Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [138]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [2]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [33]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [45]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [47]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [23]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [41]
Культура и искусство [314]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [78]
Монастыри, церкви, часовни [52]
Музеи [46]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [205]
Правопорядок, спецслужбы [96]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [233]
Почётные граждане Уржума [43]
Почётные граждане Уржумского района [15]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [89]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [226]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [218]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [12]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [47]
Уржум в настоящем [24]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 7
Пользователей: 1
Георгич

История одного конфликта

История одного конфликта

 
 
Икона
 
5 апреля 2011 года в большом зале заседаний администрации состоялась торжественная церемония вступления В.В. Силина в должность Главы Уржумского муниципального района.
Торжественное мероприятие ознаменовалось скандальным происшествием. 
После того, как господин Силин  принес присягу и был объявлен действующим главой, вип-персоны смогли поздравить «уважаемого Виктора Васильевича» и вручить ему подарки. Все шло своим чередом: один поздравитель сменял другого. Выступления отличались лишь финалом: здесь поздравители  в иносказательной форме оговаривали условия сотрудничества с новым главой района. За этим следовал символический подарок, который как бы иллюстрировал озвученную оферту.
Через какое-то время со сцены взору свидетелей инаугурации предстала вполне солидная выставка подарков. В их числе была икона Пресвятой Троицы в добротном  окладе. Эту икону подарил Благочинный Уржумской округи, настоятель Уржумского Свято-Троицкого собора священник Андрей Лебедев.
На сцену поднимается очередной поздравитель, произносит свою речь, дарит подарок, а затем пытается пристроить его к инаугурационной коллекции. Неострожное  движение, и икона падает. Суеверная публика вздрогнула: «Недобрый это знак».
 
Это было недавно, это было давно
Отец Андрей немало потрудился для того, чтобы на смену главе района господину Грудцыну пришел именно господин Силин. Достаточно сказать, что Виктора Васильевича наградил своей грамотой владыка Хрисанф. Этого не могли не заметить православные горожане, которые, естественно, прониклись уважением к прихожанину Виктору: человек обласкан иерархом Русской Православной Церкви. Однако, сегодня с учетом познанного опыта дружбы с главой района, отец Андрей вряд ли стал бы хлопотать о награждении господина Силина.
Случись отцу Андрею навсегда остаться настоятелем Уржумского Свято-Троицкого Собора, мы имели бы дело с очень уважаемым и авторитетным   священником. Он динамично набирал авторитет среди разных слоев общества, и что особенно важно - среди молодежи. И когда он получил назначение к новому месту службы, то даже те прихожане, которые не демонстрировали особых симпатий к благочинному, высказывали сожаление. Впрочем, и так бывает: что имеем, не жалеем…
Отец Андрей являет образ современного пастыря, который не ограничивает свою деятельность храмовым комплексом, а живет и несет послушание там, где живет и трудится его паства. Тем самым восстанавливается роль и место Русской Православной Церкви в российском обществе.
Такое кредо священника Андрея Лебедева какое-то (не очень продолжительное) время устраивало господина Силина: он советовался с отцом Андреем  по многим вопросам, в том числе и по проектам  кадровых решений.  И это был правильный ход главы района - он обеспечивал обратную связь, как минимум, с верующей частью населения района.
Однако, отец Андрей был не только благочестивым советчиком, но и жестким оппонентом в тех случаях, когда главу района начинало заносить «не в ту степь». Особенно нетерпим он был к наметившейся тенденции бронзовения уважаемого Виктора Васильевича.
Похоже, в какой-то момент глава района понял, что в принципиальных вопросах компромисс с отцом Андреем невозможен по определению. Поэтому встала задача установить со священником безопасную дистанцию общения. И такая возможность представилась. 
 
