Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [44]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Из истории вятского единоверия: Уржум
Из истории вятского единоверия: Уржум

В конце XVIII века в среде старообрядчества появилось такое новое явление, как единоверие – направление, сторонники которого при сохранении сути старообрядчества стали признавать духовную власть Православной Церкви. В Уржумском уезде единоверцы появились только в середине 1830-х годов, вскоре после того, как постановлением Святейшего Синода в 1832 году был облегчен переход в единоверие т.н. «незаписным старообрядцам».
В 1837 году была построена первая в Уржумском уезде (и оставшаяся единственной) единоверческая Свято-Троицкая церковь в д. Сосновогорской (Шабы) прихода с. Марисола,  каменная (в других документах – деревянная), с одним престолом. При ней состоят священник и причетник. Для них имеются казенные дома. Причт получает на содержание из казны 142 р. 73 к. в год. К приходу сей церкви принадлежат 735 душ м. п. и 884 ж. из 41 селения в уездах Уржумском и Яранском.
На 1912 год: причта по штату положено: священник и псаломщикь: квартиры для причта казенные; земли. усад. и под площ. 5д., пах. 40 д., сен. 11 д., лесу 10 д., неуд. 2 д. 600 с.; братский денежный доход: св. 165 р. пс. 55 р., содержание от казны 392 р. на причт; прихожан 861 м. п., 882 ж. п.; старообр. 91 м. п., 106 ж. п., приход состоит из 27 селений, расст. ½ – 80 в.
При Сосновогорской церкви имеются архелогические предметы, а именно: а) антиминс холщевый 4х4 верш. со святымн мощами, освященный в 7153 (1645) году при патриархе Московском Иосифе и при Царе Михаиле Феодоровиче; б) книги: 1) триодь цветная письменная, без означения даты, но без сомнения писана до книгопечатания в России: 2) устав церковный (типикон), печатанный при царе Василии Шуйском и при патриархе Ермогене в 7118 (1610) году; 3) Евангелие толковое, печатанное в 7141 (1633) году при патриархе Филарете; 4) большой требник, печатанный в 7141 (1633) г.; 5) два напрестольных евангелия одного издания 7145 (1637) г. при патриархе Иоасафе; 6) Апостол, печатанный в 7129 (1621) году; 7) Апостол 7157 (1649) года, 8) триодь цветная 7144 (1636) года; 9) триодь постная 7159 (1651) года; 10) Маргарит 7150 (1642 г.); 11) кормчая 7158 (1650) года.
Характерной особенностью вятского единоверия было отсутствие богатых купцов-единоверцев (только один храм - Сосновогорский - был построен на средства купца).
В начале открытия церкви, единоверцы смущались молиться вместе с православными, не допускали их в свой храм, не позволяли священнику своему прикладывать их ко святому кресту. Однако с течением времени единоверцы и православные сблизились. В начале XX века они молились в одном храме, в Сосновогорское приглашались для служения из-за отсутствия единоверческих православные священники. По свидетельству марисолинского священника Гавриила Кощеева, в начале XX века единоверцы вместе с православными охотно посещали и беседы, устраиваемые священниками, миссионерами и учителями братских школ.
В июне 1901 года впервые в истории единоверческого прихода его посетил епископ Вятский и Слободской Алексий. Владыка совершил молебен в храме, посетил местную школу, подарив детям несколько брошюр о единоверии, значении крестного знамения и т.п. В своей проповеди Преосвященный благодарил священника и прихожан за единение православными и просил их «позаботиться о воссоединении с Церковью и привлечения в оную раскольников». В свою очередь единоверцы горячо благодарили Владыку за его визит и наставления. Единоверие было новой ступенью в отношении старообрядцев и Православной Церкви, однако остальные старообрядцы не желали переходить в единоверие, и на Уржумской земле оставался только 1 единоверческий приход.
В 1918–1929 годах священником церкви села Шабы был иерей Александр Ильин, арестованный в 1932 году будучи настоятелем храма села Казанское и приговоренный к 3 годам заключения. 17 июля 1923 года Сосновогорское православное религиозное общество было зарегистрировано как единоверческое, а в феврале 1930 года верующие шапинской церкви приняли решение о вхождении в состав Марийского викариатства Нижегородской епархии.
В дальнейшем в Троицкой церкви села Шабы подвизался игумен Алипий (Щуренко), назначенный на приход 4 июля 1936 года епископом Марийским Варлаамом (Козулей) Условия для служения были тяжелыми, здание храма уже использовалось властями для каких-то целей. 16 октября 1936 года епископ Варлаам писал отцу Алипию: «Если местный сельсовет и РИК не будут препятствовать совершению богослужений в палатке или в притворе (о чем пусть церковный староста переговорит в сельсовете и РИКе), тогда можно будет, временно, до освобождения храма». В феврале 1937 года игумен Алипий был переведен на служение в церковь села Шихалеево. 8 августа 1937 года он был арестован, 26 августа приговорен тройкой НКВД по МАССР к 10 годам заключения. Батюшка отбывал наказание в Белбалтлаге, расположенном в Карелии, где и скончался 25 июня 1939 года.
Последним священником церкви села Шабы довоенного времени стал иерей Захария Софронов, назначенный сюда 4 мая 1937 года епископом Леонидом (Антощенко). Отец Захария прослужил в Шабах до 6 августа 1937 года, когда был арестован по ложному обвинению в антисоветской и антиколхозной агитации. 19 августа 1937 года батюшка был приговорен к 8 годам заключения, отбывал наказание в Белбалтлаге, а в 1941 году был переведен в Каргопольлаг. Дальнейшая судьба отца Захарии в настоящее время не известна.
Официальное закрытие храма в селе Шабы состоялось 27 августа 1938 года на основании указа Президиума Верховного Совета МАССР. В 1940 году здание церкви было разобрано и перевезено в Сернур для постройки Дома колхозников. В настоящее время село Шабы не существует.
 

Лебяжские старообрядки Кочурова Пелагея Ефтеевна 1896 г.р., Кочурова (Резвых) Васса Михайловна 1908 г.р. (д. Бусыргино).

Источники:
1. ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ ...
2. https://bstudy.net/
3. http://histface.com/
4. https://rodnaya-vyatka.ru/
5. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912.
6. http://ortho-hist-12.ru/
7. ГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.»
Категория: Православная страница | Добавил: Георгич (10.07.2023)
Просмотров: 71 | Теги: Уржум, единоверие, православие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта