Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [43]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Из дневника чернобыльца

Из дневника чернобыльца

Николай Васильевич Батин, родившийся в небольшой, давно исчезнувшей деревне Батино в 1948 г., - один из тех, кто ликвидировал последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В настоящее время на месте его родной деревни по инициативе Николая Васильевича поставлен памятный знак, и возле него ежегодно 12 июля, в Петров день, собираются бывшие жители деревни. В трудное послевоенное время прошло его детство. Его родители – Василий Никанорович и Наталья Васильевна - всю жизнь проработали в колхозе, подняли на ноги, выучили, воспитали пятерых детей.

После окончания Тюм-Тюмской восьмилетней школы, а затем Сарапульского механического техникума начал он свою трудовую деятельность в 1966 г. учеником слесаря по ремонту автомашин. С 1969 г. проживает в г. Кирово-Чепецке. Работал водителем, мастером, начальником автоколонны, главным инженером автобазы, начальником автобазы, главным инженером треста «Спецмонтажмеханизация». В 1977 г. окончил вечерний факультет Кировского политехнического института.

Все, кто знаком с Николаем Васильевичем, знают его как чернобыльца и активного общественника. Он добровольно ушел ликвидировать последствия аварии на ЧАЭС и пробыл там с 12.10 по 5.12.1986 г. Работал в должности начальника смены группы «Демаг» на объекте «Укрытие» (саркофаг), руководил работой машин на монтаже. Получил дозу внешнего облучения 16,5 рнг. Инвалид III группы. Работая на станции, он вёл дневник. Записи из дневника опубликованы в книге «Долгое эхо Чернобыля» (Киров, 2012). Это сборник материалов о кировчанах, принимавших участие в работе по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Всего принимало участие около 4000 человек, примерно 1250 из них безвременно ушли из жизни.

Вот что он писал в своем дневнике 2 ноября 1986 года: «Мне предстоит работать без сна до 9.00 утра, где-то 30 часов. Только хватило бы сил. Ещё вечером я получил задание от Королёва Л.М.: в 3.00 начать перегон и в 6.00 поставить «Демаг-21» в точку согласно ППР (план производства работ) для поднятия балки «мамонт». С 24.00 кран отдан Тишкину А А. для установки тумбы на оси 51 (угловая между каскадной и контрфорсами). Ох и намотал же он нервы! И, в конечном счёте, отдал мне кран лишь 3.00, так и не установив тумбу на место.

В 3.00 со слесарями проверил кран, развернул «суперлифт». Это тележка с контргрузами весом в 480 тонн, зацепленная к крану «Д-21» в транспортное положение. Но ехать некуда. Нет дороги и площадки для его работы. Разругался со строителями. Куваев О.С. – ответственный за подготовки дороги и площадки. Ещё раз проверил площадку. Она не готова. Кое-как строители сдали площадку в 5.20, и я начал перегон крана. Проехали метров 8. Я стоял спереди крана спиной к четвёртому блоку, по рации руководил перегоном крана и вдруг слышу щелчок. Я остановил кран. Подбежал сзади и ужаснулся. Опора крана «Д-21» при движении самопроизвольно опустилась и зацепилась за неровности дороги. Вырвало крышку пяты опоры.

Что делать? Сначала с машинистом давай ловить центр опоры со штоком движения крана вперёд-назад. Кран весит 1240 тонн. Не получилось. Вызвал по рации КрАЗ. Вызвал слесарей, вручную опору подогнали под шток. Давай ставить крышку. К счастью, удалось вывернуть два заломленных болта крышки опоры и поставить другие.

У крана собралось всё наше начальство, члены Правительственной комиссии – все, кто работал в ночь. Момент очень серьёзный. Я попросил Петрова В.А. (главный инженер монтажного района) подогнать сюда электросварку с хорошим электросварщиком. Он бегом побежал за ней. Нужно было принять правильное решение. Правильное – значит, пригнать сюда слесарей с электродрелью и высверлить 10 заломленных болтов при радиационном фоне 5 рентген. Ведь мы стояли в 15 метрах от четвёртого блока. Но я принял другое решение: электросваркой осторожно приварить гайку к заломленному болту, а затем этот болт выкрутить. Подобное мы делали не раз на своем предприятии. Не сразу, но всё получилось. Если не получится, думал я, то придётся покупать билет домой. Кран готов. Задержка составила 40 минут. Но я чуть не поседел за это время.

Короче говоря, я поставил кран на место. Это один метр от разрушенного блока согласно ППР. Все кричат: «Давай разворот, разворот суперлифта!» И как назло (закон подлости) не поднимается осевая опора суперлифта. Вот уж был накал страстей! Все кричат на нас, на Королёва Л.М. (главный инженер нашей организации), а кран ни с места. Кое-как в 8.30 опора поднялась. В 9.00 сделали разворот суперлифта. Замеряем расстояние, оказывается, кран нужно ставить на новое место. Посчитали проектировщики, что с этой установки крана «Д-21» балку «мамонт» в 185 тонн не поднять. Кран надо перегонять на другую ось. Это ещё метров на восемь. Но я уже был никакой. Сильно болела голова, а на лице – «ядерный загар». Цвет этого загара красно-коричневый. В ту смену я «схватил» 5,5 рентгена по дозпатрону. Но это вряд ли достоверно. На самом деле значительно больше. В 9.00 пришел мой сменщик. Был тут же Никулин В.П., и я отпросился отдыхать. Королёв меня отпустил».

Хочу привести ещё одну запись, от 7 декабря: «Всё. Моя командировка на необъявленную войну закончилась. Завтра в Киев на вокзал и домой. Приехал сюда вполне здоровым, уезжаю больным. Есть направление в 6-ю клиническую больницу г. Москвы. В конце командировки (с 25 ноября) у меня начались сильные головные боли, температура – 39-40 градусов. Открылось кровотечение из носа и рта, тошнота, рвота. Меня с 1 декабря вывели из смен, работал на блоке до 05.12. 1986 года только в день. Мне стало чуть лучше».

С 1990 года Н.И. Батин в чернобыльском движении. При его активном участии 24.04.1990 года была создана первая в Кировской области общественная Чернобыльская организация – Кирово-Чепецкий совет Союза «Чернобыль», и до 1993 г. он был его председателем.

Николай Васильевич - автор памятного Чернобыльского знака, установленного в сквере у вечного огня в г. Кирово-Чепецке. Он автор идеи иконы «Чернобыльский спас» (художник Т.О. Яковлева), подаренной Кирово-Чепецкому Всехсвятскому собору.

В 2010 году Н.И. Батин по своему проекту закончил строительство храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии в д. Пантюхино Кирово-Чепецкого района.

«Храм я строил десять лет, - говорит Николай Васильевич. – Пять лет ушло только на оформление документов: разрешение на строительство, отвод земли, подготовку проекта и сметы. Треть денег вложил свои. Треть затрат – это заслуга настоятеля Кирово-Чепецкого Всехсвятского собора отца Николая. В 2013 г. отец Николай неожиданно скончался, и я осиротел. Новый настоятель отец Василий практически не помогал, и приходилось самому содержать храм. Мне, как председателю (старосте) совета прихода, это стоит 30-40 тысяч в год. Последняя треть затрат - благотворительная помощь верующих».

За ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС Н.В. Батин награждён орденом Мужества, Почетной грамотой Правительственной комиссии по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, медалью МЧС России «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций», юбилейной медалью: «25 лет Укрытию ЧАЭС», нагрудными знаками.

Награждён он также юбилейной медалью Русской Православной церкви «В память 1000-летия представления равноапостольного Великого князя Владимира» и знаком «900 лет подвигу священному ученика Кукши».

В настоящее время Н.В. Батин является председателем прихода храма в д. Пантюхино, а с 1992 года старостой д. Пантюхино.

А. ПЕТРУШИН

Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 42, 21 октября 2017 г.

Категория: Судьбы | Добавил: Георгич (22.10.2017)
Просмотров: 441 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта