40 лет за рулем
Для сельских жителей нашего района профессия водителя-дальнобойщика сейчас не такая уж и редкость. Вот, например, уже 15 лет ездит на дальние расстояния житель Петровского Николай Александрович Скрябин.
А всего за рулем трудится Николай Александрович уже ровно 40 лет. Водительское удостоверение он получил, отучившись от военкомата сразу после окончания местной школы в 1976 году. И сразу же отправился в армию, правда, служил в группе советских войск в Германии не водителем, а командиром БМП. А вот после армии сразу начал работать водителем в колхозе. Ездить, кстати, приходилось не только по местным полям, но и в другие регионы.
Например, трижды отправлялся на колхозном «КамАЗе» он в рейс в Волгоград (и каждый раз заходил на Мамаев курган).
В нелегкие для предприятия годы, чтобы вырастить-выучить детей, держали они с супругой Ниной Николаевной много скота — две коровы, телят, поросят, овец... Управляться со всем этим хозяйством, как она вспоминает, «было очень тяжело». В поисках заработка в начале 2000 годов Николай Александрович и перешел в категорию водителей-дальнобойщиков. На «КамАЗе» местного же предпринимателя пришлось отправляться в самые разные рейсы. Возили, например, в Киров из Санкт-Петербурга фрукты. Товар скоропортящийся, так что на дорогу давалось максимум полтора суток — ехали без остановок вдвоем: один спит, второй за рулем. Самые дальние рейсы были даже в Мурманск: туда по осени везли закупленную у нас картошку, а там грузили фургон-термос рыбой.
Впечатления от дальних дорог всегда остаются на долгие годы. Вот в Архангельской области пришлось понаблюдать приливы-отливы Белого моря — полоса прибоя уходит, обнажая пески, а потом медленно приближается. Вот в Казахстане как-то заночевал у местного водителя — тот сначала показал гостю их домашние обычаи: большое блюдо с пловом поставили на пол (казахам-то привычно есть плов руками, сидя на полу), а уж потом посадил за стол, дал ложку-тарелку.
Но если в советское время дальнобойщик мог практически в любом месте остановиться и поспать, то еще в начале 2000 годов на дорогах было полно тех, кто требовал «проплаты». Въезжаешь, например, в Мурманск — грузовик с чужими номерами сразу тормозят и требуют плату «за въезд». Так что, вспоминает Николай Александрович, предприниматели тогда повсеместно водителям выдавали деньги «для откупа». Приходилось ему слышать и рассказы о том, что не пожелавшим платить протыкали колеса и т.д. А вот с середины 2000-х годов милиция стала серьезно бороться с таким явлением, и теперь такое ушло в прошлое.
- Кто в дороге ломался и знает, что это такое, те всегда остановятся и помогут, - рассказывает Николай Александрович. - Однажды раз сломался зимой в Татарстане - двигатель застучал. Целые сутки стоял на морозе, лампой паяльной грелся в кабине. Нагреешь и сидишь, приоткрыв окошко, чтоб дышать. Стекла в кабине покрылись слоем льда. Водители останавливались, спрашивали, чем помочь, бензина давали для лампы. А сейчас на такой случай отдельные печки в машинах есть от аккумулятора. Да и позвонить 911 можно - МЧС-ники приезжают, все равно как-то помогут, даже аккумулятор подзарядить могут при необходимости.
Одну зиму работал Николай Александрович тоже на «КамАЗе» и вахтовым методом на севере Западной Сибири. Летом те места совершено непроходимы, а зимой там делали лежневки — дороги, чтобы рядом с ними можно было проложить нефте- и газопроводы. На поверхность болота сначала укладывали бревна, на них расстилали специальный материал, чтобы грунт сквозь бревна не проваливался, а сверху уже засыпали песком или грунтом, который замерзал. Приходилось видеть, как даже зимой машины уходят в болото, чуть съехав с этой лежневки в сторону. Не успеют машину быстро зацепить и вытащить тракторами — останется на этом месте лишь чуть торчащий из болота кузов.
Сейчас «на северах» работает сын Николая Александровича, правда, не водителем, а монтажником. Дочь - медик в Кирове. Младший брат, живущий в Уржуме, «тоже по дальнякам лазит» на большой иномарке. Сам Николай Александрович опять же на «КамАЗе» возит в Самару и другие города продукцию лесопереработчиков из Медведка.
Если уходит в дальний рейс, то чтобы не оставлять на несколько дней свою легковую машину в Медведке, его туда отвозит и встречает потом с рейса супруга Нина Николаевна. Водительские права она получила еще в 2000-м году. Их обладательницами тогда были всего 156 жительниц района — как она помнит, эта цифра была приведена в «Кировской искре». Кстати, отучилась она сразу на 2 категории: «А» (мотоциклы) и «Б».
- У меня и сестра работала на тракторе. А я еще в школе, когда мальчишкам купят мопеды, все просила: дайте прокатиться, - рассказывает Нина Николаевна. - И легко научилась на мотоцикле ездить. И на машине еще до обучения ездила. Едем с мужем на «КамАЗе» или «пятьдесят третьей» по полям — я и сяду за руль. А потом на легковой сама и в Уржум с подружками, и к сыну в Советск ездила. Муж мне «Минск» купил. Я на нем много тогда ездила: и в Скрябино к родителям, и за грибами, и в магазин — хоть куда. Прицеплю к мотоциклу сзади тележку — вожу картошку с участка к дому.
Так что водительский стаж у супругов Скрябиных - на двоих 60 лет. Главу семейства, как водителя очень опытного, впору попросить дать совет молодым коллегам по безаварийной езде. Совет, в принципе, оказался прост. По наблюдениям Николая Александровича, в аварии в основном попадают молодые водители, нередко действующие «на авось». А надо быть совершенно уверенным в безопасности любого маневра. В общем, не уверен — не обгоняй!
О. СУСЛОПАРОВ
Фото автора.
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 45, 9 ноября 2019 г. |