Светское государство
Простому человеку совершенно неведомо, какая борьба идет за доступ «к телу» главы района: быть членом его ближайшего окружения - значит, иметь, как минимум, потенциальные преимущества перед остальными.
Для руководителей организаций и учреждений бюджетной сферы это особенно важно: денег в стране много, как никогда, но все равно «по потребности» на всех не хватает.
В аналогичной ситуации находится большинство субъектов предпринимательской деятельности, поскольку самый емкий заказчик - это федеральные и региональные органы власти и органы местного самоуправления.
Понятно, что гораздо проще иметь дело с одним человеком - так называемым «хозяином». На муниципальном уровне это глава муниципального образования. Именно так и было в годы советской власти: если первый секретарь дал «добро» на решение какой-то проблемы предприятия или учреждения - то чиновничья челядь обязана была обеспечить решение этой проблемы.  
Судя по всему, Виктор Васильевич как бывший секретарь райкома партии мастачит именно такой формат местного самоуправления. Но сегодня это сложная задача. В советские времена статус первого секретаря райкома как единоличного хозяина района был в какой-то мере законодательного прикрыт (шестой статьей Конституции СССР и Уставом КПСС). Сегодня для обеспечения статуса «хозяина» приходится использовать разные инструменты: с кем-то договориться, на кого-то нажать, а кого-то просто за нос провести. На эту работу нужны силы, время, да и риск немалый. А тут появился новый, непримиримый субъект влияния - священник.
Отец Андрей как субъект, влияющий на систему местного самоуправления, не устраивал не только главу района, но и многих руководителей - и все по тем же основаниям - бескомпромиссность.
Вскоре, после вступления господина Силина в должность главы района посыпались упреки, а порой - откровенные инсинуации в адрес благочинного. Их суть сводилась к тому, что священник Андрей - никакой не священник, поскольку должен денно и нощно в земных поклонах долбить лбом пол в церкви, а вместо этого заседает на планерках у главы района.
Конечно,  эти упреки и инсинуации имели конкретную цель - через формирование негативного мнения у несведущих прихожан побудить отца Андрея выйти из ближайшего окружения главы района и ограничить свою деятельность территорией храмового комплекса.
Одновременно упреки и инсинуации посыпались в адрес господина Силина: мол, Виктор Васильевич - никакой не глава района, а марионетка в руках уржумского «попа».
Кто авторы этих упреков и инсинуаций? Это публика, во-первых очень одаренная. А с другой стороны, это такие люди, такие руководители и предприниматели, которые для достижения своих целей далеко не всегда используют чистоплотные приемы. 
Трудно сказать, кто был инициатором - глава района или Благочинный Уржумской округи, но только свое участие в местном самоуправлении  отец Андрей сократил, и тем самым сделал первый шаг к исключению из ближайшего окружения уважаемого Виктора Васильевича.
Объективно это была большая потеря для главы района, поскольку его  покидал представитель авторитетного и высокопрофессионального института гражданского общества. К тому же, дружить со священником - это примерно то же, что иметь в друзьях врача и юриста.
Но вряд ли так же считал Виктор Васильевич. Скорее, наоборот - руки развязывались.
 
Рейдеры
Какое-то время реакционная часть общества чувствовала себя удовлетворенной. Но тут Уржум навестили телевизионщики федеральных каналов и на всю Россию поведали о том, как в Уржуме «церковь XVI века превратили в увеселительное заведение». И хотя  в начале этих фильмов говорится, что судьбой Воскресенской церкви заинтересовалась Прокуратура, трудно представить, что здесь обошлось без прямого или опосредованного участия отца Андрея.
За Воскресенскую церковь отец Андрей начал бороться лет шесть назад. Это было и есть  святое дело: православные храмы строились и содержались на народные деньги, и советская власть захватила эту церковь, не имея на то никакого права, кроме права сильного.
В конце восьмидесятых советская власть начала прозревать и решила вернуть хотя бы часть долгов. Так, в Кирове за счет госбюджета были с уровня земли востановлены монастырские стены Успенско-Трифонова монастыря. В Уржуме та же советская власть, начиная с 1987 года, вела за счет госбюджета восстановительные работы на Свято-Троицком соборе.
Возвращать советские долги продолжили в Новой России. в Москве был восстановлен Храм Христа Спасителя. И таких примеров - великая масса. Мой давний приятель, серьезный бизнесмен, на свои собственные деньги восстанавливает церкви в Кировской области. Его компаньон по бизнесу вкладывает в это восстановление не только свои деньги, но и свой труд. В Уржуме есть и другие примеры. Немалые средства А.В. Новиков вложил в восстановление церкви в Архангельском.   
Ну а что же уржумская власть? Муниципальные лидеры Уржумского района квалифицировали труды священника Андрея Лебедева по возвращению Воскресенской церкви как попытку рейдерского захвата. 
Ну не фарисейство ли это - осенять себя в церкви крестным знамением, а затем обсуждать, как поставить «батюшку» на место?
 
Нет пророка
Похоже, ролики о Воскресенской церкви спровоцировали  трещину в отношениях главы района господина Силина и благочинного Уржумской округи иерея Андрея Лебедева.
Виктор Васильевич с Воскресенской церковью попал в сложное положение: расчет на то, что отец Андрей как «свой человек» замнет тему с возвратом церкви, не оправдался. Швах подкрался незаметно, и надо бы переселять предпринимателей из Воскресенской церкви, но заранее подготовленных позиций не оказалось. В результате кругом одно недовольство уважаемым Виктором Васильевичем: проблема есть, но каких-то реальных действий главы района по ее решению нет - все тупо задвигается в дальний угол в надежде на то, что само собой когда-то рассосется.
В конце прошлого года глава района ввязался еще в одну свару с настоятелем Свято-Троицкого собора. Поводом стал проект превращения городского сада в объект предпринимательской деятельности. Об этом проекте  мы уже писали - они предусматривал застроить горсад деревянными избами.
Чушь такой идеи была очевидна даже козе: не можно балаган учинять рядом с Божьим храмом. У нормального, а тем более - у верующего человека  на уровне подсознания идет разрыв нравственных установок.
Но, похоже, у Виктора Васильевича - как у того интернет-персонажа: «ни единого разрыва».
Прошлой осенью в рамках реализации проекта в горсаду построили домик для охраны, смонтировали две видеокамеры для организации видеонаблюдения и наняли охрану. 
Что касается видеонаблюдения, то по нашим данным видеокамеры похитили той же осенью, 3 ноября. А вот судьба охраны, которая, по слухам, финансировалась за счет Центра занятости, сложилась более благополучно: ни одного покушения на хищение деревьев не зафиксировано (оно и понятно: город дровами обеспечен).
Пришло лето 2012 года, а вместе с ним - проблемы с реализацией проекта «зэ-зэ-зэ-у» (это не издевательство, глава района сам педалирует эту аббревиатуру).
Надо бы в горсаду строить деревенские избы, но опасно - общественность только этого и ждет, чтобы разнести районную власть.
Надо бы строить музей «золотых уржумских напитков», но тут подоспела губернаторская антиалкогольная кампания.
Надо бы строить музей ржи с амбаром, мельницей и пекарней, но тоже засада: кто пойдет в горсад за хлебом - не голодный же год.
И в целом реализация проекта «зе-зе-зе-у» сулила и до сих пор сулит новые визиты телевизионщиков.
Глава района и окружающие его великие стратеги развития туризма должны были придти к выводу, что проект «Золотые закрома земли уржумской» - это, как говорили древние, полный анус.
И, похоже, понимание пришло. Но Виктор Васильевич  не останавливается на полпути - только вперед! Если этот проект плох, закажем другой.
Разработать проект - это вам не машину дров расколоть. А время идет: надо являть народу какую-то эффективность управления. Поскольку хлебом в горсаду зомбировать население не получилось, то почему бы не сделать этого за счет зрелищ?
В проекте «Золотые закрома земли Уржумской» не применяется термин «зрелище». Вместо него - новомодное словосочетание «событийные мероприятия».
Каждое «событийное мероприятие» стоит немалых денег: трудно представить, чтоб какой-нибудь осел даром шлялся по улице Советской (тем более - такое мудрое животное, как верблюд).
И здесь мы возвращаемся к персоне благочинного Уржумской округи. Имея приличное домашнее воспитание, стройное образование и богатый круг общения, отец  Андрей не мог спокойно созерцать дешевый популизм (дешевый по сути, но дорогой для районного бюджета).
Рассказывают, будто однажды отец Андрей высказал главе нижайшую просьбу в том, чтобы Виктор Васильевич прекратил позиционировать себя шоуменом и занялся экономикой.
Кто знаком с господином Силиным, тот может легко представить реакцию «уважаемого»: для главы района отец Андрей должен бы стал персоной нон-грата - как минимум.
Итак, конфликт. Одностороннего характера и, может быть, как-то еще допустимый  между двумя мирянами, но совершено не возможный между мирянином и клириком (да еще по причине того, что мирянину сделано вполне резонное внушение).
 
Чай, кофе, потанцуем?
Одним из событийных мероприятий 2012 года была встреча выпускников 10 августа, в традиционный для ленинской школы (а теперь - гимназии) день.  Эта встреча должна была пройти  в городском саду и вылиться в общую встречу выпускников всех школ города Уржума.  
Встречи выпускников городских школ проходят регулярно и в какой-то регламентации со стороны властей не нуждаются. Репертуар таких встреч достаточно однообразен. В той или иной мере алкоголь присутствует и снимает известные барьеры в общении. Можно даже сказать, что встреча выпускников совершенно «всухую» - то же самое, что безалкогольная свадьба.  
В прошлом году была предпринята первая попытка проведения общегородской встречи выпускников в горсаду. Похоже, по этическим соображениям первый опыт проведения таких встреч не устроил настоятеля Свято-Троицкого Собора.
А в интернете с февраля гремел скандал с панк-группой Pussy Riot. Речь идет о предельно безобразной, оскорбляющей чувства православного христианина выходке в Храме Христа Спасителя в Москве. Не обязательно иметь диплом историка, чтобы спрогнозировать реакцию руководства РПЦ, включая превентивные меры. 
Так или иначе, но только отец Андрей главе района высказал свое несогласие с организацией встречи выпускников в горсаду. 
 
Страшный суд
Тут бы главе района как прихожанину призадуматься. Настоятель не дал своего благословления на проведение дискотеки рядом с храмом - и не мог дать: пляски подвыпивших «дискотекщиков» под стенами храма, у мест захоронения священников  - событие одного порядка с плясками, которые Pussy Riot учинили в Храме Христа Спасителя.
Возможно, Виктор Васильевич и призадумался, только на другую тему - как поставить на место священника.
Это позорище случилось  7 августа. В малом зале, что соседствует с кабинетом главы района, в 11:30 дебютировала новая форма укрощения строптивых лидеров гражданского общества - своего рода показательное судилище для тех, кто смеет противиться воле уважаемого Виктора Васильевича.
За главным столом, представляющем в плане прямоугольник, собралось десятка два муниципальных и государственных служащих. Во главе стола - Виктор Васильевич. По правую руку на небольшом расстоянии - отец Андрей. Официальная задача мероприятия: «Пусть общественность рассудит, можно ли в горсаду провести встречу выпускников».
Судилише открывает господин Силин и обозначает лейтмотив выступлений своих подчиненных (коих в зале большинство): «Отец Андрей, вы не правы».
Я попросил слова вслед за Силиным и сказал, что верующие всегда были против плясок около храма, в том числе и в советское время. Напомнил, что мир воцарился в бытность настоятелем священника Александра Зверева, когда дискотеки прекратили - казалось, навсегда. Напомнил, что рядом с храмом по традиции хоронили священников, и пляски рядом с могилами - это элементарная безнравственность. Несколько позже, когда присутствующее чиновничество начало возводить в ранг истины силинский тезис «Отец Андрей, вы не правы», я вновь попросил слова и сказал, что в нашем государстве православие - самая массовая религия и что такое отношение к ее авторитету - это не государственный подход.
Ответить мне глава района взялся лично и заявил, что есть разные точки зрения и что от вечерней дискотеки для выпускников в городском саду он не видит никаких ущемлений своих религиозных чувств. Получив от главы района очередную поддержку, шабаш буйно покатил дальше. 
Все беспардоннее становится формат общения со священником, все очевиднее наличие режиссуры и расписанных ролей. Вот Виктор Васильевич как бы спонтанно просит присутствующих высказаться, где для выпускников лучше всего провести общегородскую дискотеку: в горсаду, в гимназии или в «Плазе»? И сразу две дамы чуть ли не в унисон продекламировали: «В горсаду. Другого места не видим».
Еще одна дамочка от бюджетной сферы о «Grand Plaza» и городском саде: «Она ничего эстетического не несет. Понятно, что она выглядит получше, но там много недостатков - приезжему это сразу видно. А в горсаду, на самом деле, там не обязательно, чтобы под каждым кустом кто-то отдавался. Ну, например, приятно просто пройти по аллее».
Еще одна представительница бюджетной сферы рассказывает о том, как в прошлом году впервые попала на «Васнецовские хороводы» - и какой ужас увидела: «Вы  отслужили молебен и в рясе на байкерском мотоцикле едете на стадион «Школьник»! Это меня потрясло. Я сейчас даже в церковь редко хожу».
Отец Андрей продолжает настаивать на своем: дискотека выпускников в горсаду - это пьянка рядом с храмом, а в прошлом году после такой дискотеки с территории горсада вывезли два мешка бутылок.
Казалось бы, что можно возразить? Трудно представить, чтобы взрослый люд «ни в одном глазу» пустился в пляс или просто решил по трезвянке погулять пару часиков по ночному плохо освещенному саду.
Но у Виктора Васильевича свои доводы: в прошлом году в горсаду спиртное не продавали, и все было достойно. Как в той присказке: «Никто не пил, не курил и дамам «б» не говорил».
Дальше Виктор Васильевич сваливается в плебейскую аргументацию: «У вас, отец Андрей, около церкви постоянно пьяные стоят».
Отец Андрей не ответил, а мог бы, причем точно тем же. Около районной конторы не только пьяные стоят. Здесь и пьют, начиная с фешенебельных кабинетов на третьем этаже, в том числе - коллективно. Можно было бы переспросить Виктора Васильевича о том, как в главное административное здание заносят тяжелые водочные коробки.
 
Мы посоветовались, и я решил
Шабаш - он и есть шабаш: порой муниципальная «общественность» ораторствует чуть ли не всем коллективом сразу. Особенно стараются те муниципальные служащие, которые стоят в очереди на вылет. В этом море верноподданнического словоблудия отца Андрея уже никто не слушает.
Пора бы голосовать - коллективное судилище требует коллективного решения. Тем более, что одна муниципалка уже обозначила предложение: «Давайте голосовать». 
Но стоит ли, если хочется убедительной победы? Тезис главы района не нашел однозначной поддержки. Отца Андрея поддерживает подполковник полиции господин Семиглазов. С оговорками, но на стороне Отца Андрея выступает Татьяна Хилькевич - она в качестве альтернативы предлагает обустраивать для встречи выпускников парк за районной конторой. Вот мэр города вопрошает: «А почему бы не выпить выпускникам?» - то есть практически подтверждает, что пить на дискотеке будут. А тут еще журналюга, которого Виктор Васильевич не приглашал, не кстати вылез со своими предложениями (и вообще - явно сдерживает выступления некоторых муниципалов).
В этой ситуации главе района однозначной поддержки было не получить, и Виктор Васильевич делает «хитрый ход» - он дает понять, что обсуждение закрыто, и отец Андрей все-таки не прав. Далее для проформы следует несколько указаний по обеспечению благопристойности мероприятия, и на этом судилищная часть совещания окончена.
Буквально через час на мой мобильник пошли звонки: правда ли что, между главой района и священником Лебедевым произошел острый публичный конфликт?
Звонили и для того, чтобы донести свои оценки судилища. Вот один из характерных комментариев: «Я в церковь не хожу, но я на стороне отца Андрея - нельзя главе района так поступать со священником».
Что стоит сказать в заключение.14 ноября 2012 г.Православная церковь не мстит, ибо в нагорной проповеди Иисус Христос заповедовал: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
Но христиане помнят и другое наставление Господа нашего: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».
 
Владимир Зорин
Источник: "Из Уржумских ведомостей", 
14 ноября 2012 г.
Категория: Православная страница | Добавил: Георгич (29.05.2016)
Просмотров: 449 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта