Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [195]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [63]
Судьбы [214]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [99]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

«В деревне жили удивительные люди»
«В деревне жили удивительные люди»
 

Была у нас в районе деревня с необычным названием — Большая Муша, иногда, впрочем, говорят просто — Муша.
Искал в интернете, что же обо­значает это слово и обнаружил, что оно является финским и связа­но с «муш» — пчела (встречается в ряде языков народов Поволжья).
«Деревня Большая Муша была единственным населенным пун­ктом сельсовета (Посенурско­го), находившимся на правобере­жье Байсы. Она стояла на р. Ин­дыгойке (правый приток Байсы) при впадении в нее слева (с запа­да) лесной речки Черной. По данным райисполкома, деревня существовала с 1772 г. » - пишет А.Н. Иконников в своей работе «Исто­рия сельских Советов Уржумско­го района».
На краеведческом портале «Родная Вятка» приводится «Спи­сок населенных мест Вятской губернии 1859-1873 гг.». Там чита­ем, что казенная деревня Боль­шая Муша относилась к 1 ста­ну Уржумского уезда. В деревне было 11 дворов, население 121 че­ловек - 57 мужчин и 64 женщины.
Согласно «Книге Вятских ро­дов» В.А. Старостина, в те годы в Большой Муше преобладали фамилии Бахтины — 18 семей и Нвоселовы — 8 семей. Деревня на­ходилась на территории Изимор­ского района Кузнецовской воло­сти Уржумского уезда.
В начале двадцатого века де­ревня «подросла» - дворов стало ужу 36, населения — 239. Муша тогда относилась уже к Байсинской волости.
В 1926 году деревня была от­несена к Посенурскому сельсове­ту Кокшинской волости. Населе­ние выросло до 251.
В тридцатые годы Муша была уже в составе Лебяжского района, в пятидесятые — Буйского. За­тем «вернулась» в Уржумский. А в 1989 году в деревне Муша оста­лось всего 6 человек (1 мужчина, 5 женщин). И 26.12.2000 деревня снята с учета...
В 1996 году «Кировская Ис­кра» опубликовала воспомина­ния А. Бахтина, жившего в со­седнем с Мушой Посенуре и ра­ботавшего там киномехаником. Приведем эту статью в сокращен­ном варианте.
«В деревне Муша был пруд. По словам старожилов, на нем даже мельница стояла. Работал в деревне и магазин. Стояла ферма на 100 голов. Рядом с фермой сто­ял телятник. Недалеко располага­лись кузница и пилорама. Была в деревне и конюшня. Молодежь летом гоняла лошадей в ночное.
Деревня в ту пору насчиты­вала около 40 домов. На каждом дворе держали помногу скота и гусей. Фамилия Бахтины преобладала в деревне.
Летом деревня Муша вся уто­пала в зелени, особенно много было сирени. Обычно весной мушинская молодежь всегда приходила на просмотр фильмов в По­сенурский клуб с букетами сире­ни. Перед началом сеанса ребята успевали еще поиграть в волей­бол, а девушки, конечно, были бо­лельщиками за своих, любимых.
После кино всегда устраи­вались танцы под гармошку. В Муше было немало гармони­стов. Так что жили весело. Жи­тели Муши и Посенура входили в третью бригаду колхоза имени Калинина».
А еще о Муше рассказала нам Нина Дмитриевна Плотни­кова, детство которой прошло в этой деревне.
По ее словам, деревня Муша была большая, двухсторонняя, до­мов много было, все они были расположены на правобережье Инды­гойки, на пригорке. Дома северно­го конца деревни почти вплотную подходили к Посенурской роще — небольшому лесному массиву, отделявшему Мушу от Посену­ра. Кстати, по прямой между эти­ми двумя деревнями чуть больше километра.
С запада, тоже примерно в километре, располагалась дерев­ня Погорельцы. Нина Дмитриев­на вспоминает, что у этой дерев­ни было еще два названия — По­беда и Коллектив. Образовали ее переселенцы из Посенура. После одного из пожаров они рассели­лись кто где. В этом хуторе и жила поначалу семья Нины Дмитриев­ны. Потом жители хутора снова переселились, кто назад в Посе­нур, кто в Мушу.
- Потому что там не было ни­чего, ни магазина, ни школы, толь­ко скотный двор. Это было где-то в 54-55 годах, - вспоминает Нина Дмитриевна. - Мы переехали од­ними из самых последних.


Итак, с географическим по­ложением деревни разо­брались, теперь поговорим о са­мой деревне.
- Деревня была очень краси­вая, чистая и аккуратная, - вспо­минает Нина Дмитриевна, - ни­каких ни ухабов, ни ямин. Пото­му что была околица, трактора и машины по ней ездили. А в дерев­не люди всегда прибирались, на­водили порядок.




 
Раньше ведь то­поля в других деревнях были, а у нас тополей было мало, по кон­цам деревни только, а в основном липы, вязы, дубы и березы, оси­ны. У реки, примерно в середине деревни, стояла кузница, мой дед работал кузнецом, как обед, ходил морды ставить, ловил нам рыбу, чтобы было что есть. Даль­ше — мельница, там и муку моло­ли, и крупы делали. Около мельницы запруда была сделана, пада­ла вода, вращала мельничное ко­лесо. В деревне были свиноферма, коровник, телятник, конный двор был большой. Вокруг были луга. И, мне кажется, что там торф был, или просто черная плодородная земля. Мы ее на огород таскали оттуда. С краю деревни была По­сенурская роща. Ее на две части делила дорога, по которой мы бе­гали в школу в Посенур.
Еще Нина Дмитриевна вспоминает, что, когда еще жили в Погорельцах, прямо от их дома на юг по полю шли аллеи из пихты, сосны, ели и тополей. Их посадили люди. И по этим алле­ям можно было выйти в Изимор­ку в магазин. Аллеи назывались «утин» (с ударением на первом слоге), люди говорили, например, «пойти по утину». У нас, на Вят­ке, это слово употреблялось рань­ше в значении «рубеж, граница»...
А еще, оказывается, начало Бушковского леса в Муше почему- то называли «Курень». Слово-то казачье, запорожское, все, кто читал «Тараса Бульбу», это зна­ют. Но вот, и у нас встречается. Кстати, починок Черновский (сей­час уже нежилой) около Савино­ва имел еще одно название - Озинерский Курень. Да и так, в раз­говорах со старыми людьми слы­шал это слово, но толком его значение объяснить никто не мог. Как вариант — шалаш на конце поля, огорода.
В продолжение темы уста­ревших слов и понятий. Кух­ню в Муше называли «середь». Был еще «куток» - темное место у выхода. Там снимали и вешали верхнюю одежду. И еще одно сло­во - «казенка». Это верхняя сту­пенька лестницы на печку, сту­пенька широкая и огороженная с трех сторон небольшими досочка­ми. Для чего она нужна?
- Зимой собирались вечером дома. Мать скотину устряпает, мы поможем ей быстрее управиться. И мать садилась на эту казенку, а мы все на печку забирались, и на­чинались у нас разговоры. Мама сказки, небылицы и были всякие, что было у них раньше, расска­зывала. А мы сидели и слушали.
- В нашей деревне жили уди­вительные люди, продолжает рас­сказ Нина Дмитриевна. - Никог­да друг друга по имени не называли, особенно мужчин, только по имени-отчеству: Дмитрий Иванович, Степан Иванович. Един­ственно, женщин могли назвать по мужу - Нюра Степиха, например, то есть, Степанова она жена. Не было злобы. Женщины никог­да не ссорились из-за детей. Ребя­та что-нибудь нахулиганят - попа­дет всем без разбора. Зато потом, после наказания, все забывалось. Помогали очень друг другу. Допу­стим, дом построить или же коло­дец выкопать. Всегда на помощь придут, по два, по три дня отра­ботают, и никаких денег. Хозяева накормят, ну самогоном угостят и все, весь расчет. Кстати, пили немного, в основном по празд­никам. А праздники проводились так - этот праздник в этом доме, этот в другом, по очереди как бы ходили друг к другу. А в октябрь­ские праздники собиралось об­щее застолье в клубе. Прибира­лись, варили пельмени, кашу вари­ли, какой-то суп, хлеб одна хозяй­ка выпекала. Давал колхоз муку, крупу и мясо. По четушке давали водки на дожинки, это когда хлеб дожинали и убирали, и на сеноко­се тоже по четушке водки давали. А если кто-то и напивался в рабо­чие дни, так собирали сход и разговаривали с ним. Не то, что ру­гались, а так — что, мол, ты де­лаешь, ведь у тебя такая семья. А семьи были очень большие, я помню, что в трех семьях было по восемь-девять детей. А два-три ре­бенка - так это очень мало...
Одежду носили простую. Женщины - постоянно юбка, кофточка и передник. Пе­редник старые люди называли «за­пон». Шли на сенокос, одевали все белое. И обязательно фартук с карманом, чтоб бруски-точила туда сунуть.
Что ели? Каши, супы какие- нибудь. Кто жил побогаче, те, ко­нечно, варили мясо большим ку­ском. Картовница была толченая очень вкусная. Хлеб туда покро­шишь, наешься и бежать на улицу. В основном, конечно, горох во вся­ком виде: и пюре гороховое, и го­роховница, и кисель. Каша ячмен­ная была, потому что свой ячмень выращивали. Его на мельнице из­мелют, крупу сделают. Сладостей больно-то не было, вот только ку­лагу делали - солод в печку ста­вили, в него клали калину сырую, это все запарится, и очень вкус­но было.
Еще Нина Дмитриевна вспо­минает, что, хотя в округе дей­ствующих церквей не было, люди продолжали верить, во многих домах были иконы. Старые люди го­ворили, когда какой религиозный праздник, и все отмечали его. Вла­сти, кстати, за это никого не пре­следовали, не запрещали. Нао­борот, по большим религиозным праздникам Ильин день, Казан­ская, например - разрешали в пер­вую половину дня не работать.
О событиях в стране и мире узнавали по радио.
- Я еще в четвертом классе училась, - вспоминает Нина Дми­триевна, - когда к нам провели ра­дио, тарелки-то вот эти черные. Столбы ставили сами. А до это­го еще был случай. Один зажи­точный колхозник купил обыч­ный радиоприемник на батарей­ках, там две или три батарейки такие огромные стояли. Включи­ли, все сбежались, слушают, пол­ная изба набилась народу, и под окном еще. Послушали, хозяин выключил, решил, видимо, бата­рейки поэкономить, всё, говорит, питания нет. На следующий день люди натащили кто чего — кар­тошки, хлеба, огурцов... Хозяйка говорит — зачем несете? Люди от­вечают: так питание же надо, мы радио слушать хотим...
Так и жила деревня Муша, ве­село, грустно, в работе постоян­ной. Но нет ничего вечного. И деревням тоже отмерен свой срок...
22 июня 2013 года бывшие жители деревни Муша установи­ли на месте деревни памятный обелиск. «Здесь мы родились, вы­росли, испытали первые радости и горести, любовь к родным по­лям и лесам. Отсюда мы уходили в жизнь, со слезами покидая по­рог родного дома. Сюда рвались из дальних краёв, чтобы обнять дорогих родителей, посидеть на счастье под берёзами или черё­мухами, посаженными ещё нашими предками. Мы сохраним исто­рическую память о наших предках, о родных местах и передадим её нашим детям и внукам».


И ещё стоит сказать, что наша Муша не одино­ка. У нее есть тезки. В Сернур­ском районе был починок Мало-Мушинский. Считается, что он основан «...переселенцами рода Панкратовых из деревни Боль­шая Муша Кировской области». Прекратил существование в 60-х годах.
Второй тезка - село Муша Со­ветского района. Жилое. И там тоже жили Бахтины.
С. КОРОСТЕЛЁВ
Фотографии предоставлены: Н.Д. Плотниковой и бывшим фотографом нашей редакции Александром Бахтиным.
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 42, 17 октября 2020 г.
Категория: Сельские поселения | Добавил: Георгич (16.10.2020)
Просмотров: 182 | Теги: Кировская облать, люди и судьбы, Уржумский район, деревня Муша, краеведение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта