Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [43]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Теплушка

ТЕПЛУШКА

Мое детство прошло в деревне. В ту пору она еще не была развращена достижениями цивилиза­ции: не было электриче­ства, радио, денег и ка­зенного хлеба. Вся связь с внешним миром осуще­ствлялась через предсе­дателя колхоза, который ездил верхом на лошади с кожаной планшеткой через плечо. По осени, а то и летом он прово­дил собрания. Собрания всегда прохо­дили в теплушке.
Теплушкой в деревне звали неболь­шую избу, расположенную по соседству с конным двором, там хранили хомуты и остальную конскую упряжь. Теплушка была самым демократическим местом в деревне - в ней курили, пили, плева­лись, ругались матом, дрались, а зимой она становилась местом проведения вечерок, по-нынешнему - дискотек.
Надо заметить, что и вечерка и дис­котека имеют много общего. Конечно, на вечерке не было современной аппара­туры, которая «низами» запросто сбива­ет с ног, а «верхами» лишает человека разума, но зато была гармошка.
Гармонист, как и нынешний диск-жо­кей, до самого утра гонял по кругу не­сколько мелодий. Порой эти мелодии сильно отличались друг от друга, но на характер танца это влияло мало: моло­дежь моего детства, так же, как и совре­менная молодежь, на своем вооружении имела два-три танцевальных движения.
Для нас, детей, теплушка была един­ственным источником информации. К счастью, «Правил пребывания детей и подростков в общественных местах» еще не было, и нас никогда не гнали до­мой спать, а даже наоборот - наше при­сутствие, можно сказать, поощрялось. И это понятно - теплушка была и ареной цирка, и театральными подмостками, и залом заседаний, а ведь проведение любого мероприятия требует зрителя.
Не все, что происходило в теплушке, мы понимали, особенно собрания. Эти собрания были, как близнецы братья: сначала председатель стращал капита­листами, которые мечтают захватить нашу деревню в рабство, а затем рас­сказывал про товарища Сталина, кото­рый нашего угнетения не допустит.
Рабства в деревне никто не хотел, но и всемогущий Сталин энтузиазма не до­бавлял: старшие угрюмо молчали, взды­хали, исподлобья поглядывая, то Друг на друга, то на красную скатерть, кото­рой был покрыт стол, и кожаную планшетку, которая на ней лежала. Красная скатерть и кожаная планшетка на какое-то время отнимала дар речи и сме­лость.
Первой в диалог вступала Анюта. Анюта ни кого не боялась - у нее не было детей, мужа и скотины: терять ей было нечего. Детей Анюта не имела по причине того, что природа обделила ее способностью иметь результат совмест­ного, очень приятного труда с мужчиной. Всего остального она уже не имела не по причине, а в следствие. Жизнь такой женщины в наше время вряд ли может быть предметом зависти. Но в то, не нынешнее время деревенских баб, даже тех, которые жили с му­жьями, душила жаба.
Страна только что вышла из войны, в кото­рой потеряла не один де­сяток миллионов челове­ческих жизней. Чтобы по­править положение, жен­щин насильно побуждали рожать. Аборты, равно как и другие способы ис­кусственного прерывания беременности были зап­рещены, нарушение зап­рета влекло за собой уголовную ответствен­ность и соответственно, как меру наказания - лишение свободы. Вот по этой-то причине наши деревенс­кие бабы систематически пребывали в посте. В отличие от жен мужики благодаря сердобольной аннушке имели возможность не изнурять свое тело говеньем.
Почему-то Анюта очень любила зада­вать вопросы председателю не у себя дома, а в теплушке. Быть может, ей хо­телось помочь мужикам в их трудную минуту - ведь, как никак, а все они для нее были родные и близкие.
Анютин вопрос «Ильич, что опять де­нег на трудодни не будет?» выводил со­брание из оцепенения и желающих ска­зать председателю прямо в лицо все то, что они думают про трудодень, а за одно и про него - председателя - стано­вилось больше чем достаточно.
Говорили, то все в раз, то по отдель­ности, обращая свои монологи не только к председателю и друг к другу, но и к ка­кой-то высшей субстанции. Эта субстан­ция почему-то никак не хотела понять, что если колхознику не давать денег и хлеба, то нашей деревне придет конец.
Как только назревала резолюция о том, что сначала необходимо собранные зернышки поделить по трудодням так, чтобы хватило прожить до будущего года, и лишь остальное сдавать государ­ству, председатель доставал из кожаной планшетки чистый лист бумаги и каран­даш. Эта манипуляция деревенских ораторов приводила к порядку - мгновенно наступала тишина, и только сверчок за печкой никак не унимался.
Карандаш был очень красивый: с од­ной стороны он был синий, а с другой красный. «Прошу записываться, кто против того, чтобы сначала выполнить план по поставке хлеба государству», -вопрошал председатель, вставая из-за стола. «Против» никого не было, да и быть не могло.
Сама теплушка и часть конного дво­ра были сооружены из построек Павла Рыжего, которого раскулачили во время коллективизации. И хотя после войны осколки его семьи смогли собраться вместе, жили они в деревне беднее всех. У Павла Ры­жего не было сыно­вей, а годы, прове­денные в ссылке, подорвали здоровье и отняли силы. Помогла деревня - мужики сообща поставили ему домишко. Но эта, первая после войны новостройка стала не столько ласточкой лучшей жизни, на которую надеялись в деревне, сколько вороной, которая добра никогда не на­каркает.
«Итак, - подытожил председатель, - если «против» нет, то значит все «за». Все за то, чтобы сначала выполнить план по хлебопоставкам государству, а потом уже себе, что останется. Нам не на кого жаловаться, как потопа­ешь, так и полопаешь!»
Председатель, укомплектовав свою планшетку чистым листом бумаги и карандашом, и, утеплив красной скатертью свою поясни­цу, не прощаясь, выходил на све­жий воздух.
За рекой километрах в двух виднелась деревня Чукша, - следующее собрание пройдет там, а сегодня Ильич останется в нашей деревне на правах наместника. Это традиционное право, кото­рое пришло из глубины веков, еще со времен монголо-татарско­го ига и органично вписалось в новую жизнь, нашими мужиками не оспаривалось.
Мужская половина нашей де­ревни Анюту любила, но до драки дело не доходило - умела Аннуш­ка каждому найти свое время и место. Однако доброжелательность разом ис­чезала, когда какой-нибудь гость из со­седней деревни подозрительно долго искал ее взгляда: такое поведение расценивалось как вызов, статус гостя резко менялся, и каждый считал своим долгом сообщить ему об этом. Но Ильич не был мужиком из соседней деревни, он был представителем некой высшей субстан­ции, ее наместником, а наместник все­гда для хозяина гость.
С тех пор минуло почти полвека. На­шей деревни нет. Нет даже подпольных ям - сплошное поле. И только деревья на угоре - живые свидетели теплушечной демократии - пока еще живы.
Э. Трахтенгерц
"Уржумские Ведомости" №04-05 апрель-май 2001 года
Категория: Сельские поселения | Добавил: Георгич (22.01.2016)
Просмотров: 424 | Теги: деревня | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта