Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [195]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [64]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

40 лет за рулем

40 лет за рулем

Для сельских жителей нашего района профессия водителя-дальнобойщика сейчас не такая уж и редкость. Вот, например, уже 15 лет ездит на дальние расстояния житель Петровского Николай Александрович Скрябин.

А всего за рулем трудится Николай Александрович уже ровно 40 лет. Водительское удостоверение он получил, отучившись от военкомата сразу после окончания местной школы в 1976 году. И сразу же отправился в армию, правда, служил в группе советских войск в Германии не водителем, а командиром БМП. А вот после армии сразу начал работать водителем в колхозе. Ездить, кстати, приходилось не только по местным полям, но и в другие регионы.

Например, трижды отправлялся на колхозном «КамАЗе» он в рейс в Волгоград (и каждый раз заходил на Мамаев курган).

В нелегкие для предприятия годы, чтобы вырастить-выучить детей, держали они с супругой Ниной Николаевной много скота — две коровы, телят, поросят, овец... Управляться со всем этим хозяйством, как она вспоминает, «было очень тяжело». В поисках заработка в начале 2000 годов Николай Александрович и перешел в категорию водителей-дальнобойщиков. На «КамАЗе» местного же предпринимателя пришлось отправляться в самые разные рейсы. Возили, например, в Киров из Санкт-Петербурга фрукты. Товар скоропортящийся, так что на дорогу давалось максимум полтора суток — ехали без остановок вдвоем: один спит, второй за рулем. Самые дальние рейсы были даже в Мурманск: туда по осени везли закупленную у нас картошку, а там грузили фургон-термос рыбой.

Впечатления от дальних дорог всегда остаются на долгие годы. Вот в Архангельской области пришлось понаблюдать приливы-отливы Белого моря — полоса прибоя уходит, обнажая пески, а потом медленно приближается. Вот в Казахстане как-то заночевал у местного водителя — тот сначала показал гостю их домашние обычаи: большое блюдо с пловом поставили на пол (казахам-то привычно есть плов руками, сидя на полу), а уж потом посадил за стол, дал ложку-тарелку.

Но если в советское время дальнобойщик мог практически в любом месте остановиться и поспать, то еще в начале 2000 годов на дорогах было полно тех, кто требовал «проплаты». Въезжаешь, например, в Мурманск — грузовик с чужими номерами сразу тормозят и требуют плату «за въезд». Так что, вспоминает Николай Александрович, предприниматели тогда повсеместно водителям выдавали деньги «для откупа». Приходилось ему слышать и рассказы о том, что не пожелавшим платить протыкали колеса и т.д. А вот с середины 2000-х годов милиция стала серьезно бороться с таким явлением, и теперь такое ушло в прошлое.

- Кто в дороге ломался и знает, что это такое, те всегда остановятся и помогут, - рассказывает Николай Александрович. - Однажды раз сломался зимой в Татарстане - двигатель застучал. Целые сутки стоял на морозе, лампой паяльной грелся в кабине. Нагреешь и сидишь, приоткрыв окошко, чтоб дышать. Стекла в кабине покрылись слоем льда. Водители останавливались, спрашивали, чем помочь, бензина давали для лампы. А сейчас на такой случай отдельные печки в машинах есть от аккумулятора. Да и позвонить 911 можно - МЧС-ники приезжают, все равно как-то помогут, даже аккумулятор подзарядить могут при необходимости.

Одну зиму работал Николай Александрович тоже на «КамАЗе» и вахтовым методом на севере Западной Сибири. Летом те места совершено непроходимы, а зимой там делали лежневки — дороги, чтобы рядом с ними можно было проложить нефте- и газопроводы. На поверхность болота сначала укладывали бревна, на них расстилали специальный материал, чтобы грунт сквозь бревна не проваливался, а сверху уже засыпали песком или грунтом, который замерзал. Приходилось видеть, как даже зимой машины уходят в болото, чуть съехав с этой лежневки в сторону. Не успеют машину быстро зацепить и вытащить тракторами — останется на этом месте лишь чуть торчащий из болота кузов.

Сейчас «на северах» работает сын Николая Александровича, правда, не водителем, а монтажником. Дочь - медик в Кирове. Младший брат, живущий в Уржуме, «тоже по дальнякам лазит» на большой иномарке. Сам Николай Александрович опять же на «КамАЗе» возит в Самару и другие города продукцию лесопереработчиков из Медведка.

Если уходит в дальний рейс, то чтобы не оставлять на несколько дней свою легковую машину в Медведке, его туда отвозит и встречает потом с рейса супруга Нина Николаевна. Водительские права она получила еще в 2000-м году. Их обладательницами тогда были всего 156 жительниц района — как она помнит, эта цифра была приведена в «Кировской искре». Кстати, отучилась она сразу на 2 категории: «А» (мотоциклы) и «Б».

- У меня и сестра работала на тракторе. А я еще в школе, когда мальчишкам купят мопеды, все просила: дайте прокатиться, - рассказывает Нина Николаевна. - И легко научилась на мотоцикле ездить. И на машине еще до обучения ездила. Едем с мужем на «КамАЗе» или «пятьдесят третьей» по полям — я и сяду за руль. А потом на легковой сама и в Уржум с подружками, и к сыну в Советск ездила. Муж мне «Минск» купил. Я на нем много тогда ездила: и в Скрябино к родителям, и за грибами, и в магазин — хоть куда. Прицеплю к мотоциклу сзади тележку — вожу картошку с участка к дому.

Так что водительский стаж у супругов Скрябиных - на двоих 60 лет. Главу семейства, как водителя очень опытного, впору попросить дать совет молодым коллегам по безаварийной езде. Совет, в принципе, оказался прост. По наблюдениям Николая Александровича, в аварии в основном попадают молодые водители, нередко действующие «на авось». А надо быть совершенно уверенным в безопасности любого маневра. В общем, не уверен — не обгоняй!

О. СУСЛОПАРОВ
Фото автора.

Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 45, 9 ноября 2019 г.

Категория: Судьбы | Добавил: Георгич (08.11.2019)
Просмотров: 243 | Теги: Уржум, Водитель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта