Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [43]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Егорушка Марамзинский

Егорушка Марамзинский


Е.П. Милютин

Святых, взявших на себя подвиг юродства ради Христа, в Православной Церкви не так много. Этот путь к спасению очень трудный, образ жизни юродивых – самоотвержение от всего житейского и суетного. Их цель – быть «нищими духом» ради Царствия Небесного. Помня слова Священного Писания «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным» (1 Кор. 3,18), они отрекались от суетного мира и его правил. С дивным терпением перенося презрение от людей, голод и жажду, зной и холод, эти мнимо безумные подвижники всегда сохраняли возвышенный дух и всем своим существом устремлялись к Богу, «ругались» миру и в то же время обнимали всех совершеннейшей любовью, проводя свою жизнь в тайных слезах и молитвах за людей. Они были исполненными благодати чадами Божиими, которые духовными очами ясно прозревали будущее, помогая людям разрешить трудности настоящего.

Нигде не было такого количества святых-юродивых, как на Русской земле. Среди них – блаженный Прокопий Вятский. К числу Христа ради юродивых, неканонизированных Церковью, можно отнести Егорушку Марамзинского, которому посвящена эта статья.

* * *

Уже при жизни этого человека считали святым, его так и называли: «Егор Святой». Он был известен благодаря своей удивительной прозорливости. Даже поговорка такая появилась: «Заговорил, как Егор Марамзинский». Упоминается он и на страницах «Книги памяти жертв политических репрессий». Несколько строчек – пока единственные документальные данные о судьбе Егора Петровича Милютина.

Вот что они гласят: «Милютин Егор Петрович, 1887 г.р., уроженец и житель д. Марамзино Марамзинского сельсовета Лебяжского района, русский, не работал. 20 октября 1944 г. Кировским областным судом осуждён по ст. 58 п. 10, 11 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы с поражением в правах на 5 лет».

В 1920-е годы в местных газетах стали появляться «разоблачительные» публикации о марамзинском прозорливце. Нам удалось найти три подобных статьи, из которых, отбросив антирелигиозную идеологию и явную нелепую ложь, можно узнать о Егоре Милютине много интересного. Вот что писал в статье «Новоявленный святой угодник» в уездной газете «Красный пахарь» в январе 1923 года некто Комсомолец:

«В деревне Марамзино Лебяжской волости проживает прозорливый человек Егор Марамзинский, который ведёт религиозную пропаганду среди мужиков Лебяжской волости и других волостей Уржумского уезда. Несут ему за работу, как специалисту, кто яиц, кто шерсти, кто холста аршин 5-10, кто муки фунтов с десяток.

Егор прозорливый каждый месяц ходит в Советский монастырь, чем и завоевал авторитет среди населения. Крестьяне валят толпами к новоявленному предсказателю, который узнаёт их будущее. Ворожит и лечит больных святой водой, которую он приобрёл в разных святых местах.

Вот уже третий год он занимается своей профессией, наживает деньги, которые сдаёт местной церкви, а попы Лебяжской церкви в благодарность посылают Егору за это посетителей, и идут тёмные несознательные крестьяне, отдавая свои последние гроши паразиту и дармоеду».

В мае того же года в той же газете в статье «Пользуются темнотой» появилось что-то вроде продолжения повествования об Егоре Марамзинском. Неизвестный автор писал:

«В Лебяжской волости проживает некий «божественный» человек по имени Егор Прозорливый. Тёмное население чтит его как святого угодника и поит, и кормит его. И пользуется темнотой народа Егор.

Придёт он в какую-нибудь деревню, вот и повалят к нему бабы: кто холста тащит, кто яиц, кто шёрстки. Всё принимает Егор с благодарностью, а сам балагурит с бабами, рассказывает им об аде, о рае, о том, как он во время своей болезни видел грешников в аде и праведников в раю, как он дедушке своему пить в ад подавал, как в раю с Богородицей повидался и как Богородица ему святых камешков дала, которые обладают способностью изгонять злых духов и вылечивают от всех болезней. И из райского ключика у него водичка есть, которую он продаёт: один пуд муки за капельку. И тащат бабы кто что может, а Егор «божественный» сдаёт свою выручку попам своей церкви».

По воспоминаниям очевидцев, знавших Егора Святого, он был высоким и худощавым, «беловатым», с маленькой бородой, носил портянину, зимой и летом ходил в валенках. Происходил он, видимо, из крестьян, а не из духовенства, в храме не служил, но исправно посещал каждую службу сначала в Лебяжской, а затем в соседней Меляндинской церкви. Егор Петрович был женат дважды. Когда умерла его первая жена Дарья, он женился на Василисе из этой же деревни.

Дом Егора Марамзинского был небольшим, с двумя окнами, без хозяйственных построек. Днём и ночью он был закрыт изнутри. Егорушка пускал только верующих людей, а если к дому приближался человек без креста, то он и не думал открывать ему, отвечая из-за ворот: «Сгинь! Нельзя ко мне. Ты не человек…»

Жил он с женой за счёт подаяний, которые приносили люди. Хозяйства Милютины не держали.

* * *

Мы уже никогда не узнаем, когда Егорушка получил от Господа дар прозорливости, но всё, что он предсказывал, сбывалось в точности. До нас дошло несколько свидетельств о пророчествах Егора Святого. Одно из них было опубликовано 8 июня 1991 года в Лебяжской районной газете. Пожилая жительница с. Лаж А. Печёнкина, знавшая Егора Милютина с 18 лет, вспоминала:

«Я у него была не один раз, и он бывал у нас. Однажды пришёл к нам ночевать. Мы с сестрой Лизой жили. Поужинал, лёг спать. Утром рано встал, ещё темно было, собрался идти. Мы говорим: «Позавтракай». «Некогда, – сказал, – идут к вам». И правда, только ушёл, заходят к нам из сельсовета: «Кто у вас был?» Мы говорим: «Никого не было». Хотели забрать Егорушку. Когда нам не дали записаться с Колей его родные, Коля пришёл и говорит: «Пошли в Марамзино к Егору». И мы пошли, но с дороги сбились. У Бронников в лесу плутались, кое-как вышли. Приходим к нему, а он только из церкви пришёл. Нас не отпустил, ночевать оставил. У него очень много было икон, все были закрытые. А для нас открыл, святой водой напоил. Тогда он всю правду сказал нам: «Как вы блудились шли, так и будете жить блудиться». Коле говорил: «Много переберёшь женщин, скоро помрёшь». А мне сказал: «Где ты только поживёшь-побудешь?! Там, где наши птицы не летают. Решётки повидаешь». Так и вышло: была в Амурской области, в 50 километрах от Китайской границы. Сказал, что долго проживу. Так и есть: мои родные все молодые померли, а я зажилась – 85 лет…»

Ещё об одном случае прозорливости Егорушки писал в газетной заметке Е. Новгородцев 13 апреля

1991 года: «К Егору пришла женщина из бывшей деревни Анфилово с просьбой рассказать о судьбе своего мужа. Сперва хозяин, не слезая с печки, поинтересовался гостинцем гостьи, которая принесла куриные яички. Вдруг Егор велел бежать женщине обратно в Анфилово. Бежать не мешкая, а иначе у неё дом сгорит.

Удивилась женщина, но послушалась: бегом преодолела марамзинское поле и вбежала в свою избу, где ребята уже разложили костёр перед печкой. Потушила она огонь, позвала соседку посмотреть за детьми, а сама, дай Бог ходу, снова отправилась в Марамзино. «Спасибо, Егор, – говорит. – Спас ты мой дом и ребятишек. А теперь скажи, жив ли мой мужик.

Успокоил Егорушка женщину, сказав, что завтра или послезавтра придёт письмо с хорошей вестью, что жив-здоров солдат. Так оно и случилось».

О Егоре Святом и его пророчествах рассказывала и старейшая жительница д. Чупраки А.А. Овечкина:

«Мы с Егором большие приятели были, с войны дружили сильно. Всё время он ходил ко мне в гости с Василисой, а я к нему. И всё, что он говорил, всё – правда, всё сбывалось. Вот у нас, в Чупраках, была мельница. Он как-то пришёл, ночью вышел и говорит: «Ой, мельница горит! Народу сколь сбежалось и никто не подходит». И правда, мы как раз жали, когда мельница загорелась. Народу было, что на базаре, и ни один не подошёл.

У него все слова были правильные. Я ему как-то в войну милостыньку подавала, а он сказал:

– Аннушка, все твои милостыньки до мужа дойдут.

– Как дойдут? Он в Кисловодске в больнице, а я в Чупраках.

– На картях выиграет…

Я удивилась: муж сроду в карты-то не играл и не умел. А ведь правду сказал: муж приехал, рассказал, что в больнице в карты денег выиграл. Масла, всего привёз.

Предсказал Егор и войну. Говорил: «Будет война. До тех пор люди будут биться, пока на той стороне не останется ни одного человека, и на другой… После войны жизнь будет хорошая, а народу не будет. В войну убьют многих».

А.А. Осетрова, также жительница д. Чупраки, вспоминала:

«Как-то к нему пришла с мамкой Александра Петровна. У неё муж погиб, и она гулять стала. Тут целая комедия случилась: он её обнимает, целует, а потом говорит: «Иди, иди отсюда!»

А мать за стол усадил. «Ты, – говорит, – голодная. Молись одному за упокой, а другому – за здравие. У него со здоровьем плохо…» А у мамы брат был сильно ранен: ему лёгкое оторвало. Мать потом говорит, что яичек принесла. А Егор отвечает: «Неси домой, у тебя дома ребята голодные». Всё знал!»

* * *

Это было страшное время гонений на Церковь Христову, преследования верующих людей. Возможно, Егору Петровичу было открыто от Господа, что его ожидает. Но он ничего не сделал, чтобы скрыться, спастись, так как понимал, что его жизнь, от Господа дар прозорливости нужны людям, и уйти куда-то он просто не имел права. Он был настоящим христианином.

Егорушку арестовывали, по крайней мере, два раза. В первый раз отпустили с условием, что народ к нему больше ходить не будет. Но людям ведь не прикажешь, и снова в маленький домик за речкой в Казаках (слободка в Марамзино) приходили страждущие, и для каждого блаженный находил тёплые слова, рассказывая о судьбах их близких.

Незадолго до второго ареста в гости к Егорушке пришла Анна Овечкина. Провожая её, Егор Петрович вдруг тяжело вздохнул:

– А меня Василиса выдаст…

– Как?

– Придёт милиционер, она скажет, что я советскую власть опровергаю.

Эти слова в точности сбылись октябрьской ночью 1944 года.

Конечно, жена Василиса и не думала предавать своего мужа. Просто на провокационный вопрос милиционеров «Опровергает ли Егорушка советскую власть?», бесхитростно ответила, что опровергает. Этого было достаточно для ареста.

В Государственном архиве социально-политической истории Кировской области сохранилось следственное дело Е.П. Милютина, но, к сожалению, доступ к нему пока закрыт, так как не истёк срок давности. Зато сотрудники архива любезно предоставили фото Егора Марамзинского из следственного дела.

Егорушка совсем недолго пробыл в местах заключения. Арестованный в октябре 1944 года, 9 февраля 1945 года он отдал душу Богу. Причиной смерти ещё не старого человека (58 лет) в актовой записи указывались дистрофия, дряхлость. Одна из женщин, заканчивая свой рассказ о блаженном, тяжело вздохнула: «Сгноили бедняжку в тюрьме…»

ДМИТРИЙ Казаков

Источник: Вятский епархиальный вестник, № 6 (296) 2012

Категория: Православная страница | Добавил: Георгич (25.02.2018)
Просмотров: 401 | Теги: блаженные, Марамзинский, юродиевые, Милютин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта