0. Архимандритъ Максимиліанъ.
[Некрологъ).
Въ два часа дня 26 декабря 1912 г. скончался о. Архимандритъ Максимиліанъ, намѣстникъ Слободского Крестовоздвиженскаго монастыря. Это былъ старѣйшій, почетнѣйшій и наиболѣе образованный изъ всѣхъ монашествующихъ Вятской епархіи.
Въ мірѣ Михаилъ Прокопьевичъ Иконниковъ, о. Максимиліанъ происходилъ изъ духовнаго званія: былъ сынъ дьячка села Буйско-Архангельскаго, Урж. у. По окончаніи курса въ Вятскомъ духовномъ училищѣ въ 1852 г., 17 лѣтъ онъ поступилъ въ Вятскую семинарію, гдѣ курса не кончилъ, а по собственному желанію былъ уволевъ изъ средняго отдѣленія Семинаріи. 4 февр. 1856 г. онъ поступилъ въ военную службу, куда принятъ былъ унтеръ-офицеромъ. Уволенный (13 іюня 1859 г.) по прошенію въ отставку, Мих. Прок, чрезъ годъ поступаетъ въ число братіи Вятскаго Успенскаго Трифонова монастыря, а въ 1864 г. въ августѣ переводится въ Слободской Крѳстовоздвижѳнскій монастырь, гдѣ 4 дек. 1866 г. постригается въ монашество, а 11 іюля 1867 г. рукополагается въ іеромонахи. Здѣсь въ монастырѣ начался у него интересъ къ архивнымъ дѣламъ, не покидавшій его потомъ въ теченіе всей его жизни. Въ короткій срокъ онъ составилъ здѣсь опись монастырскому имуществу, что было оцѣнено Епархіальнымъ начальствомъ, наградившимъ молодого іеромонаха набедренникомъ. Въ началѣ 1869 г. о. Максимиліанъ перемѣстился въ Кишиневскую епархію и опредѣленъ былъ въ число братіи Шабскаго Вознесенскаго монастыря, гдѣ онъ былъ назначенъ благочиннымъ монастыря и въ первый же годъ заявилъ себя усерднымъ работникомъ. Имъ приведенъ былъ въ порядокъ монастырскій архивъ и составлена опись его, составлена и написана уставная грамота по надѣлу царянъ землею отъ монастыря, составленъ монастырскій синодикъ съ краткой исторіей его, пожертвованы книги и вещи во вновь открытую монастырскую школу. За означенныя заслуги, а также „за отлично ревностное и благоуспѣшное прохожденіе служенія его на пользу св. церкви и примѣрно назидательную жизнь” ему преподано было благословеніе Св. Синода.
Въ сентябрѣ 1873 г. о. Максимиліанъ оказывается въ числѣ братства Нѣжинскаго Благовѣщенскаго монастыря Черниговской епархіи, гдѣ онъ состоитъ казначеемъ, благочиннымъ монастыря, ему же поручается обязанность приводить къ присягѣ въ Нѣжинскомъ окружномъ судѣ. Въ Нѣжинскѣ онъ награжденъ былъ наперснымъ синодальвымъ крестомъ. (1875 г. 12 апр.).
Въ іюнѣ 1876 г. мы видимъ о. Максимиліана въ Оренбургскомъ Богодуховскомъ монастырѣ. Здѣсь онъ снова занятъ приведеніемъ въ порядокъ монастырскаго архива и составленіемъ описи ему. Въ 1877 г. о. Максимиліанъ снова возвращается въ Вятскую епархію, сначала въ Слободской монастырь (въ мартѣ), а потомъ (въ августѣ) въ Вятскій Трифоновъ монастырь. Въ послѣднемъ онъ скоро назначается казначеемъ (въ 1878 г.) монастыря, а потомъ (въ 1884 г.) возводится въ санъ игумена; здѣсь онъ опять занятъ приведеніемъ въ порядокъ архива и библіотеки монастыря и въ теченіе 8 лѣтъ безмездно исполняетъ обязанности казначея при Комитетѣ Православнаго Миссіонерскаго Общества. 1886 г. 23 авг. о. Максимиліанъ назначается намѣстникомъ Слободского Крестовоздвиженскаго монастыря, въ 1891 г. возводится въ санъ архимандрита, а 1892 г. назначается благочиннымъ монастырей Вятской епархіи, въ 1898 г. - членомъ Слободского уѣзднаго Отдѣленія Вят. Епарх. училищнаго Совѣта. О. Максимиліанъ награжденъ былъ орденами Анны 3-й (1901 г.). 2-й ст. (1906 г.).
Работы о. Максимиліана по описанію монастырскаго имущества, по разбору архивовъ и составленію имъ надлежащихъ описей требовали отъ составителя, помимо любви къ дѣлу, умѣнія и большого терпѣнія. Рѣдкіе архивы имѣли въ ту пору какую либо систематизацію дѣлъ; чаще они представляли изъ себя связки бумагъ. Нужно было каждую бумагу прочитать, разсортировать ихъ по годамъ, по нарядамъ, подшить, сдѣлать оглавленіе наряда, записать въ опись, поставить номеръ на дѣлѣ и дать ему мѣсто на полкѣ. Не виденъ этотъ трудъ, но будущій историкъ и каждый настоятель при потребности въ той или иной справкѣ изъ дѣлъ монастырскихъ, съ любовію вспомнитъ почившаго труженика... Но о. Максимиліанъ не только описывалъ архивъ, но и изучалъ дѣла и дѣлалъ справочники изъ нихъ. По Слободскому, напр., монастырю у него были сдѣланы выборки изъ дѣлъ архива (писанныя имъ карандашомъ), гдѣ по очень детальнымъ рубрикамъ монастырской жизни указаны были цитаты изъ дѣлъ за всѣ года существующихъ письменныхъ документовъ. Очень жаль, если этотъ указатель не сохранится послѣ о. Максимиліана для будущаго бытописателя монастыря онъ много бы облегчилъ работу.
Всѣ срочныя работы о. Максимиліанъ исполнялъ необыкновенно точно, аккуратно, обстоятельно и вмѣстѣ кратко. Годовая отчетность его по монастырю, особенно денежная, велась образцово. Исполненіе письменныхъ порученій и доставленіе требуемыхъ Епархіальнымъ начальствомъ по монастырю свѣдѣній дѣлалось имъ съ любовію и тщательностію. Въ кельѣ его былъ всегда большой дѣловой безпорядокъ, свидѣтельствующій о постоянномъ трудѣ хозяина: всюду, —на столахъ, на стульяхъ, на окнахъ — книги, дѣла, планы, бланки, а самъ хозяинъ—старецъ съ качающейся головой, притворно сѣтуя на новое требованіе начальствомъ свѣдѣній, съ любовію и увлеченіемъ дѣлаетъ выписки изъ дѣлъ, подсчитываетъ цифры, сводитъ ихъ въ графы, отдѣлы, подотдѣлы... Одна изъ послѣднихъ его интересныхъ работъ было «писаніе кладбища при монастырѣ съ перечисленіемъ подписей на могильныхъ памятникахъ,—работа цѣнная для мѣстнаго историка. Помимо дѣловой переписки, о. Максимиліанъ заявилъ себя также какъ составитель церковныхъ пѣснопѣній въ честь прѳп. Трифона. Имъ основательно переработана была первоначальная краткая редакція акаѳиста въ честь преподобнаго, имѣвшая мѣстное употребленіе и составленная дядей его, заштатнымъ священникомъ с. Срѣтенскаго Нол. у. Игнатіемъ Иконниковымъ въ 1848— 1849 г. Акаѳистъ о. Максимиліана отличается „полнотою, помазанноетью и тѣмъ, что въ немъ содержатся указанія на многіе факты изъ житія преподобнаго”. Эту редакцію акаѳиста вмѣстѣ со службою преподобному о. Максимиліанъ представлялъ въ С.-Петербургскій Цензурный Комитетъ въ 1894 и 1901 годахъ, съ просьбою о разрѣшеніи къ напечатанію, но, къ сожалѣнію, эти ходатайства его не имѣли успѣха.
0. Максимиліанъ умеръ отъ рака желудка. Болѣлъ онъ около года, хотя и выходилъ въ храмъ, но служилъ рѣдко. Въ послѣдній разъ онъ совершилъ всѣ богослуженія 26 августа, въ юбилей Отечественной войны. Управлялъ монастыремъ въ званіи намѣстника до самой своей смерти. До послѣдняго дня своей жизни о. Максимиліанъ сохранилъ полную ясность сознанія, твердую память, силу характера. Почти наканунѣ своей смерти, 24 декабря, онъ пригласилъ къ себѣ о. казначея монастыря, далъ ему свои распоряженія на предстоящіе праздники, передалъ ему черновики для годового отчета по монастырю и сдѣлалъ указанія для его составленія. Въ праздникъ Рождества Христова о. Максимиліанъ пожелалъ исповѣдаться и пріобщаться св. Таинъ, что и было исполнено чрезъ духовника игумена Никандра. Въ 3 часа ночи на 26 дек. о. М. зачѣмъ-то всталъ со своей постели и пошелъ, но отъ слабости упалъ. Келейникъ мальчикъ поднялъ его въ безсознательномъ состояніи. Черезъ полчаса сознаніе вернулось. На разсвѣтѣ былъ приглашенъ лѣчившій о. М—на врачъ Купидоновъ, оказавшій возможную помощь. Въ 9 час. утра о. Максимиліанъ снова лишился сознанія. Въ первомъ часу дня о. игуменъ Иннокентій съ братіей совершилъ надъ умирающимъ таинство елеосвященія, въ концѣ котораго, когда было возложено на главу раскрытое евангеліе и читалась положенная по чину молитва, о. Архимандритъ Максимиліанъ тихо, спокойно, безъ предсмертной агоніи скончался, и присутствовавшій при соборованіи врачъ Купидоновъ констатировалъ смерть. Братія монастыря, по установленному чину, облачили усопшаго въ архимандричью мантію и эпитрахиль. Предъ вечерней, около 4 часовъ, совершена была братіею монастыря первая панихида по умершемъ. О кончинѣ о. Максимиліана тотчасъ же телеграммою сообщено было Преосвященнѣйшему Настоятелю монастыря, Епископу Филарету. Владыка телеграммою же на имя казначея—игумена Никандра далъ распоряженіе о погребеніи,, назначивъ оное 28 декабря и обѣщая прибыть самъ. Владыка прибылъ въ мовастырь 27 дек. послѣ полудня. Въ 5 час. вечера былъ совершенъ выносъ почившаго изъ квартиры въ теплый храмъ. 0. архимандритъ Максимиліанъ былъ положенъ въ самый простой гробъ,окрашенный бѣлою краскою, отъ времени уже пожелтѣвшею (гробъ былъ приготовленъ заранѣе самимъ о. Максимиліаномъ). Выносъ тѣла былъ совершенъ братіей монастыря и городскимъ духовенствомъ подъ предстоятѳльствомъ о. благочиннаго городскихъ церквей, протоіерея А. А. Замятина. Въ 6 час. вечера Владыка совершилъ парастасъ; пѣлъ хоръ пѣвчихъ женскаго монастыря. Въ 81/2 ч. утра 28 декабря архіерейскимъ служеніемъ совершена была литургія, а послѣ нея погребеніе усопшаго „монашескимъ чиномъ", при чемъ всѣ тропари, при пѣніи хоромъ антифоновъ, а также и разрѣшительная молитва были прочтены самимъ Владыкой. Въ погребеніи о. Архимандрита принимали участіе три протоіерея, два игумена, два іеромонаха, пять священниковъ и девять діаконовъ. Въ концѣ чина погребенія прот. С. А. Поповъ (Членъ 4 Тосуд. Думы) произнесъ прекрасную рѣчь, въ которой охарактеризовалъ почившаго о. Максимиліана, какъ священнослужителя, любившаго полноту и уставность церковнаго богослуженія, человѣка добраго и прямой души, всегда отзывчиваго къ горю и нуждамъ другихъ, благотворителя, умѣвшаго оказывать существенныя благодѣянія: онъ далъ образованіе не только среднее, но и высшее нѣсколькимъ юношамъ,—давалъ средства на выдачу бѣдныхъ дѣвицъ въ замужество. По окончаніи погребенія гробъ съ останками почившаго священнослужителями, въ предшествіи Владыки, былъ обнесенъ кругомъ теплаго храма и опущенъ въ могилу рядомъ съ сѣверной стороны алтаря. На погребеніи почему-то не замѣтно было монашествующихъ изъ другихъ монастырей (присутствовали только - игуменія и казначея Слободского и казначея Вятскаго женскихъ монастырей), народа и даже родственниковъ (былъ одинъ только о. діаконъ с. Шестакова В. Сарычевъ) хотя о. Архимандритъ Максимиліанъ пользовался всеобщимъ уваженіемъ городского духовенства и общества.
Вѣчная тебѣ память, искренній христіанинъ, незабвенный труженикъ и добрѣйшій человѣкъ!
П.I.O.
Источник: Вятские епархиальные ведомости, 1913 г., №3-й, 17 января, с. 79-84. |