лет. Сын Лев произведен во дьячка 31 декабря 1796 года, дочь Феодора приготовляется к замужеству. Дома у служителей собственные деревянные на церковной земле".

Несмотря на ежемесячный обход всех дворов, денег на строительство каменной церкви собиралось мало, новокрещеные черемисы в то время не особенно охотно давали деньги на строительство церкви, и поэтому 22 сентября 1809 года священнослужителям села Лопиалу и Шурминского завода было разрешено употребить церковные суммы на строящиеся у них каменные церкви.

По учету 1810 года в селе Лопиале двоеприходная Богоявленская деревянная церковь, вновь строится каменная, а приходе 323 двора, церковь утварью снабжена небогато, мужчин в приходе 1189 человек и 1269 женщин.

В июне 1811 года теплая каменная церковь на два престола была закончена строительством. Каменной колокольни и каменного холодного храма еще не было.

Теплая придельная церковь была сделана без каменного свода, вместо каменного свода был устроен деревянный накат и оштукатурен; крыша была сделана деревянная, из теса и окрашена красной ярью.

4 июля 1811 года прихожане подают челобитную о готовности теплой церкви к освящению.

22 июля 1811 года правый придел теплой церкви был освящен в честь Богоявления Господня, и в каменной церкви начались службы.

С этого дня один священник служил в новой каменной церкви, а второй - в старой, деревянной.

31 января 1816 года на кладку холодного храма в селе Лопиял церковнослужители и староста церковный Савва Поляков заключают договор с крепостным крестьянином нижегородского помещика князя Урусова Василия Александровича с каменных дел мастером Нижегородской губернии Балахнинской округи Федором Гавриловым сыном Тюриным и его бригадой.

14 марта 1816 года на сельском сходе было решено начать сбор денег на строительство холодного храма и о выдаче сборной книги на имя крестьянина Кожевникова.

В 1817 году в Уржумском уезде проводилось межевание и. и некоторым церквям земля не была нарезана, поэтому 23 октября 1817 года в межевую комиссию поступает из Консистории протест "о неприглашении Уржумского протоиерея Якова Караваева при отмежевании земли Лопиальской и Рождественской церквям узаконенной пропорции земли", т.е. 33 десятины.

Сбор денег на строительство холодного храма шел медленно, выборный Кожевников вел сбор средств от случая к случаю, поэтому 21 апреля 1818 года сход решает дозволить чинить сбор денег вместо бывшего сборщика крестьянина Кожевникова вновь избранному крестьянину Василию Шалаеву, который снова начал вести ежемесячный сбор средств с каждого двора, за что ему уже 2 июля 1818 года выражено архипастырское благодарение.

К августу 1819 года холодный храм был закончен строительством и 6 сентября 1819 года освящен во имя святой Троицы, и с этого дня Лопиальская церковь стала называться не Богоявленской, а Троицкой.

Теперь каменная церковь выглядела так: холодный Троицкий храм и к нему примыкает теплый Богоявленский придел, каменной колокольни еще не было, колокола висели не отдельно стоящей деревянной колокольне, там и звонили.

В марте 1822 года сход решает начать сбор денег на строительство каменной колокольни и выдает шнурозапечатную сборную книгу крестьянину Алексею Вшивцеву.

Не знал тогда Вшивцев, что сбор этот продлится на долгие 11 лет.

В 1829 году священник Андрей Григорьев Верещагин так описывает состояние Ломиальской Троицкой церкви: "В селе Лопиал церковь построена тщанием и на деньги прихожан, зданием каменная без колокольни, крыша на ней деревянная ветхая и выкрашена красной масляной краской, внутри церкви отбелено, а снаружи по местам выкрашено желтой краской, пол выстлан кирпичный. В теплом храме вместо кирпичного свода сделан деревянный накат под штукатурку. На стенах теплого храма трещины, почему и потребна сумма на перекладку сей теплой церкви и на складку колокольни. Дома у служителей свои собственные деревянные на церковной земле. Утварь снабжена небогато. В приходе 343 двора и проживают 1250 мужчин и 1374 женщины".

В 1830 году иждивением и на деньги Казанской губернии помещика подпоручика Петра Исаевича Депрейс начато строительство левого придела теплой церкви, который закончен и освящен в 1831 году в честь ангела Исайи Депрейс - святого пророка Исайи.

23 марта 1833 года лопьяльские прихожане подают челобитную о дозволении строить новую каменную колокольню.

13 апреля 1833 года из Консистории повелено строить каменную колокольню Троицкой церкви села Лопиала по плану и фасаду, снятому архитектором с натуры Царево-Константиновской церкви города Вятки.

21 мая 1833 года прихожане Лопьяла учиняют договор на складку каменной колокольни с каменных дел мастером Федором Тюриным и посылают его в Уржум и Консисторию на утверждение.

27 мая того же года уржумский благочинный иерей Василий Рязанов представил в Консисторию этот договор на утверждение.

5 июня 1833 года договор прихожан и мастера Федора Гаврилова Тюрина на складку каменной колокольни Троицкой церкви в селе Лопьял по плану и фасаду Царево-Константиновской церкви города Вятки утвержден Вятским епископом Иоанникием Образцовым и отправлен в Уржум для исполнения.

В конце июня 1833 года бригада Федора Тюрина начала работы по строительству каменной колокольни.

В декабре 1834 года служители вновь обращаются в Епархию с рапортом о появлении новых и увеличении старых трещин в стенах теплой церкви и настаивают на ее перекладке, а также сообщают, что каменная колокольня выведена против плана по первому ярусу.

12 июня 1835 года в селе был пожар, и по вине церковного старосты крестьянина Михея Плешкова обгорела часть иконостаса холодного храма.

2 июля 1835 года в селе снова был большой пожар, сгорели несколько домов прихожан, сгорел дом священника Иоанна Петрова Буевского, а в церкви обгорела часть иконостаса в теплой церкви и оконные рамы. Часть собранных денег на перекладку теплой церкви служители пожертвовали на строительство домов обгоревших прихожан.

23 декабря 1835 года теплая церковь с ее трещинами была обследована комиссией с присутствием губернских архитекторов и дано заключение о перекладке теплой церкви.

18 апреля 1837 года Вятским архиереем Нилом Исаковичем упразднен Богоявленский престол теплой церкви из-за "больших расселин в стенах церкви и ветхости деревянного наката", сделанного вместо каменного свода, а 3 июля того же года был упразднен престол святого Исайи, служение в теплой церкви было прекращено по резолюции Нила от 28 июня 1837 года.

28 апреля 1839 года троицким прихожанам дано разрешение на вынос престолов и разборку стен теплой церкви.

б июня 1838 года служители села Лопьял доносили в Уржум, что "по резолюции преосвященного Нила от 28 июня 1837 года два находившиеся в оном Лопьяльском селе в теплом ветхом храме престолы Богоявления Господня и святаго апостола Исайи нарушены и к разломке стены оного храма приступлено".

25 июля 1838 года старая, со щелями, каменная теплая церковь была разобрана и приступлено к строительству новой каменной церкви.

Вот как характеризуется состояние Лопьяльской Троицкой церкви в записке служителей от 30 декабря 1838 года: "В селе Лопиял холодная церковь построена в 1819 году, а теплая по причине ветхости сего 1838 года начата перестройкой, зданием каменная с таковою же в одной связи колокольней. Не только теплая церковь по причине перестройки наготово еще не покрыта (т.е. кровли еще нет) и не отбелена. Полы как в холодной церкви, так и в олтаре кирипичные и по причине неровности оных непременной требуют переправки. Утварью церковь скудна, нет вторых сосудов, да и настоящие по причине ихней облинялости золота и ветхости тарелок требуют поправки. Дома у служителей свои собственные деревянные на церковной земле. Содержание служителей очень скудное, т.к. прихожане одне новокрещеные черемисы и ругу не дают. 18 апреля и 3 июля 1837 года епископом Нилом имеющихся два престола Богоявления и св. Исайи упразднены на время, впредь до выстройки новых".

Далее служители пишут, что священнические одежды у них ветхие, старые, т.к. все деньги они тратят на новое строительство и хотя прихожане - черемисы ругу на содержание служителей дают плохо, но зато охотно дают деньги на строительство теплой церкви и колокольни.

К осени 1840 года строительство двухпридельной теплой церкви было закончено, и 6 ноября 1840 года был освящен теплый правый придел во имя Богоявления Господня. С этого дня в теплой церкви начались службы.

15 марта 1843 года было дозволено снять тесовую кровлю и закрыть церковь железом.

16 февраля 1850 года прихожане нанимают бригаду крестьянина Соболева для производства работ по церкви и бригада работает до конца года, производя настилку полов, ремонт иконостаса, окон и т.д.

В 1859 году в теплую церковь заказан новый иконостас и работы по нему велись с 26 марта 1859 года по 30 июня 1862 года.

21 июля 1871 года прихожане подают прошение на разрешение строительства каменной ограды вокруг церкви.

Строительство каменной ограды с деревянной решеткой было закончено осенью 1872 года.

20 марта 1875 года во время благовеста в Великую субботу большой колокол лопнул, и прихожане просили срочно его перелить или продать им новый. Лопнувший колокол был снят и увезен в переплавку, а для Лопьяла в Слободском был отлит колокол весом 399 пудов 13 фунтов. Привезли колокол лопьяльские прихожане, а подняла этот колокол на колокольню и повесила бригада слобожан с Бакулевского завода.

В 1877 году на каменной церковной ограде заменили деревянную решетку на кованую металлическую, правда, не по всему периметру.

В 1892 году в связи с большим количеством прихожан теплая церковь становится тесной, и прихожане подают прошение о расширении теплой церкви, к концу года такое разрешение было получено.

В 1893 году теплая старая церковь была до основания разобрана и начато строительство той большой теплой церкви, которая существует и в настоящее время.

29 октября 1896 года при большом стечении народа был освящен в теплой церкви правый придел в честь Богоявления Господня.

1 декабря 1897 года был закончен строительством и освящен левый придел теплой церкви в честь святого пророка Исайи и святого Николая Чудотворца.

В этом виде Троицкая церковь простояла до 1934 года. В 1934 году служба в теплой церкви была закрыта и в ней был открыт сельский клуб.

В 1939 году была закрыта служба и в холодном храме и вся церковь отдана под зернохранилище, затем в ней были мастерские МТС.

Колокола с колокольни были сброшены в начале мая 1935 года, а 27 сентября 1937 года варварски выломаны и сброшены кресты.

О. ВИНОГРАДОВ

Источник: http://vyatkamuseums.ru
[1] В публикации использованы материалы Государственного архива Киров­ской области.
[2] До 1830 года бытовало следующее написание в названии села: Лопиал; между 1830 и 1870 годами использовались оба написания; с 1870 года по сей день название села пишется Лопьял.

Категория: Православная страница | Добавил: Георгич (10.07.2017)
Просмотров: 667 | Теги: Лопьял, церковь, приход | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта